Конспект открытого урока русского языка
«Правописание НЕ с глаголами» (5 класс)
Цели урока:
Образовательные:
повторить усвоенный теоретический материал о глаголе как части речи и написании НЕ с глаголами; первичное введение правила «Слитное написание НЕ с глаголами».
Развивающие:
развивать умение работать самостоятельно;
развивать умение кодировать большой объем информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения.
Воспитательные:
воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.
Формируемые УУД:
Личностные:
умение слушать другого человека, проявлять активность при решении задачи, аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные:
умение использовать речь для регуляции своей деятельности, вносить необходимые коррективы в действие после оценки другими людьми.
Коммуникативные:
умение формулировать общую цель и пути ее достижения, проявлять активность для решения коммуникативной задачи, вести устный диалог.
Познавательные:
умение использовать общие приемы решения заданий, строить сообщение в устной форме, самостоятельно формулировать познавательную цель, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи, создавать алгоритм задания.
Тип урока: открытие новых знаний.
Ход урока,
1. Организационный момент. (Слайд 1)
- Добрый день, дорогие ребята! Мы сегодня с вами активно поработаем. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка и память.
2. Актуализация знаний.
- Начнем наш урок с уже пройденного материала. Проведём небольшой экскурс по разделу языка.
- Как называется раздел, где слова изучаются как часть речи? - Какие самостоятельные части речи вы знаете?
- Думать, читать, рассуждать — о какой части речи идёт речь? (Слайд 2)
- А ещё сделаем это в форме самотестирования, переходящего в ответ — сообщение. Прочитайте тест. Из правильно выбранных ответов составьте ответ-сообщение.
(Слайд 3)
1) Глагол - это часть речи.
а) самостоятельная б) служебная 2) Глагол отвечает на вопросы:
а) какой? какая? какое?
б) кто? что?
в) что делал? что делает? что сделает? 3) Глагол обозначает:
а) предмет
б) действие предмета
в) признак предмета
4) У глагола есть три времени •и
5) Спряжение глаголов - это:
а) изменение глаголов по лицам и числам;
б) изменение глаголов по родам;
в) изменение глаголов по временам
- Молодцы, ребята!
З. Проверка домашнего задания.
1) Упр. 650 (в это время 2 ученика выполняют на доске разборы из упражнения)
2) Замена фразеологизмов глаголами.
(Слайд 4) (Замолчать, мешать, болтать, запомнить)
4. Работа по теме урока.
- Что такое пословицы? Для чего они нам нужны?
Большую роль в жизни человека играют пословицы. Недаром говорят: «Без пословицы не проживёшь».
1) Постановка учебной задачи.
- Сегодня на уроке главный наш помощник - пословицы. Давайте поиграем, используя наших помощников. Я читаю начало пословицы, вы заканчиваете, используя глагол с частицей НЕ.
1. Семеро одного (не ждут).
2. Каши маслом (не испортишь).
З. Кто не работает, тот (не ест).
- О чём в них идёт речь?
(В них речь иДёт о неправильном повеДении человека).
- Во всех пословицах есть одинаковая орфограмма, которую мы сегодня будем изучать. Какая?(НЕ с глаголами)
- Сформулируйте тему нашего урока, опираясь на общий орфографический признак глагола.
Тема нашего урока: Правописание НЕ с глаголами.
(Слайд 5)
(Учитель пишет тему урока на доске).
- Сформулируем цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске. (Слайд б)
1) расширить ЗНсшИЯ о... •
2) учиться нахоДить и правильно писать.... •
Цель урока: расширить и углубить знания о глаголе и правописании НЕ с глаголами; учиться находить и правильно писать с глаголами. (Слайд 7)
2) Работа в тетрадях,
- Открываем рабочие тетради и записываем число и тему урока. Я хочу вам пожелать сегодня на уроке интересных открытий, радости, познания и хороших оценок.
- А теперь давайте найдём грамматическую основу этого предложения.
Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождя и вьюг.
- Узнаёте строки? О чём песня?
Вывод:
НЕ с глаголами пишется раздельно и входит в состав глагола-сказуемого.
Девиз урока: НЕ ВЫУЧИШЬ правила — (Слайд 8) НЕ выполнишь верно задания. - Найдите здесь НЕ с глаголами.
З) Морфологические признаки глагола.
(Слайд 9)
4) Игра «Третий лишний»
(Слайд 10)
5) Объяснительное списывание. (Слайд 1 1)
6) Вывод. Словарная работа. (Слайд 12)
Частицу НЕ пиши с глаголами раздельно. Пишутся слитно с НЕ глаголы, которые без НЕ не употребляются.
Слова-исключения: неволить, недоумевать, несдобровать, негодовать, неистовствовать, ненавидеть, невзлюбить, неймётся, невзвидеть. Запись в словарь.
5. Физкультминутка.
Я называю глаголы с частицей НЕ, а вы выполняете действия наоборот Не качайтесь, не кружитесь,
Не топайте, не хлопайте, Не тянитесь, не шагайте, Не шепчите, не молчите.
Не моргайте, не присеДайте, А теперь все поДнимайтесь И за дело не принимайтесь. - Каких частей речи здесь было больше? - Что в них было общего?
6. Этимологическая минутка для шутки.
-А знаете, почему НЕ пишется раздельно?
Вот как объясняется в шуточном стихотворении это явление.
Задание: выписать из прослушанного стихотворения слова с НЕ
НЕ - известная частица Всем перечит, отрицает Как же эта озорница
О глаголе мало знает. Кто-то ночью в темноте
Меж глаголами и НЕ
Яму выкопать решил,
Чтоб глагол с НЕ не Дружил.
Их теперь не соеДиняют,
Пробел меж ними оставляют.
Вопросы:
1. Какой частью речи является НЕ?
2. Каково значение частицы НЕ?
Вывод: НЕ - это служебная часть речи. Она называется частицей и имеет отрицательное значение.
Вопрос: какие слова с НЕ вы выписали? Не Дружил, не соеДиняют.
7. Орфографическая задачка.
(Слайд 13)
8. Работа по карточкам (раздаточный материал)
9. Закрепление изученного материала.
1) Работа с учебником.
5105, стр.115-117.
- упр.656 - письм.
- упражнение 658 - устно. 2) Орфографическая задачка.
(Слайд 14)
10. Итог урока. Оценки.
НЕ выучил, НЕ делай.
НЕ знаешь, НЕ спеши. С глаголами отдельно Частицу НЕ пиши!
(Слайд 15)
- Как пишутся глаголы с частицей НЕ?
11. Домашнее задание.
1) S 105. Выучить правило «Правописание НЕ с глаголами».
2) Упражнение 657. (Слайд 16)
12, Рефлексия.
- Давайте отправим сообщение другу. (Слайд 17)
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что помогло вам на уроке для активной работы? (внимание, находчивость, смекалка и память)
- Какое задание вам особенно понравилось?
- Спасибо за внимание! (Слайд 18)
СИИ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.