Ход занятия
Воспитатель: - Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
Давайте улыбнемся друг другу и для хорошего настроения выполним упражнение «Зеркало».
(Растираются ладони до ощущения теплоты. На вытянутой руке, ладони располагаются в виде зеркала, и, глядя в середину ладони, медленно приближают к лицу со словами:
Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи,
Я ль на свете всех милее,
Всех здоровее и умнее.
Почувствовав лицом, тепло от ладоней закрывают глаза, скользящими движениями согревают теплом темень, лоб, щеки. Доведя руки до плеч,
ощущают негативное (плохое), обхватывают их кулачком, и с силой сбрасывают под ноги, затем топчут ногами.)
Теперь с хорошим настроением сравните две ситуации:
1) Денис сказал:
– Никита, дай карандаш, и побыстрее.
2) Саша попросил:
– Никита, дай мне, пожалуйста, карандаш, а то мой сломался.
Воспитатель: Скажите, чем отличаются эти просьбы? (первая невежливая, а вторая вежливая)
Как вы думаете, кому Никита даст карандаш? ( Ответ: Саше)
Почему? Ответ детей: ( Потому что, Саша использует слово «пожалуйста».
Поднимите руку, кто уже догадался, о чём вам расскажет кот Леопольд.
Сегодня мы с вами поговорим о волшебных словах.
Как вы думаете, как можно назвать человека, который использует в своей речи волшебные слова?
Вежливый - соблюдающий правила приличия, воспитанный.
Воспитатель: А где должны соблюдаться привила приличия? (везде) Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Раньше слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям.
1.
А теперь мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Кто знает ответ – поднимает руку.
1. Если, словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить: … («Спасибо»)
- «Спасибо» - старинное слово, «спаси бог» - «спаси вас бог за ваши добрые дела». Какие слова благодарности вы ещё знаете? ( Благодарю вас.)
2. Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома,
Не молчите, не стесняйтесь
И немым не притворяйтесь.
Поздороваться спешите,
Громко: … («Здравствуйте!») скажите.
- Встречаясь, люди издавна желали один другому самого главного – здоровья.
Какие слова приветствия вы знаете? (Добрый день, доброе утро, добрый вечер)
3. Если вы кого-то обидели случайно
Или наступили на ногу нечаянно,
Только не молчите, только не молчите,
Долго не тяните, скажите:… («Извините!»)
- Извините, то есть – «снимите с меня вину». Какие ещё вежливые слова говорят, если извиняются? (Прошу прощения, простите, я виноват…)
4.Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать: …. («Пожалуйста!»)
Воспитатель: Волшебные слова – это добрые слова. Добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
Сейчас мы с вами поиграем в игру « Вежливые ребята»
Я буду читать интересную историю, а вы вставляйте нужные « волшебные слова».
Однажды Вова поехал в зоопарк. В автобусе он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с маленьким ребёнком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь…пожалуйста!» Женщина очень вежливо поблагодарила Вову: «Спасибо!» Неожиданно автобус остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого – то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, мальчик сразу же сказал: «Извините, пожалуйста!»
(Дети выполняют задание и за каждый правильный ответ получают один смайлик)
Воспитатель: – Молодцы! С заданием справились отлично. А теперь давайте посмотрим, как вы сами будете поступать в разных ситуациях.
Игра «Проблемные ситуации»
• попросить друга уступить стул.
• попросит у друга цветной карандаш
• попросить товарища помочь подняться с пола
· попросить друга подать учебник.
(Дети выполняют задание и за каждый правильный ответ получают один смайлик)
Воспитатель: А сейчас мы отдохнем и проведем физкультминутку. Вы будете выполнять упражнения только тогда, когда я скажу «волшебные слова»:
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперёд.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево.
Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.
Воспитатель:– Мы с вами в школе учим правила вежливости. Сейчас мы в игре «Вежливо – невежливо» проверим наши знания. Если я называю действие вежливое – вы хлопаете в ладоши; если поступок невежливый – вы топаете ногами.
