Конспект открытого занятия. «Подводное путешествие. Морские обитатели». (старшая группа)

  • docx
  • 05.01.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект открытого занятия на тему «Подводное путешествие. Морские обитатели».docx

 

 

 

 

 

 

     Конспект открытого занятия.

   «Подводное путешествие.    

      Морские обитатели».

                       (старшая группа)

 

 

 

 

 

 

                                     Выполнила:

                                             Бондаренко Е.А.

 

 

 

Конспект открытого занятия в старшей группе

«Подводное путешествие. Морские обитатели»

 Задачи занятия: 

- расширять представления детей об окружающем мире;

- расширить и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их   

   особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде;

- расширять и активизировать словарный запас детей по теме «Подводный мир. Морские  

   обитатели»,

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Предварительная работа:

Чтение рассказов, стихотворений, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, энциклопедии.  Беседа о морских обитателях.

Оборудование и материал:

иллюстрации и картинки по теме, морские обитатели, икринки,  рыбки, счётные палочки, кассета с фонограммой шумов и звуков моря, изображение морских животных.

                                                 Ход занятия

 ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята сегодня у нас не обычный день, а самое настоящее увлекательное путешествие.

- Я хочу пригласить вас сегодня в путешествие, а куда, я думаю, вы догадаетесь (включить запись шума моря №1).

- Как вы думаете, что это? (море)

- А что такое море? (большой водоём)

- Какие ещё водоёмы вы знаете? (река, пруд, озеро и т.д.)

- Кто из вас видел море?

- На чём можно путешествовать по морю?

- Вы хотите увидеть, кто живёт в море?

- Но сначала я хочу посмотреть, умеете ли вы плавать.

Ритмическое упражнение:  «Поплаваем» (дети показывают разные стили плавания).

- Я вижу, что вы все умеете плавать, значит,  нам можно отправляться в путешествие. Давайте сейчас закроем глаза, когда откроем, то окажемся на берегу моря.

- Вот мы и у моря. Какой здесь чистый, свежий, морской  воздух. Давайте вдохнём его поглубже.

Дыхательное упражнение «Морской воздух» (вдох – плечи поднять, руки в стороны, выдох – опустить).

ВОСПИТАТЕЛЬ.  Ребята, а на чём мы сможем опуститься на морское дно? (ответы детей)

- Я предлагаю сделать это на батискафе. Вот он ждёт нас на морских волнах. Проходите, занимайте места (дети садятся на стульчики, стоящие по кругу).

- На счёт «три» мы начнём погружение. Закрываем глаза и считаем: 1, 2, 3…

ВОСПИТАТЕЛЬ.   Ну вот,  мы и на морском дне, но как же мы выйдем из батискафа мы же не можем дышать под водой. Так ведь?

ВОСПИТАТЕЛЬ.   А вы знаете, у  меня как раз есть волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно. Но сказать их нужно дружно и громко. Как только мы их произнесём, то перестанем быть простыми ребятами, а станем самыми настоящими морскими жителями, кто кем захочет: рыбами, животными и даже водорослями.

      Детский сад наш изменился,

      В океан он превратился,

      Мы отправимся гулять,

      Дно морское изучать.

      Сколько водорослей разных,

      Звёзд, медуз и рыб прекрасных,

      Ламинарии, ежи

      И ракушки хороши.

ВОСПИТАТЕЛЬ.   Ну вот, ребята, мы с вами и оказались в морском царстве. Посмотрите, сколько вокруг нас рыб, морских животных. Вы кого - нибудь узнаёте? (Дети называют известных им обитателей морей).  

ВОСПИТАТЕЛЬ. Вы просто умницы. В море живёт множество обитателей, которые часто не похожи на тех, кто живёт на суше. Есть морские коровы, морские коньки…, а сейчас к нам в море заплыли настоящие морские обитатели. Они приготовили для вас загадки. Я предлагаю вам занять места на песчаном дне и попытаться угадать, кто к нам заплыл. Только слушайте загадку до конца, никого не перебивайте.

     Воспитатель загадывает загадки о морских обитателях.

Волны к берегу несут

Парашют – не парашют

Не плывёт он, не ныряет,

Только тронешь – обжигает

(медуза)

Медузы бывают круглыми, как шар, плоскими, как тарелка, вытянутыми наподобие прозрачного дирижабля, Однако красота большинства видов медуз бывает весьма обманчивой. Ведь в большей или меньшей степени, но все медузы ядовиты. Есть разновидности медуз, соприкосновение с которыми может вызвать у человека сильные ожоги, боль и серьезные шрамы.

   - Медуза приготовила вам задание «Назови морских обитателей» (выкладывание изображения рыб после называния детьми).

 ВОСПИТАТЕЛЬ:  Вот сколько морских жителей вы знаете. Молодцы, а вот следующий морской житель.

Обхватив хвостом травинку

Не за край, за серединку

На коралловый пенёк

Хочет сесть морской…

(конёк)

Морской конек - небольшая рыба одна из самых необычных существ на свете. Необычная форма тела этого животного напоминает шахматную фигурку коня. Многочисленные длинные шипы и кожистые выросты, расположенные на теле конька, делают его незаметным среди водорослей и защищенным от хищников. У морских коньков деток воспитывает папа.

