МКОУ «СОШ №17» г.Хасавюрт
Конспект открытого урока в 3в классе по литературному чтению И. С. Тургенева "Воробей".
урок разработала
учитель начальных классов
Хадаева Феруза Развановна
Цели урока:
1. Орг.момент
- Добрый день. Ребята, у нас гости, давайте их поприветствуем.
- Ребята, готовы к уроку?
- На вас надеюсь я, друзья,
- Мы хороший, дружный класс
- Всё получится у нас!
2. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением название, которого зашифровано на доске, его вы сможете прочитать, выполнив задание в паре:
Задание 1. Шифровка
Читайте только подчёркнутые буквы и узнаете, как называется рассказ.
В К Т З О Ь А Г Р Д У Ц О Ю Ж З Б О А Ы Ф Е Л Ы Й - ВОРОБЕЙ.
Задание 2. Расшифруй автора рассказа, читая слова наоборот, справа налево.
навИ чивеегреС венегруТ
Иван Сергеевич Тургенев.
У. Молодцы! Вы правильно разгадали название и автора этого произведения.
3.Рассказ об Иване Сергеевиче Тургеневе
У. Ребята, посмотрите внимательно на портрет писателя. Каким он вам кажется человеком?
Д. У него спокойные добрые глаза, но строгое выражение лица. На этом портрете он изображен пожилым, так как в его волосах видна седина.
У. Великий русский писатель родился в 1818 году (1818-1883) в Орле в дворянской семье. Детство он провел в поместье родителей в Спасском-Лутовинове. Московский университет, переход в Петербургский университет на философский факультет, занятия в Берлинском Университете (в Германии) - глубокое и разностороннее образование получил Иван Сергеевич Тургенев. Творческий путь в литературе Тургенев начинал с романтических произведений. Он писал о красоте русской природы, о людях, окружавших его, но делал это, как «…артист, художник и музыкант…» в одном лице.
Поэтому, еще при жизни писателя, по многим его произведениям были поставлены спектакли, а позже и сняты художественные фильмы. Язык Тургенева богат и красочен. Он не только знает природу, но и чувствует её. В своих рассказах Иван Сергеевич воспевает силу любви и жизни. Именно об этом мы сейчас и прочитаем. Но искусство чтения требует умения: быстро читать, четко понять, надежно запомнить, (эти слова записаны на доске).
4.Изучение нового материала.
1.Слушание ( читает учитель с остановками ).
–Я буду читать, а вы слушайте. Правила слушания помните? Давайте их соблюдать.
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада.
Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться,
-Ребята, вам не хочется задать вопрос автору? Почему она стала красться?
как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с
желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал
березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие
крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как
вдруг,
-Как вы думаете, что могло произойти?
-Хотите узнать, что было дальше? Что ж, слушайте.
сорвавшись с близкого дерева, старый
черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный,
искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой
раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое
детище.. . но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок однчал и
охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему
казаться собака!
-Почему воробью собака должна была показаться громадным чудовищем?
И все-таки он не мог усидеть на своей
высокой, безопасной ветке.. . Сила, сильнее его воли, сбросила его
оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился.. .
-Почему Трезор остановился?
Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился,
благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той
маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.
-Какой вопрос автору хотите задать? ( дочитать)
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха
смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
2.Первичное восприятие.
-Ожидали ли вы такую развязку?
-Что чувствовали, когда слушали? ( работа со словарём чувств)
-Какой момент в произведении был самым напряжённым? В литературе это называется словом кульминация
( на доске карточка : Кульминация- самый напряжённый момент в произведении)
5.Словарная работа.
- Какие новые слова вам встретились в тексте (на доске)
Аллея - дорога с рядами деревьев посаженными по обеим сторонам
Детище - то же, что ребёнок( сын ли дочка)
Жертвовать - подвергать себя опасности, ради кого-нибудь
Благоговеть – относиться с уважением, с глубочайшим почтением
6. Физкультминутка
Птички прыгают, летают
Крошки птички собирают
Перышки почистили
Клювики почистили
Птички летают, поют
Дальше полетели и на место сели.
7.Анализ произведения.
-Сейчас вы будете самостоятельно работать с текстом и выполнять задания.
- От чьего имени ведётся рассказ?
- Почему автор был с собакой?
- Назовите героев рассказа.
Один из героев рассказа – это маленький воробей.
- Почему молодой воробей оказался на земле?
- Какие слова помогают представить молодого воробья? (желтизна около клюва и пух на голове)
- А знаете ли, как называют таких птенцов? («желторотики»)
- Как маленький воробей вёл себя? (сидел неподвижно, был беспомощным)
- Кто защитил этого беззащитного «желторотика»? (старый воробей)
- Какие чувства испытывал старый воробей, когда бросился спасть своё деище? (Отчаяние, страх, ужас)
- Кем для воробья была собака? (громадным чудовищем)
Представьте себя на месте старого воробья.
А чтобы лучше это представить – встаньте, вашему росту соответствуют размеры собаки, а теперь присядьте – это размеры воробья (Пары: один стоит, другой присядет)
- Найдите слова, которые помогают нам представить действия старого воробья (сорвался с дерева, камнем упал, ринулся спасать, заслонил, быстро слетел)
- О чём эти слова говорят? (делал всё быстро, не думал, к чему может привести встреча с собакой, не думал о себе)
- Какое состояние испытывал старый воробей? (тело трепетало от ужаса, он замирал, жертвовал собою)
- Найдите в тексте, как автор называет воробья? (маленькой героической птицей)
- Почему?
