Конспект открытого занятия по поисково-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группы

  • docx
  • 17.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект магнит.docx

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – детский сад комбинированного вида «Лучик»

Конспект открытого занятия

по поисково-исследовательской экспериментальной деятельности

в подготовительной к школе группы

 

 

 

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»:  познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.

В интеграции:

·         «Социально-коммуникативное развитие: развитие свободного общения, овладение способами взаимодействия (умение договариваться), овладение нормами речи, формирование нравственных ценностей (забота о других: уступить место, наклонить голову).

·        «Физическое развитие»: формирование потребности в двигательной активности, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

 

·        «Речевое развитие»: активизировать словарь детей через понятия – легенда, магнитизм, магнитные предметы закреплять умение грамматически правильно строить предложения, использовать в речи распространенные предложения, отвечать на вопросы полными предложениями, самостоятельно делать вывода и умозаключения.

 

Предпосылки УУД (универсальные  учебные  действия): умение слушать, выполнять по заданному образцу и правилу, умение оценивать свои и чужие действия, осознание своих качеств, самооценка (похвалить себя).

 

Оборудование: костюм Мага, магниты разной величины (на каждого ребенка); металлические, пластмассовые, деревянные, бумажные предметы; пластиковые стаканы с водой, пластиковый таз, удочки с магнитами, автомобильные картонные трассы, нарисованные на картоне формата А 4, машинки с приклеенными монетами, тарелки, мяч, красные и синие круги из картона.

 

 

Структура НОД

Содержание НОД

Образовательная

область

(вид детской

деятельности)

Наличие

средства для

достижения

образовательного результата  у

каждого ребёнка

Формы

работы

Образовательные цели и задачи

Итоговый

образовательный

результат

(формируемые

у детей

интегративные

качества)

Вводная часть

В гости приходит Великий Маг.

Давайте с ним поздороваемся!

Дети здороваются

- Ребята, вчера поздно вечером ко мне в лабораторию привезли какой-то предмет для исследования, попробуйте угадать, что же это за предмет?

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним.

Ответы детей: (Магнит)

- Правильно, магнит! (достает из коробки магнит и показывает)

Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.

- А кто знает, что такое магнит?

Ответы детей: (Это камень, который притягивает к себе железные предметы…)

- Правильно!

 

Познавательное развитие

(коммуникативная)

 

Шкатулка с магнитом, отгадывание загадки, знакомство с магнитом, его рассматривание

 

Рассматривание магнита, его качеств

 

Расширение кругозора детей (магнит)

Имеющий первичные представления о мире, любознательный, активный

- А вы знаете, почему этот камень так называют?

- Тогда я предлагаю вам послушать одну старинную легенду о необычном камне…

Легенда

(Легенда, как правило, описывает события, которые были на самом деле)
В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Неподалёку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте ещё ни разу не был - возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо неё проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает... Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за волшебство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и вернётся живым, и невредимым в город. Но как ни был Магнитолик силён и отважен, гора всё равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от неё освободиться и освободил всех рыцарей.

 

 

 

Чтение Художественной Литературы (знакомство с легендой)

 

 

 

 

Потертый свиток с легендой

 

Прослушивание легенды

 

 

Расширение кругозора детей (легенда)

 

Имеющий первичные представления о мире, любознательный, активный

- Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?

Ответы детей: (Магнитная гора)

- Как вы думаете, какой способ нашёл Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы?

Ответы детей: (Снял доспехи, сделанные из металла, железа…)

- Правильно! Магнит обладает уникальной способностью притягивать к себе металлические предметы. И чтобы проверить так ли это, я приглашаю вас отправиться в волшебный мир опытов и экспериментов с этим удивительным камнем. (Воспитатель приглашает детей к столам. На столах стоит все необходимое для опытов и экспериментов с магнитом на каждого ребенка.)

 

Восприятие художественной литературы

 

 

Слово

(обсуждение прочитанной легенды)

 

Беседа,

ситуативный разговор

Расширение кругозора детей (рассуждения по тексту, развитие свободного общения, диалогическая речь)

Овладевший средствами общения,  имеющий первичные представления о мире, любознательный, активный

Основная часть

- Ребята, мы с вами пройдем в мою маленькую лабораторию, и посмотрим, что там у меня есть. В ней четыре стола, и каждый хранит свой секрет. Начнем с первого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительная часть

 

 

Опыт № 1

Что вы на нем видите? (Ответы детей)

- Правильно ребята, здесь лежат предметы из разных материалов. И сейчас мы с вами проведем эксперимент с этими материалами, и проверим, притягивает магнит только металлические предметы или это всего лишь легенда.

