Конспект открытого урока по развитию речи на тему «Живая и неживая природа»
Тип урока – урок сообщения новых знаний
Цель урока – формировать умение дифференцировать живую и неживую природу
Задачи урока:
1) Учебная:
формировать понятия «природа», «живая природа», «неживая природа» и развивать умение их дифференцировать
2) Коррекционная:
развитие мышления, умения классифицировать и исключать лишние понятия; развитие памяти; зрительного и слухового внимания и восприятия
3) Воспитательная:
формирование уважения и бережного отношения к природе, развитие умения видеть красоту природы
Оборудование и материалы:
Персональный компьютер; презентация на тему «Живая и неживая природа»; лист ватмана с кроссвордом; индивидуальные задания на отдельных листах; маркер; мяч; ручки; цветные карандаши.
Ход урока:
1) Организационный момент
- Ребята, сейчас у нас особенный урок. Его буду вести я, а не Светлана Викторовна, и на нем присутствуют гости. Давайте повернемся и поздороваемся с нашими гостями.
- У нас урок развития речи. Что мы делаем на уроке развития речи?
- Учимся красиво и правильно говорить и узнаем новое.
2) Постановка целей и задач урока
- Ребята, попробуйте угадать, о чем мы будем говорить сегодня. Вам подскажут картинки, которые вы видите на экране.
Слайд №1
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года-
Это все вокруг…(природа)
- О природе.
Слайд№2
- Правильно. Сегодня мы будем говорить о природе. Мы вспомним все, что о ней знаем. Тема нашего урока – живая и неживая природа.
3) Беседа
- Давайте посмотрим вокруг. Что нас окружает? Что вы видите?
- Парты, компьютеры, стулья и т. д.
- Правильно. Ребята, это природа?
- Нет. Это вещи. Они сделаны руками человека.
- Хорошо. А теперь посмотрим за окно. Что вы там видите?
- Деревья, траву, небо и т. д.
- А их мы можем назвать природой?
- Да. Это природа. Они не сделаны руками человека.
- Верно. Значит, природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека.
- Мы выяснили, что такое природа. Кто вспомнит, какая бывает природа? На какие две группы можно разделить объекты природы? Давайте посмотрим на экран.
Слайд №3
- Что вы видите?
- Дерево, кошка, бабочка и т. д.
- Это природа?
- Да.
- Какая это природа?
- Живая.
- Правильно. Это живая природа. Что же относится к живой природе?
Слайд №4
- Звери, птицы, рыбы, насекомые, растения, грибы, бактерии.
Слайд №5
- Посмотрите на экран. На этих картинках тоже живая природа, но одна картинка – лишняя. Подумайте, какая.
- Камень.
- Верно. Почему он лишний?
- Потому что он неживой.
- Правильно. Как же мы можем отличить живое от неживого?
- Живое дышит, питается, растет, размножается, двигается, умирает.
Слайд №6
- Молодцы. Мы вспомнили признаки живой природы. Все живое обязательно дышит, питается, передвигается, растет, дает потомство.
- Как дышит человек? А кошка? А рыбка?
- Что ест человек? А кошка? А корова? А гусеница?
- Как растет дерево? А бабочка? А лягушка?
- Какое потомство у человека? У кошки? Собаки? Медведя?
- Как двигается человек? А птица? А рыба? А дерево?
- Мы выяснили, что относится к живой природе и как мы можем отличить живое от неживого. А что же относится к неживой природе? Смотрим на экран.
Слайд №7
- Итак, неживая природа – это камни, земля, вода, солнце, горы, песок, звезды.
Слайд№8
- Мы выяснили, что нас окружает мир вещей с одной стороны и
Слайд№9
природа – с другой. Природа – это все то, что не создано руками человека.
Слайд№10
Природа бывает живая и неживая. Все живое дышит, растет, питается, двигается, дает потомство, умирает.
4) Закрепление изученного материала
Игра «Угадай, где природа»
- Сейчас мы сыграем в игру «Угадай, где природа». Я буду кидать вам мячик и называть слово, а вы говорить, природа это или нет, и если природа – то какая, живая или нет. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. Постарайся дать ответ – где природа, а где нет.
- Горы.
- Кошка.
- Кукла.
- Машина.
- Человек.
- Гусеница.
- Дом.
5) Физкультминутка
6) Решение теста «Живая и неживая природа»
Сопровождается показом слайд-шоу. Дети по очереди читают вслух вопросы и отвечают на них.
Слайд №11
1) Что такое природа?
Слайд №12
2) Какая бывает природа?
Слайд №13
3) Что относится к неживой природе?
Слайд №14
4) Что относится к живой природе?
Слайд №15
5) К какой группе можно отнести человека?
