Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 58»
г. Махачкала п. Семендер
Конспект открытого урока по литературному чтению
В.В. Бианки "Мышонок Пик", 3 класс.
Урок разработала и провела
учитель начальных классов
Нурмагомедова З. М.
Цель:
- ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Бианки;
- учить видеть и понимать окружающую природу;
- развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;
- прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты:
Предметные: ознакомить с творчеством В. Бианки; учить прогнозировать содержание произведения, видеть и понимать поступки героев, определять жанр произведения.
Личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей; учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывание, рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки, описывающие характер.
1. Орг.момент
Давайте подарим, друг другу хорошее настроение, и начнём урок литературного чтения.
2. Речевая разминка
Перед тем как мы начнем знакомство с новым произведением, проведем речевую разминку. Я приготовила вам скороговорку. Вы любите скороговорки?
Мышка мышонку купила капюшон.
Как в капюшоне он смешон.
Давайте хором скажем скороговорку.
А теперь попробуйте про себя, затем медленно шепотом, потом вслух и наращивая темп.
Кто хочет попробовать произнести?
Молодцы!
3. Постановка учебной задачи
Чтобы узнать фамилию, имя и отчество писателя, с которым мы сегодня познакомимся, вам нужно объединиться в группы. Я раздам вам карточки. Среди букв тут спрятались ФИО, найдите их.
В |
Н |
Ж |
Л |
К |
У |
Э |
Ч |
У |
Я |
Щ |
Й |
Д |
П |
В |
И |
Т |
А |
Л |
И |
Й |
К |
Б |
С |
Т |
К |
М |
У |
С |
С |
З |
В |
Ы |
Х |
Е |
М |
В |
А |
Л |
Е |
Н |
Т |
И |
Н |
О |
В |
И |
Ч |
Д |
В |
Ц |
Й |
Ё |
Н |
К |
С |
Д |
Ю |
П |
Ж |
Т |
С |
Н |
Ч |
Э |
Ц |
И |
К |
Ч |
Д |
У |
Й |
Т |
Т |
С |
Ш |
Ц |
Б |
И |
А |
Н |
К |
И |
Ж |
Что
у вас получилось? Какое произведение будем читать, узнаем из загадки:
Маленький рост, длинный хвост.
Серая шубка, острые зубки. Кто это? (Мышь)
Верно. Прочитайте название произведения.
4. Объяснение нового материала.
Виталий Бианки (1894 – 1959) – известный детский писатель, автор множества произведений о природе. Их герои – птицы, дикие и домашние животные, растения. Он написал около 300 произведений. Бианки – мастер литературной сказки. Почти все его сказки научно обоснованны, они раскрывают живой мир природы, учат детей бережному отношению к ней.
Виталий Бианки прожил 65 лет. 35 лет жизни отдано любимой работе. Написано более трехсот рассказов, сказок, повестей. Они изданы на 48 языках мира. По его сказкам и очеркам сняты десятки художественных и мультипликационных фильмов.
5. Словарная работа
Перед началом чтения произведения прочтем трудные слова .
Рубнул – ударил ножом, срубил.
Порскнуть – броситься врассыпную.
Извести – уничтожить, убить.
Наладить парус – сделать, поставить парус.
Долблёное судёнышко – выдолбленное из целого куска дерева
6. Первичное ознакомление с рассказом
Прочитайте название первой главы.
Как вы думаете, кто является главным героем произведения? Можете ли вы предположить. как автор относится к герою?
Предположите, как мышонок попал в мореплаватели?
Итак, приготовьтесь внимательно слушать.
А теперь проверим, внимательно ли вы слушали произведение. Ответьте мне на такие вопросы.
7. Фронтальная работа с текстом.
Как вы думаете, что ребята делали на берегу реки? Каким был мальчик? Почему он так поступил? Подтвердились ли ваши предположения, о том как мышонок стал мореплавателем? Как вы считаете, найденный мышонок принадлежал к городским или полевым мышам? Докажите словами из текста. Почему дети назвали мышонка Пиком?
