МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Алкадарская Средняя общеобразовательная школа имени Г.А.Гасанова»
Республика Дагестан, Сулейман-Стальский район, с.Алкадар,
тел: +7-928-543-30-73, е-mail: Gamid.gamidov.67@mail.ru
Конспект открытого урока по обществознанию
для учащихся 8 класса по теме
«Рыночная экономика»
Разработала урок
учитель обществознания
Ахмедова Милана Магомедзагидовна
Цель: создать условия для формирования представления о рыночном механизме регулирования экономики.
Задачи:
Образовательные:
Научить определять условия функционирования рынка.
Подвести к пониманию положения: конкуренция – двигатель рынка.
Подвести к пониманию, что рыночный механизм – механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка.
Развивающие:
Развивать способность формулирования собственного мнения и позиции
Развивать способность выстраивать логическую цепочку рассуждений
Воспитательные:
Развивать познавательный интерес.
Формировать основы экономической и информационной культуры учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
1. Организационный момент.
Знакомство с темой, целями и планом урока
Мотивация: Как называется тип рынка, который определяет цены, а продавцы и покупатели вынуждены принимать их как данное, называется: 1) конкурентным 2) несовершенным 3) централизованным 4) плановым?
2. Изучение нового материала.
Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о рыночной экономике, рыночном механизме регулирования экономики.
ü Рынок и рыночная экономика как понятие
Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена; механизм взаимодействия производителей и потребителей, при котором производители товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают, когда, в каком количестве и какие товары производить.
Рыночная экономика - - это способ организации хозяйственной жизни, основанный на
1.Многообразии форм собственности.
2.Конкуренции
3.Свободном ценообразовании
ü Формы собственности
Государственная
Частная
Муниципальная
+ Другие варианты (общественные организации)
Все формы собственности равноправны
ü Конкуренция
Конкуренция – это соперничество между производителями в борьбе за лучший экономический результат.
Участники конкурентной борьбы стоят перед выбором: либо ценой огромных усилий «вписаться» в прогресс и определить тех, кто добился успеха, либо смириться с потерей прибыли.
Конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства и даёт производитель возможность самому принимать экономические решения.
ü Схема: виды конкуренции
Совершенная конкуренция – идеальное равенство условий.
Несовершенная конкуренция
Монополия
Олигополия
Конкуренция как способ взаимодействия перешла из разряда экономических в разряд общекультурных явлений и стала способом и межличностного взаимодействия.
Как вы считаете, Какой эффект (положительный или отрицательный) это принесло?
Отбор лучших, но при этом выбраковка средних?
Сотрудничество
В каких ситуациях конкуренция может принести пользу – а в перспективе?
При поступлении в институт. Только конкурентная основа
Недопустимо смешивать способы экономического взаимодействия и межличностного?
3. Актуализация знаний:
Практическая работа по теме:
ü Задание 1: прочитайте пункт «Конкуренция» на стр. 108-109 и ответьте на вопросы:
- Что такое конкуренция (борьба за достижение лучших результатов в каком-либо деле)?
-Почему конкуренцию считают главным мотором рынка?
Вывод:
· Конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, позволяя производителю свободу принятия экономических решений;
· Конкуренция устраняет попытки отдельных участников рыночного процесса контролировать цены и влиять на них, обеспечивая свободное ценообразование;
· Конкуренция стимулирует выпуск более дешёвых и качественных товаров;
· Государство заинтересовано в поддержке и развитии конкуренции.
-Как вы считаете, почему, если конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, то почему в экономике не воцаряется анархия и беспорядок?
ü Задание 2: прочитайте текст на стр. 109-111 и поясните на различных примерах из жизни следующие положения: а) спрос находится в обратной зависимости от цены; б) предложение находится в прямой зависимости от цены.
Проблема: можно ли каким-либо способом влиять на формирование или изменение спроса?