   - Задание морского конька  «Собери картинку» (дети собирают разрезные картинки).

   ВОСПИТАТЕЛЬ:  Молодцы.  Я  предлагаю немножко подвигаться, отдохнуть.

                                          ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

                                           Рыбка рыбке повторяла,

                                           Плавничками шевелила:

                                           «Чтобы быть здоровой, гладкой,

                                           Будем делать мы зарядку.

                                           Хвост направо, хвост налево,

                                           Мы стройны, как королевы.

                                           Будем хвостиком вилять:

                                           Раз, два, три, четыре, пять.

                                           Два подскока, три хлопка,

                                           Головою два кивка».

ВОСПИТАТЕЛЬ: Отдохнули? Я предлагаю вам занять места и продолжить отгадывать загадки.

                                           Властелин семи морей,

                                           В океане всех сильней.

                                           Он плывёт – вода бурлит.

                                           Это чудо – рыба -…(кит)

Киты - отличаются гигантскими размерами тела, самыми большими среди всех млекопитающих. И все же вес и длина туловища зависит от вида. Например, размер синего кита (самого большого млекопитающего в мире) составляет 33 метра, а весит кит около 150 тонн. При этом маленький карликовый кит весит всего 3-3,5 тонны и имеет размер 4-6 метра в длину.

    - Задание от кита «Выложи из палочек». На дне морском разбросаны счётные палочки. Сложите из них картинки, которые соответствуют нашей теме.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Чьё же задание будет следующим

Ты со мною не знаком,

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я…

(осьминог)

Осьминоги   живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах. Осьминог - хищник,  питается мелкими рыбками.   

 ВОСПИТАТЕЛЬ: ребята, а вы знаете, почему это животное так называется? (ответы детей)

 ВОСПИТАТЕЛЬ:  осьминог получил свое название за количество ног. Их ровно восемь. Когда-то очень-очень давно число восемь называли по-другому - «осемь», поэтому люди стали называть это удивительное животное «осьминог». Тело осьминога напоминает с виду большую грушу с отходящими от нее длинными отростками - щупальцами, на которых имеются присоски. Осьминог имеет способность изменять окраску, поэтому его иногда очень трудно различать на фоне дна или подводных скал.

-Задание от осьминога  «Найди икринки».

 ВОСПИТАТЕЛЬ: но сначала ребята ответьте мне,  откуда появляются рыбы? (Из икринок). Наши рыбки решили с вами поиграть. Мы с вами на морском дне, и  они здесь спрятали много икринок, которые вам предстоит найти. Одну подсказку рыбки нам дали. Посмотрите, как выглядит  спрятанные икринки, и приступайте к поиску таких же икринок в нашей комнате. Дети ищут спрятанные «икринки» - бумажные шарики разных размеров и цветов.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Замечательно. Давайте подсчитаем, сколько икринок вам удалось найти. Сколько,  (имя ребенка) собрал икринок всего? Сколько икринок меньшего размера? Сколько больших? Сколько икринок жёлтого цвета?

Вы прекрасно справились с заданием. Молодцы.

 

ВОСПИТАТЕЛЬ: ребята пора возвращаться назад. Но что бы вернуться,  нам нужно превратиться в детей, что бы всё получилось,  произнесём  слова дружно и вместе:

Раз, два, три, четыре, пять

Надо нам присесть и встать

Руки вытянуть повыше,

Наклониться, три-четыре

И на месте поскакать - пять!

Вот и дети мы опять!

- Ну а теперь нам пора возвращаться. Пойдёмте к батискафу, занимайте свои места. Мы всплываем. Закрываем глаза и считаем: 1, 2, 3…

- Мы приближаемся к берегу.

- Вот мы и на берегу.

-Мы сегодня так много узнали.    Понравилось ли вам путешествие, хорошее ли у вас настроение? Все ли задания вы успели выполнить?

 

 

 

 Воспитатель: Ребята, а хотите, я вас научу делать осьминога из разноцветной гофрированной бумаги  (Ответы детей).  Тогда  вам  нужно отдохнуть и приготовиться к следующему занятию.

 

                                            Аппликация «Осьминожки».

Воспитатель показывает осьминога и читает стих:

Он живет на самом дне,

 На ужасной глубине

– Многорукий, Ногорукий, Руконогий,

 Ходит в море без сапог

Спрут Кальмарыч осьминог!      Г. Кружков.

Воспитатель: Ребята кто это? Правильно осьминог. Давайте его рассмотрим. Из каких частей он состоит? (голова, щупальцы, глаза) Молодцы, правильно.

 – С чего начнем работу? (Вырежем все детали).

– Как можно вырезать осьминожек?

 – Сначала возьмем бумажный прямоугольник, любого цвета и с одной стороны закруглим его, срежем углы. Потом с другого конца будем вырезать по прямой, не доходя до края, это будут щупальца у осьминога. А чтоб они получились более правдоподобными, мы каждую щупальцу закрутим на карандашик. Глазки и ротик нарисуем карандашами.

 

 

 

 

 

 

                      ПРИЛОЖЕНИЕ:                

       Картинка БАТИСКАФ.

                      Разрезные картинки для игры «Собери  картинку».

 

 

 

                               Картинки      МОРСКИХ   ОБИТАТЕЛЕЙ.