Ситникова Т.Н.
C41 Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс : пособие для учителя / Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко, Н.Ю. Васильева. – 6-е изд., эл. – 1 файл pdf : 374 с. – Москва : ВАКО, 2020. – (В помощь школьному учителю). – Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст : электронный.
В пособии представлены поурочные разработки по русскому языку для 2 класса к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России»), составленные в соответствии с требованиями ФГОС. Здесь педагог найдет все, что необходимо для качественной подготовки к уроку: тематическое планирование учебного материала, подробные конспекты занятий, методические рекомендации по работе над проектами, различные игры, кроссворды, загадки, тексты физкультминуток.
Издание адресовано учителям начальных классов, студентам педагогических вузов и колледжей.
Подходит к учебникам «Русский язык» в составе УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого 2011–2018 гг. выпуска.
УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.1Рус
Электронное издание на основе печатного издания: Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс : пособие для учителя / Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко, Н.Ю. Васильева. – 5-е изд. – Москва : ВАКО, 2020. – 368 с. – (В помощь школьному учителю). – ISBN 978-5-408-04653-9. – Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-408-05352-0 © ООО «ВАКО», 2016
Уважаемые коллеги!
Предлагаемое издание содержит поурочные разработки по русскому языку для 2 класса, составленные в соответствии с требованиями ФГОС, и ориентировано, прежде всего, на работу в комплекте с учебником и тетрадью «Школа России»:
• Русский язык. 2 класс: Учеб. для общеобразоват. учрежде-ний. В 2 ч / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. М.: Просвещение.
• Русский язык: Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. / В.П. Кана-кина. М.: Просвещение.
Задача пособия состоит в том, чтобы максимально облегчить учителю как подготовку к уроку, так и работу на уроке. Включены уроки знакомства с новым материалом, закрепления, проектной деятельности.
Педагог может использовать предлагаемые сценарии уроков как полностью, так и частично, включая в собственный план урока.
Уроки строятся на принципах деятельностного обучения и включают практическую работу, работу в группах и парах, самостоятельную работу с использованием различных форм проверки. С первых уроков ученики используют приемы само- и взаимопроверки.
Само- и взаимооценка может осуществляться с помощью самооценочной ленты «светофор». Она представляет собой полосу бумаги, на которой, как на светофоре, есть три цвета: красный, желтый, зеленый.
Дети знают, что зеленый цвет значит «путь открыт, можно идти». Учитель договаривается с ними, что, если все понятно,
Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс
нет вопросов по теме, можно идти дальше, они показывают зеленый цвет. Желтый цвет – «внимание». Дети показывают его, если сомневаются, не могут сказать, все ли они хорошо поняли или встречаются незначительные ошибки. Красный цвет – «стоп».
Он говорит о том, что материал не понят, идти дальше нельзя.
Также само- и взаимооценка могут осуществляться с помощью знаков «!», «+», «–»:
«!» – молодец, все выполнено верно;
«+» – есть незначительные ошибки, неточности, но в целом верно;
«–» – много ошибок, материал не понят, нужна помощь.
Планирование предусматривает достижение не только предметных результатов, но и личностных (рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, целостное восприятие окружающего мира) и метапредметных (овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов, использование различных способов поиска (справочные источники, открытое учебное информационное пространство Интернета) и передачи информации).
Данное пособие полностью автономно, в принципе его одного достаточно для квалифицированной подготовки к уроку. При этом оно может использоваться и в сочетании с другими учебнометодическими пособиями.
В качестве дополнительного материала к урокам учитель может использовать следующие издания:
• Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 2 класс / Сост. В.А. Синякова. М.: ВАКО*.
• Растения России: Начальная школа / Сост. Н.Ю. Василь-ева. М.: ВАКО.
• Русский язык. Разноуровневые задания. 3 класс / Сост. Н.С. Ульянова. М.: ВАКО;
• Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2 класс / Сост. Т.Н. Максимова. М.: ВАКО.
Надеемся, что эта книга оправдает ваши ожидания и действительно поможет в педагогической деятельности.
* Далее – КИМы.