Учитель: между спросом и предложением существует следующая зависимость: когда спрос растёт, то растёт и предложение, но когда растёт предложение, не всегда растёт спрос. Дело в том, что предложение, т.е. выброс на рынок всё большего числа товаров, определяется, главным образом, производственными факторами: много сырья, высокая производительность, низкая себестоимость.а у потребителя всегда ограниченный спрос, который определяется:
Размерами индивидуального дохода;
Потребностями, необходимыми сегодня;
Модой;
Ценами на товары – заменители.
Следовательно, ещё одним условием функционирования рынка является свободное ценообразование. Цены выполняют две основные функции.
На рынке происходит невидимая глазу сложнейшая работа по выравниванию цен.
Как это происходит? Поясните на примерах.
Например, на рынке продают зелень – у одних пучок петрушки стоит 10 рублей, у других – 30 рублей (но он свежее). А какую цену можно установить, чтобы продать зелень всю?
Это и есть равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате конкуренции.
Таким образом, какой главный принцип рынка? Сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.
ü Задание 3: Установите соответствие между понятиями и определениями:
ПонятияОпределения
1. Спрос
А) сумма денежных средств, которую покупатель может выделить из своих доходов для приобретения конкретного товара
2. Конкуренция
Б) желание и возможность продавца продать конкретный товар(услугу) в определённое время и в конкретном месте
3. Платёжеспособность
В) борьба производителей за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров
4. Предложение
Г) желание и возможность потребителя приобрести конкретный товар ( услугу) в определённое время и в конкретном месте
4. Закрепление изученного материала.
1) Решить задачи (работа в парах)
Задача 1. Любой предприниматель решает вопрос о возможности получения большей прибыли за счёт производства конкретных товаров или оказания услуг. Каким образом следует учитывать закон спроса и предложения, если вы решили организовать свою парикмахерскую?
Какую роль в сфере бизнеса играет реклама? Как она воздействует на спрос, предложение и цену?
Если фирма постоянно рекламирует свою продукцию, может ли это считаться доказательством её непрочности на рынке?
Задача 2. В результате очередных реформ в государстве возросла цена на многие товары. Спрогнозируйте последствия, которые могут наступить в связи с повышением цен. Как это отразится на спросе и предложении товаров?
Задача 3. Как соотносится между собой спрос, предложение и цена при дефиците товаров? Что такое дефицит и в результате чего может возникнуть такая экономическая ситуация?
2) Откройте учебники на странице 114, выполним вместе задание № 2 и 3.
5. Домашнее задание
Прочитать параграф 14
Выполнить тест по теме «рыночная экономика»
6. Подведение итогов урока
- Какую тему мы сегодня изучали на уроке?
- Что влияет на спрос и предложение на рынке?
Директор МКОУ «Алкадарская СОШ» ____________Гамидов Г. Р.
Зам.директора по УВР ____________ Абукарова Н. М.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Алкадарская Средняя общеобразовательная школа имени Г.А.Гасанова»
Республика Дагестан, Сулейман-Стальский район, с.Алкадар,
тел: +7-928-543-30-73, е-mail: Gamid.gamidov.67@mail.ru
Отзыв коллег на открытый урок
учителя обществознания
Ахмедовой Миланы Магомедзагидовны
по теме: «Рыночная экономика» 8 класс
Урок «Предпринимательская деятельность» является составной частью раздела «Экономика» курса «Обществознание» в 8 классе. Его содержание тесно связано с пройденными ранее темами данного раздела, так как рассматриваемый материал опирается на понятия «предпринимательство», «фирма», «товарищество», «акционерное общество». Вопросы, изучаемые в рамках данного занятия, работают на все последующие уроки обществознания, частично истории, входят в задания ОГЭ и ЕГЭ по предмету.
При подготовке урока учителем были учтены умения учащихся самоанализа своей деятельности, анализа материала, формулирования обобщающих выводов. А также определенный уровень ассоциативного мышления. Данные особенности учащихся были использованы при подготовке ряда заданий.
