Конспект открытого занятия:"Богатыри земли русской"

  • docx
  • 26.03.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект открытого занятия богатыри.docx

 

Воспитатель:  Предлагаю наше занятие начать с приветствия  

 

Дети: Здравствуй, солнышко родное!

                                     Здравствуй, небо голубое!

                                    Здравствуй, матушка-земля!

                                     Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!  Давайте поздароваемся с нашими гостями. здравствуйте.

Воспитатель: Ребята, а еще, чтобы день был добрым, радостным, наполнен любовью, его нужно начинать с хорошим настроением.

Давайте мы все вместе от всего сердца подарим друг другу и нашим гостям   хорошее настроение.

Вправо, влево повернись и в цветочек превратись.                                 

Собираемся в букет!какой замечательный букет получился из вас ,вашего хорошего настроения.Теперь давайте представим,что у нас на ладошках волшебные цветочки настроения.Представили?А теперь подарим нашим гостям хорошее настроение,сдуем цветочки с ладошек.Встаньте ровненько,плечи расправьте,щечки не надуваем. Один,два,три..дуем

. (Дети дуют на свои цветы)

Воспитатель: ребята,садитесь,пожалуйста на стулья

    Мы живем в замечательной стране, у которой удивительно красивое имя – РоссияРоссия  это наша Родина.  Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории как Россия. Посмотрите ,пожалуйста на  экран.это карта России.

Вот как много места занимает территория России.

Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце страны может идти снег, а на другом припекать солнышко.

Это огромное государство! 

Но не всегда наша Родина была такой. Сегодня мы с вами поговорим  о прошлом нашей Родины. Давайте снова взглянем на экран. Старая карта россии

(Более тысячи лет назад  образовалось русское государство. Называлось оно   Русь, а людей называли –  Русичи. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю и отчий дом. Много было на Руси лесов, рек, животных и растений.  И привлекали все эти богатства издавна наших врагов (иноземцы (жители другой земли), или  басурмани) –  они хотели  завладеть нашими землями. Они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.

Народная мудрость гласит: «  Земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может».  Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной землиА вот кто эти люди, которые защищали наших предков,  мы узнаем, когда посмотрим на экран. Как вы думаете,кто эти люди?

 (Ответ детей:   люди, которые защищали это богатыри ).

Обратите внимание,как они одеты.их одежда отличается от нашей?чем?

Давайте посмотрим на  богатырей.  Какие они были?

(Ответы детей) Богатыри  были сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные). 

Воспитатель: Славилась наша Русь богатырями – сильными и мужественными людьми. И процветала наша Русь, и стала она сильной страной. Но люди не забыли о богатырях и их подвигах. 

 Давайте послушаем стихотворение,которое нам подготовил Артур

 Силён как вольный ветер, 

могуч как ураган,

Он защищает землю 

от злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град,

Спасает бедных и детей 

и стариков и матерей!

Воспитатель: 

Давайте представим, что мы тоже русские богатыри  и  отправимся  в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения.   Не испугаетесь?

Дети:  Нет

Вот  наше первое испытание «Богатырские доспехи и оружие». Вы должны отгадать загадку и если ответ верен,то я достану картинку с изображением вашего ответа

  • Рубашку такую не вяжут, не шьют,

Ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)Ребятки,кальчугу плели из железа.кальчуга какая?железная

Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.

  • Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом. (Шлем)кончик клюва какой?острый

  Шлем изготавливали из металла,(шлем какой?) его украшали орнаментом, узором. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

  • Чтоб грудь защитить от ударов врага,

   Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит

Тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)какой щит?3 ответа

4..Оружие это не просто поднять,

Не просто поднять и в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч…

Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)оружие какое?тяжелое

Меч был главным оружием воинов – богатырей в ту пору на Руси.

5.Он и овощ и оружие. (лук)

6.     На лук натянутая бечева, зовется просто…  (стрела) бечева какая?натянутая

Воспитатель: Молодцы. Справились с заданием. Отправляемся дальше. В Древней Руси родовым деревом считался дуб. Он почитался за свою мощь, жизнестойкость. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой его листок и горсть родной землицы. Считалось, что лист дуба даёт силу людям, а родная земля защитит его от врагов, убережёт от смерти, поможет выстоять в трудный час. Этот обычай брать с собой горсть земли и дубовый листик  сохранился до сих пор с тех далёких времен от наших предков.

Вот и второе испытание. Мы с вами  богатыри и нам надо провести обряд. Давайте, встанем перед дубом  и сделаем хороводный обряд – поклонение дубу:

У нас рос дубок – Вот таков

 (Сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх.)

Корень его – Вот так глубок! 

(Наклоняются вниз, показывая корень.)

Листья его – Вот так широки! 

(Развести руки в стороны.)

Ветки его – Вот так высоки! 

(Руки вверх.)

Ах, ты дуб-дубок, ты могуч. 

(Медленно поднимают сцепленные руки вверх.)

На ветру ты, дубок, скрипуч. 

(Покачивания руками.)

Дай мне силы, отваги, добра, 

(Правая рука на сердце.)

Чтобы землю родную защищать от врага!

Воспитатель: Молодцы ребята, обряд мы провели и теперь можем идти в поход

А перед следующим испытанием предлагаю как следует размяться.

Чтобы дальше вам пройти

Нужно доказать, что вы богатыри

Давайте проведем разминку.

 

 Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь – вот он каков:

(Показывают силача)

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

(Имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко – зорко наблюдал,

Подрастём, мы и, смотри,

(Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

Дружно зашагаем раз-два-три-(Дети шагают на месте)

 Мы теперь богатыри!(Руки согнуты в локтях, показывают силу)

Правую ладонь к глазам представим,(Руку правую подносят козырьком к глазам)

 Ноги крепкие расставим,(Ноги в стороны)

Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво.(Поворот вправо)

 И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек. Руку левую к глазам представим

 ноги крепкие расставим(Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево) Наклонились влево- вправо(Руки на поясе, наклон влево-вправо) Получается на славу!(Руки вверх)

Воспитатель: Молодцы. А теперь в путь. 

Ребята,  испытание теперь такое.слушайте внимательно. Нам нужно  вспомнить  сказки, где встречаются богатыри.  А помогут нам в этом картинки из сказок.  Ой,все упало у меня,перепуталось. Все картинки перемешались.нужно отыскать верные. Ищем на полу. Нашли? Какие вы молодцы!но нам нужно убедиться,что картинки из нужных нам сказок.почему вы выбрали именно эти?почему не взяли эту?показать картинку сиз другой сказки

1.      « Илья Муромец  и соловей разбойник»

2.     «Добрыня Никитич и змей горыныч»

«Воспитатель: Что  помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской? (Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине.). Отправляемся дальше. 

Воспитатель: И последнее испытание, творческое.самое сложное,но уверена,что вы справитесь.

Нам нужно с вами сделать самый настоящий шлем,головной убор богатыря.для этого мы с вами присядем за стол.здесь вы видите картон,клей ,ножницы. Я расскажу,как правильно сделать наш шлем

 

Воспитатель: Да, не перевелись на Руси богатыри и добры молодцы, 

Не топтать врагу землю–матушку,

раз такие добрые молодцы на ней подрастают. Молодцы ребята.

     Все преграды покорились

Рефлексия.

 

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях. 2. Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, 3.. 4. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях. 5. Обогатить словарь детей существительными: богатырь, , кольчуга, щит, меч, шлем, , булава, уздечка, стремена, ножны. 6. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.