Конспект открытого урока
по русскому языку в 7 "Б" классе
"Текст. Стили речи"
Разработала урок
учитель русского языка
и литературы
Юсупова Н.А.
Тема урока: Понятие о публицистическом стиле: особенности, жанры, сфера употребления
Цели: дать представление о публицистическом стиле, его особенностях, жанрах, сфере употребления; формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля, строить предложения и связные тексты в данном стиле.
Оборудование: на доске схема - «Кластер», учебник.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Закрепление пройденного материала. Работа у доски. Синтаксический разбор простого предложения: Вы правильно охарактеризовали стили речи. Запись на доске предложения: Вы правильно охарактеризовали стили речи, потому что владеете правилом. Чем различаются предложения? Делаем синтаксический разбор предложения.
3. Актуализация и пробное учебное действие. Работа по теме.
· Знакомо ли вам слово «Текстоведение»? Подумайте, как оно образовалось. (В слове выделяются корни «текст» и «вед».Значит, оно обозначает «ведать, знать текст».)
· Как вы думаете, что изучается в разделе лингвистики «Текстоведение»? (Текстоведение изучает текст, его признаки, строение, законы создания и основные правила использования языковых средств.)
· А что такое текст? (Это произведение речи.)
· Назовите признаки текста. (Единство темы, наличие основной мысли (идеи), связь предложений между собой, относительная законченность, определённый порядок предложений.)
· Какие типы речи вы знаете? Охарактеризуйте их, использовав слайд-подсказку (Повествование = что произошло?Описание = каков предмет высказывания? Рассуждение = почему мы утверждаем это?).
· Как бы вы озаглавили данный текст? («Удивительная дружба», «Случай в зоопарке», «Медведь и кот», «А всё-таки они дружат!»…)
С какими стилями речи вы уже знакомы? (Разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный.)Комплексный анализ текста (текст на слайде и напечатан в раздаточном материале).
· Начнём со словарно-орфографической работы: публицистический, публика, публицист, опубликовать, публицистика.
- Какой общий корень имеют слова?
- Слово публика (значение: люди, народ) произошло от латинского слова общественный.
- Таким образом, публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.
Публицистический стиль - это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.
4. Частичный стилистический анализ текстов разных стилей.
· На доске появляется изображение стихотворения № 1 «Давай посплетничаем»:
Поделиться впечатленьем
Если с другом захочу,
То ему, без промедленья,
По мобиле позвоню:
«Ну, привет!..Я тут скучаю.
Приходи-ка на чаёк!
Поболтать с тобой мечтаю.
Дивный нынче вечерок!
Нет, не болен,- просто скука!
Если хочешь, то хандра!
Мне молчать - ох, это мука!
Сплетен хватит до утра!»
Ученики (читают стихотворение и отвечают на вопрос учителя): Это текст разговорного стиля!
Учитель: Верно. А как вы определили, что это текст именно разговорного стиля? По каким признакам?
Ученики: Разговорный стиль используется в повседневной жизни: люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам. Например, это может быть телефонный звонок, дружеская беседа, письма. В непринуждённой обстановке мы используем разговорную и просторечную лексику (чаёк, поболтать, мобила). Для этого стиля характерны эмоциональность, образность («Сплетен хватит до утра!» - это гипербола).
Учитель: Вы правильно охарактеризовали разговорный стиль речи. Стоит отметить, что в разговорном стиле речи мы можем использовать лексику разных стилей: художественного («Дивный нынче вечерок!» и слово «хандра»).
После того, как стиль определён, заполним пустой квадрат схемы, которая нарисована на доске. Разговорная речь представлена разговорным стилем. Значит, все остальные стили будут относиться к литературной речи.
· Прочитайте стихотворение № 2, представляющее собой коллаж. Аналогичное задание– определить стиль и назвать его характерные особенности, сферу употребления:
· «Я к вам пишу, чего же боле» (Пушкин)
· «Ведь я - сочинитель» (Блок)!
· «Ты знаешь, я томлюсь в неволе» (Ахматова)
· «Твой мир – навек моя обитель» (Брюсов)
· «Тоска по родине! Давно…» (Цветаева)
· «Кто без тоски внимал из нас» (Тютчев)?!
· «На сердце раздумье легло» (А.К.Толстой)
· «Панихидный справляя пляс» (Есенин).