На уроке выполнялась основная цель: сформировать у учащихся комплекс знаний о развитии общества, которая реализовывалась через задачи.
· Учебная: усвоение учащимися сведений о различных способах и формах организации предпринимательской деятельности, «предпринимательство», «фирма», «товарищество», «акционерное общество».
· Развивающая: дальнейшее развитие у учащихся навыков научного мышления: умения анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свою точку зрения; развитие способностей обучающихся выполнять нетрадиционное задание; делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
· Воспитательная: развитие навыков культуры общения, социального кругозора.
Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.
Основной используемый подход к реализации цели - личностно-ориентированный, предполагающий создание условий для развития учащегося с учетом биологических возможностей и социальных условий.
На уроке применялись различные методы учебной деятельности: объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный, исследовательский.
Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность.
Темп урока достаточно высокий. Объясняется насыщенностью изучаемого материала, его разнообразием, работоспособностью и активностью учащихся.
На уроке прослеживались межпредметные связи.
Структура урока отвечает дидактической цели, соответствует логике изучения темы.
Структурно урок выдержан. Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали достижению его целей и задач. Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока. Этапы урока были логично связаны друг с другом. На этапе закрепления нового материала учитель использовала задания на эмоциональную разрядку с последующим выполнением теста и самопроверкой. Задания теста подобраны с учетом ГИА.На протяжении всего урока использовались методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся:
· методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, свобода творчества);
· активные методы (обучение действием, обсуждение в группах);
· методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
Доброжелательная психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками. Достаточно высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, соответствием содержания урока возрасту учащихся.
Считаем, что удалось Милане Магомедзагидовне выдержать стиль общения с учащимися, и организовать их активную работу, решение задач занятия.
Директор МКОУ «Алкадарская СОШ» ____________Гамидов Г. Р.
Зам.директора по УВР ____________ Абукарова Н. М.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Алкадарская Средняя общеобразовательная школа имени Г.А.Гасанова»
Республика Дагестан, Сулейман-Стальский район, с.Алкадар,
тел: +7-928-543-30-73, е-mail: Gamid.gamidov.67@mail.ru
Отзыв родителей на открытый урок
учителя обществознания
Ахмедовой Миланы Магомедзагидовны
по теме: «Рыночная экономика» 8 класс
Мы родители учащихся 8 класса посетили открытый урок наших детей. На уроке Ахмедовой М.М. применялись различные методы учебной деятельности: объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный.
Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность.
Структура урока отвечает дидактической цели, соответствует логике изучения темы. На организационном этапе урока , учителем создается благоприятный климат в классе. Обращается внимание на готовность учащихся к уроку, на их внешний вид, осанку, их местоположение в классе.
На
этапе изучения новой темы учащиеся обращались к личному социальному опыту и
сами формулировали тему урока. Это способствовало формированию
заинтересованности учащихся в изучении данной темы, использовались приемы
усиливающие восприятие нового материала, работа в группах с иллюстрациями,
сравнение результатов, анализ, обобщение, сравнение, обращение к
социальному опыту учащихся.
Милана Магомедзагидовна старалась создать условия, чтобы ученики сами добывали
знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями,
непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Общение детей и учителя
на уроке это деловое сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, в
ходе овладения знаниями и решением проблем.
На уроке Милана Магомедзагидовна сочетала фронтальную, групповую и
индивидуальную работы, применяла диалоговые формы общения, активно использовала
методический аппарат учебника.
Темп проведения урока был достаточно высоким, а по насыщенности методов,
приёмов и форм организации деятельности учащихся достаточно плотным..
На уроке удалось решить поставленные задачи урока и получить
соответствующие им результаты обучения, избежать перегрузки и
переутомления
учащихся, сохранить и развить продуктивную мотивацию
учения, настроения, самочувствия.
Родители учащихся 8 класса
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.