Конспект открытого занятия по гражданской обороне для детей средней группы «Пожар в лесу»
Подготовила воспитатель группы № 8 Коршунова Елена Владимировна
Цель:
Расширить и углубить знания детей о причинах вспыхивания лесных
пожаров, о том, что нужно делать, когда оказываешься в зоне лесного пожара; учить на конкретных и понятных детям примерах поведению в чрезвычайных ситуациях; закреплять умения оценивать действия других, высказывать свое мнение, участвовать в беседе, отвечать на вопросы; раскрыть детям значение слов «можно», «нельзя
Задачи:
1. Образовательная область социально-коммуникативное развитие:
- обогащать словарный запас детей, развитие разговорной речи;
обсуждать с детьми информацию о явлениях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения;
- помогать детям выражать свою точку зрения, обсуждать различные ситуации;
- выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, помогать логично и понятно высказывать суждение, свободно общаться;
- совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы и слушать их;
- формировать элементарные представления о способах взаимодействия с природой, окружающей средой.
2. Образовательная область познание:
- формирование у детей представления о том, почему, убегая из зоны огня, нужно прикрывать рот и нос мокрым платком;
- формирование у детей представления о том, почему надо бежать, пригибаясь к земле;
- формирование у детей представления о том, кто и как может потушить лесной пожар;
- формирование у детей представления о том, почему в лесу нельзя баловаться со спичками, поджигать ветки и траву, бросать бутылки и осколки стекла;
3. Развивающая задача:
- развивать внимательность, осторожность, память, активный словарь детей.
3. Воспитательная задача:
- воспитывать аккуратность, внимательность, осторожность на прогулках в лесу;
- не причинять вред природе, окружающей среде;
- воспитывать умения вести себя в черезвычайных ситуациях.
Оборудование:
1. Пособие Т. А. Шорыгиной “Осторожные сказки. Безопасность для малышей”
2. Набор обучающих карточек “Уроки безопасности»
3. Платочки, посуда с водой
Ход занятия:
Организационный момент
Гимнастика для глаз "Прогулка в лесу"
Мы отправились гулять. - Шагают на месте
Грибы - ягоды искать
Как прекрасен этот лес.
Полон разных он чудес.
Светит солнце в вышине, - смотрят вверх
Вот грибок растет на пне, - смотрят вниз
Дрозд на дереве сидит, - смотрят вверх
Ежик под кустом шуршит. - смотрят вниз
Слева ель растет - старушка, - смотрят вправо
Справа сосенки - подружки. - смотрят влево
Где вы, ягоды, ау! - повторяют движения глаз
Все равно я вас найду! влево - вправо, вверх - вниз.
Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом. Предложить детям закрыть глаза и представить картину: (аудиозапись звука леса)
Представьте, что осенним днем вы собрались на прогулку в лес. В лесу тепло и сухо. Вы слышите пение и разговоры разных птиц. Вы прикасаетесь рукой к шершавым веткам и стволам деревьев, к головкам колючей травы, садитесь на пригорок, пригорок усыпан пожелтевшими иголками хвои, - все душистое и сухое. В такие дни особенно опасно разводить в лесу огонь!
Предлагаю детям открыть глаза и рассказать о своих ощущениях.
Образовательная часть
А знаете ли вы, ребята, почему вспыхивают лесные пожары?
Иногда поджечь лес может и молния. Но это случается редко. Чаще всего причиной лесных пожаров становится небрежность и неосторожность людей. Пожар начинается из-за брошенной горящей спички, непотушенной сигареты, непогашенного костра и даже осколка толстого стекла. Да, не удивляйтесь! Осколок стекла может собрать солнечные лучи в одну точку и сыграть роль зажигательного предмета. Сначала начнут тлеть тонкие былинки, соломинки и прутики, иголочки хвои, потом сухие ветки и валежники. Языки пламени с каждой минутой становятся все больше, взвиваются все выше, захватывая кусты и деревья. (Рассматривание картинок). Запомните, что небольшое пламя можно затоптать ногами, сбить ветками или засыпать землей. Но тушить лесные пожары могут только взрослые – пожарные и спасатели, используя специальную технику, самолеты, вертолеты.