8. Первичное закрепление
Почему мальчик хотел убить мышонка?
9. Продолжение работы с текстом
- Что пускали по реке ребята?
- Зачем мальчик отправился в кусты?
- Кого он там увидел?
- Что решил сделать брат с мышонком? Почему? Докажи словами из текста?
- Что можно сказать об отношении сестренки к увиденному мышонку? Докажи словами из текста.
- К какому решению пришли ребята?
- Почему с таким решение согласился брат? Докажи словами из текста?
"А с живым пассажиром кораблик пустить интересно" - определи смысл этих слов?
10. Работа в группах
- Поработаем в группах . Для работы групп даю следующие задания:
Вопросы:
Каким был мальчик? 1 ряд
Какой была девочка? 2 ряд
Каким был мышонок Пик? 3 ряд
- Каждой группе даю карточки - помогайки с планом характеристики героя:
План характеристики героя:
Описание.
Что говорит о герое автор, другие герои.
Вывод о герое. Свои чувства к нему.
Выработайте манеру общения каждого героя, согласно его характеру: голос, темп, мимика, жесты и т.д.
11. Физкультминутка
Вверх рука и вниз рука
Потянулись мы слегка.
Ножками потопали.
Ручками похлопали.
Продолжение работы с текстом
Что предложила сделать сестрёнка? Почему брат согласился на её предложение?
Как мышонок стал мореплавателем? Верно! Вы были внимательны. Как вы понимаете выражение «ветер подхватил кораблик и погнал его от берега»?
Прочитайте вслух название второй главы. Подумайте, что может случиться с мышонком?
(читает учитель)
Ответьте на вопросы по прочитанному.
Как вы думаете, испугался ли мышонок, оказавшись на кораблике?
Какие приключения выпали на его долю?
Как вы считаете, умел ли мышонок защищаться от врагов? Как он себя вёл, встречая чаек, щуку и рыболова?
Что было бы, если бы птица рыболов – скопа не разогнала чаек?
Удалось ли Пику выбраться из воды? Как он это сделал?
И вот наступил долгожданный рассвет. Что
же ждет нашего героя впереди?
12. Запись на доске:
Ночь Целый день
Луна Стало темнет
Полная луна Угомонились
Шорохи Покатился в траву
Шелесты Голодный
Копошился Тёплый сок
Шмыгал
Скользский, скользнула
Плюх-шлёп
Взметнулась
Пучеглазый
Серая
Кидался прочь Серебристо-
черная змея
Опрометью
1. Внимательно прочитайте первый столбик и
постарайтесь представить себе картину , которая при этом возникает в
воображении.
2. Внимательно прочитайте второй столбик; представьте себе эту
картину; подумайте, чем она похожа на первую.
3. Постарайтесь догадаться, о чем расскажет новая глава, если она
называется «Страшная ночь».
13. Приготовьтесь внимательно следить и слушать, я начну читать, а вы продолжите.
А теперь ответьте на вопросы.
Правильно ли мы
предугадали содержание главы?
Чего не смогли предугадать, не прочитав текста?
Какое чувство испытали, когда читали текст?
На доске новая запись:
жалость, жалко…
страх – боялся за …
радость-радовался за… очень хорошо, что…
жутко: страшно, но очень красиво …
смешно от неожиданности…
14. Подведём итоги этой главы:
Каким был Пик, когда ребята его нашли (наивный, доверчивый и т.д.) и каким он стал после пережитой страшной ночи?(осторожный, ловкий и т.д.)
Давайте прочитаем название следующей главы. «Хвост-цеплялка и шерстка-невидимка». В учебнике представлена неполная глава.
Прочитайте цепочкой первую часть главы и ответьте на вопрос:
Почему автор назвал его хвост -цеплялкой и с кем он сравнивает нашего героя?
Что нового узнали о мышонке?
Каким новым способом спасаться от врагов овладел Пик?
Рады ли вы за него?
15. Рефлексия
- словесный: фронтальный опрос, беседа
- Ребята, читать продолжим на следующем уроке. С каким произведением мы познакомились?