Слайд №16
6) Что не является природой?
8) Работа с карточками
Заполнение таблицы «Живая природа/Неживая природа». У каждого ученика свой экземпляр таблицы. Дети вписывают предложенные слова в соответствующие графы.
10) Подведение итогов урока
- Что мы сегодня изучали?
- Что вам больше всего запомнилось?
Учитель выставляет детям оценки за работу на уроке.
Предварительный просмотр:
Заполни таблицу, разделив слова на группы.
Дерево, камень, метро, оса, река, рубашка, синица, гора, стол, пескарь, воздух, барабан
Живая природа |
Неживая природа |
Не природа |
Для отработки материала, для первичного закрепления ЗахраЗаирхановнастаралась применить групповую, индивидуальную и коллективную формы работы, учащиеся работали в парах, выполняли задания «Признаки живой и неживой природы» и малой группе делили слова на две групп живая и неживая природа.
Цель, отработать умение учащихся группировать предметы, выделять их признаки, а работа в парах способствовала развитию учащихся доказывать, обосновывать, делать выводы; на данном этапе урока применяла не только занимательный материал, но и для активизации мыслительной деятельности внесла в урок и логическое задание, что позволило выявить, как учащиеся могут различать объекты живой и неживой природы (главная задача учебного занятия). На этапе рефлексии учащимся предлагалось определить взаимосвязь между живой и неживой природой.Для отработки материала, для первичного закрепления старалась применить групповую, индивидуальную и коллективную формы работы, учащиеся работали в малой группе, принимали участие в игре «Наряди елочку», цели которых отработать умение учащихся группировать предметы, выделять их признаки, а содержание игры способствовало развитию учащихся доказывать, обосновывать, делать выводы; на данном этапе урока применяла не только занимательный игровой материал, но и для активизации мыслительной деятельности внесла в урок и логическое задание, что позволило выявить, как учащиеся по рассказу и рисунку могут различать объекты живой и неживой природы (главная задача учебного занятия).
На этапе подведения итогов учащиеся еще раз озвучивали цели урока и решали достигли ли мы поставленных целей или нет.Думаем, что дети тему усвоили, поставленные задачи реализованы (конечно судить комиссии), но кроме учебных задач старалась реализовать задачи развивающего и воспитывающего характера (привитие любви к природе, умение рассуждать, делать выводы, доказывать, работать в паре постоянного состава, группе, уметь слушать друг друга), т.е. работала над формированием не только специальных умений, но и общеучебных как организационных, так и коммуникативных.
Надо сказать, что на данном уроке были использованы и различные методы мотивации, что важно особенно в начальной школе для организации учебной деятельности учащихся (это занимательный игровой материал, создание ситуации успеха поощрения, яркие образные представления, связь с жизнью, использование ТСО, различные средства обучения, применения методик КСО).
На уроке был создан нравственный и эмоциональный фон, очень хорошо работали принципы взаимодействия, взаимодополнения, видна была взаимосвязь учителя и ученика, ученика и ученика, оказывала ученикам различные виды поддержки: валеологическую, психологическую, педагогическую; содержание учебного материала было подобрано с учетом возрастных и индивидуальных особенностей класса.
Все это было направлено на реализацию основной цели – создание благоприятных условий для изучения новой темы учащимися.
Отзыв родителей об открытом уроке
во 2 «А» классе
"Живая и неживая природа". 2-й класс
На организационном этапе дети определили настроение с помощью карточек: «Солнышко весёлое», «Солнышко грустит». Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро настроить обучающихся на продуктивную работу, послужил стимулирующим введением в учебную деятельность, а также создал эмоциональный и деловой настрой.Содержание урока направлено на формирование умения находить слова-признаки времени года, развивать мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся;
прилежание, стремление хорошо учиться.
Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки, Обучающиеся, на основе знаний, приобретённых на прошлых уроках, соотносили живую и неживую природу, что ку ним относиться.
На основном этапе при изучении новых знаний для восприятия, осмысления и запоминания постаралась разнообразить виды деятельности. Использовала разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие степень познавательной активности. Здесь было инсценирование, задание в группах, чтение стихотворений детьми. Представленная на этих этапах информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Структура урока тщательно продумана. На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья у обучающихся. В течение всего урока мои действия, как педагога, включали способы поддержания физического, физиологического, психического здоровья обучающихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности. А использование гимнастики для глаз позволило организовать зрительное восприятие обучающихся в соответствии с требованиями гигиены зрения. Подобранные учебные задания способствовали формированию здорового образа жизни обучающихся. Для увеличения двигательной активности я применяла физкультминутку, смену динамических поз, упражнение для глаз.
Родители 2 а класса
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.