- Возьмите магнит и с помощью него разделите ваши предметы на две группы: в первой группе у вас будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе - предметы, которые не притягиваются магнитом. Те предметы, которые притягивает магнит, мы положим на одну тарелочку, а те, которые не притягивает – на другую. 

Дети берут по одному предмету, подносят к нему магнит и разделяют их по тарелочкам

- Назовите, какие предметы притянул магнит. Ответы детей: (Скрепки, монеты, гвоздики…)

Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом? Ответы детей: (Из металла, железа)

- А какие предметы не притянул магнит? Ответы детей: (Счетные палочки, крышки от бутылок, ленточка, карточки…)

- Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом? Ответы детей: (Из дерева, пластика, бумаги и т. д.)

- Как вы считаете, почему притянулись скрепки, монеты, гвоздики…? Ответы детей: (Потому что они металлические, железные)

 

- Правильно, все они металлические, железные. Значит, магнит притягивает к себе только металлические предметы. Предметы из других материалов не притягиваются.

- Это свойство притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм, от слова магнит, а материалы магнетическими.

- Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

- Хорошо, теперь переходим ко второму столу.

 

Познавательная область (Познавательно – исследовательскаядеятельность)

 

 

экспериментирование с магнитом и различными предметами (Магниты, металлические скрепки, монеты, гвоздики, крышки от бутылок, счетные палочки, кусочки картона и ткани…)

 

экспериментирование

 

формирование у детей представлений о магните и его свойстве, притягивать металлические предметы

введение в речь детей понятие «магнетизм»;

умение делать выводы.

 

Опыт № 2

- Ребята, как вы считаете, если магнит притягивает предметы только из железа, действует ли его сила через преграду? Например, картон, пластик, воду? (Ответы детей)

- Хорошо. Давайте проверим.

- Первой преградой у нас будет лист обыкновенного картона с нарисованной автомобильной трассой. И мы сейчас попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку) с помощью магнита через преграду - картон.

Дети берут со стола листы картона с нарисованной на них трассой и скрепку

- Представьте, что скрепки – это автомобили, а вы – гонщики. Установите свой «автомобиль» на старте сверху, а магнит приложите снизу. Нужно двигать скрепку с помощью магнита как можно точнее, не заезжая на бордюр и не выскакивая на обочину.

- Готовы?

- На старт, внимание, марш!

- Видите, авто двигается, повторяя движения магнита, который вы двигаете под картоном. 

- Отчего так происходит? 

Ответы детей: (Магнит действует на металлическую скрепку через преграду - картон…)

- Совершенно верно. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические  монетки и вынуждает их следовать за магнитом. Это значит, что сила магнита действует через преграду.

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Магнит сохраняет свое свойство и действует через преграду – картон.

- Отлично, переходим к третьему испытанию.

 

 

Познавательная область (Познавательно – исследовательская деятельность) (игровая деятельность)

 

экспериментирование с магнитом и различными предметами: листы картона с нарисованной на них трассой и монетка с приклеенной на нее машинкой

 

 

экспериментирование

формирование у детей представлений о магните и его свойстве, притягивать металлические предметы через преграду

Пользоваться знанием из исследования о преграде для магнита, умение слушать поставленную задачу воспитателя, делать выводы

Опыт № 3

- Ребята, а как вы считаете, если магнит действует через преграду - картон, действует ли он через другие преграды, например - пластик, воду и другие препятствия? (Ответы детей)

- Давайте проверим.

- У вас на столах стоят стаканы с водой. Бросьте в него монетку и представьте, что это затонувший корабль.

- Как вы думаете, можем ли мы с помощью магнита через пластик достать затонувший корабль со дна моря? (Ответы детей)

- Тогда давайте проверим.

- Прислоняем магнит к стакану на уровне монетки. После того как монетка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.

- Что мы видим?

Ответы детей (Монетка следует за движением магнита и поднимается вверх...)

- Может магнит притягивать через преграду? (Ответы детей)

- Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через преграду - пластик.

- Ну вот мы и спасли затонувшие корабли, преступаем к следующему испытанию.

 

Опыт № 4

-Посмотрите-ка ребята! Что мы с вами видим на нашем столе?

