Конспект Ознакомление детей средней группы с социальной действительностью».
Оценка 4.7

Конспект Ознакомление детей средней группы с социальной действительностью».

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
окружающий мир
4 кл—5 кл
09.02.2024
Конспект  Ознакомление детей средней группы с социальной действительностью».
конспекты занятий для детей 4-5 лет
Конспекты занятий.толерантность.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ознакомление детей средней группы с социальной действительностью».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема    «Я и другой:  мы   —  разные»

   Цель. Занятия по данной теме призваны формировать у де­тей понятие о том, что все люди не похожи друг на друга; развивать восприятие образа ровесника по внешности и инди­видуальным особенностям; учить умению общаться со сверстни­ками, смотреть в лицо и глаза друг другу.

   Дидактическая игра «Мы  — разные»

  Цель. Игра развивает внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные особенности других детей.

Дидактический материал — картинки, на которых изо­бражены птицы, рыбы, звери; принадлежности для рисования.

  

                                           Ход игры.

Дети вместе с педагогом встают в круг. По же­ланию вызывается один из детей. Педагог, выступающий в роли ведущего, задает вопросы:

—  Кто из нас самый высокий?

—  Кто из нас самый маленький?

—  У кого самые темные (светлые) волосы?

—  У кого на голове есть бант (два банта)?

—  У кого на одежде есть пуговицы?

—  У кого в одежде присутствует красный (синий,  зеленый и пр.) цвет?

—  У  кого из детей одинаковая  обувь?  И т. п.

     Педагог, подводя итоги, говорит детям о том, что они смог­ли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других, и объясняет им понятие «разные». Он говорит, что все люди и животные отличаются друг от друга разными признаками, один из которых — цвет глаз. Педагог показывает детям картинки птиц, рыб и зверей, предлагает сказать, какие у них глаза, затем дети определяют цвет глаз друг у друга, рисуют и раскрашивают нужным цветом глаза на изо­бражении.

     Затем педагог в доступной форме рассказывает детям о глазах человека: какого цвета они бывают, какое настро­ение выражают, для чего нужно смотреть в глаза друг дру­гу, что в них можно увидеть, какие глаза бывают у мамы, когда она устала, радуется, смеется, как и почему мы пла­чем.

На следующем занятии тема игры может быть продолжена, но уже с рассмотрением значения носа, рта, ушей, цвета кожи, и др.

Например, педагог читает стихотворение:

Шлеи,  шлеп! На лужайке

Шлепаются  в грязь Зазнайки,

Дальше Носа  своего

 Они не видят Ничего.

      Педагог спрашивает у детей, какие по форме бывают носы (показывает картинки носов у разных животных: короткий и длинный, веселый и унылый, с горбинкой и т. п.), предлагает на схеме «лицо» нарисовать детям свой нос.

Далее дети выясняют, для чего нужен нос (не только для определения запахов и вдыхания воздуха, но и в общении). Какой нос у зазнайки? Почему плохо «задирать свой нос?» Педагог уточняет также гигиенические требования к уходу за носом и необходимость всегда иметь с собой чистый носовой платок.

                                            

                                                Игра-беседа  «Кто  мы?»

Цель. Игра воспитывает у ребенка интерес к собственной личности (я мальчик, мне три года и т. п.), дает детям понятие о различных родственных отношениях в семье (я сын, внук и т. п.); показывает отличие конкретного человека от других людей (в имени, возрасте, поле,  национальности и пр.).

 

Ход игры.

     Педагог показывает детям любую хорошо знакомую им куклу или игрушку. Малыши узнают ее, радуются. Кукла здоровается с педагогом, называет свое имя. В ответ педагог на­зывает себя по имени и отчеству. Далее кукла знакомится с тремя-четырьмя детьми (по их желанию). Воспитатель подсказывает ре­бенку, что надо сказать в том или в другом случае («Очень при­ятно. Меня зовут Машенька», «Я — Митя» и т.п.).

     Педагог сообщает детям о том, что их гость хочет выяснить их знания о самих себе. Куклу, например, интересует, кому сколько лет, кто из вас девочка, а кто мальчик, кто сынок, а кто дочка, кто внук, а кто внучка, кто похож на маму, а кто — на папу.