Тематическое планирование учебного материала
материала (5 ч в неделю, всего 170 ч)
№ урока |
Тема урока |
НАША РЕЧЬ (4 ч) |
|
1 |
Знакомство с учебником. Какая бывает речь? |
2 |
Что можно узнать о человеке по его речи? |
3 |
Как отличить диалог от монолога? |
4 |
Проверка знаний |
ТЕКСТ (5 ч) |
|
5 |
Что такое текст? |
6 |
Что такое тема и главная мысль текста? |
7 |
Части текста |
8 |
Диктант |
9 |
Работа над ошибками |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (12 ч) |
|
10 |
Что такое предложение? |
11 |
Как из слов составить предложение? |
12 |
Контрольное списывание |
13 |
Что такое главные члены предложения? |
14 |
Что такое второстепенные члены предложения? |
15 |
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения |
16 |
Что такое распространенные и нераспространенные предложения? |
17 |
Как установить связь слов в предложении? |
18 |
Развитие речи. Обучающее сочинение по картине |
19 |
Анализ сочинений |
20 |
Контрольный диктант |
21 |
Работа над ошибками |
СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА… (22 ч) |
|
22 |
Что такое лексическое значение слова? |
23 |
Что такое лексическое значение слова? |
24 |
Что такое однозначные и многозначные слова? |
25 |
Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? |
26 |
Что такое синонимы? |
27 |
Что такое антонимы? |
28 |
Что такое антонимы? |
№ урока |
Тема урока |
29 |
Контрольный диктант |
30 |
Работа над ошибками |
31 |
Что такое родственные слова? |
32 |
Что такое родственные слова? |
33 |
Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? |
34 |
Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? |
35 |
Какие бывают слоги? |
36 |
Как определить ударный слог? |
37 |
Как определить ударный слог? |
38 |
Как переносить слова с одной строки на другую? |
39 |
Как переносить слова с одной строки на другую? |
40 |
Обучающее сочинение по серии картинок |
41 |
Проверочная работа |
42 |
Контрольный диктант |
43 |
Работа над ошибками |
ЗВУКИ И БУКВЫ (34 ч) |
|
44 |
Как различить звуки и буквы? |
45 |
Как мы используем алфавит? |
46 |
Как мы используем алфавит? |
47 |
Какие слова пишутся с заглавной буквы? |
48 |
Как определить гласные звуки? |
49 |
Контрольный диктант |
50 |
Работа над ошибками |
51 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне |
52 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне |
53 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне |
54 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне |
55 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне |
56 |
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне |
57 |
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне |
58 |
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне |
59 |
Развитие речи. Обучающее сочинение |
60 |
Диктант. Проверочная работа |
№ урока |
Тема урока |
61 |
Работа над ошибками |
62 |
Как определить согласные звуки? |
63 |
Согласный звук [Й] и буква И краткое |
64 |
Согласный звук [Й] и буква И краткое |
65 |
Слова с удвоенными согласными |
66 |
Развитие речи |
67 |
Наши проекты. И в шутку и всерьез |
68 |
Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения |
69 |
Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения |
70 |
Как обозначить мягкость согласного звука на письме? |
71 |
Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными |
72 |
Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными |
73 |
Контрольный диктант |
74 |
Проверочная работа |
75 |
Работа над ошибками |
76 |
Наши проекты. Пишем письмо |
77 |
Обобщающий урок |
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ (29 ч) |
|
78 |
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ |
79 |
Развитие речи. Обучающее изложение |
80 |
Повторение темы «Твердые и мягкие согласные» |
81 |
Контрольный диктант |
82 |
Закрепление знаний. Работа над ошибками |
83 |
Наши проекты. Рифма |
84 |
Буквосочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ |
85 |
Буквосочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ |
86 |
Буквосочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ. Проверь себя |
87 |
Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? |
88 |
Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? |
89 |
Проверка парных согласных в корне слова |
90 |
Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных |
№ урока |
Тема урока |
91 |
Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста |
92 |
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова |
93 |
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова |
94 |
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова |
95 |
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана |
96 |
Проверка знаний |
97 |
Диктант |
98 |
Работа над ошибками. Обобщение изученного материала |
99 |
Правописание слов с разделительным мягким знаком |
100 |
Правописание слов с разделительным мягким знаком |
101 |
Правописание слов с разделительным мягким знаком |
102 |
Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала |
103 |
Контрольное списывание |
104 |
Обучающее сочинение «Зимние забавы» |
105 |
Проверка знаний |
106 |
Обобщение изученного материала |
ЧАСТИ РЕЧИ (47 ч) |
|
107 |
Что такое части речи? |
108 |
Что такое части речи? |
109 |
Что такое имя существительное? |
110 |
Одушевленные и неодушевленные имена существительные |
111 |
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных |
112 |
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей |
113 |
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет |
114 |
Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи |
115 |
Заглавная буква в географических названиях |
116 |
Обучающее изложение |
№ урока |
Тема урока |
117 |
Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы |
118 |
Диктант |
119 |
Работа над ошибками |
120 |
Единственное и множественное число имен существительных |
121 |
Единственное и множественное число имен существительных |
122 |
Единственное и множественное число имен существительных |
123 |
Обучающее изложение |
124 |
Проверка знаний |
125 |
Диктант |
126 |
Работа над ошибками |
127 |
Что такое глагол? |
128 |
Что такое глагол? |
129 |
Что такое глагол? |
130 |
Единственное и множественное число глаголов |
131 |
Единственное и множественное число глаголов |
132 |
Правописание частицы НЕ с глаголами |
133 |
Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» |
134 |
Что такое текст-повествование? |
135 |
Проверка знаний |
136 |
Что такое имя прилагательное? |
137 |
Связь имени прилагательного с именем существительным |
138 |
Прилагательные близкие и противоположные по значению |
139 |
Единственное и множественное число имен прилагательных |
140 |
Что такое текст-описание? |
141 |
Проверка знаний |
142 |
Общее понятие о предлоге |
143 |
Раздельное написание предлогов со словами |
144 |
Восстановление предложений |
145 |
Проверка знаний |
146 |
Диктант |
147 |
Работа над ошибками |
148 |
Что такое местоимение? |
149 |
Что такое местоимение? |
150 |
Что такое текст-рассуждение? |
151 |
Проверка знаний |
№ урока |
Тема урока |
152 |
Контрольный диктант |
153 |
Работа над ошибками |
ПОВТОРЕНИЕ (17 ч) |
|
154 |
Повторение по теме «Текст» |
155 |
Сочинение по картине |
156 |
Повторение по теме «Предложение» |
157 |
Повторение по теме «Предложение» |
158 |
Повторение по теме «Слово и его значение» |
159 |
Повторение по теме «Части речи» |
160 |
Повторение по теме «Части речи» |
161 |
Повторение по теме «Звуки и буквы» |
162 |
Повторение по теме «Правила правописания» |
163 |
Контрольное списывание |
164– 169 |
Повторение и закрепление изученного материала |
170 |
Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс |
Цель: познакомить с новым учебником и правилами работы по нему.
Планируемые результаты: учащиеся научатся делать выводы
о значении речи в жизни человека; работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями; договариваться и приходить к общему решению; оценивать свои результаты.
Х о д у р о к а
– Перед вами новый учебник русского языка. Посмотрите на обложку и скажите, чем он похож на учебник 1 класса. Чем отличается?
– Откройте учебник на с. 3. Прочитайте высказывание писа-теля-натуралиста К. Паустовского. Как вы его понимаете? (Ответы детей.)
– Прочитайте обращение авторов учебника.
(Текст читает ученик с хорошим навыком чтения.)
– Как вы думаете, почему авторы называют русский язык одним из самых красивых, богатых и благозвучных языков в мире? (Богатый – много слов, которые могут передать оттенки смысла. Благозвучный – звучит красиво.) – Какие открытия поможет сделать учебник?
– Для чего нужно знать законы культуры речи?
– Сделайте вывод: чему мы будем учиться на уроках русского языка? (Грамотно писать, изучать законы культуры речи, учиться пользоваться языком.)
– Посмотрите на условные обозначения. Прочитайте ше-потом статью и скажите, для чего они нужны. (Помогут сориентироваться и обратить внимание на некоторые типы заданий.)
– Прочитайте: какие виды заданий мы будем выполнять?
(Высказывать свое мнение, развивать речь, сочинять текст,
работать со словарем, работать в парах.)
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка.
На четыре – руки шире, Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
– Откройте учебник на с. 6 и прочитайте название темы урока.
– На какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Какая бы-
вает речь?) Упр. 1 (с. 6).
– Рассмотрите схему, вспомните, что мы изучали в 1 классе, и расскажите о видах речи. (Ответы детей по таблице.) Упр. 2 (с. 6).
– Прочитайте текст и оцените свой ответ. Правильно ли вы рассказали о видах речи?
– Как думаете, какая речь возникла раньше – устная или письменная?
Упр. 3 (с. 7).
– Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в упраж-нении.
– Назовите основную мысль предложения. Докажите ее, ис-пользуя рисунки.
– Спишите предложение. Что вам поможет правильно его
списать? (Памятка на с. 132.)
– Откройте и прочитайте памятку.
– Объясните значение выражения «до глубокой старости».
(Очень старый.)
– Объясните значение слова «неразрывно». (Очень прочно, крепко.)
– Какие знакомые орфограммы встретились в предложении?
Урок 2. Что можно узнать о человеке по его речи?
– Прочитайте предложение в учебнике. На что нужно обра-
тить внимание? (На выделенные буквы в словах.) – Какие буквы выделены в этом предложении?
– Спишите, диктуя себе по слогам.
– Проверьте написанное. Оцените себя.
(Учитель рисует на доске условные обозначения и расшифровывает их.)
«!» – выполнил все правильно и аккуратно.
«+» – есть незначительные ошибки или исправления.
«–» – допустил больше 2 ошибок, много исправлений.
– Какими видами речи мы сейчас пользовались? (Письмен-
ной – записывали предложение, устной – отвечали на вопросы, речью про себя – размышляли.) V. Рефлексия
– Я называю ситуации, а вы ставите букву П, если это пример письменной речи, букву У, если это пример устной речи, букву С, если это речь про себя.