Ответы детей (маленький пруд, а в нем мусор)

- Правильно ребята, и нам нужно это пруд очистить, и проверим, действует ли магнит через преграду - воду.

- А помогут нам в этом удочки, берите их и опускайте его в воду. Что же мы видим?

Ответы детей: (Предметы притягиваются через воду…)

- Вот так с помощью магнита мы сделали доброе дело и очистили пруд!

- Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?

Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через воду.

 

 

- Ну, что пора немного отдохнуть, и я приглашаю вас поиграть.

Воспитатель приглашает детей на ковер

- Ребята, а вы знаете, что у магнита существует два полюса: северный и южный? (Ответы детей)

- Кто знает? Какие полюса притягиваются, а какие отталкиваются? Ответы детей: (Если полюса разные – притягиваются, если одинаковые – отталкиваются).

- И я вам предлагаю самим побыть в роли магнитов. (Каждому ребёнку на спину вешается синий круг, а на живот – красный. Они образуют круг и начинают ходить по кругу). Когда я буду показывать красный квадрат – «южный полюс», вы притягиваетесь ко мне «северным полюсом» - спиной. Когда вы увидите синий квадрат, то притягиваетесь ко мне животиками – «южными полюсами».

- Хотите проверить на самом деле так происходит или нет. Тогда я сейчас подойду к каждому из вас, и вы приложите свой магнитик к каждой из сторон моего магнита и узнаете так ли это.

 

Игра с мячом «Притянет - не притянет»

(Мяч - это магнит, дети – предмет, который называет воспитатель. Дети должны определить, притягиваются они магнитом или нет, в соответствии - ловят или не ловят мяч).

 

Итог опытно-экспериментальной деятельности

- На этом наша работа на сегодня окончена. Давайте вспомним:

- С каким удивительным камнем мы сегодня познакомились? (Магнитом)

- Какие предметы притягивает магнит? (Металлические)

- Как называется свойство притягивать к себе предметы? (Магнетизм, от слова магнит, а предметы магнетическими)

- Какие свойства магнита вы запомнили?

(Магнит притягивает только металлические предметы; Магнит действует через препятствие – картон, стекло, воду…).

- Сколько полюсов у магнита?

(Два - северный и южный)

- Где в окружающей нас обстановке можно увидеть магниты?

Ответы детей (Магниты на доске для удержания картинок, буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами…)

- Ребята, а вы знаете, где еще используются магниты?

Ответы детей (в медицине, в различных приборах, для очистки водоемов, в качестве поисковиков, при строительстве и ремонте подводных сооружений, так как с их помощью удобно держать инструменты)

- Молодцы, вы хорошо сегодня поработали, много нового узнали об удивительном камне магните. Вы были настоящими исследователями. Спасибо, вам, за вашу научную работу. Давайте будем прощаться.

 

Познавательное развитие

(Познавательно – исследовательская деятельность)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательное развитие

(Познавательно – исследовательская деятельность)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-

Коммуникативное развитие

Игровая деятельность

 (беседа, ситуативные разговоры)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевое развитие

(коммуникативная деятельность)

 

экспериментирование с магнитом, монетой и пластиковыми стаканчиками с водой.

 

Магнит, монета и пластиковые стаканчики с водой)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспериментирование с магнитом, монетой и пластиковыми стаканчиками с водой.

Магнит, скрепки и пластиковый таз с водой, в виде пруда.

 

 

 

 

 

 

Круги красные и синие, мяч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово

(беседа воспитателя и детей, диалог)

 

 

Беседа,

экспериментирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа, экспериментирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа,

игра, игровые

действия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа (вопрос - ответ)

 

 

 Формирование у детей представлений о магните и его свойстве -притягивать металлические предметы через преграду

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование у детей представлений о магните и его свойстве - притягивать металлические предметы через преграду

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление у детей умение действовать по инструкции воспитателя, умение обосновывать свои действия, развитие мышления, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу во время игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление у детей умение вести диалог, развивать диалогическую речь

 

 

Умение слушать взрослого, выполнять инструкции по выполнению задания, умение делать выводы в ходе эксперимента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение слушать взрослого, выполнять инструкции по выполнению задания, умение делать выводы в ходе эксперимента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила, умение слушать взрослого, овладевший средствами общения, диалогической речью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила, умение слушать взрослого, овладевший средствами общения, диалогической речью