     Педагог предлагает детям ответить на различные вопросы гостя. Получив согласие детей, педагог усаживает куклу так, чтобы все малыши хорошо ее видели. Поясняет: «Здесь ей все слышно и всех видно».

Педагог подходит к ребенку, беседует с ним. «Дима, ответь, пожалуйста, — обращается он к малышу, — ты девочка или мальчик?» Оценивает ответ ребенка, одобряет попытки детей принять участие в этой сценке.

    В зависимости от возраста детей педагог задает им более легкие или сложные вопросы, при необходимости повторяет не­которые из них несколько раз («Ты мальчик? Девочка? Тебе сколько лет?»).

Вопросы к старшим детям могут быть разнообразнее и слож­нее («Ты внук или внучка? А чья ты внучка?»). Следует хва­лить детей и за краткие ответы («Я бабушкина и дедушкина внучка»), и за развернутые («Я внучка бабушки Оли, бабушки Саши, дедушки Коли»).

     Кукла благодарит детей за приятно проведенное с ними время. Прощается с малышами. «До свидания! Всего тебе добро­го! Приходи к нам еще!» — вслед за педагогом повторяют дети (хором и по одному).

       

Упражнение    «Спиной друг к другу»

   Цель. Упражнение вырабатывает умение выделять характер­ные особенности во внешности другого человека.

 

Ход упражнения.

      Дети разбиваются на пары, которые вста­ют спиной друг к другу. Педагог предлагает им на минутку развернуться и посмотреть друг на друга. Затем тому, кто самый смелый в паре, необходимо описать внешность его парт­нера — какие у того волосы, глаза, нос, одежда и т. п. В конце игры педагог отмечает лучших игроков, которые смогли запо­мнить и назвать наибольшее число деталей внешности и одежды партнера по игре.

Педагог вместе с детьми обсуждает на примере 1-2 пар иг­рающих, чем они отличаются друг от друга и чем похожи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспекты занятий

 

 

 

Тема: Ознакомление детей старшей группы с социальной действительностью».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие «Наша Родина — Россия»

Цель. Закрепить знания детей о природе России, о русском наци­ональном костюме, о русских народных сказках, потешках. Воспи­тывать в детях любовь к своей Родине, вызвать чувство восхищения красотой русской природы, талантом русского народа.

   Наглядный материал. Иллюстрации с изображением природы России — леса, реки, поля, моря, горы. Куклы в русской национальной одежде — мальчик и девочка. Книги — русские народ­ные сказки. Куклы  в украинском костюме (мальчик и девочка).

                                      

Ход занятия.

 - Сегодня, ребята, я вам принесла очень краси­вые картинки, давайте их рассмотрим. (Воспитатель выставляет ил­люстрацию с изображением леса.)

 - Что это? (Лес.)

- Как вы догадались, что это лес? (Много разных деревьев.)

-  Названия каких деревьев вы знаете? (Береза, ель.}

- А кто из вас был в лесу? Расскажите, что вы там делали. (Рас­сказы детей.)

-  Красиво в лесу? Вам там понравилось?

- А что это? (Выставляет иллюстрацию с изображением реки.) Да, это река. Посмотрите, какая она длинная, даже не видно конца. А как красиво по берегам реки! Кто из вас был на речке? Расскажите, что вы там делали? (Купались, загорали, ловили рыбу.) Красиво на речке? (Да.)

- А вот это что? (Море.) Посмотрите, какое оно красивое. Какого цвета вода в море? (Синяя, зеленая.) Оно такое огромное, даже не вид­но берегов. Кто из вас был на море? Расскажите, какое оно? (Вода в море соленая, прозрачная, на море тепло.)

-  А это что? (Иллюстрация с изображением поля.) Да, это поле. Полей в нашей стране много. Люди выращивают рожь, пшеницу, из которых делают муку и пекут хлеб, хлеб мы с вами едим каждый день. Какого цвета поле? (Желтое, золотистое.} Оно похоже на море, толь­ко золотистое. Когда дует ветер, то по полю проходят волны, совсем как на море. Поле, как и море, огромное. У моря не видно другого берега, а у поля не видно другого края. Поэтому говорят, что поле — бескрайнее.

