Ознакомление детей средней группы с социальной действительностью».
Тема «Я и другой: мы — разные»
Цель. Занятия по данной теме призваны формировать у детей понятие о том, что все люди не похожи друг на друга; развивать восприятие образа ровесника по внешности и индивидуальным особенностям; учить умению общаться со сверстниками, смотреть в лицо и глаза друг другу.
Дидактическая игра «Мы — разные»
Цель. Игра развивает внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные особенности других детей.
Дидактический материал — картинки, на которых изображены птицы, рыбы, звери; принадлежности для рисования.
Ход игры.
Дети вместе с педагогом встают в круг. По желанию вызывается один из детей. Педагог, выступающий в роли ведущего, задает вопросы:
— Кто из нас самый высокий?
— Кто из нас самый маленький?
— У кого самые темные (светлые) волосы?
— У кого на голове есть бант (два банта)?
— У кого на одежде есть пуговицы?
— У кого в одежде присутствует красный (синий, зеленый и пр.) цвет?
— У кого из детей одинаковая обувь? И т. п.
Педагог, подводя итоги, говорит детям о том, что они смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других, и объясняет им понятие «разные». Он говорит, что все люди и животные отличаются друг от друга разными признаками, один из которых — цвет глаз. Педагог показывает детям картинки птиц, рыб и зверей, предлагает сказать, какие у них глаза, затем дети определяют цвет глаз друг у друга, рисуют и раскрашивают нужным цветом глаза на изображении.
Затем педагог в доступной форме рассказывает детям о глазах человека: какого цвета они бывают, какое настроение выражают, для чего нужно смотреть в глаза друг другу, что в них можно увидеть, какие глаза бывают у мамы, когда она устала, радуется, смеется, как и почему мы плачем.
На следующем занятии тема игры может быть продолжена, но уже с рассмотрением значения носа, рта, ушей, цвета кожи, и др.
Например, педагог читает стихотворение:
Шлеи, шлеп! На лужайке
Шлепаются в грязь Зазнайки,
Дальше Носа своего
Они не видят Ничего.
Педагог спрашивает у детей, какие по форме бывают носы (показывает картинки носов у разных животных: короткий и длинный, веселый и унылый, с горбинкой и т. п.), предлагает на схеме «лицо» нарисовать детям свой нос.
Далее дети выясняют, для чего нужен нос (не только для определения запахов и вдыхания воздуха, но и в общении). Какой нос у зазнайки? Почему плохо «задирать свой нос?» Педагог уточняет также гигиенические требования к уходу за носом и необходимость всегда иметь с собой чистый носовой платок.
Игра-беседа «Кто мы?»
Цель. Игра воспитывает у ребенка интерес к собственной личности (я мальчик, мне три года и т. п.), дает детям понятие о различных родственных отношениях в семье (я сын, внук и т. п.); показывает отличие конкретного человека от других людей (в имени, возрасте, поле, национальности и пр.).
Ход игры.
Педагог показывает детям любую хорошо знакомую им куклу или игрушку. Малыши узнают ее, радуются. Кукла здоровается с педагогом, называет свое имя. В ответ педагог называет себя по имени и отчеству. Далее кукла знакомится с тремя-четырьмя детьми (по их желанию). Воспитатель подсказывает ребенку, что надо сказать в том или в другом случае («Очень приятно. Меня зовут Машенька», «Я — Митя» и т.п.).
Педагог сообщает детям о том, что их гость хочет выяснить их знания о самих себе. Куклу, например, интересует, кому сколько лет, кто из вас девочка, а кто мальчик, кто сынок, а кто дочка, кто внук, а кто внучка, кто похож на маму, а кто — на папу.
Педагог предлагает детям ответить на различные вопросы гостя. Получив согласие детей, педагог усаживает куклу так, чтобы все малыши хорошо ее видели. Поясняет: «Здесь ей все слышно и всех видно».
Педагог подходит к ребенку, беседует с ним. «Дима, ответь, пожалуйста, — обращается он к малышу, — ты девочка или мальчик?» Оценивает ответ ребенка, одобряет попытки детей принять участие в этой сценке.
В зависимости от возраста детей педагог задает им более легкие или сложные вопросы, при необходимости повторяет некоторые из них несколько раз («Ты мальчик? Девочка? Тебе сколько лет?»).
Вопросы к старшим детям могут быть разнообразнее и сложнее («Ты внук или внучка? А чья ты внучка?»). Следует хвалить детей и за краткие ответы («Я бабушкина и дедушкина внучка»), и за развернутые («Я внучка бабушки Оли, бабушки Саши, дедушки Коли»).
Кукла благодарит детей за приятно проведенное с ними время. Прощается с малышами. «До свидания! Всего тебе доброго! Приходи к нам еще!» — вслед за педагогом повторяют дети (хором и по одному).