• Слушаем ответ ученика.
• Мама читает сказку малышу.
• Обдумываем решение задачи.
• Пишем диктант.
• Читаем про себя.
• Поем песню.
(Проверка. На доске запись: У, П, С, П, С, У.) – Оцените себя.
«+» – понял тему и не сделал ни одной ошибки.
«–» – еще немного ошибаюсь, нужно закреплять. VI. Подведение итогов урока – Какие виды речи существуют?
– Какой речью чаще пользуетесь вы?
Прочитать текст из упр. 2 (с. 6). Повторить виды речи.
Цели: с помощью наглядных примеров показать учащимся, что речь является источником информации о человеке; развивать умение употреблять в речи «вежливые» слова.
Планируемые результаты: учащиеся научатся делать выводы
о значении речи в жизни человека; обнаруживать и формулировать учебную проблему; анализировать и делать выводы; оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения.
Х о д у р о к а
– Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
Сидят на палочке
В красных рубашках,
Брюшко светло,
Камешками набито. (Шиповник.)
Мы живем под землей в темной норке.
Шубка серая, крошечный рост,
Глазки, черные бусинки, зорки,
И веревочкой тоненький хвост. (Мыши.)
Травка та растет на склонах И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист, А ее душистый лист Нам идет на чай.
Что за травка, отгадай! (Душица.)
Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются. (Кувшинка.)
– Чем похожи слова? (В них есть буквосочетание ШИ.)
– Какое буквосочетание пишется по такому же правилу? (ЖИ пиши с буквой И.)
– Назовите слова, в которых есть сочетание ЖИ. (Ответы детей.)
– Запишите два любых слова с этими буквосочетаниями. Под-черкните сочетания ЖИ и ШИ.
(На доске запись.)
Снежынки весной превращяются в лужы.
– Прочитайте очень странное предложение на доске.
– Какой это вид речи? (Письменная речь.)
– Что можете сказать о предложении? (В нем допущены ошибки в написании сочетаний ЖИ, ЩА.)
– Какие слова записаны неправильно? (Снежинки, превращаются, лужи.)
– Что можете сказать о человеке, который написал это пред-
ложение? (Он неграмотный, не знает правил русского языка.)
– Оказывается, по речи, устной и письменной, можно много узнать о человеке.
Урок 2. Что можно узнать о человеке по его речи?
1. Работа по учебнику Упр. 4 (с. 8).
– Прочитайте задание и скажите, что вы будете делать. (Про-
читаем стихи В.В. Маяковского.)
(Стихи читает ученик с хорошим навыком чтения.)
– Что можно узнать по речи собеседника? (По речи можно узнать профессию человека.)
– Что обозначает знак, который стоит у слова «здравствуйте»?
(«Запомнить правописание слова».)
– Что обозначает слово «здравствуйте»? (Это слово-приветствие. Когда говорят «здравствуйте», желают здоровья.
По-другому можно сказать «будьте здоровы».) Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте! Доброго здоровья люди вам.
Каждый день и час желаю – здравствуйте!
Я для вас тепло души отдам.
Солнца луч пусть дарит вам здоровье, Летний дождик силой напоит. Матушка-Земля пусть хлебом-солью За труды вас щедро наградит.
Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!
Всем родным, знакомым и друзьям. Будьте счастливы, и просто, здравствуйте, Мира, радости и процветанья вам! Т. Лаврова
– Почему в слове выделена буква В? (Она пишется, но не произносится.)
– Как можно запомнить эту букву? (Пишется как в слове «здо-
ровье», военные говорят «Здравия желаю».)
– Запишите слово, подчеркните орфограмму.
Раз – нагнуться, разогнуться. Два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть, Семь, восемь – лень отбросим.
VI. Закрепление изученного материала Упр. 5 (с. 8–9).
– Прочитайте шепотом задание и скажите, что нужно сде-лать в этом упражнении. (Прочитать выразительно отрывки из сказок.)
(Самостоятельное чтение. Выразительное чтение вслух.) – Прочитайте вопросы, ответьте на них.
– Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
– Какие слова употребляете вы, чтобы ваша речь была веж-ливой? (Ответы детей.)
– Спишите слова с доски, чаще употребляйте их в письмен-ной и устной речи.
(Запись на доске.)
До свидания, пожалуйста, добрый день, будьте добры, спокойной ночи.
– Спишите отрывок из сказки А.С. Пушкина. Пользуйтесь памяткой на с. 132. VII. Рефлексия
– Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете «вежливые» сло-ва. Я начинаю стихи, а вы заканчиваете. Растает даже ледяная глыба От слова теплого… («спасибо»). Зазеленеет старый пень,
Когда услышит… («добрый день»). Если больше есть не в силах, Скажем маме мы… («спасибо»).
