Конспект открытого занятия "Мы живем по закону" в 4 классе
Оценка 4.9

Конспект открытого занятия "Мы живем по закону" в 4 классе

Оценка 4.9
docx
30.03.2023
Конспект открытого занятия "Мы живем по закону" в 4 классе
оригинал.docx

«МЫ ЖИВЕМ ПО ЗАКОНУ»

 

Цель: воспитание правовой культуры школьников.

Задачи:

1. Научить учащихся различать понятия шалость, поступок, проступок, преступление.

2.Развивать речь через вопросно-ответную форму, память через запоминание понятий, терминов, активизировать словарный запас.

3.Воспитывать ответственность, правильное отношение к поступкам.

 

Оборудование: 

Книги по правовому воспитанию, раздаточный материал (карточки с заданием «Какие права и имеет ребенок»),  Конституция РФ,  Конвенции о правах ребёнка, костюмы сказочных героев, грамоты и призы.

Участники :  ученики 3-4 классов, делятся на команды по 5 человек.

Приложения: презентация, раздаточный материал, ребусы.

 

Ход игры:

 

1.     Организационный момент.

2. Объявление темы и постановка цели занятия: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим на очень серьезную и важную для всех тему.  Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.

Учитель: Как видите в руках у меня две нити (нити прикреплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)

- С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)

- А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать? (Что наша жизнь протекает легко и гладко.)

- Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)

- А применительно к нашей жизни?

- Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям.

И вы должны выбрать правильный путь! Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

- И сегодняшний классный час – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. 

 

 

 

 

 

СКАЗКА МОЖНО - НЕЛЬЗЯ

- Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

- Одновременно с ними появились главные вопросы: Что люди МОГУТ делать и чего НЕ МОГУТ?

- Что они ОБЯЗАНЫ делать и чего НЕ ОБЯЗАНЫ?

 - На что они ИМЕЮТ ПРАВО и на что НЕ ИМЕЮТ ПРАВА?

- Так появилось два государства: МОЖНО и НЕЛЬЗЯ.

 -Они жили по разным законам.

- В государстве МОЖНО всё было разрешено: хочешь воровать- воруй, хочешь убивать- убивай, хочешь- оскорби человека.

.-А в государстве НЕЛЬЗЯ жили люди совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

 - Государства постоянно враждовали между собой.

- И вот настал день решающей битвы.

- Сражение выиграло государство МОЖНО. Оно захватило половину государства НЕЛЬЗЯ и установило там свои порядки.

- Не трудно догадаться, что тут началось! В городах и сёлах бывшего государства НЕЛЬЗЯ стали воровать, убивать беззаконно друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники.

 — Постепенно государство МОЖНО пришло в упадок.

-И тогда правители государства МОЖНО под нажимом людей попросили помощи у государства НЕЛЬЗЯ.

- Долго совещались  правители двух государств и пришли к решению ОБЪЕДИНИТЬСЯ и создать новую страну ЗАКОНИЮ..- В стране установился порядок, а все жители стали довольны  и счастливы,  на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ СЛОВО ЗАКОН?

Ученик: ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

Для чего нам нужен закон?( чтобы каждый получил по заслугам)

-Об олицетворении закона нам расскажут девочки…

 

Фемида и закон Фемида – олицетворение закона, справедливого, карающего, единого для всех.. Это выражают атрибуты, с которыми Фемида изображается и ассоциируется – повязка на глазах, меч и весы. Однако такой способ изображать Фемиду пришел уже из Древнего Рима. Сами греки первоначально изображали богиню с рогом изобилия в одной руке и весами в другой, а глаза Фемиды не были покрыты повязкой. Весы в этой версии символизировали справедливость и меру. Фемида взвешивала на весах поступки людей, совершенные ими при жизни, чтобы определить в тех меру добра и зла и так решить посмертную участь человека. Рог изобилия в этом случае символизирует воздаяние, которое человек получит или  не получит после того, как его поступки будут взвешены и оценены. Древние римляне внесли в символику Фемиды собственные представления. В римской мифологии рог изобилия в руках богини сменился карающим мечом, который символизировал возмездие и высшую справедливость. Змея и книга - это символы мудрости. Кроме того, книга - свод законов. Змей также несет в себе смысл невозможности искушения.

