Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – детский сад комбинированного вида «Лучик»
Конспект открытого занятия
по поисково-исследовательской экспериментальной деятельности
в подготовительной к школе группы
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.
В интеграции:
· «Социально-коммуникативное развитие: развитие свободного общения, овладение способами взаимодействия (умение договариваться), овладение нормами речи, формирование нравственных ценностей (забота о других: уступить место, наклонить голову).
· «Физическое развитие»: формирование потребности в двигательной активности, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
· «Речевое развитие»: активизировать словарь детей через понятия – легенда, магнитизм, магнитные предметы закреплять умение грамматически правильно строить предложения, использовать в речи распространенные предложения, отвечать на вопросы полными предложениями, самостоятельно делать вывода и умозаключения.
Предпосылки УУД (универсальные учебные действия): умение слушать, выполнять по заданному образцу и правилу, умение оценивать свои и чужие действия, осознание своих качеств, самооценка (похвалить себя).
Оборудование: костюм Мага, магниты разной величины (на каждого ребенка); металлические, пластмассовые, деревянные, бумажные предметы; пластиковые стаканы с водой, пластиковый таз, удочки с магнитами, автомобильные картонные трассы, нарисованные на картоне формата А 4, машинки с приклеенными монетами, тарелки, мяч, красные и синие круги из картона.
Структура НОД |
Содержание НОД |
Образовательная область (вид детской деятельности) |
Наличие средства для достижения образовательного результата у каждого ребёнка |
Формы работы |
Образовательные цели и задачи |
Итоговый образовательный результат (формируемые у детей интегративные качества) |
Вводная часть |
В гости приходит Великий Маг. Давайте с ним поздороваемся! Дети здороваются - Ребята, вчера поздно вечером ко мне в лабораторию привезли какой-то предмет для исследования, попробуйте угадать, что же это за предмет? Бывает маленьким, большим, Железо очень дружит с ним. Ответы детей: (Магнит) - Правильно, магнит! (достает из коробки магнит и показывает) Вот перед вами обычный магнит, - А кто знает, что такое магнит? Ответы детей: (Это камень, который притягивает к себе железные предметы…) - Правильно! |
Познавательное развитие (коммуникативная) |
Шкатулка с магнитом, отгадывание загадки, знакомство с магнитом, его рассматривание |
Рассматривание магнита, его качеств
|
Расширение кругозора детей (магнит) |
Имеющий первичные представления о мире, любознательный, активный |
- А вы знаете, почему этот камень так называют? - Тогда я предлагаю вам послушать одну старинную легенду о необычном камне… Легенда (Легенда, как правило, описывает события, которые были на
самом деле)
|
Чтение Художественной Литературы (знакомство с легендой)
|
Потертый свиток с легендой |
Прослушивание легенды
|
Расширение кругозора детей (легенда) |
Имеющий первичные представления о мире, любознательный, активный |
|
- Ребята, вы догадались, как называлась эта гора? Ответы детей: (Магнитная гора) - Как вы думаете, какой способ нашёл Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы? Ответы детей: (Снял доспехи, сделанные из металла, железа…) - Правильно! Магнит обладает уникальной способностью притягивать к себе металлические предметы. И чтобы проверить так ли это, я приглашаю вас отправиться в волшебный мир опытов и экспериментов с этим удивительным камнем. (Воспитатель приглашает детей к столам. На столах стоит все необходимое для опытов и экспериментов с магнитом на каждого ребенка.)
|
Восприятие художественной литературы
|
Слово (обсуждение прочитанной легенды) |
Беседа, ситуативный разговор |
Расширение кругозора детей (рассуждения по тексту, развитие свободного общения, диалогическая речь) |
Овладевший средствами общения, имеющий первичные представления о мире, любознательный, активный |
|
Основная часть |
- Ребята, мы с вами пройдем в мою маленькую лабораторию, и посмотрим, что там у меня есть. В ней четыре стола, и каждый хранит свой секрет. Начнем с первого.