Мальчик, вежливый и развитый, Говорит при встрече… («здравствуйте»). Когда нас бранят за шалости,
Говорим… («прости, пожалуйста»). И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят… («до свидания»).
– Что можно узнать по речи человека? (Его профессию, воспи-
танный он или нет, грамотный или не очень.) – С какими людьми вам приятнее общаться?
– Какие слова нужно употреблять, чтобы с вами было прият-но общаться?
Вспомнить слова приветствия и записать их.
Цели: познакомить с терминами диалог и монолог; формиро-
вать умение оформлять диалог.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать диалог и монолог; сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи; аргументировать свою позицию; оценивать по-
Урок 3. Как отличить диалог от монолога?
ступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения.
Х о д у р о к а
Волки рыщут, пищу ищут.
– Прочитайте. Скажите, перед вами предложение или группа слов? (Предложение, так как есть смысл. Мы понимаем, что в нем говорится о волках. Предложение написано с большой буквы, в конце стоит точка.)
– Спишите предложение. Подчеркните орфограммы в пред-ложении.
– Какое правило нужно помнить, чтобы правильно написать слова с орфограммами? (ЩУ пиши с буквой У.)
– Какое похожее правило вы знаете? (ЧУ пиши с буквой У.)
– Назовите еще слова, в которых есть эта орфограмма. Запи-шите три слова. Подчеркните орфограмму. III. Самоопределение к деятельности – Сравните два вида речи.
1) – Ты чего такой хмурый?
– Кафтан прожег.
– А велика ли дыра?
– Один ворот остался.
2) Я прожег кафтан так, что один ворот остался.
– Чем они похожи? Чем отличаются? (Они похожи тем, что говорится об одном и том же. Отличаются тем, что в первом варианте один человек спрашивает, а другой отвечает. Во втором варианте один человек рассказывает.)
IV. Работа по теме урока
– Откройте учебник на с. 10 и прочитайте, как называется разговор двух лиц и как называется речь одного человека.
– На какой вопрос мы должны ответить в конце урока? (Как
отличить диалог от монолога?) Упр. 6 (с. 10–11).
– Прочитайте задание.
– Как называется сказка? («Терем-теремок».)
– Докажите, что это диалог. (Говорят два действующих лица.) – Кто спрашивает? (Блоха-попрыгуха.)
– Кто отвечает? (Муха-горюха.)
(Чтение в парах.)
– Кто догадался, для чего используется знак «–»? (Отделяет
слова каждого разговаривающего.)
– Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
– Спишите диалог. Найдите слова с орфограммой «Сочетания ЖИ и ШИ». Обозначьте орфограмму.
– В каких словах подчеркнули орфограмму? (Живет, жить.)
Упр. 7 (с. 11).
(Работа в парах: вариант I – Колобок, вариант II – Лиса. Затем инсценировка сказки «Колобок».)
– Прочитайте информацию на «Страничке для любознатель-ных» самостоятельно.
– Из какого языка пришли к нам слова «диалог» и «монолог»?
– Из каких частей они состоят и что обозначают?
Упр. 8 (с. 12).
– Прочитайте отрывок из сказки.
– Это диалог или монолог? (Монолог, так как говорит один человек.)
– К кому обращен монолог? (К птичке.)
– Спишите первое предложение с проговариванием.
– Какое «вежливое» слово говорит Дюймовочка? (Прощай.)
– Почему выделена буква О? (Слышим звук [А], пишем бук-
ву О.)
– Какое близкое по значению слово мы говорим при проща-
нии? («До свидания».) – Запишите это слово.
– Запишите слова, родственные слову прощай. Подчеркните букву О. (Прощание, попрощался, прощальный.)
Ветер дует нам в лицо, (Помахать руками на себя.) Закачалось деревцо.
(Покачаться вправо и влево.)
Ветер тише, тише, тише,
(Присесть.)
Деревцо все выше, выше.
(Встать на носочки, потянуться вверх.)
Упр. 9 (с. 12).
– Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в упраж-нении.
Урок 4. Проверка знаний
– Прочитайте текст.
(Текст читает ученик с хорошим навыком чтения.)
– Что это – диалог или монолог? (Это диалог, говорят трое действующих лиц.)
– Как понимаете последнюю реплику? (Нельзя укорять, не надо жадничать и обижать человека.) – Спишите ее.
VII. Рефлексия Упр. 10 (с. 13).
– По какому рисунку можно составить монолог? (По второму
рисунку: один заяц хвастается, другие слушают.)
– По какому рисунку можно составить диалог? (По первому
рисунку, так как разговаривают двое: Колобок и Волк.)
