МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ПРОМЫШЛЕННОГО РАЙОНА
Конспект открытого занятия
творческого объединения
«Природа и фантазия»
Тема занятия: Изготовление мешочка-оберега «На счастье»
Составил:
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Новоточина Ирина Николаевна
г. Оренбург
2023г
Конспект открытого занятия творческого объединения
«Природа и фантазия»
Тема по программе: поделки из природных и бросовых материалов.
Тема занятия: изготовление оберега «На счастье»
Тип занятий: Комбинированный.
Цель: Изготовить оберег из бросовых и природных материалов.
Задачи.
Планируемые результаты.
Личностные:
- формирование личностных качества: терпение, аккуратность, трудолюбие;
Регулятивные:
-планировать последовательность операций при работе с тканью (алгоритм действий);
Предметные:
-использование правила приема рациональной разметки (аккуратность, точность, экономное расходование материалов);
Коммуникативные:
-формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.
-формирование умения работать в коллективе на общую цель.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Материалы и инструменты: готовый образец, ткань мешковина, шпагат из джута, ножницы, карандаш, крупы и косточки плодовых растений, полимерный клей, дидактический материал.
План урока
Этапы урока |
Деятельность педагога |
Деятельность учеников |
1. Организационный момент (2-3 мин) |
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, отмечает отсутствующих. |
Приветствуют учителя. |
2. Вступительная часть(3-4мин) |
Проверяет домашнее задание. Задаёт наводящие вопросы о пройденном материале. Сообщает тему урока. |
Отвечают на вопросы педагога. |
3. Основная часть(7мин) |
Демонстрирует образцы готовых работ. Даёт определение слова «оберег». Просит определить материал, из которого они сделаны. |
Разглядывают образцы. Делают предположения. |
4. Физминутка(1 мин) |
Объясняет выполнение физ-минутки. |
Выполняют физминутку в виде летающих бабочек. |
5. Практическая часть(15 мин) |
Объясняет последовательность выполнения задания. Рассказывает о технике безопасности. Отвечает на вопросы |
Работают с тканью, придают форму будущему мешочку, крепят косточки и семена на поверхности. |
6. Подведение итогов(3мин) |
Оценивает работу учащихся. Прощание. |
Говорят о том, что узнали нового на уроке. Убирают рабочие места. Прощание. |
1. Организационный момент
Дети готовят к занятию свои рабочие места.
Педагог. Здравствуйте ребята, мы начинаем с вами наше занятие.
2. Вступительная часть.
Скажите, какую тему мы с вами проходили на наших последних занятиях? С какими материалами вы работали?
Предполагаемые ответы детей. Делали аппликации из косточек и семян.
Педагог. Что именно мы с вами делали?
Предполагаемые ответы детей. Цветы из косточек. Панно из цветов.
Педагог. Каким словом, называется повторяющийся рисунок?
Предполагаемые ответы детей. Орнамент.
Педагог. Верно. Сегодня Вам понадобятся все ваши знания, полученные на предыдущих занятиях, чтобы выполнить следующую работу.
3. Основная часть.
А делать мы с вами сегодня будем украшение. Вы знаете, что такое украшение? Какие они бывают?
Предполагаемые ответы детей………
Педагог. Мы сегодня будем делать такую замечательную вещ, как оберег.
Что такое Оберег? Какие они бывают? Для чего они нужны?
Предполагаемые ответы детей.
Педагог. Люди с давних пор считали, что любое жилище должно быть хорошо защищено. В древности защита от воров осуществлялась таким же образом, как и от злых духов - при помощи оберегов. Любой дом должен служить местом утешения, безопасности, уюта. Обереги, расположенные в домах защищают простых добрых людей от злых духов, в которые они верили от разорения и бедности приносят в дом счастье, удачу, любовь. Для этого они делали обереги. Люди верили, что обереги охраняют их от болезни, «дурного сглаза», хищных зверей, стихийных бедствий, и разных напастей. На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Одним из них является Мешочек. Чем больше в доме мешков с заготовленным урожаем, тем сытнее и лучше будет жизнь. На языке оберегов МЕШОК- символ достатка.
А вообще, что есть мешок в нашей жизни? Он появился так давно и является пра-пра-пра-и ещё много раз «пра»-прадедушкой хорошо известных нам и весьма удобных в повседневной жизни кошельков, сумок, чемоданов, рюкзаков и, если хотите, баночек для хранения сыпучих и всяких разных продуктов. Материалы разные, а смысл один-хранить, нести или содержать в себе что-то.
Мешочки-обереги-одна из моих любимых тем. Образов много, выбирай и импровизируй: для себя, для друзей, в подарок..
Педагог демонстрирует мешочки-обереги.
Педагог. Хотите сегодня мастерами и научиться своими руками изготавливать удивительные украшения?!
Предполагаемые ответы детей. Да.
Педагог. А сделаем мы его из материалов, которые вам уже хорошо знакомы. Назовите их.
Предполагаемые ответы детей………
Педагог. Мешочек мы сделаем из кусочка мешковины. А в качестве декора различные косточки, семена и зёрна. Чем наполнен мешочек, тоже имеет большое значение.