|
|
|
|
|
|
Основная часть
Основная часть
Заключительная часть
|
Опыт № 1 Что вы на нем видите? (Ответы детей) - Правильно ребята, здесь лежат предметы из разных материалов. И сейчас мы с вами проведем эксперимент с этими материалами, и проверим, притягивает магнит только металлические предметы или это всего лишь легенда. - Возьмите магнит и с помощью него разделите ваши предметы на две группы: в первой группе у вас будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе - предметы, которые не притягиваются магнитом. Те предметы, которые притягивает магнит, мы положим на одну тарелочку, а те, которые не притягивает – на другую. Дети берут по одному предмету, подносят к нему магнит и разделяют их по тарелочкам - Назовите, какие предметы притянул магнит. Ответы детей: (Скрепки, монеты, гвоздики…) - Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом? Ответы детей: (Из металла, железа) - А какие предметы не притянул магнит? Ответы детей: (Счетные палочки, крышки от бутылок, ленточка, карточки…) - Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом? Ответы детей: (Из дерева, пластика, бумаги и т. д.) - Как вы считаете, почему притянулись скрепки, монеты, гвоздики…? Ответы детей: (Потому что они металлические, железные)
- Правильно, все они металлические, железные. Значит, магнит притягивает к себе только металлические предметы. Предметы из других материалов не притягиваются. - Это свойство притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм, от слова магнит, а материалы магнетическими. - Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента? Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы. - Хорошо, теперь переходим ко второму столу.
|
Познавательная область (Познавательно – исследовательскаядеятельность)
|
экспериментирование с магнитом и различными предметами (Магниты, металлические скрепки, монеты, гвоздики, крышки от бутылок, счетные палочки, кусочки картона и ткани…) |
экспериментирование
|
формирование у детей представлений о магните и его свойстве, притягивать металлические предметы |
введение в речь детей понятие «магнетизм»; умение делать выводы.
|
Опыт № 2 - Ребята, как вы считаете, если магнит притягивает предметы только из железа, действует ли его сила через преграду? Например, картон, пластик, воду? (Ответы детей) - Хорошо. Давайте проверим. - Первой преградой у нас будет лист обыкновенного картона с нарисованной автомобильной трассой. И мы сейчас попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку) с помощью магнита через преграду - картон. Дети берут со стола листы картона с нарисованной на них трассой и скрепку - Представьте, что скрепки – это автомобили, а вы – гонщики. Установите свой «автомобиль» на старте сверху, а магнит приложите снизу. Нужно двигать скрепку с помощью магнита как можно точнее, не заезжая на бордюр и не выскакивая на обочину. - Готовы? - На старт, внимание, марш! - Видите, авто двигается, повторяя движения магнита, который вы двигаете под картоном. - Отчего так происходит? Ответы детей: (Магнит действует на металлическую скрепку через преграду - картон…) - Совершенно верно. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические монетки и вынуждает их следовать за магнитом. Это значит, что сила магнита действует через преграду. - Какой вывод мы можем сделать? Вывод: Магнит сохраняет свое свойство и действует через преграду – картон. - Отлично, переходим к третьему испытанию.
|
Познавательная область (Познавательно – исследовательская деятельность) (игровая деятельность) |
экспериментирование с магнитом и различными предметами: листы картона с нарисованной на них трассой и монетка с приклеенной на нее машинкой |
экспериментирование |
формирование у детей представлений о магните и его свойстве, притягивать металлические предметы через преграду |
Пользоваться знанием из исследования о преграде для магнита, умение слушать поставленную задачу воспитателя, делать выводы |
|
Опыт № 3 - Ребята, а как вы считаете, если магнит действует через преграду - картон, действует ли он через другие преграды, например - пластик, воду и другие препятствия? (Ответы детей) - Давайте проверим. - У вас на столах стоят стаканы с водой. Бросьте в него монетку и представьте, что это затонувший корабль. - Как вы думаете, можем ли мы с помощью магнита через пластик достать затонувший корабль со дна моря? (Ответы детей) - Тогда давайте проверим. - Прислоняем магнит к стакану на уровне монетки. После того как монетка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх. - Что мы видим? Ответы детей (Монетка следует за движением магнита и поднимается вверх...) - Может магнит притягивать через преграду? (Ответы детей) - Какой мы можем сделать вывод? Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через преграду - пластик. - Ну вот мы и спасли затонувшие корабли, преступаем к следующему испытанию.