     

 

Римляне изображали меч в руках Фемиды острием вверх, чтобы подчеркнуть готовность богини в любой момент пустить оружие в ход. Вместе с новой трактовкой богиня получила и новое имя — Юстиция. Культ Юстиции распространился в Риме во времена императора Тиберия, который посвятил богине статую. Кроме богини правосудия, в Древнем Риме была еще и отдельно богиня справедливости — Эквитас. Культ этой богини установился во времена Империи. Она изображалась на монетах в виде опирающейся на копье женщины в длинном одеянии, с весами или рогом изобилия в руке. Повязка на глазах богини появилась позже, в эпоху Средневековья. Этот атрибут символизировал не слепую жестокость, как можно подумать, а то, что Фемида беспристрастна, слепа к богатству, регалиям, положению и воздает людям только по праву.

 

Значение атрибутов Фемиды Привычное изображение богини — повязка на глазах, весы и меч она держит в руках. Повязкой на глазах принято символизировать непредубежденность. Фемида не смотрит на мир глазами физически, а видит самую суть событий. Судья не должен видеть людей, участвующих в судебном споре, не видит их имущественных и социальных различий. Он учитывает лишь факты и выслушивает противоположные стороны. Весами и мечом богиня была награждена римлянами, образ был заимствован у греков, божество стали называть Юстицией.

 

Фемиду неспроста считали одной из самых сильных и великих богинь. Благодаря ей социум мог жить в соответствии с правилами и законами, установленными для соблюдения мира и порядка. Эта богиня противостояла хаосу и злу, а её образ и сегодня часто встречается в судах, что по-прежнему называют “храмами Фемиды”.

 

- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

У: В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

– Какие законы из Конституции вы знаете?

Ученик: В конституции России 9 глав и 137 статей. Все государственные законы должны обязательно исполняться. Это обязательность каждого гражданина. Конституция – главный закон и ей подчиняются, все остальные законы страны.

 

Учитель: Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».(демонстрация)

- В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина.

 

5. Обзорное  знакомство с «Конвецией о правах ребенка».

 А что такое «право», «права»?  Как вы думаете?

Ученик: Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством  норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь»  С. И. Ожегова) Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. .

 

Всё лучшее, что в человеке есть:

 Его права, и жизнь его, и честь.

  А жизнью пользуясь по праву,

    Я гордо говорю: «Имею право!»

 

           2.Свободно жить под солнцем и луной

      И восхищаться красотой земной.

          Не быть рабом и пыток не терпеть,

        А песню жизни вдохновенно петь.

                

           3.А если причинят мне вред, урон,

 Поможет Конституция. Закон.

        Перед законом, совестью равны,

          Живут  народы не одной страны.

- А есть ли права у вас, у детей?

Существуют ли документы, где прописаны права ребенка?

Конвенция- это договор, который должен неукоснительно исполняться. 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год   была  принята и в нашей стране  Конвенция о правах ребенка.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права.

 

3. Беседа «Право на имя»

·         Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?

·         А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?

·         Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. А что там еще записано, кто знает?

Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что наше государство защищает ваши права. А какие у детей есть еще права, где они записаны, кто их утверждал?

 

 6. Знакомство с правами и обязанностями детей.

-Давайте подумаем, какие мы имеем права? (Вывешивается на доске)

- Право на жизнь.

- Право на имя при рождении.

- Право на медицинскую помощь.

- Право на образование.

- Право на отдых и досуг.

- Право иметь имущество.

- Право свободно выражать свои взгляды.

- Право на свободное перемещение.

- Право на заботу и воспитание родителями.

- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

- Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

- Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

 

- Где права, там и обязанности. Что значит - обязанности?

- Обязанность - это требования к поведению и отношению (к учёбе, к работе, к людям), которое человек должен выполнять.

- В каком школьном документе описаны права и обязанности учащихся? (устав школы)

- Давайте вспомним основные права и обязанности учеников в школе.

- Как вы думаете, права - отдельно, обязанности - отдельно?

-Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право - нарушить порядок. Нарушить порядок - нарушить обязанности

 

Обязанности ребёнка  (на доске)

- хорошо учиться

- помогать по дому

- заботиться о старших

- стараться самому обслуживать себя

- заботиться о младших

- не обсуждать поступки родителей с посторонними

 

Сейчас мы поиграем в игру, первая часть игры

Конкурс  «Правовая сказка».

Вы должны угадать название сказочного героя и название сказки.

№1

Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену?

(Снежная королева)

№2

Разыскивается сказочный герой. Ушёл из дома средь бела дня. Трижды был замечен в лесу при встрече с неизвестными, следующая встреча оказалась, видимо роковой. Приметы: круглолицый, очень румяный молодой человек («Колобок»).

№3

В какой из сказок личность во всех отношениях очень серая осуществляет коварный план убийства двух лиц, и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё заканчивается благополучно? («Красная шапочка»).

№4

В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности, совершило покушение на 7 несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано («Волк и семеро козлят»).

 

8. Ролевая игра «Юридическая консультация»

  Давайте на примере литературных героев попробуем разобраться и выяснить, какие права были нарушены.  К вам будут выходить герои, а вы определяете , какие права нарушены, пользуясь памятками. За каждый ответ вам будет присвоен балл.

 

 

Встречайте 1 героя.

1.     Красная Шапочка и волк

Красная Шапочка: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Меня зовут Красная Шапочка. Все вы знаете, какая беда со мной приключилась. Моя мамочка отправила меня к бабушке, чтобы передать ей пирожки и горшочек с маслом. Да только не донесла я подарок для бабушки!

Волк: Да, да! Встретил я Красную Шапочку в лесу, узнал, куда она торопиться, добрался до домика бабушки коротким путем, да и съел бабушку. А когда Шапочка пришла, то и её съел!

Красная Шапочка: Да, друзья! Если бы не дровосеки, которые проходили мимо жилища бабушки, то так и остались бы мы в животе у серого волка! Я считаю, что много моих прав нарушено было! Расскажите, какие именно!

Ответ: нарушено право на личную неприкосновенную жизнь и свободу.

(дополнительный балл – если скажут о нарушении права на имя)

 

2.Золушка

Золушка: Здравствуйте, друзья! Приключилась со мной страшная несправедливость. Мачеха моя заставляла работать меня и днем, и ночью! Я выполняла всю работу по дому! Когда мои сестры и мачеха отправились на бал, то мне было велено пол подмести, ужин приготовить, посуду перемыть, посадить розы под мачехиным окошком, перебрать гречку и горох. Слава Богу, помогла мне моя крестная! Хочу я, ребята, обратиться в суд на свою мачеху. Расскажите, какие мои права нарушены?

 

Ответ: нарушено право на отдых и досуг детей

(дополнительный балл – если скажут о нарушении права на имя)

 

3.Буратино

 

Буратино: Здравствуйте, ребята! Как здорово, что все вы учитесь в школе! У вас много хороших учителей! Они вас учат не только математике и русскому языку, благодаря учителям вы учитесь и дружить, и любить, и уважать старших. Я тоже хотел учиться в школе. Мой папа Карло даже подарил мне азбуку. Расскажите, на какое мое право надеялся мой папа, когда отправил меня в школу?

 

Ответ: право на образование

 

4.Дюймовочка

 

Дюймовочка: Здравствуйте, друзья! Я – Дюймовочка! Не легка моя жизнь. Однажды ночью лежала я в своей постельке, как вдруг в окно вскакивает безобразная жаба. Схватила она скорлупку, в которой я жила, вместе со мной и отнесла ее на середину реки на лист кувшинки. Жаба хотела, чтобы я стала невестой ее сына. Проснулась я, увидела, куда попала, и залилась горючими слезами: уж очень мне захотелось к маме вернуться! Расскажите, ребята, какое мое право нарушено?

 

Ответ: право на жилище.

 

2)-Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша…(Согласно Конвенции о правах ребенка, запрещена эксплуатация детского труда.)

 

Маугли: «Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?» (Согласно Конвенции о правах ребенка, дети любых национальностей, пола, расы имеют равные права и обеспечиваются защитой до 18 лет.)

 

Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок… (Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на защиту от физического насилия.)

 

-Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята… (Согласно Конвенции оправах ребенка каждый ребенок имеет право на защиту от физического насилия.)