Упражнение «Спиной друг к другу»
Цель. Упражнение вырабатывает умение выделять характерные особенности во внешности другого человека.
Ход упражнения.
Дети разбиваются на пары, которые встают спиной друг к другу. Педагог предлагает им на минутку развернуться и посмотреть друг на друга. Затем тому, кто самый смелый в паре, необходимо описать внешность его партнера — какие у того волосы, глаза, нос, одежда и т. п. В конце игры педагог отмечает лучших игроков, которые смогли запомнить и назвать наибольшее число деталей внешности и одежды партнера по игре.
Педагог вместе с детьми обсуждает на примере 1-2 пар играющих, чем они отличаются друг от друга и чем похожи.
Конспекты занятий
Тема: Ознакомление детей старшей группы с социальной действительностью».
Занятие «Наша Родина — Россия»
Цель. Закрепить знания детей о природе России, о русском национальном костюме, о русских народных сказках, потешках. Воспитывать в детях любовь к своей Родине, вызвать чувство восхищения красотой русской природы, талантом русского народа.
Наглядный материал. Иллюстрации с изображением природы России — леса, реки, поля, моря, горы. Куклы в русской национальной одежде — мальчик и девочка. Книги — русские народные сказки. Куклы в украинском костюме (мальчик и девочка).
Ход занятия.
- Сегодня, ребята, я вам принесла очень красивые картинки, давайте их рассмотрим. (Воспитатель выставляет иллюстрацию с изображением леса.)
- Что это? (Лес.)
- Как вы догадались, что это лес? (Много разных деревьев.)
- Названия каких деревьев вы знаете? (Береза, ель.}
- А кто из вас был в лесу? Расскажите, что вы там делали. (Рассказы детей.)
- Красиво в лесу? Вам там понравилось?
- А что это? (Выставляет иллюстрацию с изображением реки.) Да, это река. Посмотрите, какая она длинная, даже не видно конца. А как красиво по берегам реки! Кто из вас был на речке? Расскажите, что вы там делали? (Купались, загорали, ловили рыбу.) Красиво на речке? (Да.)
- А вот это что? (Море.) Посмотрите, какое оно красивое. Какого цвета вода в море? (Синяя, зеленая.) Оно такое огромное, даже не видно берегов. Кто из вас был на море? Расскажите, какое оно? (Вода в море соленая, прозрачная, на море тепло.)
- А это что? (Иллюстрация с изображением поля.) Да, это поле. Полей в нашей стране много. Люди выращивают рожь, пшеницу, из которых делают муку и пекут хлеб, хлеб мы с вами едим каждый день. Какого цвета поле? (Желтое, золотистое.} Оно похоже на море, только золотистое. Когда дует ветер, то по полю проходят волны, совсем как на море. Поле, как и море, огромное. У моря не видно другого берега, а у поля не видно другого края. Поэтому говорят, что поле — бескрайнее.
— А вот здесь вряд ли кто-нибудь из вас был. Что это? (Иллюстрация с изображением гор.) Это горы. Какие они, что вы можете о них сказать? (Высокие, красивые.) Что лежит на вершинах гор? (Снег.) Правда, очень красиво?
- Посмотрите, как красивы — и лес, и река, и море, и горы, и поля, Все это наша с вами страна. Как она называется? (Россия.)
- Россия очень большая, богатая и красивая страна! И живут в ней очень талантливые люди. И чего только русский народ не умеет делать — и сказки сочинять, и песни, и разные красивые предметы делать.
- Сейчас мы с вами поиграем в одну русскую народную игру. Русский народ придумал ее очень давно, но играют в нее дети до сих пор. (Подвижная хороводная игра «Из – за леса, из-за гор».)
- Пока мы с вами играли, к нам пришли гости. (Показываются куклы, одетые в украинскую национальную одежду, — мальчик и девочка.) Это Маша и Саша. Они пришли к своим друзьям, которые живут в нашей группе, — куклам Аленушке и Иванушке. (куклы одеты в русские народные костюмы). Принесите их из кукольного уголка.
— Все эти куклы, Аленушка, Иванушка, одеты в русские национальные костюмы. Костюмы разные, красивые. Давайте сначала посмотрим, как одета кукла-девочка. Во что она одета? (В сарафан.) Какого он цвета? Как отделан? А что у куклы-девочки на голове? Кто помнит, как называется этот головной убор? (Кокошник.)
— А теперь давайте посмотрим на мальчика. У него не совсем обычная рубашка. Кто помнит, как она называется? (Косоворотка. Дети повторяют это трудное слово хором и индивидуально.)