(Первый ряд составляет диалог к первому рисунку, второй ряд составляет монолог ко второму рисунку, третий ряд готовит ответ на вопрос: в каких случаях мы используем в речи диалог, а в каких – монолог? Дети зачитывают по 2–3 ответа от каждого ряда. Учитель оценивает ответы.) VIII. Подведение итогов урока
– Как отличить диалог от монолога? (В устной речи: если говорят два или больше действующих лиц – это диалог. В письменной речи диалог можно отличить по тире, которое отделяет слова каждого говорящего.)
Выполнить упр. 11 (с. 14).
Цель: проверить и систематизировать знания по теме «Наша речь».
Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать знания по теме в новых условиях; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Х о д у р о к а
(На доске запись.)
Пишут не пером, а умом.
– Как понимаете пословицу? (Если написано плохо, виновата не ручка, а ученик.)
– Спишите, поставьте ударение. Сколько ударных гласных звуков может быть в слове? (Один.)
– Подчеркните безударные гласные. Сколько безударных зву-ков может быть в слове? (Один, два и более. Может вообще не быть.)
(Сверка с образцом на доске.)
– Почему безударные гласные – опасное место? (Слышатся и пишутся не всегда одинаково.)
– Кто может сказать, почему в слове «пером» пишется бук-ва Е? (Подбираем проверочное слово: перья.) III. Работа по теме урока
(«Проверь себя» (с. 14). Фронтальная работа.)
– Для чего нужна речь? (Речь нужна для общения, передачи информации.)
– Какие виды речи вы знаете? (Письменная, устная и речь про себя.)
– Прочитайте текст. Определите, это монолог или диалог. (Это диалог, можно определить по форме записи. Слова каждого говорящего начинаются с тире. Говорят два человека.)
– Объясните значение слов Тит и брюхо. (Тит – мужское имя,
брюхо – живот (просторечное, разговорное).)
(Дети высказывают мнение о Тите.)
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вдохните, Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И писать, друзья, начните.
V. Продолжение работы по теме урока
1. Ребята собрались во дворе, им нужно договориться об игре в футбол. Какой речью будут пользоваться дети?
а) устной
Урок 4. Проверка знаний
б) письменной
в) речью про себя
г) определить нельзя
2. Какая пословица о письменной речи?
а) Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
б) Что написано пером, не вырубишь топором.
в) Умную речь и слушать хорошо.
г) Сначала подумай, потом скажи.
3. В какой строке записаны только слова приветствия?
а) здравствуй, добрый день, благодарю
б) доброе утро, привет, спокойной ночи
в) добрый вечер, приветствую вас, здравствуй
г) до встречи, добрый день, добрый вечер
4. «Не плачь, дед. Не плачь, баба. Я вам еще снесу яичко, только не золотое, а простое».
а) это диалог
б) это монолог
в) это речь про себя
5. В каком слове допущена ошибка?
а) здравствуй
б) здравствуйте
в) прощай
г) прощяльный
Ответы: 1 – а, 2 – б, 3 – в, 4 – б, 5 – г.
(Самопроверка. Сверка с образцом на доске.
Также можно использовать КИМы (тест 3, с. 13–19).)
(Учитель предлагает детям оценить свои результаты.) «!» – мне все понятно, все выполнил верно.
«+» – еще сомневаюсь, допускаю ошибки.
«–» – я большую часть заданий не понял, мне нужна помощь. VII. Подведение итогов урока
– Откройте учебник (ч. 1) на с. 5. Прочитайте, что мы должны были узнать при изучении темы.
– Чему вы научились хорошо?
– Какой вопрос для вас еще труден?
– Какой вопрос темы вам показался особенно интересным?
Приготовить монолог на тему «Для чего нужно грамотно и аккуратно писать?».
