«МЫ ЖИВЕМ ПО ЗАКОНУ»
Цель: воспитание правовой культуры школьников.
Задачи:
1. Научить учащихся различать понятия шалость, поступок, проступок, преступление.
2.Развивать речь через вопросно-ответную форму, память через запоминание понятий, терминов, активизировать словарный запас.
3.Воспитывать ответственность, правильное отношение к поступкам.
Оборудование:
Книги по правовому воспитанию, раздаточный материал (карточки с заданием «Какие права и имеет ребенок»), Конституция РФ, Конвенции о правах ребёнка, костюмы сказочных героев, грамоты и призы.
Участники : ученики 3-4 классов, делятся на команды по 5 человек.
Приложения: презентация, раздаточный материал, ребусы.
Ход игры:
1. Организационный момент.
2. Объявление темы и постановка цели занятия: - Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим на очень серьезную и важную для всех тему. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.
Учитель: Как видите в руках у меня две нити (нити прикреплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)
- С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)
- А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать? (Что наша жизнь протекает легко и гладко.)
- Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)
- А применительно к нашей жизни?
- Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям.
И вы должны выбрать правильный путь! Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.
- И сегодняшний классный час – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь.
СКАЗКА МОЖНО - НЕЛЬЗЯ
- Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.
- Одновременно с ними появились главные вопросы: Что люди МОГУТ делать и чего НЕ МОГУТ?
- Что они ОБЯЗАНЫ делать и чего НЕ ОБЯЗАНЫ?
- На что они ИМЕЮТ ПРАВО и на что НЕ ИМЕЮТ ПРАВА?
- Так появилось два государства: МОЖНО и НЕЛЬЗЯ.
-Они жили по разным законам.
- В государстве МОЖНО всё было разрешено: хочешь воровать- воруй, хочешь убивать- убивай, хочешь- оскорби человека.
.-А в государстве НЕЛЬЗЯ жили люди совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.
- Государства постоянно враждовали между собой.
- И вот настал день решающей битвы.
- Сражение выиграло государство МОЖНО. Оно захватило половину государства НЕЛЬЗЯ и установило там свои порядки.
- Не трудно догадаться, что тут началось! В городах и сёлах бывшего государства НЕЛЬЗЯ стали воровать, убивать беззаконно друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники.
— Постепенно государство МОЖНО пришло в упадок.
-И тогда правители государства МОЖНО под нажимом людей попросили помощи у государства НЕЛЬЗЯ.
- Долго совещались правители двух государств и пришли к решению ОБЪЕДИНИТЬСЯ и создать новую страну ЗАКОНИЮ..- В стране установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы, на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.
КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ СЛОВО ЗАКОН?
Ученик: ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.
Для чего нам нужен закон?( чтобы каждый получил по заслугам)
-Об олицетворении закона нам расскажут девочки…
Фемида и закон Фемида – олицетворение закона, справедливого, карающего, единого для всех.. Это выражают атрибуты, с которыми Фемида изображается и ассоциируется – повязка на глазах, меч и весы. Однако такой способ изображать Фемиду пришел уже из Древнего Рима. Сами греки первоначально изображали богиню с рогом изобилия в одной руке и весами в другой, а глаза Фемиды не были покрыты повязкой. Весы в этой версии символизировали справедливость и меру. Фемида взвешивала на весах поступки людей, совершенные ими при жизни, чтобы определить в тех меру добра и зла и так решить посмертную участь человека. Рог изобилия в этом случае символизирует воздаяние, которое человек получит или не получит после того, как его поступки будут взвешены и оценены. Древние римляне внесли в символику Фемиды собственные представления. В римской мифологии рог изобилия в руках богини сменился карающим мечом, который символизировал возмездие и высшую справедливость. Змея и книга - это символы мудрости. Кроме того, книга - свод законов. Змей также несет в себе смысл невозможности искушения.
Римляне изображали меч в руках Фемиды острием вверх, чтобы подчеркнуть готовность богини в любой момент пустить оружие в ход. Вместе с новой трактовкой богиня получила и новое имя — Юстиция. Культ Юстиции распространился в Риме во времена императора Тиберия, который посвятил богине статую. Кроме богини правосудия, в Древнем Риме была еще и отдельно богиня справедливости — Эквитас. Культ этой богини установился во времена Империи. Она изображалась на монетах в виде опирающейся на копье женщины в длинном одеянии, с весами или рогом изобилия в руке. Повязка на глазах богини появилась позже, в эпоху Средневековья. Этот атрибут символизировал не слепую жестокость, как можно подумать, а то, что Фемида беспристрастна, слепа к богатству, регалиям, положению и воздает людям только по праву.
