Конспект открытого урока в 5 классе по теме " Настоящее время глагола"
Оценка 4.6

Конспект открытого урока в 5 классе по теме " Настоящее время глагола"

Оценка 4.6
doc
17.10.2021
Конспект открытого урока в 5 классе по теме " Настоящее время глагола"
открытый урок.doc

Урок русского языка в 5 классе

Тема урока: Настоящее время глагола

 

 

Тип урока: комбинированный

Цели:

обучающие:

  • закрепить знания учащихся по теме «Глагол»,  «Время глагола»;
  • совершенствовать умения  уч-ся в выполнении различных видов  грамматического  разбора;
  •  актуализация сведений учащихся о прошедшем и настоящем времени  глагола.

развивающие:

  • развитие связной речи учащихся; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний;
  • формирование  орфографической зоркости учащихся;

воспитывающие:

  • воспитание интереса к изучению русского языка

Ход урока:

 

 

Этапы урока

Содержание

1.

Орг. момент, психологический  настрой

 

2.

Этап  создания положительной  учебной мотивации

-Ребята,  отгадайте загадку.

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду -
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.

 Сказочная заставка "Глагол и его друзья"

Жил -был Глагол. И вот однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. И пошел он по белу свету счастье искать. Шел, шел, видит - сидит Существительное на камушке и плачет.

- Что ты так пригорюнилось?

- Да вот, живу-живу, а для чего - не знаю. Никакой пользы не приношу.

- Пойдем вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.

Шли, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое.

- Что ты кручинишься, Прилагательное?

- Не к чему мне свои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где.

- Пойдем с нами счастье искать.

Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочном городе Грамматика. Там все что-то делали, трудились – некогда было скучать. Их встретили очень дружелюбно и пригласили работать в Предложении.  Друзья наши с радостью согласились. С тех пор улыбка не сходит с их лица. Ну как же, они ведь приносят пользу людям! А что может быть прекраснее на земле?

Учитель: С тех пор Глагол работает в предложении …   Сейчас вы сами расскажете правило, что такое глагол.

 

3.

Тема и цель урока

Мы продолжаем изучать часть речи  «Глагол». Глагол – настоящий богатей среди частей речи: по частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного.

 

А теперь вопрос!  Задание для  знатоков 5 класса.  

На доске я записала в  таблицу  несколько глаголов из нашей сказки.

 

Сов. вид

Несов. вид

 

 

Что делает?

Наст. время

     

    -

Видит

Сидит

плачет

 

Что сделал?

Что делал?

Прош. время

Решил

Пошел

встретил

Шел

Жил

был

-                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Но в таблице почему-то осталось много пустых ячеек. Что нужно вписать в эти ячейки?

 

Кто сможет сформулировать  тему нашего урока?

 

Тема урока: «Настоящее время глагола»

- На какие вопросы отвечает глагол в настоящем времени? (что делает? Что делают?)

 

Сегодня мы будем подсчитывать количество правильно выполненных заданий и отмечать в таблице.  А в конце урока подведем итоги.

4.

Повторение изученного материала:

Лесной оркестр

В мае все л..сные  ж..тели  весело  п..ют и играют.  Тут услыши.шь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье,  и жужжание,  и урчание, и кваканье.  Скр..пят жуки и кузнечики. Отбарабанили дятлы, св..стят флейтой иволги. Лает лисица. Кашляет косуля. Воет волк. Ухнул филин. Зажужжали шмели и пч..лы. Урчат и квакают лягушки.

1. Прочитаем текст вслух и определим тему  текста. О чем он? Совпадает ли заголовок с темой текста? Перескажите текст.

2. Найдите слова с пропущенными буквами, объясните орфограммы (фронт. опрос), а у глаголов еще определите их время и вид (правило)

3. Выполните синтаксический разбор первого предложения. Составьте схему.

4. Морфологический разбор имени существительного из первого предложения::

(В) мае.

5. Морфемный разбор слова:  отбарабанили.

6. Фонетический разбор слова :  поют.

7. Запишите синоним  и антоним к слову:  весело

 

8.  Найдите в тексте сравнение.

5.

Физминутка

-Чтобы  провести физминутку, необходимо вспомнить правило «Буквы е-и в корнях с чередованием».   

- Если в корне пишется буква и,  то вы приседаете, если буква е – хлопаете в ладошки!

 

Выбирают, заблестеть, блистает, соберет, расстелю, расстилается, опираться, опереться, добираться, доберусь, забираю, заберет, замерло, замирать.

 

 

 

6.

Орфографическая  и орфоэпическая разминка

- Повторим изученный материал по теме «Глагол».

 

(Не)  знает (окончание, орфограмма)    Не с глаголами

 (Не) навидеть (окончание, орфограмма)

Унести, клеить, разжечь, беречь (неопр.ф. гл.)

Они располагаются, надо учиться Тся-ться

Правильно произнесите эти слова :

Понять, понял, поняла, создать, создал, создала, занять, занял, заняла.

 

7.

Творческое задание

Запишите глаголы с данными морфемами:

 

 

Составляем предложения по схемам на тему «Любимый  наш Север», используем глаголы в форме настоящего времени.

 

 

 

 

8.

Самостоятельная работа

1. Прочитайте и озаглавьте текст.  Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.            
2. Выпишите из текста глаголы:
 настоящего времени (
I вариант),
 прошедшего времени (
II вариант).

  • Застуч…ла за окошком звонкая капель потеплел воздух потемнел  снег. Умч…лись зимние дни. В лесу всё дышит весной. Летают грачи плывут по реке первые льдинки весенние руч…и наполняют лес звонким журчанием.

 

9

Взаимопроверка

Уч-ся проверяют работы друг друга и оценивают.

10.

Игра

Весенняя игра «Кто больше?»

  • Напишите названия разных птиц.
  • Кто напишет  больше всех, тот победитель!

 

11

Домашнее задание

П. 116 упр.  668 ( творческая работа) или 669

12

Итог урока

- Что сегодня изучали  на уроке?

-Что особенно запомнилось?

 

 

 

 


Урок русского языка в 5 классе

Урок русского языка в 5 классе

Что ты так пригорюнилось? -

Что ты так пригорюнилось? -

Но в таблице почему-то осталось много пустых ячеек

Но в таблице почему-то осталось много пустых ячеек

Физминутка -Чтобы провести физминутку, необходимо вспомнить правило «Буквы е-и в корнях с чередованием»

Физминутка -Чтобы провести физминутку, необходимо вспомнить правило «Буквы е-и в корнях с чередованием»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.10.2021