Дидактическая игра “Огонь - друг, огонь - враг”.
Детям предлагаются карточки с изображениями ситуаций, где огонь – друг и враг, где огонь приносит несчастье, а где огонь приносит пользу.
Физкультурная минутка
Если же стряслась беда,
Не теряйтесь никогда.
Действуйте умело.
Нужно “101” набрать,
И пожарных вызывать.
Игра “Доскажи словечко”
Упал на пол уголек,
Деревянный пол зажег,
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его… (водой).
Если вдруг пожар возник,
Ты обязан в тот же миг
В часть пожарным позвонить
О пожаре… (сообщить).
Кто с огнем не осторожен,
У того пожар возможен.
Дети, помните о том,
Что нельзя шутить с … (огнем).
С огнем бороться мы должны,
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы?... (пожарники).
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те… (отнять).
- закрыть оба глаза
- руки на пояс, повороты вправо-влево
- шагать на месте
- в воздухе рисуют “101”
Знаки поведения в природе
Давайте с вами рассмотрим знаки о правилах поведения в природе (Рассматривание знаков что можно делать в лесу, а чего нельзя)
Как вы думаете, что нужно сделать человеку, который оказался в зоне лесного пожара?
Выслушиваю мнение детей, затем объясняю правила поведения при возникновении пожара в лесу.
Следует срочно покинуть опасное место.
Нужно уходить быстрым шагом против ветра, лучше по просеке, дороге, по берегу реки или ручья.
Если в лесу много дыма, надо смочить водой платок или одежду и дышать через мокрую ткань.
Убегать от пожара следует, пригнувшись к земле.
Дыхательная гимнастика «В лесу»
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо.
Чтение сказки “Осколок стекла”
А теперь, ребята, послушайте сказку “Осколок стекла” Т.А. Шарыгиной
Хотите верьте, хотите нет, но однажды из-за маленького осколка стекла случилась большая беда. Бутылочный осколок лежал на лесном пригорке под старой сосной. Пригорок был густо усыпан сухими порыжевшими сосновыми иголками. В жаркий летний полдень осколок собрал солнечные лучи в одну точку, и от их тепла стала тлеть тонкая высохшая былинка, потом загорелись сухие иглы хвои, от них огонек перекинулся на обломанные ветки, и в лесу запахло дымом.
Беседа по сказке в форме диалогической речи.
- Как вы думаете, откуда появился осколок стекла?
- Почему в лесу начался пожар?
- Как звери боролись с огнем?
- Куда спряталась огненная змейка?
- Могли ли лесные жители потушить большой лесной пожар?
- Как звери спасались от лесного пожара?
- Как нужно покидать лесной пожар?
- Почему, убегая из зоны огня, нужно прикрывать рот и нос мокрым платком?
- Почему надо бежать, пригибаясь к земле?
- Кто потушил лесной пожар?
Почему в лесу нельзя баловаться со спичками, поджигать ветки и траву, бросать бутылки и осколки стекла?
Показать и потренироваться бежать, прикрывая нос и рот мокрым платочком и пригибаясь к земле.
Дети (читают стихи):
Для забавы, для игры
Спичек в руки не бери
Не шути, дружок, с огнем,
Чтобы не жалеть потом.
Сам костра не разжигай
И другим не позволяй.
Газ на кухне, пылесос ли,
Телевизор и утюг
Пусть включает только взрослый
Наш надежный старший друг.
Быть нельзя огню вблизи
Там, где смазка, газ, бензин
Ведь о них нам не напрасно
Говорят: “Огнеопасно”!
Если же стряслась беда
Что тогда нам делать?
Не теряться никогда
Действовать умело!
Если близко телефон
И тебе доступен он
Нужно “01” набрать
И пожарных нам позвать.
Рассматривание и обсуждение обучающих карточек по данной теме “Уроки безопасности”.
Подведение итогов по занятию
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.