Например, наполняют обереги-мешочки травами. Такие обереги помогают справиться с проблемами, отгоняют болезни, порчи и сглазы. Кроме того, они служат прекрасными украшениями в доме – их аромат распространяется по всем уголкам. Если вы хотите привлечь в дом богатство, то такие мешочки набивают зерном, потому что у наших предков оно и читалось богатством. Чем больше у человека зерна, тем он богаче.
Сейчас мы с вами сделаем такой мешочек. Он будет бесшовный. То есть, мы не будем его шить, а сложим кусочек ткани таким образом, чтобы получился мешочек. А чем его наполнить, решайте сами.
Дети выбирают «наполнитьель». Педагог просит объяснить своё решение.
Педагог. Сейчас мы перейдём к практической части, но прежде проведём физминутку
4. Физминутка.
Растения.
Во дворе растет подсолнух, утром тянется он к солнцу.
(Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним растет второй, похожий, к солнцу тянется он тоже.
(Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу. Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперед, а потом наоборот.
(Вращение прямых рук вперед и назад.)
Отдохнули мы чудесно, и пора нам сесть на место.
5. Практическая часть
Педагог. Посмотрите на последовательность складывания мешочка. Педагог демонстрирует презентацию, на которой изображена последовательность предстоящей работы.
Педагог. Рассмотрите материалы. Возьмите кусочек мешковины. Он у нас размером 15Х15 см. Положите его перед собой по диагонали, углом к себе. В центр положите выбранный вами наполнитель. Заверните к центру левый и правый угол. Затем заверните нижний угол, не доводя его до верхнего угла на 2-3 см. Возьмите левой рукой за эти верхние углы. Закрепите кусочком шпагата из джута, сделав три оборота. Сформируйте и красиво расправьте складочки. Завяжите шпагат на бантик. Он будет являться частью декора мешочка. Количество оборотов (их у нас три) тоже имело значение. Таким образом мы «удержим» содержимое мешочка.
Педагог. Теперь приступаем к самому интересному. Украшению мешочка. Ведь именно это несёт основное смысловое значение данного оберега. Состав «обереговой смеси» подбираем в соответствие с символикой (см. Символика оберегов). Значение символов и с тем, какое пожелание мы закладываем в свой мешочек.
Дети знакомятся с таблицей оберегов. Выбирают материал по своему усмотрению.
Педагог. Теперь вспомните, чему мы научились на предыдущих занятиях, работая с крупами и семенами. Мы не просто наклеем выбранные вами зёрна, но украсим ими наш мешочек. Чтобы он был не только оберегом но и украшением вашего дома.
Дети приступают к работе.
Педагог. Где же его разместить дома? Мешочек замечательный оберег для кухни.
Кухня у славян считалась сердцем дома. Здесь находились обереги, Мешочки счастья можно размещать по всей кухне. Как в композиции, так и по одному, они смотрятся великолепно.
6. Подведение итогов.
Педагог. Ребята, мы закончили первую часть изготовления оберега «На счастье». Давайте рассмотрим их. Какие вам больше нравятся? Что было для вас самым трудным в работе? Что самым интересны? Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Что узнали нового? Ответы детей…………..
Педагог. Наше сегодняшнее занятие окончено. До свидания
Приложение №1
Значение символов на оберегах
Злаки, бобовые — символ достатка, сытой жизни,
благополучной в материальном аспекте.
Лаптисимволизируют домашний уют, семейное счастье.
Мак, зерна мака — символ исполнения желания.
Красный горький перец — мужское начало, символ мужского здоровья.
Шишка — символ трудолюбия и достижения успеха.
Лекарственные травы, ягоды шиповника — символ крепкого здоровья.
Лук оберегает семью от слез.
Ягоды рябины — символ женской молодости, красоты.
Мешковина— изобилие.
Тыква, семена тыквы — символ плодородия, женского начала.
Хлеб — всему голова — согласие и достаток в доме.
Лавровый лист — слава, успех.
Плетение косы символизирует знакомства, дружбу с новыми интересными
людьми.
Солнце, цветок подсолнуха — главный славянский оберег, славяне -
дети солнца.
Семена подсолнуха — здоровье детей в доме.
Кукуруза— символ здоровья у детей, продолжения рода, сплоченности семьи,
взаимопонимания.
Веник, направленный вниз, выметает ссоры из избы.
Веник, направленный вверх, — к деньгам.
Орех— символ умственной силы и здоровья.
Монетка — успех в делах.
Чеснок и перец изгоняют нечистую силу.
Домашняя выпечка символизирует хлебосольность.
Сухоцветы— символизируют уют и красоту. Мешочек с можжевельником —
символизируют чистоту мыслей.
Горох — мир и дружбу.
Мешок — символ богатства.
Полотно — счастье в доме.
Узелокоберегает от скандалов в доме.
Гнездо — продолжение рода.
Бублик, цепь — непрерывное кольцо, символ крепкой семьи.
Мельница— перемелется — мука будет.
Крупа — мир, лад в доме, желая этого, молодых после венчания
осыпали крупой.
Колосья, ягоды, дары природы — урожай в хозяйстве.
Приложение №2
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.