Конспект открытого занятия
по формированию элементарных математических представлений
с элементами дидактических игр в старшей группе.
Тема: «Путешествие в королевство Математики»
Программное содержание:
Цель:
· формировать элементарные математические представления;
· совершенствовать знания о геометрических фигурах.
Обучающие задачи:
· упражнять в порядковом счёте в пределах 10;
· закрепить знания о последовательности дней недели, времён года;
· закрепить представления детей о геометрических фигурах, умения различать геометрические фигуры.
· Развивающие задачи:
· создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
· способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
· воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
· воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приёмы:
· успокаивающие упражнения перед занятием;
· игровой (использование сюрпризных моментов);
· наглядный (использование иллюстрации);
· словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
· поощрение, анализ занятия.
Оборудование:
магнитная доска, проектор.
Демонстрационный материал:
«письмо», конверты с заданиями, картинки, презентация.
Раздаточный материал:
Счетные палочки и набор цифр на каждого ребенка; математические пазлы, прищепки; карточки с цифрами, цветные карандаши; д/игра “ Послушай и сосчитай”; д/игра «Найди соседей»; д/игра «Сосчитай и подбери цифру»; музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
1.Организационный момент
Воспитатель:
Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
-Доброе утро! (дети улыбаются, приветствуют гостей)
Воспитатель: - Сегодня утром к нам приходил почтальон и оставил нам письмо от Королевы всех наук - Математики. «Дорогие ребята, я приглашаю Вас к себе в королевство Математики. Выполните все задания, представленные в конвертах, а в самом большом конверте вас ждет приятный сюрприз! Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. Желаю удачи! Королева Математики!».
Воспитатель: Ребята, вы готовы выполнить задания Королевы Математики? Дети : Да
Воспитатель: Хорошо! Но, прежде чем мы начнем просматривать конверты, давайте проведем небольшую разминку перед сложными испытаниями?
Я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте.
РАЗМИНКА
Воспитатель :Какое сейчас время года?
Дети : Весна
Воспитатель: Перечислите все весенние месяцы.
Дети : Март, Апрель, Май
Воспитатель: Сейчас утро или вечер?
Дети: Утро
Воспитатель: Яблоко круглое или треугольное?
Дети: Круглое
Воспитатель: Сколько раз в году бывает день рождения?
Дети: Один
Воспитатель: Сколько месяцев в году?
Дети: 12
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны, и правильно ответили на все вопросы. А сейчас все дружно проходите за столы, и посмотрим на письма, которые прислала Королева Математика.
Прежде, чем открыть конверт и посмотреть, что там, давайте сядем правильно.
Каждый день - всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
и тихонечко сидим.
Воспитатель: Сколько писем передала Королева Математика? Правильно – 5. Давайте откроем конверт под номером 1. Какого он цвета? (красного).
Ребята, Королева Математики приготовила вам загадки, а отгадки надо будет выложите с помощью…..
- Посмотрите ребята, у меня есть вот такая коробочка и в ней что то лежит. Отгадайте, что находится внутри коробочки? (потрясти) (…)
- Здесь предметы одинаковой длины, бывают разного цвета, сделаны из пластмассы. Мы иногда используем их на наших занятиях и в свободной деятельности. (…)
Открываю коробочку, показываю. (…)
- Да, здесь счетные палочки.
1. Итак, первое задание.
Нужно отгадать загадку, а отгадку выложить с помощью счетных палочек.
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его… квадрат.
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня … круг.
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ...
Треугольник
Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком.
Прямоугольник
Треугольник с полукругом
Круг дразнили «толстым другом».
Круг, расстроившись до слез,
Уже стал и вверх подрос.
Кто же угадает тут,
Как теперь его зовут. Овал.
Воспитатель: Какие фигуры у вас получились из счетных палочек? Назовите их.
Дети: треугольник, квадрат, прямоугольник.
Воспитатель: А какие фигуры не получилось выложить?
Дети: овал, круг.
Воспитатель: А как вы думаете, почему нельзя выложить овал и круг с помощью счетных палочек?
Дети: потому – что у овала и круга нет сторон и углов.
Воспитатель: Ребята, а как можно назвать все эти фигуры одним словом?
Дети: Геометрические фигуры.
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились без проблем и последнее задание, в этом конверте, которое вам приготовила Королева Математики не из легких.
Игра « Послушай и сосчитай».
Цель: учить детей считать звуки на слух.
Ход: Воспитатель отхлопывает звуки в ладоши в определенном ритме. Детям предлагается посчитать звуки и отсчитать столько же счетных палочек, разложив их перед собой.