Опыт № 4 -Посмотрите-ка ребята! Что мы с вами видим на нашем столе? Ответы детей (маленький пруд, а в нем мусор) - Правильно ребята, и нам нужно это пруд очистить, и проверим, действует ли магнит через преграду - воду. - А помогут нам в этом удочки, берите их и опускайте его в воду. Что же мы видим? Ответы детей: (Предметы притягиваются через воду…) - Вот так с помощью магнита мы сделали доброе дело и очистили пруд! - Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента? Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через воду.
- Ну, что пора немного отдохнуть, и я приглашаю вас поиграть. Воспитатель приглашает детей на ковер - Ребята, а вы знаете, что у магнита существует два полюса: северный и южный? (Ответы детей) - Кто знает? Какие полюса притягиваются, а какие отталкиваются? Ответы детей: (Если полюса разные – притягиваются, если одинаковые – отталкиваются). - И я вам предлагаю самим побыть в роли магнитов. (Каждому ребёнку на спину вешается синий круг, а на живот – красный. Они образуют круг и начинают ходить по кругу). Когда я буду показывать красный квадрат – «южный полюс», вы притягиваетесь ко мне «северным полюсом» - спиной. Когда вы увидите синий квадрат, то притягиваетесь ко мне животиками – «южными полюсами». - Хотите проверить на самом деле так происходит или нет. Тогда я сейчас подойду к каждому из вас, и вы приложите свой магнитик к каждой из сторон моего магнита и узнаете так ли это.
Игра с мячом «Притянет - не притянет» (Мяч - это магнит, дети – предмет, который называет воспитатель. Дети должны определить, притягиваются они магнитом или нет, в соответствии - ловят или не ловят мяч).
Итог опытно-экспериментальной деятельности - На этом наша работа на сегодня окончена. Давайте вспомним: - С каким удивительным камнем мы сегодня познакомились? (Магнитом) - Какие предметы притягивает магнит? (Металлические) - Как называется свойство притягивать к себе предметы? (Магнетизм, от слова магнит, а предметы магнетическими) - Какие свойства магнита вы запомнили? (Магнит притягивает только металлические предметы; Магнит действует через препятствие – картон, стекло, воду…). - Сколько полюсов у магнита? (Два - северный и южный) - Где в окружающей нас обстановке можно увидеть магниты? Ответы детей (Магниты на доске для удержания картинок, буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами…) - Ребята, а вы знаете, где еще используются магниты? Ответы детей (в медицине, в различных приборах, для очистки водоемов, в качестве поисковиков, при строительстве и ремонте подводных сооружений, так как с их помощью удобно держать инструменты) - Молодцы, вы хорошо сегодня поработали, много нового узнали об удивительном камне магните. Вы были настоящими исследователями. Спасибо, вам, за вашу научную работу. Давайте будем прощаться. |
Познавательное развитие (Познавательно – исследовательская деятельность)
Познавательное развитие (Познавательно – исследовательская деятельность)
Социально- Коммуникативное развитие Игровая деятельность (беседа, ситуативные разговоры)
Речевое развитие (коммуникативная деятельность)
|
экспериментирование с магнитом, монетой и пластиковыми стаканчиками с водой.
Магнит, монета и пластиковые стаканчики с водой)
Экспериментирование с магнитом, монетой и пластиковыми стаканчиками с водой. Магнит, скрепки и пластиковый таз с водой, в виде пруда.
Круги красные и синие, мяч
Слово (беседа воспитателя и детей, диалог) |
Беседа, экспериментирование
Беседа, экспериментирование
Беседа, игра, игровые действия
Беседа (вопрос - ответ) |
Формирование у детей представлений о магните и его свойстве -притягивать металлические предметы через преграду
Формирование у детей представлений о магните и его свойстве - притягивать металлические предметы через преграду
Закрепление у детей умение действовать по инструкции воспитателя, умение обосновывать свои действия, развитие мышления, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу во время игры.
Закрепление у детей умение вести диалог, развивать диалогическую речь |
Умение слушать взрослого, выполнять инструкции по выполнению задания, умение делать выводы в ходе эксперимента
Умение слушать взрослого, выполнять инструкции по выполнению задания, умение делать выводы в ходе эксперимента
Соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила, умение слушать взрослого, овладевший средствами общения, диалогической речью
Соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила, умение слушать взрослого, овладевший средствами общения, диалогической речью
|
|
|
|
|||||
|
||||||
|
|
|||||
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.