Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе "Правописание НЕ с глаголами"
Оценка 4.9

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе "Правописание НЕ с глаголами"

Оценка 4.9
pdf
13.06.2024
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе "Правописание НЕ с глаголами"
Конспект открытого урока 5 класс Нов..pdf


Подготовила: Магомедова СА.,

Конспект открытого урока русского языка

«Правописание НЕ с глаголами» (5 класс)

Цели урока:

Образовательные:

повторить усвоенный теоретический материал о глаголе как части речи и написании НЕ с глаголами; первичное введение правила «Слитное написание НЕ с глаголами».

Развивающие:

развивать умение работать самостоятельно;

развивать умение кодировать большой объем информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения.

Воспитательные:

воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.

Формируемые УУД:

Личностные:

умение слушать другого человека, проявлять активность при решении задачи, аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные:

умение использовать речь для регуляции своей деятельности, вносить необходимые коррективы в действие после оценки другими людьми.

Коммуникативные:

умение формулировать общую цель и пути ее достижения, проявлять активность для решения коммуникативной задачи, вести устный диалог.

Познавательные:

умение использовать общие приемы решения заданий, строить сообщение в устной форме, самостоятельно формулировать познавательную цель, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи, создавать алгоритм задания.

Тип урока: открытие новых знаний.

Ход урока,

1. Организационный момент. (Слайд 1)

- Добрый день, дорогие ребята! Мы сегодня с вами активно поработаем. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка и память.

2. Актуализация знаний.

-                   Начнем наш урок с уже пройденного материала. Проведём небольшой экскурс по разделу языка.

-                   Как называется раздел, где слова изучаются как часть речи? - Какие самостоятельные части речи вы знаете?

-                   Думать, читать, рассуждать — о какой части речи идёт речь? (Слайд 2)

-                   А ещё сделаем это в форме самотестирования, переходящего в ответ — сообщение. Прочитайте тест. Из правильно выбранных ответов составьте ответ-сообщение.

(Слайд 3)

1) Глагол - это            часть речи.

а) самостоятельная б) служебная 2) Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?

б) кто? что?

в) что делал? что делает? что сделает? 3) Глагол обозначает:

а) предмет

б) действие предмета

в) признак предмета

4)  У глагола есть три времени •и

5)  Спряжение глаголов - это:

а) изменение глаголов по лицам и числам;

б) изменение глаголов по родам;

в) изменение глаголов по временам

- Молодцы, ребята!

З. Проверка домашнего задания.

1)              Упр. 650 (в это время 2 ученика выполняют на доске разборы из упражнения)

2)              Замена фразеологизмов глаголами.

(Слайд 4) (Замолчать, мешать, болтать, запомнить)

4. Работа по теме урока.

-             Что такое пословицы? Для чего они нам нужны?

Большую роль в жизни человека играют пословицы. Недаром говорят: «Без пословицы не проживёшь».

1) Постановка учебной задачи.

-             Сегодня на уроке главный наш помощник - пословицы. Давайте поиграем, используя наших помощников. Я читаю начало пословицы, вы заканчиваете, используя глагол с частицей НЕ.

1.  Семеро одного (не ждут).

2.  Каши маслом (не испортишь).

З. Кто не работает, тот (не ест).

-             О чём в них идёт речь?

(В них речь иДёт о неправильном повеДении человека).

-             Во всех пословицах есть одинаковая орфограмма, которую мы сегодня будем изучать. Какая?(НЕ с глаголами)

-             Сформулируйте тему нашего урока, опираясь на общий орфографический признак глагола.

Тема нашего урока: Правописание НЕ с глаголами.

(Слайд 5)

(Учитель пишет тему урока на доске).

-             Сформулируем цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске. (Слайд б)

1) расширить ЗНсшИЯ о... •

2) учиться нахоДить и правильно писать.... •

Цель урока: расширить и углубить знания о глаголе и правописании НЕ с глаголами; учиться находить и правильно писать с глаголами. (Слайд 7)

2) Работа в тетрадях,

-               Открываем рабочие тетради и записываем число и тему урока. Я хочу вам пожелать сегодня на уроке интересных открытий, радости, познания и хороших оценок.

