Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Исаевская основная общеобразовательная школа
Конспект открытого урока
по русскому языку
на тему
«Единственное и множественное число
имён существительных»
Урок проведён в 3 классе
учитель начальных классов
Попова Наталья Викторовна
2024 год
Тема урока: Единственное и множественное число имён существительных.
Тип урока: знакомство с новой темой.
Форма организации урока: урок- исследование.
Планируемые результаты обучения |
Возможные виды деятельности учащихся |
|
Предметные умения |
УУД |
|
Осознавать понятие «Единственное и множественное число имён существительных». Отличать понятия «Собственные и нарицательные имена существительные», подбирать примеры таких существительных , писать с заглавной буквы имена собственные, дифференцировать звуки языка: гласные, согласные, согласные парные и непарные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, шипящие, осознавать роль мягкого и твёрдого знаков;
|
Личностные: проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности; сохранять интерес к учебному материалу; участвовать в оценке работ, ответов одноклассников. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме, находить варианты решения учебной задачи. Познавательные: анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку). Коммуникативные: принимать участие в работе парами, договариваться, приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию.
|
Различение звуков, группировка звуков по их характеристике, объяснение лексического значения слов, изменение имён существительных по числам; написание с заглавной буквы имён собственных, классификация имён существительных собственных и нарицательных, одушевлённых и неодушевлённых по значению и объединение их в тематические группы, нахождение информации ( с помощью взрослых) о значении слов. |
Оборудование: компьютер учителя, ноутбуки учащихся ;
мультимедийный проектор, экран;
презентация к уроку;
«Русский язык» 3 класс, В.П.Канакина;
электронное приложение к учебнику «Русский язык» В.П.Канакиной;
карточки с заданиями;
ручки с зелёным стержнем.
I. Организация начала урока. |
Итак, русский язык, друзья! На вас надеюсь, как всегда! Мы хороший, дружный класс, Всё получится у нас!
Коррекция настроения. Посмотрите друг на друга. Пожмите соседу руку. И, конечно, улыбнитесь друг другу. - Надеюсь, у вас хорошее настроение? Сегодня у нас гости.
Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие Захотели вновь прийти.
- Сегодня перед нами стоит непростая задача. Мы должны открыть новые знания. Предлагаю не терять драгоценное время, а начать работу в нашей учебной лаборатории. СЛАЙД №1. А девиз нашего урока: «Мозг хорошо устроенный стоит дороже, чем мозг хорошо наполненный » СЛАЙД №2 Любые научные исследования начинаются с подготовительной работы. |
||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация опорных знаний.
1.Чистописание.
2. Словарная работа. |
- На экране таблица. У вас на парте карточки. Прочитайте буквы. СЛАЙД №3
Зачеркните гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующих согласных. Зачеркните гласные буквы, обозначающие мягкость предшествующих согласных. Зачеркните буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки. Зачеркните буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки. Какая буква у вас осталась? Какие звуки обозначает буква эм? Запишите буквосочетания: 1 строка - Мм , 2 строка – мл мм мн мо (продолжить). СЛАЙД №4 Дети работают в тетради.
- Послушайте пары слов: Лисица- заяц, сегодня – вчера, друг- враг, ученик- ученица.
Я буду диктовать первое слово, вы записываете пару, выделяя известные вам орфограммы.
Запись под диктовку. Взаимопроверка.
СЛАЙД №5 - Прочитайте ёщё раз слов , подумайте, как можно назвать эти пары? (антонимы) Какую пару можно считать лишней? - Сегодня- вчера – это не существительные. Друг- враг – орфограмма «парные согласные в корне», а в остальных словах «безударный гласный в корне». - Прочитайте имена существительные. Докажите. Назовите их общие признак. (одушевлённые, нарицательные) . |
||||||||||||||||||||||||
III. Постановка учебной проблемы. |
- Уважаемые учёные, мы продолжаем научные исследования. Внимание на экран. СЛАЙД № 6.
Лес, сугроб, дерево, шапка.
Что общего между этими словами. - Это имена существительные, неодушевлённые, нарицательные. - Вставьте данные имена существительные в следующие предложения (щелчок слайда): Мы вошли в зимний … . Кругом большие пушистые … . На высоких … лежат снеговые … .
|
||||||||||||||||||||||||
IV. Поиск решения, открытие нового знания. |
- Уважаемые учёные, все ли у вас получилось? Какие возникли затруднения? - Мы не можем использовать существительные сугроб, дерево, шапка в предложениях, т.к. они обозначают один предмет, а в предложении речь идёт о множестве предметов. - Как нужно поступить? - Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов: сугробы, деревья, шапки.
СЛАЙД № 7 Мы вошли в зимний лес. Кругом большие пушистые сугробы. На высоких деревьях лежат снеговые шапки.
- Какое новое знание об имени существительном вы обнаружили? - Мы узнали, что имена существительные могут обозначать один и много предметов.
СЛАЙД №8 Имена существительные могут употребляться в единственном и во множественном числе.
- Запишите последнее предложение, выделяя известные орфограммы. Какие орфограммы выделили. Укажите грамматическую основу предложения. Какой часть речи выражено подлежащее? Какими ещё членами предложения могут быть имена существительные?
|
||||||||||||||||||||||||
V. Физминутка. |
|
||||||||||||||||||||||||
|
- Продолжаем. Внимание на экран.
СЛАЙД № 9. Сугроб- сугробы, дерево – деревья, шапка- шапки.
- В каком числе стоят слова первого столбики? Второго? - Слова первого столбика в единственном числе , второго- во множественном. Изменилось число существительных.
СЛАЙД № 10 Имена существительные изменяются по числам.
|
||||||||||||||||||||||||
VI. Закрепление изученного материала. |
- На рисунке у нас вот такие шапки. А о каких шапках идёт речь в предложении?
СЛАЙД № 11. Снежные шапки. |
||||||||||||||||||||||||
|
Работа с электронным приложением «Русский язык». 1. Открываем электронное приложение. 2. Находим тему № 31. Входим. 3. Выбираем упражнение «Анимация», слушаем до цифры 3. 4. Закрываем окно упражнения.
Работа с учебником стр. 61 правила.
Работа с электронным приложением «Русский язык». 1. Выбираем второе упражнение. 2. Работаем в паре. 3. Закрываем окно упражнения. 4. Выходим из приложения.
Работа с учебником. Самостоятельная работа упр. 105 . Выписать по 5 слов в единственном и во множественном числе.
Взаимопроверка. |
||||||||||||||||||||||||
VII. Итог урока. |
- Какие новые знания об имени существительном открыли юные учёные? |
||||||||||||||||||||||||
VIII. домашнее задание. |
- Выучить правила стр.61-62, упр. 106. |
А |
Б |
К |
У |
Ф |
И |
М |
Д |
О |
Ё |
Г |
Ю |
Ы |
Т |
В |
С |
П |
Ё |
Ш |
Э |
Ж |
Е |
Я |
З |
Мы вошли в зимний … .
Кругом большие пушистые … .
На высоких … лежат
снеговые … .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.