Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Исаевская основная общеобразовательная школа
Конспект открытого урока
по математике по теме: «Доли»
3 класс
Учитель 3 класса
Н. В. Попова
2024 г.
Цели:
1. Дать общее представление о доле числа.
2. Познакомить с их записью и чтением.
3. Учить называть, записывать и сравнивать доли.
4. Развивать самостоятельность, логическое мышление.
5. Развивать навыки устных вычислений.
Задачи:
1. Выполнить практические задачи по инструкции учителя.
2. Выполнить наглядное сравнение долей.
3. Повторить умножение и делении.
Оборудование:
Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска, универсальное мультимедийное пособие к учебнику М.И.Моро «Математика» 3 класс, фрукты (яблоко, апельсин).
Для учащихся: круги из цветной бумаги, дидактическое пособие «Палитра. Таблица умножения на 3, 4, 5», дидактическое пособие «Планшет многократного использования. Счёт в пределах 100»
1. Организационный момент.
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.
2. Начальный этап рефлексии
На партах у учащихся полоски с квадратами различных цветов.
- Отметьте галочкой тот цвет, который на данный момент соответствует вашему настроению.
3. Устный счёт.
Повторение таблицы умножения. Работа с дидактическим пособием «Палитра»
Выборочная проверка.
4. Актуализация знаний.
- Прочитайте числа, которые записаны на доске:
16 28 1/6 78 1/9 65 34 1/3 15
- Возникли ли у вас трудности при прочтении данных чисел?
(Да, мы не можем прочитать некоторые числа).
- Почему вы не смогли прочитать данные числа?
(Мы не знаем, как они читаются)
- Вы хотите узнать, что это за числа и как они читаются?
(Да)
5. Знакомство с новой темой.
- Давайте узнаем, что нам поможет. Решите примеры.
Примеры записаны на карточках. Дети выходят, решают пример и переворачивают карточку. На обратной стороне написан ответ и буква.
8 х 4 = 15 : 5 = 9 х 7 = 46 + 54 =
82 – 35 = 39 +28 = 42 : 6 = 3 х 7 =
- Каждому ответу соответствует буква:
7 |
21 |
3 |
47 |
32 |
67 |
63 |
100 |
п |
е |
а |
ь |
л |
и |
с |
н |
- Поставьте эти числа в порядке возрастания.
- Какое слово составили из данных букв? (апельсин)
Учитель показывает учащимся апельсин.
- Что такое апельсин?
(Это фрукт)
- Какие ещё фрукты вы знаете?
(Яблоко, мандарин)
- Не удивляйтесь, именно эти фрукты помогут нам познакомиться с новыми числами.
6. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
Учитель предлагает следить глазами по стрелкам на фигурах. Читает текст:
- Рисуй глазами треугольник, теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмёрку вертикально, ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води
И на бочок её клади. Теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись, зажмурься крепко не ленись.
Глаза открываем мы наконец. Зарядка окончилась, ты молодец!
7. Объяснение нового материала.
- Вы можете спросить: «А зачем нам что-то знать про эти числа?»
- Тогда попробуйте ответить на вопрос.
Учитель разламывает апельсин на четыре части и одну часть даёт ученику.
- Как вы думаете, какую часть апельсина я дала Серёже?
- Давайте попробуем в этом разобраться.
– У вас на партах лежит геометрическая фигура. Как она называется? (Круг)
– Сложите круг пополам.
– Разверните.
– Сколько равных частей получили? (2)
– Итак, мы разделили круг пополам, т.е. на две равные части.
– Как они называются? (Половинки)
– Теперь я возьму яблоко, разрежу его пополам. Можно сказать, что половина яблока – это одна вторая доля яблока.
- А записывают это так: 1/2 .
– Сколько частей взяли? (1)
– На сколько частей разделили? (2)
– Итак, мы яблоко разделили на две равные доли и получили долю яблока.
– Доля – это часть целого.
– Теперь возьмите круг, который вы согнули пополам. Сложите ещё пополам.
– Разверните. Сколько теперь равных частей получили? (4)
– Я возьму и каждую долю яблока разрежу пополам.
– Сколько равных частей получили? (4)
– А записывают это так: 1/4 .
8. Физкультминутка.
Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши - ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
9. Развитие умения записывать и называть доли.
- Запишите, какая это доля.
Учитель показывает карточки, на которых круги, квадраты, прямоугольники разделены на равные части: 2,4,3,5 и т.д. и одна часть закрашена.
Взаимопроверка.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания.
Учитель показывает верную запись на обратной стороне карточек.
– Посмотрите на 1/2 и 1/4 .
– Сравните: что больше?
(Запись в тетради: 1/2 > 1/4)
– Вывод: чем больше частей, тем доля меньше.
10. Тренировочное задание. Сравнение долей.
(Универсальное мультимедийное пособие к учебнику М.И.Моро «Математика» 3 класс. Задание № 48)
11. Работа с материалом учебника.
- Откройте учебники на странице № 80-81
Выполнение № 1 -3.
12. Физкультминутка.
Одолела нас дремота,
Шевельнуться неохота
Ну-ка делайте со мною
Упражнение такое:
Раз – поднялись, потянулись,
Два – нагнулись, разогнулись,
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка.
13. Определение темы урока.
- Как вы думаете, какова же тема нашего урока?
(Доли)
14. Вывод.
Просмотр мультфильма «Апельсин» («Веселая карусель № 8)
- На сколько частей разделили апельсин герои мультфильма?
(На пять)
- А теперь скажите мне, какую же часть апельсина я дала Серёже?
(1/4)
- Давайте посмотрим на те числа, которые я просила вас прочитать в начале урока. Теперь вы сможете это сделать?
(Да)
Учащиеся читают числа на доске: 1/6 1/9 1/3
15. Самостоятельная работа.
Работа с дидактическим пособием «Планшет многократного использования. Счёт в пределах 100».
Учащиеся самостоятельно проверяют правильность выполнения задания. (На обратной стороне карточек верные ответы).
16. Итог урока.
– Какая была тема урока?
(Доли)
– Что такое доля?
(Часть целого)
– Мы учились делить на доли и записывать доли.
– А ещё мы учились сравнивать доли. Какой вывод сделали?
(Чем больше частей, тем доля меньше).
17. Конечный этап рефлексии.
Учитель раздаёт учащимся полоски бумаги с квадратами различных цветов (обратная сторона).
- Отметьте галочкой тот цвет, который на данный момент соответствует вашему настроению.
– Урок закончен. Спасибо.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.