· «Но тот, о ком я пою в тишине» (Некрасов)
· «Молчанье надежд и молчанье отчаянья» (Маяковский) –
· «Ты значил всё в моей судьбе» (Пастернак)
· «До свиданья, друг мой, до свиданья» (Есенин)
Ученики: Это текст художественного стиля, которым пользуются писатели и поэты при написании своих произведений для достижения определенной цели - воздействия на читателя. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику («томлюсь», «боле», «обитель», «внимал»), нейтральные слова. Главной особенностью этого стиля является широкое употребление тропов и фигур. Например, стих «На сердце раздумье легло» - это олицетворение, а строка «Твой мир – навек моя обитель» - это развёрнутая метафора. Этому стилю присуща также эмоциональность.
Учитель: Ребята, вы правильно отметили, что многостильность – характерная черта художественного стиля. От других стилей речи он отличается единством коммуникативной и эстетической функций.
· Обратимся к стихотворению № 3. Попробуйте определить, о каком стиле речи говорится в приведенном тексте:
Стиль логичный, объективный,
В нём – прямое слов значенье.
Применять нам эффективно
В описании явленья.
Образности в стиле нет,
Тропы – не в участии.
В центре не один предмет,
А общее понятие.
Можем мы всегда узнать
Стиль сухой, немного скучный.
«Термин!» - стоит лишь сказать, -
Перед нами стиль -..
Ученики: Научный! Логичность, объективность, использование слов в прямом значении, отсутствие образности (тропов и фигур), неэмоциональность текста – это характерные черты научного стиля. Для описания общего понятия или явления используются термины.
Учитель: Ребята, в какой сфере употребляется данный стиль?
Ученики: В учебниках, словарях, научных работах и докладах.
Учитель: Кроме терминологической лексики, научный стиль обслуживают профессионализмы.
· Ребята, обратимся к газетной статье (текст № 6). Подумайте, какую задачу ставит автор статьи?
Господа судьи, господа присяжные заседатели!
Вам предстоит произнести приговор.
По делу, что вынесли на суд ваш кто? – Обыватели!,
Назвав подсудимого категорично «вор!»
Однако! Подсудимый, допустим, что виноват
И заслуживает (допустим мы) наказания.
Однако! Признаем, что как-то уж слабоват
Набор улик и свидетельские показания!
Нам задача судебной власти очень даже ясна:
Справедливый суд ради блага людей!
Преступивший чрез закон отвечает сполна!
Пусть будет наказан злодей!
Однако! Перед нами другой подсудимый,
Перед нами имеющий претензию человек
Считаться лицом развитым, что явно немнимо,
Лицом, неспособным на кражу, затем на побег.
Напряжённое внимание к судебному следствию,
Пытливый взор, ум, совесть, умение
Помогут достойно отнестись к данному бедствию,
Оценить справедливо это недоразумение!
Ученики: Авторская задача состоит в том, чтобы убедить адресата в невиновности подсудимого, призвать к справедливому решению.
Учитель: Вы правильно заметили, что целью публицистического стиля является воздействие на читателя.
Какие стилевые черты вы можете проиллюстрировать на примере данной статьи?
Ученики: Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.
Учитель: Верно, ребята, этот стиль также используется в официальной обстановке, на митингах и на собраниях. Для публицистического стиля характерна общественно-политическая лексика.
Тексты какого стиля используются для создания документов, в деловом общении?
Ученики: Для делового общения используется официально-деловой стиль речи.
· Ребята, перед вами текст № 7:
Документ в законную силу вступает.
В установленном порядке оформлен кредит.
Банк гарантию предоставляет.
Приговор обжалованию не подлежит.
Учитель: Текст представляет собой перечень устойчивых, стандартизированных оборотов речи, которые употребляются в таких сферах, как: законодательная («Документ в законную силу вступает»), делопроизводства («Банк гарантию предоставляет»), административно-правовая («Приговор обжалованию не подлежит»).
Ребята, назовите основные черты официально-делового стиля.
Ученики: Краткость, точность, шаблонность, монотонность и сухость изложения.
5. Выводы, обобщение.
Учитель: Молодцы, ребята! Итак, кластер «Стили речи» заполнен!
Я думаю, что каждый из вас теперь чётко понимает, насколько важно знать стили речи, уметь определять их по характерным признакам.