- Кто его автор?
- Понравилось ли вам это произведение?
16. Домашнее задание
Дома прочитайте ещё раз первые 3 главы, подготовьте краткий пересказ.
Директор МБОУ «СОШ№58» Насухова Ф. Н.
Завуч начальных классов Сейфулаева М. Р.
Заместитель директора по УМР Омарова Н. Х.-А.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 58»
г. Махачкала п. Семендер
Отзыв коллег об открытом уроке литературного чтения
В.В. Бианки "Мышонок Пик",
в 3 «9» классе, учителя начальных классов
Нурмагомедовой З.М.
Данный урок представлен в разделе «Люби живое». Это второй урок по данному произведению, урок-общение на моральную тему, вырабатывающий сочувствие к братьям нашим меньшим, что немаловажно для детей младшего школьного возраста. По типу является уроком закрепления изученных знаний.
На данном уроке решался весь комплекс поставленных задач Нурмагомедовой З.М. Для решения поставленных задач была разработана именно такая структура урока, которая позволила распределить время и логично связать каждый этап урока, позволила формировать навыки обучения каждому виду литературного чтения. Данный урок предполагал использование наглядно-иллюстративных, словесных и поисковых методов. Использовалась технология деятельностного метода обучения, технология проблемно-диалогического обучения, технология развития критического мышления. Первостепенное внимание на уроке было уделено работе по развитию речи и развитию техники чтения. В ходе знакомства с новым произведением использованы разные виды учебной работы: работа с плёнкой, работа в парах, работа по иллюстрации.
На уроке присутствовало много творческих заданий, элементов занимательности, игровых моментов.
Прослеживается связь литературного чтения с уроками окружающего мира. Тема урока близка и понятна детям, поэтому они были активны и работали с интересом.
Зарема Магомедовна использовала следующие формы работы: фронтальную, индивидуальную, парную и групповую работа.
Контроль ЗУН осуществлялся на разных этапах работы, в виде самостоятельной и групповой работы и фронтального опроса.
Ребята определяли цели, осуществляли реализацию действий; извлекали информацию, перерабатывали её; доносили информацию до других, владея приемами монологической речи, строили диалоги; принимая позицию детей, договаривались с соседом по парте или с товарищами в группе, чтобы сделать задание сообща; установили связь между темой урока и её мотивами, оценивали усваиваемое содержание.
Хорошая работоспособность детей была обусловлена интересом к теме урока: спецификой урока, близостью темы к личности ребенка, частой сменой видов деятельности. Несмотря на обилие материала, дети не были перегружены. На уроке происходила частая смена деятельности, каждый этап имел запланированную протяженность времени. Проведены две физминутки. Важным элементом является доброжелательная и психологическая атмосфера, и то, что дети любят уроки литературного чтения. Домашнее задание дано было разноуровневым, что объясняется разной степенью обученности детей, чтобы они не были перегружены в силу своих физических и умственных способностей.
Считаем, что все поставленные задачи Заремой Магомедовной реализовались, дети познакомились с рассказом, обсудили темы затронутые в нем, захотели прочитать произведение полностью.
Завуч начальных классов Сейфулаева М. Р.
Заместитель директора по УМР Омарова Н. Х.-А.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 58»
г. Махачкала п. Семендер
Отзыв родителей об открытом уроке литературного чтения
В.В. Бианки "Мышонок Пик",
в 3 «9» классе, учителя начальных классов
Нурмагомедовой З.М.
Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.
Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен. Порядок и дисциплина учащихся на уроке поддерживалась организацией, интересным материалом, степенью корректности учителя в отношении детей. Приветствовалась активность детей, поощрялась самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутри коллективные отношения позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке.
Перегрузки учащихся на уроке не было, т.к. проведены две физминутки, использовалась игра, что позволило детям двигаться, были использованы карточки на стенах, что способствовало развитию глазомера, детям были предложении скороговорки для развития речевого аппарата.
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала. Урок прошёл в темпе, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся.
Родители 3 «9» класса
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.