открытого урока по обучению грамоте
в 1-ом классе.
ТЕМА: «Согласные звуки[л], [л']. Буквы Л, л ».
Выполнил: Сулейманова Е.Ю., учитель высшей категории,
МАОУ «СОШ№30 г. Челябинска»
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
ТЕМА: Согласные звуки [л], [л]. Буквы Л, л.
ЦЕЛЬ: 1. Познакомить с новыми звуками [л], [л'], учить
обозначать их на письме буквами Л л;
- учить читать слоги и слова с новыми звуками.
2. Развивать фонематический слух, память,
мышление речь, воображение.
3. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе; интерес к предмету через игровые ситуации.
ОБОРУДОВАНИЕ: Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч.1. В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, В.А. Виноградская и др. – М. : Просвещение, 2018.; схемы звуков, звуковая лента, лес, сказочные герои, музыкальные кассеты, печатные тексты, наборное полотно – 2 шт.
ХОД УРОКА:
ЭТАПЫ |
СОДЕРЖАНИЕ |
|
1 |
2 |
|
I Организационный момент.
Звучит музыка. |
Прозвенел звонок весёлый. Всех зовёт он на урок. Ну – ка, дети, все готовы? Начинаем точно в срок. На места все тихо сядем, Не нарушим тишину. Приготовились все слушать. Я урок сейчас начну. В одном сказочном лесу жил – был маленький червячок – светлячок. Весь день малыш светлячок отдыхал в своем домике под листом колокольчика. А ночью его ждала работа. Светлячок зажигал на небе яркие звезды. И чем больше звезд зажигал малыш светлячок, тем светлее становилось в сказочном лесу. Все звери, птицы, насекомые любили маленького доброго светлячка. Но однажды он заболел и не смог выйти ночью зажигать звезды. Без веселых ярких звездочек скучно стало в сказочном ночном лесу. Скучно и даже страшновато. |
|
|
С грустью смотрел маленький светлячок на темное небо. Он вздыхал и думал: «Эх, были бы у меня помощники. Они бы сейчас зажгли на ночном небе сказочного леса яркие звезды». Давайте поможем маленькому светлячку и зажжем звезды в сказочном лесу.
|
|
II Повторение изученного материала.
1. Индивидуальное и хоровое чтение.
2. Стихотворение:
3. Звуковой ана-лиз слов. |
Бе ре ги лес на ше бо гат ство
- О чем говорят звезды? «Береги лес – наше богатство». - Почему так говорят?
1-ый ученик: Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет Накормит русский лес. 2-ой ученик: Нас ждут в лесу, ребята, Орехи и цветы, Душистая малина На кустиках густых. Ищу грибов поляну Я, не жалея ног. А если и устану Присяду на пенек.
- Все ли звездочки зажгли? (Нет). - Остались две звезды. Чтобы их зажечь, мы должны сделать звуковой анализ слов и составить звуковую схему. Мальчики. Девочки. берёза малина
(2 ученика выполняют работу у доски). |
|
III. Работа над новой темой. 1. Выделение звуков [л], [л'].
2. Игра: «Твердый – мягкий».
3. Сказка «Лисенок и лягушонок». |
- Молодцы, справились хорошо. А какие же звуки мы будем сегодня учить? В этом разобраться нам помогут лесные жители: дятел соболь
- Произнесите слово «дятел». Какой звук слышим на конце? [л]. Какой он: гласный или согласный; твердый или мягкий? - Произнесите слово «соболь». Какой звук слышим на конце? [л']. Какой он: гласный или согласный; твердый или мягкий? - С какими звуками мы будем работать на уроке? [л, л']. - Кто знает, какой буквой на письме обозначают эти звуки? (Л – «эль»). - На что похожа эта буква?
- Ребята, посмотрите на наш лес. Назовите предметы, в которых есть звуки [л], [л'] и поднимите синюю карточку, если звук твердый, зеленую карточку, если звук мягкий.
- А теперь послушайте сказку «Лисенок и лягушонок» и запомните слова со звуками [л], [л']. Лисенок и лягушонок. В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины. Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился: - Зеленее всех зеленок – лупоглазый ля-гу-шо-нок!
|
|
4. Чтение слов с буквой «л». Игра «Дупло».
5. Чтение предложений. |
И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос. Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал: - Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось… - Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.
- Назовите слова с новыми звуками.
Физминутка.
- Отдохнули, а теперь поработаем снова. Вот это дуб, а в нем дупло, Где поселились буквы: и, а, у, ы, о. Буквы эти гласные, Но дружны с согласными, Желудь «эль» упал в дупло, Прочитали вместе: ло лы ла Лу ли - Назовите твердые слияния; мягкие слияния.
- В нашем лесу становится все светлее и светлее, потому что Вы хорошо работаете. - А кто это прячется в малине? (Медведь). Он приготовил Вам задание: надо прочитать предложения. ТУТ КУСТЫ МАЛИНЫ. У КУСТА МЕДВЕДЬ. ОН УСНУЛ. - Пусть мишка поспит, а мы пойдем дальше. Смотрите: Под кусточком Две лисички, Две сестрички встретились. |
|
IV. Закрепление нового материала. 1. Работа с иллюстрацией. стр. 62 – 63.
2. Чтение отрывка из сказки. |
(Сценка. Встречаются в лесу герои: гриб-лисичка и зверь-лисичка). Жил в лесу гриб-лисичка со своими грибятами. Один грибенок был очень непослушным и ушел без разрешения гулять. Навстречу ему попался зверек с большим пушистым хвостом. - Ты кто? – спросил грибенка зверек. - Я лисичка, - ответил грибенок. - Вот здорово, - обрадовался зверек, - я тоже лисичка. А ты не боишься, что тебя застрелит охотник? - Ты все перепутал, - ответил грибенок, - охотники в нас не стреляют. Опаснее люди с корзинками, которые могут поджарить на сковороде…
- Видите, ребята, какие слова есть в русском языке: слово одно, а значения разные. Такие слова называются многозначными.
- А сейчас я предлагаю Вам побывать в другом сказочном лесу. Открываем Азбуку на стр. 58 – 59. - Скажите, из какой сказки этот лес? «Тараканище». - Кто написал эту сказку? К.И. Чуковский родился в 1882 году в городе Петербурге. Детство его прошло в городе Одессе. Свои произведения он печатал в газете «Одесские новости». - Какие предметы на иллюстрации есть со звуками [л], [л'].
- Внизу есть отрывок из сказки «Тараканище». Прочитаем его. (Сильные ученики). - Посчитайте, сколько букв л написано в отрывке.
|
|
V. Итог урока. |
- В сказочном лесу снова светло и не страшно. Спасибо, маленькие помощники. Весь урок за нами наблюдала Сорока. Она хочет подарить нам берестную грамоту. Давайте почитаем, что там написано. Наш лес. (наказ) Де – ти, бе – ре – ги – те лес! Вет – ки не ло – май – те. Зве – рей не пу – гай – те. Кос – тры не раз – жи – гай – те. - А за хорошую работу лесные жители дарят Вам по звезде. (На звезде пословицы: «Кто лес бережет, тот богато живет»; «Лес кормит, поит, одевает»; «Лес оберегать, себе помогать»).
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.