География 7 класс. Технологическая карта урока № 29 Природа Африки
Тип учебного занятия по дидактической цели – вводный урок
Форма урока: урок-путешествие
Тип урока по структуре: комбинированный
Форма организации учебной деятельности: работа в парах
Оборудование: учебник, атлас, контурные карты, дневник географа-страноведа, презентация, жирафы
Задачи урока: научатся определять физико-географическим положением Африки. Получат возможность научиться рассматривать влияние ФГП на природу Африки.
Планируемые результаты:
· личностные: формирование устойчивого познавательного интереса каждого ученика и личную заинтересованность в самостоятельной поисково-исследовательской деятельности; Осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, выработать свои мировоззренческие позиции; Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически, осмысливать их и свое поведение.
· метапредметные: формирование навыков обработки новой информации; Ознакомление с характерными чертами ФГП Африки; своеобразие природы, умение охарактеризовать ГП материка, показывать на карте географические объекты, работать с тематическими картами атласа.
· предметные результаты: формирование у обучающихся умения определять географическое положение материка, умение обозначать на контурной карте географические объекты материка Африка, умение анализировать влияние ФГП материка Африки на его природу.
Коммуникативные УУД: Излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Регулятивные УУД: Определять цель и задачи; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в паре; работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно.
Познавательные УУД: Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; анализировать, сравнивать географические объекты, выявлять причины и следствия явлений. Устанавливать причинно- следственные связи – на простом и сложном уровне. Представлять информацию в разных формах.
Базовое содержание урока |
Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) |
Ценностный компонент урока |
Творческий компонент урока |
|
Смысловые блоки содержания |
Познавательные задачи для обучающихся |
|||
1.Организационно - мотивационный этап урока |
||||
Создание мотивационной установки |
слайд 1
Скажите, пожалуйста, где живет это прекрасное животное? |
Обучающиеся слушают песенку и смотрят фотографии жирафов.
в Африке. |
умение слушать и выделять нужное из потока информации |
|
Определение темы урока |
И так мы с вами отправимся в путешествие на жирафе в Африку. Каждый из вас получает своего жирафа. слайд 2 С чего же нам начать? Конечно с природы, правильно, спасибо. Назовите тему нашего урока. |
Тема урока: Природа Африки |
ученики сами определяют тему урока |
|
Целеполагание |
слайд 3 В заключении мы должны будем ответить на вопрос: Как влияет физико-географическое положение на особенности природы Африки? Определите задачи урока? |
Определить физико-географическим положением Африки. Рассмотреть влияние ФГП на природу Африки. |
Умение практически самостоятельно определять задачи урока |
|
2.Процессуально - содержательный этап урока |
||||
|
Африка – удивительный материк. Что вы о нем знаете? слайд 4 Экзотические африканские там-тамы. Африка – удивительный материк. Она – родина многих народов, населяющих ее бескрайние просторы. Здесь есть все….. Каждый, кто хоть раз столкнулся с Африкой, сохраняет о ней самые яркие воспоминания. (Николай Гумuлев) Перед нами как перед исследователями стоит задача опровергнуть или доказать следующие утверждения слайд 5 1. Африка лежит в 4 полушариях. 2. Африка лежит только в 2 полушариях. 3. Африка – самый жаркий материк. 4. Африка – самый влажный и холодный материк. С чего бы нам начать наше исследование? Как вы думаете, почему именно с географического положения?
|
Рассказы детей
с ФГП Ребята должны ответить, что именно географическое положение влияет на климат, растительный и животный мир материка. |
Высказывают свое мнение, показывают знания, приобретенные в обычной жизни |
|
Работа в контурных картах |
Предлагаю вам открыть исследовательские карты и мы начнем наше исследование. Вы будете работать в парах. 1.Определите, как расположен материк относительно экватора и нулевого меридиана. 2. Какие карты нам требуются для работы? |
Определяют ФГП материка
Физическая карта мира |
Умение работать в контурных картах и атласом. |
|
|
3. Используя нужную карту определите крайние точки Африки и обозначьте их в контурных картах.
слайд 6 Размеры материка рассчитаете дома. |
Называют по атласу крайние точки и определяют географические координаты Северная - м. Бен-Секка 37ºс.ш. 10ºв.д. Южная - м. Игольный 34ºю.ш. 20ºв.д. Западная - м. Альмади 15ºс.ш. 17ºз.д. Восточная - м. Рас-Хафун 11ºс.ш. 52ºв.д. |
Умение определять координаты географических объектов и отмечать их в контурных картах. |
|
|
Как влияет физико-географическое положение на особенности природы материка? слайд 7 Поскольку мы с вами только учимся делать выводы, я облегчила вам работу – посмотрите на эти фразы и вставьте пропущенные слова. |
т.к. пересекает экватор, то на части территории климат жаркий и влажный, животные и растения теплолюбивые, реки незамерзающие. т.к. пересекают тропики – в этих местах климат жаркий и сухой, много пустынь, со скудной растительностью и отсутствием рек. |
|
|
Работа с атласом |
Далее мы рассматриваем элементы береговой линии и ребята определяют, что за географические объекты здесь расположены. Сверим уважаемые исследователи наши работы Слайд 8 |
отмечают контурных картах особенности береговой линии Африки |
|
|
Физкультминутка |
||||
|
Рассмотрев географическое положение материка, продолжаем наше путешествие на жирафе. Обратимся к особенностям природы Африки, но прежде вернемся к утверждениям. Итак, мы проанализировали их и выскажите теперь свою точку зрения. Молодцы. |
Африка – лежит в 4 полушариях. Самый жаркий материк, так как лежит между тропиками. |
|
|
Работа с учебником |
Используя текст учебника, опишите особенности рельефа материка. Назовите географические объекты, о которых упоминается в учебнике.
|
Дают описание рельефа Африки с опорой на учебник. Называют географические объекты. |
Умение работать с учебником, выделять главное |
|
|
Что вы можете рассказать о полезных ископаемых материка? О какой закономерности можно говорить? |
Африка богата …. , на равнинах расположены нерудные полезные ископаемые |
|
|
|
Используя карту на слайде, опишите особенности климата материка. Слайд 9 |
Дают описание климата: Экваториальный климат – всегда жарко, большое количество осадков Субэкваториальный – смена двух сезонов – сухого и влажного Тропический – сухо и очень жарко Субтропический – жаркое и сухое лето, прохладная и дождливая зима. В Атласских горах выпадает снег. |
Умение считывать информацию с различных типов карт |
|
|
Что еще на ваш взгляд мы не исследовали с точки зрения гидрологии и зоогеографии?
А это ребята уже совсем другая история … |
внутренние воды и природные зоны Африки |
Использовать понятия из другой предметной область |
|
3. Подведение итогов урока |
||||
|
Вот и закончилось наше путешествие на жирафе. Мы сегодня хорошо поработали на уроке. Давайте подумаем, связано ли географическое положение материка и его природа? |
дают ответы
гп влияет на природу материка |
Умение делать выводы
|
|
4.Рефлексивный этап урока |
||||
Эмоциональная рефлексия |
Прием «Термометр» Слайд 10 |
размещают своего жирафа на делении термометра |
Умение объяснить свой выбор и поделиться им
|
|
4. Объяснение домашнего задания |
||||
|
Кто не хочет так быстро прощаться с Африкой предлагаю задания на выбор:
Спасибо за урок. |
Прочитать параграф 25 |
Пользуясь атласом определить размеры материка. |
Составить эмблему Африки, которая бы отражала внутренние воды и природные зоны материка. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.