— А вот здесь вряд ли кто-нибудь из вас был. Что это? (Иллюстра­ция с изображением гор.) Это горы. Какие они, что вы можете о них сказать? (Высокие, красивые.) Что лежит на вершинах гор? (Снег.) Правда, очень красиво?

- Посмотрите, как красивы — и лес, и река, и море, и горы, и поля, Все это наша с вами страна. Как она называется? (Россия.)

- Россия очень большая, богатая и красивая страна! И живут в ней очень талантливые люди. И чего только русский народ не умеет делать — и сказки сочинять, и песни, и разные красивые предметы делать.

- Сейчас мы с вами поиграем в одну русскую народную игру. Рус­ский народ придумал ее очень давно, но играют в нее дети до сих пор. (Подвижная хороводная игра «Из – за леса, из-за гор».)

-  Пока мы с вами играли, к нам пришли гости. (Показываются куклы, одетые в украинскую национальную одежду, — мальчик и девочка.) Это Маша и Саша. Они пришли к своим друзьям, которые живут в нашей группе, — куклам Аленушке и Иванушке. (куклы одеты в русские народные костюмы). Принесите их из кукольного уголка.

—  Все эти куклы, Аленушка, Иванушка,  одеты в русские национальные костюмы. Костюмы разные, красивые. Да­вайте сначала посмотрим, как одета кукла-девочка. Во что она оде­та? (В сарафан.)  Какого он цвета? Как отделан? А что у куклы-девочки на голове?  Кто помнит, как называется этот головной убор? (Кокошник.)

— А теперь давайте посмотрим на  мальчика. У него не со­всем обычная рубашка. Кто помнит, как она называется? (Косово­ротка. Дети повторяют это трудное слово хором и индивидуально.) 

- А теперь давайте посмотрим в какие костюмы одеты Маша и Саша? Они одеты в украинские костюмы. Эти костюмы отличаются от русских народных костюмов. Давайте посмотрим на костюм куклы девочки. Во что она одета? (Блузка с вышивкой). А еще у нее необычная юбка сшитая из двух отдельных кусков ткани, яркий пояс и безрукавка, на ногах красные сапожки на каблуке. На голове у нее венок из цветов украшенный лентами.

- А теперь посмотрим во что одет мальчик? У него белая вышитая рубашка, синие широкие штаны, они называются шаровары, и широкий красный пояс, на голове у него высокая шапка из серого барашка.

- Видите как отличаются костюмы русские от украинских? А еще отличается и культура. В Украине свои национальные сказки, песни и стихи.

 -Сегодня куколки из Украины пришли к нам в гости, чтобы послушать, как вы будете читать русские народные потешки и песенки. С ними вместе вас послушают и наши куклы; Иванушка и Аленушка. (Дети чита­ют потешки, которые они выучили на занятиях — «Гуси, вы, гуси», «Петушок, петушок», «Солнышко- ведрышко» и др.)

—  Молодцы, ребята. Нашим гостям очень понравилось, как вы читали русские народные потешки и песенки. Они принесли вам новую русскую народную сказку. Вы знаете русские народные сказки? Посмотрите, у меня много книг с русскими народными сказками. Вы их узнали? Назовите, о ком эти сказки? (О лисе, зайчике и т.д.)

— А сказка, которую принесли нам гости — о страхе. Вы знаете, что такое страх? (Когда кто-то чего-то боится.) А чего можно испу­гаться? (Предположения детей.) Иногда, например, в темноте можно испугаться того, чего нет на самом деле. Вот такое произошло с геро­ями русской народной сказки, которая называется «У страха глаза велики». (Воспитатель рассказывает детям сказку.)

— Что же на самом деле произошло? А что подумали перепуганные звери? Вот какую интересную сказку сочинил русский народ, чтобы посмеяться над трусишками.

— Сегодня, ребята, мы с вами поиграли в русскую народную игру, прочитали русские народные потешки и песенки, послушали рус­скую народную сказку. На прогулке мы еще поиграем в русскую на­родную игру, а на других занятиях я вас познакомлю с другими рус­скими народными сказками, потешками, песенками. Их русский народ сочинил видимо-невидимо!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Национальные праздники России и Украины. Празднование Нового года. «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!»

 Содержание.  Знакомство с празднованием Нового года в России и Украине.  Разучи­вание колядки «Щедровочка». Украинские колядки.