Содержание
От авторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Тематическое планирование учебного материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Наша речь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
У р о к 1. Знакомство с учебником. Какая бывает речь? . . . . . . . . . . . . 11 У р о к 2. Что можно узнать о человеке по его речи? . . . . . . . . . . . . . . . 13 У р о к 3. Как отличить диалог от монолога? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
У р о к 4. Проверка знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Текст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 У р о к 5. Что такое текст? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
У р о к 7. Части текста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28 У р о к 8. Диктант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31 У р о к 9. Работа над ошибками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Предложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 У р о к 10. Что такое предложение? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 У р о к 11. Как составить из слов предложение? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38 У р о к 12. Контрольное списывание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 У р о к 13. Что такое главные члены предложения? . . . . . . . . . . . . . . . . 41 У р о к 14. Что такое второстепенные члены предложения? . . . . . . . . . 43
У р о к 15. Подлежащее и сказуемое – главные члены
предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
У р о к 16. Что такое распространенные и нераспространенные
предложения? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
У р о к 17. Как установить связь слов в предложении? . . . . . . . . . . . . . 52 У р о к 18. Развитие речи. Обучающее сочинение по картине . . . . . . . 56
У р о к 19. Анализ сочинений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58 У р о к 20. Контрольный диктант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
У р о к 21. Работа над ошибками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Слова, слова, слова… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61 У р о к 22. Что такое лексическое значение слова? . . . . . . . . . . . . . . . . 61
У р о к 23. Что такое лексическое значение слова? . . . . . . . . . . . . . . . . 64 У р о к 24. Что такое однозначные и многозначные слова? . . . . . . . . . 67
У р о к 25. Что такое прямое и переносное значение многозначных
слов? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
У р о к 26. Что такое синонимы? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
У р о к 27. Что такое антонимы? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
У р о к 28. Что такое антонимы? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79 У р о к 29. Контрольный диктант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82 У р о к 30. Работа над ошибками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82 У р о к 31. Что такое родственные слова? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
У р о к 32. Что такое родственные слова? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
У р о к 33. Что такое корень слова? Что такое однокоренные
слова? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
У р о к 34. Что такое корень слова? Что такое однокоренные
слова? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91 У р о к 35. Какие бывают слоги? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93 У р о к 36. Как определить ударный слог? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96 У р о к 37. Как определить ударный слог? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 У р о к 38. Как переносить слова с одной строки на другую? . . . . . . . 102
У р о к 39. Как переносить слова с одной строки на другую? . . . . . . . 105 У р о к 40. Обучающее сочинение по серии картинок . . . . . . . . . . . . . 107
У р о к 41. Проверочная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109 У р о к 42. Контрольный диктант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
У р о к 43. Работа над ошибками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Звуки и буквы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 У р о к 44. Как различить звуки и буквы? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 У р о к 45. Как мы используем алфавит? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
У р о к 46. Как мы используем алфавит? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121 У р о к 47. Какие слова пишутся с заглавной буквы? . . . . . . . . . . . . . . 123 У р о к 48. Как определить гласные звуки? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125 У р о к 49. Контрольный диктант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128 У р о к 50. Работа над ошибками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
У р о к 51. Правописание слов с безударным гласным звуком
в корне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
У р о к 52. Правописание слов с безударным гласным звуком
в корне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
У р о к 53. Правописание слов с безударным гласным звуком
в корне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
У р о к 54. Правописание слов с безударным гласным звуком
в корне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
У р о к 55. Правописание слов с безударным гласным звуком
в корне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
У р о к 56. Правописание слов с непроверяемыми безударными
гласными звуками в корне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
У р о к 57. Правописание слов с непроверяемыми безударными
гласными звуками в корне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
У р о к 58. Правописание слов с непроверяемыми безударными
гласными звуками в корне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147 У р о к 59. Развитие речи. Обучающее сочинение . . . . . . . . . . . . . . . . 149 У р о к 60. Диктант. Проверочная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151 У р о к 61. Работа над ошибками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152 У р о к 62. Как определить согласные звуки? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
У р о к 63. Согласный звук [Й] и буква И краткое . . . . . . . . . . . . . . . . 157
У р о к 64. Согласный звук [Й] и буква И краткое . . . . . . . . . . . . . . . . 159 У р о к 65. Слова с удвоенными согласными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160 У р о к 66. Развитие речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162 У р о к 67. Наши проекты. И в шутку и всерьез . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
У р о к 68. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их
обозначения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
У р о к 69. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их
обозначения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
У р о к 70. Как обозначить мягкость согласного звука на письме? . . . 171
У р о к 71. Правописание мягкого знака в конце и середине слова
перед другими согласными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
У р о к 72. Правописание мягкого знака в конце и середине слова
перед другими согласными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174 У р о к 73. Контрольный диктант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176 У р о к 74. Проверочная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176 У р о к 75. Работа над ошибками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178 У р о к 76. Наши проекты. Пишем письмо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
У р о к 77. Обобщающий урок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками . . . . . . . . . . . . . . 183 У р о к 78. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ . . . . . . . . . . . . . . . . 183 У р о к 79. Развитие речи. Обучающее изложение . . . . . . . . . . . . . . . . 186 У р о к 80. Повторение темы «Твердые и мягкие согласные» . . . . . . . 188
У р о к 81. Контрольный диктант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190 У р о к 82. Закрепление знаний. Работа над ошибками . . . . . . . . . . . . 191 У р о к 83. Наши проекты. Рифма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
У р о к 84. Буквосочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ . . . . . . . . . 195
У р о к 85. Буквосочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ . . . . . . . . . 198 У р о к 86. Буквосочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
Проверь себя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
У р о к 87. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? . . . . . . 203
У р о к 88. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? . . . . . . 205 У р о к 89. Проверка парных согласных в корне слова . . . . . . . . . . . . 207 У р о к 90. Распознавание проверяемых и проверочных слов .