Гимнастика для глаз. Дети сидят.
Воспитатель: Спинки выпрямили, руки опустили, быстро поморгали глазами, закрыли глаза, открыли, посмотрели вдаль. А теперь посмотрите вправо-влево, вверх-вниз.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поселить все геометрические фигуры в один дом, тогда они будут соседями и никогда друг друга не потеряют. Прямоугольник будет жить в центре листа, круг – над прямоугольником, овал – под прямоугольником, справа от прямоугольника поселится квадрат, слева – треугольник. Чтоб дом стал уютным, светлым, нарядным нужно его украсить. В левый верхний угол поместим солнышко, в правый верхний угол – облако, левый нижний угол украсим бабочкой, а правый нижний – цветочком. Ребята, у меня появилась идея, назвать этот дом «Дом дружбы».
Воспитатель: А ваш дом, ваш детский сад, можно назвать «домом дружбы»? Я очень этому рада. Надо дружить друг с другом, уважать, любить друг друга.
Воспитатель: А вам интересно, что в других конвертах?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда откроем конверт с цифрой 2. Какого он цвета?
Дети: синего.
Воспитатель: Здесь лежат полоски – математические пазлы.
Задание:
Необходимо собрать полоски с цифрами по порядку от 1 до 10, чтобы получилась картинка. ( под музыку)
Воспитатель: А сейчас откроем желтую папочку. Под каким она номером?-
Дети: – три.
Воспитатель : Цифр всего 10 ( 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9), а чисел, очень много. Сейчас с этими цифрами поиграем.
Игра «Сосчитай и подбери цифру»
Цель: закрепляем представления о количестве и счете.
Материал: карточки с разным количеством предметов от 1 до 10, внизу карточки-цифры, прищепки.
Ход: ребенок рассматривает карточку с картинками, считает, внизу карточки-цифры, из которых следует выбрать нужную цифру и отметить прищепкой.
Музыкальная пауза.
Воспитатель: ребятишки, давайте немного отдохнем и поиграем в игру « Мы на луг ходили».
Нам надо выбрать зайку. А как нам это сделать?
Дети: посчитаться.
Выбираем при помощи считалки:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 – выплывает белый месяц!
Кто до месяца дойдет, тот игру сейчас начнёт!
Воспитатель: А сейчас мы с вами откроем конверт с цифрой 4 :
Какого он цвета? – ( зеленого)
Дидактическая игра «Найди соседей».
Воспитатель: Ребята, в этих домиках живут цифры, но некоторых цифр не оказалось дома, вам нужно отыскать их.
Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с заданием. Теперь каждая цифра заняла нужное место в числовом ряду.
Ребята, а сейчас чтобы открыть нам последний конверт, нужно
решить задачи на слух.
(после ответов детей, воспитатель на слайдах показывает картинки к задачам)
1. Сколько носов у двух котов? (2)
2. Сколько огоньков у светофора? (3)
3. Сколько пальцев на одной руке? (5)
4. Сколько солнышек на небе? (1)
5. Сколько зимних месяцев в году? (3)
6. Сколько пальцев на двух руках? (10)
7. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
8. Сколько яблок на березе? (0)
9. Пятница, это какой день недели по счёту? (5)
10. Сколько в неделе выходных дней? (2)
«Слушай внимательно!»
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним дни недели.
(понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье)
- Молодцы! Назовите день недели, который я пропустила: «Понедельник, вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье»
(четверг).
- «Понедельник, вторник, …., четверг, пятница, суббота, воскресенье»
(среда).
Воспитатель: открываем 5 конверт розового цвета.
Королева страны Математики пишет вам:
«Дорогие
друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со
всеми заданиями. Вы спасли математическую страну. В ней царит абсолютная
точность и порядок , она стала лучше прежнего.
Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей
страны и от меня лично, вручаются медали! Надеюсь, они вам
понравятся».
Воспитатель: Я поздравляю вас с окончанием нашего долгого, но интересного путешествия и дарю вам на память подарки ( линейки и сладкие призы).
Литература:
1.Голубь В.Т. Графические диктанты. Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. М.: ВАКО, 2008
2.Земцова О.Н. Цифры и числа. Учимся считать. Махаон, 2012
3.Помораева И. А, Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. М.: Мозаика – Синтез, 2018
5.http://www.150shchyolkovov-komarovschool.edusite.ru/p235aa1.html
6.http://festival.1september.ru/articles/529101/
7.http://stavdeti.ru/?act=olimp_beginners
Подготовила и провела:
воспитатель дошкольной группы
МБОУ Липницкой СОШ
Самарина Е. В.
п. Косицы 2023 г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.