Значение атрибутов Фемиды Привычное изображение богини — повязка на глазах, весы и меч она держит в руках. Повязкой на глазах принято символизировать непредубежденность. Фемида не смотрит на мир глазами физически, а видит самую суть событий. Судья не должен видеть людей, участвующих в судебном споре, не видит их имущественных и социальных различий. Он учитывает лишь факты и выслушивает противоположные стороны. Весами и мечом богиня была награждена римлянами, образ был заимствован у греков, божество стали называть Юстицией.
Фемиду неспроста считали одной из самых сильных и великих богинь. Благодаря ей социум мог жить в соответствии с правилами и законами, установленными для соблюдения мира и порядка. Эта богиня противостояла хаосу и злу, а её образ и сегодня часто встречается в судах, что по-прежнему называют “храмами Фемиды”.
- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?
У: В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?
Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)
– Какие законы из Конституции вы знаете?
Ученик: В конституции России 9 глав и 137 статей. Все государственные законы должны обязательно исполняться. Это обязательность каждого гражданина. Конституция – главный закон и ей подчиняются, все остальные законы страны.
Учитель: Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».(демонстрация)
- В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина.
5. Обзорное знакомство с «Конвецией о правах ребенка».
- А что такое «право», «права»? Как вы думаете?
Ученик: Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова) Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. .
Всё лучшее, что в человеке есть:
Его права, и жизнь его, и честь.
А жизнью пользуясь по праву,
Я гордо говорю: «Имею право!»
2.Свободно жить под солнцем и луной
И восхищаться красотой земной.
Не быть рабом и пыток не терпеть,
А песню жизни вдохновенно петь.
3.А если причинят мне вред, урон,
Поможет Конституция. Закон.
Перед законом, совестью равны,
Живут народы не одной страны.
- А есть ли права у вас, у детей?
Существуют ли документы, где прописаны права ребенка?
Конвенция- это договор, который должен неукоснительно исполняться. 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год была принята и в нашей стране Конвенция о правах ребенка.
Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права.
3. Беседа «Право на имя»
· Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
· А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?
· Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. А что там еще записано, кто знает?
Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что наше государство защищает ваши права. А какие у детей есть еще права, где они записаны, кто их утверждал?
6. Знакомство с правами и обязанностями детей.
-Давайте подумаем, какие мы имеем права? (Вывешивается на доске)
- Право на жизнь.
- Право на имя при рождении.
- Право на медицинскую помощь.
- Право на образование.
- Право на отдых и досуг.
- Право иметь имущество.
- Право свободно выражать свои взгляды.
- Право на свободное перемещение.
- Право на заботу и воспитание родителями.
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
- Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
- Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
- Где права, там и обязанности. Что значит - обязанности?
- Обязанность - это требования к поведению и отношению (к учёбе, к работе, к людям), которое человек должен выполнять.
- В каком школьном документе описаны права и обязанности учащихся? (устав школы)
- Давайте вспомним основные права и обязанности учеников в школе.
- Как вы думаете, права - отдельно, обязанности - отдельно?
-Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право - нарушить порядок. Нарушить порядок - нарушить обязанности
Обязанности ребёнка (на доске)
- хорошо учиться
- помогать по дому
- заботиться о старших
- стараться самому обслуживать себя
- заботиться о младших
- не обсуждать поступки родителей с посторонними
Сейчас мы поиграем в игру, первая часть игры
Конкурс «Правовая сказка».
Вы должны угадать название сказочного героя и название сказки.
№1
Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену?
(Снежная королева)
№2
Разыскивается сказочный герой. Ушёл из дома средь бела дня. Трижды был замечен в лесу при встрече с неизвестными, следующая встреча оказалась, видимо роковой. Приметы: круглолицый, очень румяный молодой человек («Колобок»).
№3
В какой из сказок личность во всех отношениях очень серая осуществляет коварный план убийства двух лиц, и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё заканчивается благополучно? («Красная шапочка»).
№4
В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности, совершило покушение на 7 несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано («Волк и семеро козлят»).
8. Ролевая игра «Юридическая консультация»
Давайте на примере литературных героев попробуем разобраться и выяснить, какие права были нарушены. К вам будут выходить герои, а вы определяете , какие права нарушены, пользуясь памятками. За каждый ответ вам будет присвоен балл.
Встречайте 1 героя.
1. Красная Шапочка и волк
Красная Шапочка: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Меня зовут Красная Шапочка. Все вы знаете, какая беда со мной приключилась. Моя мамочка отправила меня к бабушке, чтобы передать ей пирожки и горшочек с маслом. Да только не донесла я подарок для бабушки!