 

Гарри Поттер: Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

Примерные ответы:

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.

- Почему  права детей не всегда соблюдаются?  

 

9. Разбор ситуаций «Права и обязанности» (видео на экране)

- У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей  - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев.

Сценка 1.

Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.

- Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?

Сценка 2.

Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.

Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.

- Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав.

Сценка 3.

Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!

Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!

- Разъясните Иванову его права и обязанности.

Сценка 4.

Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

- Правильно ли рассуждает Петров?

 

10. Анализ предложенных ситуаций.

- Давайте немного разомнемся. 

Предлагаем  вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается».  

 

 - Мы будем  рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете  вставать,

  если разрешается это делать. И приседайте, если решите, что запрещается.

 

  -1.Вот в углу стоит мальчонка,

 Плачет, надрывается.

 Бить, наказывать ребенка

 Строго (запрещается)

 

 -2. С мамой дети должны жить,

 Ей цветы всегда дарить –

 Это (разрешается).

 

 -3. Эта грань обозначает:

 Мать с ребенком разлучают.

 Это (запрещается).

 

 -4. Рисовать и петь учиться,

 Если заболел – лечиться,

 Это – (разрешается).

 

 -5. Этот трудится ребенок,

 Мало у него силенок,

 Ноги подгибаются.

 В детстве тяжкая работа (запрещается).

 

 

- 6. Вместе дружно в мире жить,

 с разными детьми дружить –

 Это (разрешается).

 -7. Этот слабый горбит спину,

 Перед сильным преклоняется.

 Быть рабом у господина

 Строго (запрещается).

 

 

конкурс « Пословицы и поговорки» ( слайды , продолжение  презентации)

Вашему вниманию предлагаем пословицы , которые вы должны разгадать.

 

 Ответы :

1)    Перед законом все равны.

2)    Дуракам закон не писан.

3)    Делу время , потехе час.

4)    Без труда , не выловишь и рыбку из пруда.

 Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили.

 

  4. Подведение итогов игры.

Мы поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Надо проверить ваши знания.

- Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения (обязанность).

- Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал (Конвенция).

- Установленные и охраняемые государством  нормы и правила  отношений людей в обществе (права).

- Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы (Устав школы).

- До какого возраста человек считается ребенком (до 18 лет)? 

- Почему так важно всем людям – и взрослым и детям соблюдать выполнение прав и обязанностей человека? 

 

 - Вот и подошла к концу наша игра. Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.

- Закончить нашу встречу можно такими словами:

Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

 

 

                                                                                                                   

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8» города Буйнакск

 

 

 

 

Открытый

классный час

по правовому воспитанию

 

 

 

 

 

 

 

 Провела Отарчиева П.А.

учительА» класса

 

 

 

 

 

                                                 Буйнакск 2023г


 

МЫ ЖИВЕМ ПО ЗАКОНУ» Цель: воспитание правовой культуры школьников

МЫ ЖИВЕМ ПО ЗАКОНУ» Цель: воспитание правовой культуры школьников

СКАЗКА МОЖНО - НЕЛЬЗЯ - Давным-давно, тысячи лет назад на

СКАЗКА МОЖНО - НЕЛЬЗЯ - Давным-давно, тысячи лет назад на

Древние римляне внесли в символику

Древние римляне внесли в символику

Эта богиня противостояла хаосу и злу, а её образ и сегодня часто встречается в судах, что по-прежнему называют “храмами

Эта богиня противостояла хаосу и злу, а её образ и сегодня часто встречается в судах, что по-прежнему называют “храмами

Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться

Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться

Сейчас мы поиграем в игру, первая часть игры

Сейчас мы поиграем в игру, первая часть игры

Встречайте 1 героя. 1.

Встречайте 1 героя. 1.

Богу, помогла мне моя крестная!

Богу, помогла мне моя крестная!

Ответ: право на жилище. 2)-Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить»

Ответ: право на жилище. 2)-Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить»

А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев

А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев

Если заболел – лечиться, Это – (разрешается)

Если заболел – лечиться, Это – (разрешается)

Вот и подошла к концу наша игра

Вот и подошла к концу наша игра

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» города

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» города
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2023