Занятие проводится в Русской избе.

Хозяйка избы (одетая в русский национальный костюм) встречает детей в избе. Заводит с детьми разговор о зиме, знакомит их с зимними приметами.

 

Зима снежная – лето дождливое.

Зимой месяц к верху рожками – к морозу.

Зимой собаки валяются – к метели.

 

Затем загадывает загадки:

Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила. (Зима).

 

Бел, как мел, с неба прилетел.

Зиму пролежал, весной убежал. (Снег).

 

Невидимкой осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне. (Мороз).

 

В огне не горит и в воде не тонет (Лед).

 

 Затем хозяйка избы рассказывает о праздновании  Нового года.

Занятие проводится в рождественские праздники (Святки), поэтому дети вместе с воспитателем приходят в избу нарядно одетыми. Дети разучивают песенку-колядку «Щедровочка»:

Щедровочка щедровала,

Под оконце подбежала:

 «Что ты, тетка, наварила,

Что ты, тетка, напекла?

Выноси нам поскорей,

Не морозь-ка ты детей!

У нас чеботы маленькие —

У нас ножки зябнут;

У нас рукавички худенькие —

У нас ручки зябнут;

У нас платочки тоненькие —

У нас ушки зябнут,

А кафтан-то короток —

Колядовщик  передрог».

Все поют колядки, а Хозяйка рассказывает о празднике, гаданиях, показывает одно из них. Например, гадание воском:

    В миску с водой льют расплавленный воск (с горящей свечи). По образовавшимся фигуркам судят о своем будущем.

Потом хозяйка загадывает загадку о тесте:

 

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. (тесто).

Хозяйка  угощает детей новогодним печеньем  —  «козульками».

- А сейчас я вам расскажу как в Украине отмечают праздник «Нового года».        Хозяйки накрывают праздничный стол со всякими разными блюдами: жареные и вареные колбасы с кашей, галушки со сметаной. Перед Рождеством на Украине пекут специальные святочное печенье. Дети угощают им друг друга. В день Рождества вечером дети  колядуют – идут по улицам, поют, часто несут фонарь в виде месяца или звезды. Звезда или месяц сделаны из разноцветной бумаги.

Под Новый год дети становятся «посыпальщиками». Они ходят по домам и посыпают, «засеивают» смесью из разных злаков, приговаривая:

«На счастье, на здоровье на новый год!

   Роди боже рожь, пшеницу,

   Всякую пашницу,

   А лен чтобы такой вырос»!

  При этом горсть злаков бросают под потолок, показывая, какой должен вырасти лен. Затем посыпальников одаривают пирогами.

Давайте с вами вместе выучим эту колядку.

- А я вас угощу украинским Новогодним печеньем.

Затем дети идут в группу, где воспитатель проводит с детьми занятие «Изготовление русских и украинских костюмов из бумаги».

 


Ознакомление детей средней группы с социальной действительностью»

Ознакомление детей средней группы с социальной действительностью»

Тема «Я и другой: мы — разные»

Тема «Я и другой: мы — разные»

Игра-беседа «Кто мы?» Цель

Игра-беседа «Кто мы?» Цель

В конце игры педагог отмечает лучших игроков, которые смогли запо­мнить и назвать наибольшее число деталей внешности и одежды партнера по игре

В конце игры педагог отмечает лучших игроков, которые смогли запо­мнить и назвать наибольшее число деталей внешности и одежды партнера по игре

Конспекты занятий Тема:

Конспекты занятий Тема:

Занятие «Наша Родина — Россия»

Занятие «Наша Родина — Россия»

Пока мы с вами играли, к нам пришли гости

Пока мы с вами играли, к нам пришли гости

На прогулке мы еще поиграем в русскую на­родную игру, а на других занятиях я вас познакомлю с другими рус­скими народными сказками, потешками, песенками

На прогулке мы еще поиграем в русскую на­родную игру, а на других занятиях я вас познакомлю с другими рус­скими народными сказками, потешками, песенками

Тема: Национальные праздники

Тема: Национальные праздники

Все поют колядки, а Хозяйка рассказывает о празднике, гаданиях, показывает одно из них

Все поют колядки, а Хозяйка рассказывает о празднике, гаданиях, показывает одно из них
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2024