· поздороваться при встрече
· толкнуть и не извиниться
· помочь подняться
· наступить на ногу
· сказать «спасибо» и «пожалуйста»
· нагрубить товарищу
· сказать ласковое слово
(Дети выполняют задание и за каждый правильный ответ получают один смайлик).
Воспитатель: Волшебное доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение. Не только слова должны быть у вас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не было стыдно ни вам, ни вашим родителям, ни вашим друзьям. Сегодня к нам в гости придут Знайка и Незнайка, и с ними вместе мы поговорим о «волшебных» словах.
Под музыку входят Знайка и Незнайка.
З н а й к а: Здравствуй, Незнайка!
Н е з н а й к а: (сквозь зубы): Привет.
З н а й к а: Что же ты невеселый такой сегодня? Может быть, задание не выполнил?
Н е з н а й к а: Плохо справился я с заданием.
З н а й к а: Почему?
Н е з н а й к а: Потому что не умею я себя сдерживать.
З н а й к а: А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой разговаривать, когда ты такой сердитый?
Н е з н а й к а: Вот еще! Кто не хочет, пусть не разговаривает, плакать не буду.
З н а й к а: Незнайка, ответь, пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?
Н е з н а й к а: Что значит – каким тоном? Обыкновенным.
З н а й к а: Подожди, Незнайка, пусть ребята тебе подскажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон.(Ответы ребят).Я заметил, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но, к сожалению, и со взрослыми.
Н е з н а й к а: Не было такого, не было, не было… Может быть, я иногда и говорю немного громко и капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Тюбик поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: «Ну как посадка прошла?» Он обиделся почему-то и ушел. А что я плохого ему сказал? Или вот учительница двойку за кляксу Шпунтику поставила, и я, чтобы утешить его, спел: «Клякса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!» Что тут было! Он очень рассердился. А я ведь развеселить его хотел. Нехорошо он поступил, правда, ребята? (Ответы ребят).
З н а й к а: Я думаю, что ребята правильно тебе сказали: ты поступил плохо. Нужно всегда подумать вначале, не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь. Нужно следить за своими словами.
Н е з н а й к а: Я разве один так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут, а замолчали! Потому что многие из них очень похожи на меня. Разве не так? Есть такие! Да, да, я сам слышал! Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу, смеются над неудачами товарищей.
-Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже, кто лучше себя ведет, а просто все станем добрей. Хорошо я придумал, Знайка?
З н а й к а: Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Запомните это. Ребята, мы хотим с вами попрощаться. Вы, молодцы, много знаете хороших и добрых слов. А на прощанье мы вам подарим альбом «Добрых дел», рисуйте в нем свои хорошие поступки. До встречи!
(Уходят под музыку).
Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо».
Воспитатель: ребята, у вас на партах лежат картинки с хорошими и плохими поступками и два кружочка: - один красного цвета, другой черного цвета. Вам нужно выбрать картинки с (хорошими поступками) и положить их около красного кружка, а картинки с (плохими поступками) около черного кружочка.
(Дети выполняют задание и за каждый правильный ответ получают один смайлик)
Воспитатель: - Вы ещё дети, впереди вас ждёт много славных дел. Вы обязательно сделаете красивее планету Земля. Но сначала вы должны вырасти настоящими людьми.
Вот подходит к концу и наше занятие, мы прошли все испытания, и значит, мы были дружными, добрыми, воспитанными.
Рефлексия: У каждого из вас по 3 солнышка, все они разные по настроению. Вам необходимо выбрать то солнышко, которое подходит для оценки нашего урока. Если урок понравился, то солнышко с улыбкой. Если не понравился, то грустное. Если вы сомневаетесь, то солнышко без настроения. Возьмите солнышко и поднимите его вверх. И улыбайтесь всем так, как это делает солнышко, и тогда в ваших сердцах станет больше тепла и ласки, станет больше счастливых людей.
А закончить урок хотелось бы такими словами:
Перед тем как нам расстаться, и уйти всем по домам.
Хочется мне попрощаться, пожелав при этом вам.
Чтобы добрыми вы были, слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами, говорили вы с друзьями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.