Учитель: Молодцы, ребята. На уроке мы повторили изученный ранее материал о стилях речи и научились определять характерные признаки стилей на основе текстов. Полученные знания вы можете применять в разных сферах жизнедеятельности, используя приобретённые на уроке умения и навыки.
6. Домашнее задание: заполнить таблицу
Стиль речи |
Особенности стиля |
Сфера употребления |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отзыв коллег об открытом уроке русского языка в 7 "Б" классе
в рамках ФГОС по теме
"Текст. Стили речи"
учителя
Цели урока:
1. Уметь выявлять и доказывать языковые отличительные особенности текстов разных стилей речи.
2. Уметь составлять собственные тексты стиля речи на заданную тему в зависимости от речевой ситуации.
3. Научиться применять стили речи по ситуации, обобщать и систематизировать изученное.
На всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Применялись приёмы сопоставительного анализа стилей речи;
- развивались умения и навыки анализа текстов;
- материал способствовал развитию творческих способностей учащихся;
- осуществлялись внутрипредметные и межпредметные связи
(литература, природоведение, математика, история);
- содержание урока способствовало развитию интереса к учению.
На уроке применялись приёмы сопоставительного анализа стилей речи, развивались умения и навыки анализа текстов, материал способствовал развитию творческих способностей учащихся. На «стадии осмысления» учащиеся познакомились с содержанием текста, используя методы активного чтения, и заполнили таблицу. В беседе по прочитанному тексту происходит осмысление содержания.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности, что предотвращало утомляемость обучающихся, способствовало лучшему усвоению материала. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока способствовал организации посильного поиска и исследований учащихся.
Для каждого обучающегося была создана ситуация успеха, что также помогало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к русскому языку. Мной был поддержан благоприятный психологический микроклимат, что очень важно при проведении открытого урока (физпаузы на уроке).
При постановке вопросов и определении заданий на уроке учитель учитывала индивидуальные способности обучающихся, давала положительную характеристику их результатам, что стимулировало студентов и повышало их активность на уроке.
В процессе обучения учащиеся учились овладевать элементами знаково-символического моделирования: составление пошагового плана действия на основе полученной информации об изучаемом материале.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности, был посильным для детей, интересным и привлекательным. Поэтому повысились возможности обучающихся в достижении поставленной цели на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффектно, запланированный объем урока выполнен при оптимальной интенсивности с учетом физических и психологических особенностей обучающихся.
Виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность соответствовал уровню подготовленности учащихся класса.
Выбор методов, приемов и средств обучения соответствовал содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, методическому аппарату урока, каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Уместно использовались дидактический раздаточный материал, презентация «Стили речи", используемая в начале урока, способствовала лучшему восприятию материала и заданий, кроме того, активизировала и сохраняла на протяжении всего урока внимание обучающихся, развивала познавательный интерес, способствовала быстрому включению обучающихся в работу. В конце урока совместно подведен итог работы над темой, что способствовало целостности и завершенности занятия в целом. Выводы не формулировались учителем, а являлись результатом деятельности самих обучающихся. С помощью итоговой таблицы проведена рефлексия, тем самым обучающиеся были направлены на обратную связь.
Отзыв коллег об открытом уроке русского языка в 7 "Б" классе
в рамках ФГОС по теме
"Текст. Стили речи"
учителя
Мы родители 7б класса посетили открытый урок учителя Дахадаевой С.М.
Пути решения задач урока обсуждались с учащимися.
На уроке применялись приёмы сопоставительного анализа стилей речи, развивались умения и навыки анализа текстов, материал способствовал развитию творческих способностей учащихся. На «стадии осмысления» учащиеся познакомились с содержанием текста, используя методы активного чтения, и заполнили таблицу. В беседе по прочитанному тексту происходит осмысление содержания. Обучающиеся логично излагали свои мысли, обобщали полученные данные и делали выводы, что позволило формировать мыслительную и речевую компетенции. Одновременно с этим формировалась речевая компетенция, отрабатывалось умение пользоваться художественным стилем речи.
На уроке реализованы права ученика на выбор уровня овладения содержанием,
темпа, формы обучения и контроля. На данном уроке использовались
различные формы взаимодействия учащихся: фронтальная с учителем, фронтальная
самостоятельная, групповая под руководством учителя, парная самостоятельная,
самоорганизация. Характер взаимоотношений в ходе учебного процесса носило характер
сотрудничества в атмосфере доброжелательности.
Родители 7 б класса
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.