Волк: Да, да! Встретил я Красную Шапочку в лесу, узнал, куда она торопиться, добрался до домика бабушки коротким путем, да и съел бабушку. А когда Шапочка пришла, то и её съел!
Красная Шапочка: Да, друзья! Если бы не дровосеки, которые проходили мимо жилища бабушки, то так и остались бы мы в животе у серого волка! Я считаю, что много моих прав нарушено было! Расскажите, какие именно!
Ответ: нарушено право на личную неприкосновенную жизнь и свободу.
(дополнительный балл – если скажут о нарушении права на имя)
2.Золушка
Золушка: Здравствуйте, друзья! Приключилась со мной страшная несправедливость. Мачеха моя заставляла работать меня и днем, и ночью! Я выполняла всю работу по дому! Когда мои сестры и мачеха отправились на бал, то мне было велено пол подмести, ужин приготовить, посуду перемыть, посадить розы под мачехиным окошком, перебрать гречку и горох. Слава Богу, помогла мне моя крестная! Хочу я, ребята, обратиться в суд на свою мачеху. Расскажите, какие мои права нарушены?
Ответ: нарушено право на отдых и досуг детей
(дополнительный балл – если скажут о нарушении права на имя)
3.Буратино
Буратино: Здравствуйте, ребята! Как здорово, что все вы учитесь в школе! У вас много хороших учителей! Они вас учат не только математике и русскому языку, благодаря учителям вы учитесь и дружить, и любить, и уважать старших. Я тоже хотел учиться в школе. Мой папа Карло даже подарил мне азбуку. Расскажите, на какое мое право надеялся мой папа, когда отправил меня в школу?
Ответ: право на образование
4.Дюймовочка
Дюймовочка: Здравствуйте, друзья! Я – Дюймовочка! Не легка моя жизнь. Однажды ночью лежала я в своей постельке, как вдруг в окно вскакивает безобразная жаба. Схватила она скорлупку, в которой я жила, вместе со мной и отнесла ее на середину реки на лист кувшинки. Жаба хотела, чтобы я стала невестой ее сына. Проснулась я, увидела, куда попала, и залилась горючими слезами: уж очень мне захотелось к маме вернуться! Расскажите, ребята, какое мое право нарушено?
Ответ: право на жилище.
2)-Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша…(Согласно Конвенции о правах ребенка, запрещена эксплуатация детского труда.)
Маугли: «Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?» (Согласно Конвенции о правах ребенка, дети любых национальностей, пола, расы имеют равные права и обеспечиваются защитой до 18 лет.)
Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок… (Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на защиту от физического насилия.)
-Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята… (Согласно Конвенции оправах ребенка каждый ребенок имеет право на защиту от физического насилия.)
Гарри Поттер: Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?
Примерные ответы:
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.
- Почему права детей не всегда соблюдаются?
9. Разбор ситуаций «Права и обязанности» (видео на экране)
- У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев.
Сценка 1.
Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.
- Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?
Сценка 2.
Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.
Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.
- Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав.
Сценка 3.
Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!
- Разъясните Иванову его права и обязанности.
Сценка 4.
Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
- Правильно ли рассуждает Петров?
10. Анализ предложенных ситуаций.
- Давайте немного разомнемся.
Предлагаем вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается».
- Мы будем рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете вставать,
если разрешается это делать. И приседайте, если решите, что запрещается.
-1.Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
-2. С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это (разрешается).
-3. Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).
-4. Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).
-5. Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).
- 6. Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).
-7. Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
конкурс « Пословицы и поговорки» ( слайды , продолжение презентации)
Вашему вниманию предлагаем пословицы , которые вы должны разгадать.
Ответы :
1) Перед законом все равны.
2) Дуракам закон не писан.
3) Делу время , потехе час.
4) Без труда , не выловишь и рыбку из пруда.
Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили.
4. Подведение итогов игры.
- Мы поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Надо проверить ваши знания.
- Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения (обязанность).
- Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал (Конвенция).
- Установленные и охраняемые государством нормы и правила отношений людей в обществе (права).
- Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы (Устав школы).
- До какого возраста человек считается ребенком (до 18 лет)?
- Почему так важно всем людям – и взрослым и детям соблюдать выполнение прав и обязанностей человека?
- Вот и подошла к концу наша игра. Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.
- Закончить нашу встречу можно такими словами:
Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» города Буйнакск
Открытый
классный час
по правовому воспитанию
Провела Отарчиева П.А.
учитель 4»А» класса
Буйнакск 2023г
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.