-               А теперь давайте найдём грамматическую основу этого предложения.

Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождя и вьюг.       

-               Узнаёте строки? О чём песня?

Вывод:

НЕ с глаголами пишется раздельно и входит в состав глагола-сказуемого.

Девиз урока: НЕ ВЫУЧИШЬ правила — (Слайд 8) НЕ выполнишь верно задания. - Найдите здесь НЕ с глаголами.

З) Морфологические признаки глагола.

(Слайд 9)

4)    Игра «Третий лишний»

(Слайд 10)

5)    Объяснительное списывание. (Слайд 1 1)

6)    Вывод. Словарная работа. (Слайд 12)

Частицу НЕ пиши с глаголами раздельно. Пишутся слитно с НЕ глаголы, которые без НЕ не употребляются.

Слова-исключения: неволить, недоумевать, несдобровать, негодовать, неистовствовать, ненавидеть, невзлюбить, неймётся, невзвидеть. Запись в словарь.

5.       Физкультминутка.

Я называю глаголы с частицей НЕ, а вы выполняете действия наоборот  Не качайтесь, не кружитесь,

Не топайте, не хлопайте, Не тянитесь, не шагайте, Не шепчите, не молчите.

Не моргайте, не присеДайте, А теперь все поДнимайтесь И за дело не принимайтесь. - Каких частей речи здесь было больше? - Что в них было общего?

6.       Этимологическая минутка для шутки.

-А знаете, почему НЕ пишется раздельно?

Вот как объясняется в шуточном стихотворении это явление.

Задание: выписать из прослушанного стихотворения слова с НЕ

НЕ - известная частица Всем перечит, отрицает Как же эта озорница

О глаголе мало знает. Кто-то ночью в темноте

Меж глаголами и НЕ

Яму выкопать решил,

Чтоб глагол с НЕ не Дружил.

Их теперь не соеДиняют,

Пробел меж ними оставляют.

Вопросы:

1.   Какой частью речи является НЕ?

2.   Каково значение частицы НЕ?

Вывод: НЕ - это служебная часть речи. Она называется частицей и имеет отрицательное значение.

Вопрос: какие слова с НЕ вы выписали? Не Дружил, не соеДиняют.

7.      Орфографическая задачка.

(Слайд 13)

8.      Работа по карточкам (раздаточный материал)

9.      Закрепление изученного материала.

1) Работа с учебником.

5105, стр.115-117.

-                 упр.656 - письм.

-                 упражнение 658 - устно. 2) Орфографическая задачка.

(Слайд 14)

10. Итог урока. Оценки.

НЕ выучил, НЕ делай.

НЕ знаешь, НЕ спеши. С глаголами отдельно Частицу НЕ пиши!

(Слайд 15)

- Как пишутся глаголы с частицей НЕ?

11. Домашнее задание.

1)  S 105. Выучить правило «Правописание НЕ с глаголами».

2)  Упражнение 657. (Слайд 16)

12, Рефлексия.

-                   Давайте отправим сообщение другу. (Слайд 17)

-                   Что нового вы узнали на уроке?

-                   Что помогло вам на уроке для активной работы? (внимание, находчивость, смекалка и память)

-                   Какое задание вам особенно понравилось?

-                   Спасибо за внимание! (Слайд 18)

 СИИ

Подготовила:

Подготовила:

Магомедова СА., Конспект открытого урока русского языка «Правописание

Магомедова СА., Конспект открытого урока русского языка «Правописание

Актуализация знаний. -

Актуализация знаний. -

Семеро одного (не ждут). 2.

Семеро одного (не ждут). 2.

Слова-исключения: неволить, недоумевать, несдобровать, негодовать, неистовствовать, ненавидеть, невзлюбить, неймётся, невзвидеть

Слова-исключения: неволить, недоумевать, несдобровать, негодовать, неистовствовать, ненавидеть, невзлюбить, неймётся, невзвидеть

Работа по карточкам (раздаточный материал) 8

Работа по карточкам (раздаточный материал) 8
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2024