- Что заставило старого воробья совершить такой героический поступок? (любовь к своему маленькому птенцу)
8.Рефлексия учебной деятельности.
-Сегодня мы познакомились с удивительным произведением удивительного писателя.
-Каким вы себе его представляете?
-А так он выглядит на портрете художника. ( портрет И.С. Тургенева)
-В своих произведениях Иван Сергеевич Тургенев писал о красоте русской природы , о людях окружающих его.
-Оцените свою работу на уроке с помощью «Лесенки самооценки»
-Я благодарю вас за работу на уроке.
9. Домашнее задание по выбору.
- выразительно читать текст
- пересказ от лица взрослого воробья
-пересказ от лица молодого воробья
Директор МКОУ «СОШ№17» Вандаев В.В.
Заместитель директора по УВР Юзаширова З. Д
МКОУ «СОШ №17» г.Хасавюрт
Отзыв коллег
об уроке литературного чтения в 3в классе
по теме И. С. Тургенева «Воробей»
учителя начальных классов
Хадаевой Ф.Р.
Урок способствовал развитию интереса к урокам литературного
чтения. На уроке происходит развитие мыслительной деятельности: умения
анализировать, сравнивать, классифицировать и делать выводы. На протяжении
всего урока происходило формирование УУД. К регулятивным УУД относятся:
умения детей принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые
действия. К познавательным УУД относится :осуществление
операций анализа, сравнения, классификации для решения учебной задачи.
Формируются следующие коммуникативные УУД: умение вступать в диалог
с одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого
поведения, умение слушать одноклассников, формулировать собственные мысли,
высказывать и обосновывать свою точку зрения. Происходит формированиеличностных
УУД : положительное отношение к познавательной деятельности. На уроке
формируются предметные УУД: умение находить ответы на вопросы
учителя, опираясь на ранее полученные знания. Работа по обогащению словаря
учащихся, знакомство с новой лексикой строилась с помощью толкового
словаря. На этапе изучение нового материала Феруза Развановна
использовала технологию – элементы педагогики сотрудничества. Учащиеся работали
в группах, при необходимости помощи я давала совет и отвечала на их вопросы.
Для эмоционального восприятия материала учитель использовала слайды, детские
книжки, демонстрационный материал, аудиозаписи, что послужило опять же для
формирования целостного представления о теме.
Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать
ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в
своем мнении, он не боится высказываться. Каждый вопрос - учебная задача, для
решения которой требуется поисковое, просмотровое и выборочное чтение. Дети
глубже вникают в смысл текста, что помогает им выразить своѐ отношение к
произведению. На уроке совершенствуется навык чтения, развивается читательская
зоркость, обращается внимание на отдельные слова, обогащается словарный запас
учащихся. Каждый ребѐнок в этот момент является активным участником
обсуждения проблемы. Включение в урок иллюстраций об осени, детских рисунков,
живых и нарисованных осенних листьев способствовало повышению мотивации к
учебной деятельности и интереса к предмету.
Прослеживается чѐткость, последовательность всех этапов урока. Все этапы урока соответствовали характеру познавательной деятельности учащихся.
Материал урока носил литературно-художественный характер. Предложенные задания и все виды работ носили как развивающий, так и воспитывающий характер.
На уроке проводилась физкультминутка, тему которой старалась связать с темой урока. Рефлексия полученных знаний была организована с использованием выбора карточек с характерными чертами, которые должны присутствовать у человека . Рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала. Каждый ребенок почувствовал свою нужность на уроке, свою значимость. Предложенные задания и все виды работ носили как развивающий, так и воспитывающий характер. Дети не испытывали трудности в выполнении заданий. Дети работали в группах, что позволило включиться в работу как учащимся с высоким уровнем развития, так и «слабым» детям. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала я оцениваю как хороший.
Директор МКОУ «СОШ№17» Вандаев В.В.
Заместитель директора по УВР Юзаширова З. Д
Отзыв родителей
об уроке литературного чтения в 3в классе
по теме И. С. Тургенева «Воробей»
учителя начальных классов
Хадаевой Ф.Р.
Для эмоционального восприятия материала Феруза Развановна использовала компьютерную презентацию, сообщения учащихся о жизни и творчестве И.С.Тургенева и сообщение о воробьях, что послужило опять же для формирования целостного представления о теме формирования целостного представления о теме «Учимся любить».
Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: к детям учитель доброжелательна, стремиться создать ситуацию успеха, поэтому считаем, что у Ферузы Развановны с детьми установлена атмосфера взаимопонимания, дети работают в условиях психологического комфорта, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. С целью предупреждения утомления учителем были проведены гимнастика для глаз и физминутка. Учащиеся не были перегружены работой, не утомлены. Удержать внимание детей мне помогло использование ИКТ и наглядности. Дети материал усвоили. Отношения между мной и учениками были доброжелательными. На уроке старалась создать атмосферу сотрудничества: учитель- ученик, ученик- ученик.
Родители 3 в класса
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.