Проверка парных согласных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
У р о к 91. Проверка парных согласных . Изложение
повествовательного текста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
У р о к 92. Правописание парных звонких и глухих согласных
на конце слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
У р о к 93. Правописание парных звонких и глухих согласных
на конце слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
У р о к 94. Правописание парных звонких и глухих согласных
на конце слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219
У р о к 95. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова . Изложение повествовательного текста
по вопросам плана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221 У р о к 96. Проверка знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223 У р о к 97. Диктант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
У р о к 98. Работа над ошибками. Обобщение изученного
материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
У р о к 99. Правописание слов с разделительным мягким знаком . . . 229 У р о к 100. Правописание слов с разделительным мягким знаком . . . 231
У р о к 101. Правописание слов с разделительным мягким знаком . . . 233
У р о к 102. Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного
материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235 У р о к 103. Контрольное списывание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238 У р о к 104. Обучающее сочинение «Зимние забавы» . . . . . . . . . . . . . 239
У р о к 105. Проверка знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
У р о к 106. Обобщение изученного материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
Части речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244 У р о к 107. Что такое части речи? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244
У р о к 108. Что такое части речи? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247 У р о к 109. Что такое имя существительное? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
У р о к 110. Одушевленные и неодушевленные имена
существительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
У р о к 111. Собственные и нарицательные имена существительные . Правописание собственных имен
существительных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
У р о к 112. Собственные и нарицательные имена существительные . Заглавная буква в именах, отчествах
и фамилиях людей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
У р о к 113. Собственные и нарицательные имена существительные . Заглавная буква в именах сказочных героев,
в названиях книг, журналов и газет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259
У р о к 114. Заглавная буква в написании кличек животных.
Развитие речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261
У р о к 115. Заглавная буква в географических названиях . . . . . . . . . 263 У р о к 116. Обучающее изложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266
У р о к 117. Обобщение знаний о написании слов с заглавной
буквы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267 У р о к 118. Диктант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269 У р о к 119. Работа над ошибками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270
У р о к 120. Единственное и множественное число имен
существительных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
У р о к 121. Единственное и множественное число имен
существительных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274
У р о к 122. Единственное и множественное число имен
существительных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276 У р о к 123. Обучающее изложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278 У р о к 124. Проверка знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279 У р о к 125. Диктант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 281 У р о к 126. Работа над ошибками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282 У р о к 127. Что такое глагол? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284
У р о к 128. Что такое глагол? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
У р о к 129. Что такое глагол? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290
У р о к 130. Единственное и множественное число глаголов . . . . . . . 292
У р о к 131. Единственное и множественное число глаголов . . . . . . . 295 У р о к 132. Правописание частицы НЕ с глаголами . . . . . . . . . . . . . . 297 У р о к 133. Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» . . . 299
У р о к 134. Что такое текст-повествование? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300 У р о к 135. Проверка знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302 У р о к 136. Что такое имя прилагательное? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303
У р о к 137. Связь имени прилагательного с именем
существительным . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 306
У р о к 138. Прилагательные, близкие и противоположные
по значению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308
У р о к 139. Единственное и множественное число имен
прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311 У р о к 140. Что такое текст-описание? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 313 У р о к 141. Проверка знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316 У р о к 142. Общее понятие о предлоге . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318 У р о к 143. Раздельное написание предлогов со словами . . . . . . . . . . 320 У р о к 144. Восстановление предложений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322 У р о к 145. Проверка знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 324 У р о к 146. Диктант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325 У р о к 147. Работа над ошибками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 326 У р о к 148. Что такое местоимение? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 330
У р о к 149. Что такое местоимение? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333 У р о к 150. Что такое текст-рассуждение? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335 У р о к 151. Проверка знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 337 У р о к 152. Контрольный диктант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339
У р о к 153. Работа над ошибками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340
Повторение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 342 У р о к 154. Повторение по теме «Текст» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 342 У р о к 155. Сочинение по картине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344 У р о к 156. Повторение по теме «Предложение» . . . . . . . . . . . . . . . . . 346
У р о к 157. Повторение по теме «Предложение» . . . . . . . . . . . . . . . . . 349 У р о к 158. Повторение по теме «Слово и его значение» . . . . . . . . . . 351 У р о к 159. Повторение по теме «Части речи» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353
У р о к 160. Повторение по теме «Части речи» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 356 У р о к 161. Повторение по теме «Звуки и буквы» . . . . . . . . . . . . . . . . 357 У р о к 162. Повторение по теме «Правила правописания» . . . . . . . . 359 У р о к 163. Контрольное списывание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361
У р о к и 164–169. Повторение и закрепление изученного
материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 362
У р о к 170. Обобщение знаний по курсу русского языка
за 2 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 362 Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.