Тема урока «Семейные ценности и традиции» (5 класс ФГОС)
Автор: учитель истории и обществознания Магомедова З.А.
Цель урока: познакомить учащихся с семейными ценностями и традициями.
Задачи: рассказать о месте семейных традиций в современном обществе, раскрыть значение духовного опыта поколений в воспитании детей, познакомить с понятиями и терминами: семейные ценности, семейные традиции.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть и характеризовать семейные ценности; описывать семейные праздники; смогут объяснить сущность и особенности семейных ценностей и традиций; овладеют принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами, выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.
Формирование УУД: метапредметные: слушать других, уважительно относиться к точке зрения одноклассников, быть готовым изменить свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; выделять существенную информацию из текстов разных видов; личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности; воспитание необходимости уважительного отношения к семейным традициям.
Оборудование: учебник А.И. Кравченко. Обществознание. 5 класс. ФГОС. М.: Русское слово; мультимедийная презентация, материалы для проекта.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Вопросы к классу
- Скажите, ребята, правда ли, что все люди хотят быть счастливыми?
- Если каждый человек хочет быть счастливым, то значит, все мечтают об одном и том же?
Шкала ценностей. Представления о счастье у людей разные. Сейчас выполним следующее задание.
Перед вами дом. Он символизирует счастье человека. Фундамент этого дома состоит из кирпичиков: семья, материальное благополучие, карьера, друзья, отдых и развлечения. Подумайте, какой из кирпичиков является самым важным для вас? Выберите то, без чего вы не сможете быть счастливым человеком.
-
Предположите, о
чем мы будем говорить на уроке?
Мы будем говорить о семье. Тема нашего урока «Семейные ценности и традиции».
- На какие вопросы нам предстоит ответить?
- Каковы цель и задачи урока?
III. Погружение в проблему «Семейные ценности»
На протяжении всей истории человечества люди не представляли себя вне семьи. Семейные ценности и традиции издревле укрепляли семью.
Ролик № 1
Сегодня люди меньше стали ценить семью, семейные ценности и традиции. Приоритет отдается внешним атрибутам престижной работе и высокой зарплате. Главное накормить, одеть, дать образование детям. Многие считают, что семейные традиции и ценности не нужны. Разрушается главная традиция – жить семьей. Из двух браков в России один заканчивается разводом. Молодые семьи распадаются при первых же трудностях.
Что же такое семейные ценности? Какими бывают семейные традиции? Верно ли говорят, что семейные ценности и традиции укрепляют семью? А крепка семья – крепка Россия?! Главный вопрос нашего урока: Верно ли утверждение: «Крепка семья – крепка Россия»?
Работа в группах
Группа № 1 изучает статью «Семейные ценности» и отвечает на вопросы:
- Что такое семейные ценности?
- Представьте, что вам поручили составить словарь семейных ценностей. Какие ценности вы туда внесете?
- Расскажите о ваших семейных ценностях?
Статья «Семейные ценности»
Семейные ценности – это не дорогие украшения, костюмы, платья, бытовая техника или квартира.
Семейные ценности – это часть исторической памяти семьи, то наследие, обычаи, традиции, которые идут от наших дедов и прадедов.
Семейная ценность – это то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям.
Идеальная семья немыслима без любви. Любовь – важнейшая семейная ценность. Это главная движущая сила развития человечества, то, ради чего существуем все мы, то, что подвигает человека к безрассудно-героическим поступкам. «Я люблю, а значит, я живу…» (В. Высоцкий).
Семейными ценностями являются верность, уважение, память предков, традиции семьи.
К ценностям семьи относятся семейные реликвии – документы, воспоминания, письма, награды. Каждая из них – свидетельство о жизни и делах близких, родственников. Бережное отношение к реликвиям – источник нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений.
Семейные ценности нужно воспитывать с раннего детства, через рассказы о прошлом семьи, её истории, отраженной и запечатленной в семейном архиве.
Принято составлять семейный герб, в котором находят свое отражение главные отличительные особенности или характер семьи.
Незнание своих предков в старину приравнивалось к отсутствию образования. О том, как русские люди в старину чтили своих родителей, можно судить по внутреннему убранству жилища. До сих пор в древних избах висят на стенах фотографии. На них все члены семьи, близкие и дальние родственники. В центре ряда, на самом видном месте – увеличенные портреты родителей.
Семейный альбом, родословное дерево – кладезь исторической памяти – также являются семейными ценностями.
Группа № 2 изучает вопрос «Что такое семейные традиции?», работает с учебником на стр. 154-158.
Вопросы группе:
- Что такое семейные традиции?
- Какие семейные традиции есть в вашей семье?
Группа № 3 читает бурятскую сказку «Золотая чаша» и отвечает на вопросы:
- Почему люди издревле почитали своих предков и уважали родителей?
- Расскажите, о чем говорится в сказке?
- Как относился хан к старым людям в племени? Почему он приказал их оставить?
- Почему Церен взял с собой деда?
- Почему хан изменил свое отношение к старикам? Как вы думаете, выжило бы племя в пути без советов старика?
- Что же означает фраза «У старости мудрость»? Как мы должны относиться к старым людям? Почему мы должны почитать и помнить наших предков?
IV. Дискуссия
Вопросы классу:
- Какую роль играют семейные традиции: положительную или отрицательную?
- К чему приводит отсутствие семейных ценностей и традиций? (К семейным конфликтам, которые могут привести к разрушению семейных отношений, разводам)
Ролик 2
Вопросы классу:
- Как вы думаете, почему дети попали в центр реабилитации?
- Кто теперь о них заботится?
- Что они считают главной ценностью для себя?
- Как вы думаете, о чем они мечтают?
- Верно, ли говорят: «Крепка семья – крепка Россия?»
- Для чего существует семья? Какова её самая главная функция? Почему семья укрепляет Россию?
V. Переговорная площадка
Мир детства – особый мир. Не зря его называют волшебной страной.
Этот волшебный мир связан с семьей. Для ребенка важно чувствовать, что рядом родители и друзья. Семья – это то место, где мы чувствуем себя спокойно, уверенно. Но не у всех есть семья, не всем дано жить в стране счастливого детства.
Переговорная площадка
Я приглашаю вас на переговорную площадку с директором детского дома.
VI. Проект
Что вы можете сделать для ребят сирот?
19 апреля в Ульяновске и во всей России стартует Весенняя неделя добра! На этой неделе люди во многих странах стараются делать добрые дела. Я предлагаю вам сегодня изготовить небольшие сюрпризы для ребят сирот из детского дома.
VII. Рефлексия
Давайте вернемся с вами к нашему дому счастья. Изменилось ли ваше мнение? Какой кирпичик вы считаете самым важным в жизни счастливого человека?
Продолжите фразу «Я – сын (дочь) своих родителей, потому что … », «Моя гражданская позиция проявилась сегодня … ».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.