- А теперь давайте посмотрим в какие костюмы одеты Маша и Саша? Они одеты в украинские костюмы. Эти костюмы отличаются от русских народных костюмов. Давайте посмотрим на костюм куклы девочки. Во что она одета? (Блузка с вышивкой). А еще у нее необычная юбка сшитая из двух отдельных кусков ткани, яркий пояс и безрукавка, на ногах красные сапожки на каблуке. На голове у нее венок из цветов украшенный лентами.
- А теперь посмотрим во что одет мальчик? У него белая вышитая рубашка, синие широкие штаны, они называются шаровары, и широкий красный пояс, на голове у него высокая шапка из серого барашка.
- Видите как отличаются костюмы русские от украинских? А еще отличается и культура. В Украине свои национальные сказки, песни и стихи.
-Сегодня куколки из Украины пришли к нам в гости, чтобы послушать, как вы будете читать русские народные потешки и песенки. С ними вместе вас послушают и наши куклы; Иванушка и Аленушка. (Дети читают потешки, которые они выучили на занятиях — «Гуси, вы, гуси», «Петушок, петушок», «Солнышко- ведрышко» и др.)
— Молодцы, ребята. Нашим гостям очень понравилось, как вы читали русские народные потешки и песенки. Они принесли вам новую русскую народную сказку. Вы знаете русские народные сказки? Посмотрите, у меня много книг с русскими народными сказками. Вы их узнали? Назовите, о ком эти сказки? (О лисе, зайчике и т.д.)
— А сказка, которую принесли нам гости — о страхе. Вы знаете, что такое страх? (Когда кто-то чего-то боится.) А чего можно испугаться? (Предположения детей.) Иногда, например, в темноте можно испугаться того, чего нет на самом деле. Вот такое произошло с героями русской народной сказки, которая называется «У страха глаза велики». (Воспитатель рассказывает детям сказку.)
— Что же на самом деле произошло? А что подумали перепуганные звери? Вот какую интересную сказку сочинил русский народ, чтобы посмеяться над трусишками.
— Сегодня, ребята, мы с вами поиграли в русскую народную игру, прочитали русские народные потешки и песенки, послушали русскую народную сказку. На прогулке мы еще поиграем в русскую народную игру, а на других занятиях я вас познакомлю с другими русскими народными сказками, потешками, песенками. Их русский народ сочинил видимо-невидимо!
Тема: Национальные праздники России и Украины. Празднование Нового года. «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!»
Содержание. Знакомство с празднованием Нового года в России и Украине. Разучивание колядки «Щедровочка». Украинские колядки.
Занятие проводится в Русской избе.
Хозяйка избы (одетая в русский национальный костюм) встречает детей в избе. Заводит с детьми разговор о зиме, знакомит их с зимними приметами.
Зима снежная – лето дождливое.
Зимой месяц к верху рожками – к морозу.
Зимой собаки валяются – к метели.
Затем загадывает загадки:
Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила. (Зима).
Бел, как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, весной убежал. (Снег).
Невидимкой осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (Мороз).
В огне не горит и в воде не тонет (Лед).
Затем хозяйка избы рассказывает о праздновании Нового года.
Занятие проводится в рождественские праздники (Святки), поэтому дети вместе с воспитателем приходят в избу нарядно одетыми. Дети разучивают песенку-колядку «Щедровочка»:
Щедровочка щедровала,
Под оконце подбежала:
«Что ты, тетка, наварила,
Что ты, тетка, напекла?
Выноси нам поскорей,
Не морозь-ка ты детей!
У нас чеботы маленькие —
У нас ножки зябнут;
У нас рукавички худенькие —
У нас ручки зябнут;
У нас платочки тоненькие —
У нас ушки зябнут,
А кафтан-то короток —
Колядовщик передрог».
Все поют колядки, а Хозяйка рассказывает о празднике, гаданиях, показывает одно из них. Например, гадание воском:
В миску с водой льют расплавленный воск (с горящей свечи). По образовавшимся фигуркам судят о своем будущем.
Потом хозяйка загадывает загадку о тесте:
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (тесто).
Хозяйка угощает детей новогодним печеньем — «козульками».
- А сейчас я вам расскажу как в Украине отмечают праздник «Нового года». Хозяйки накрывают праздничный стол со всякими разными блюдами: жареные и вареные колбасы с кашей, галушки со сметаной. Перед Рождеством на Украине пекут специальные святочное печенье. Дети угощают им друг друга. В день Рождества вечером дети колядуют – идут по улицам, поют, часто несут фонарь в виде месяца или звезды. Звезда или месяц сделаны из разноцветной бумаги.
Под Новый год дети становятся «посыпальщиками». Они ходят по домам и посыпают, «засеивают» смесью из разных злаков, приговаривая:
«На счастье, на здоровье на новый год!
Роди боже рожь, пшеницу,
Всякую пашницу,
А лен чтобы такой вырос»!
При этом горсть злаков бросают под потолок, показывая, какой должен вырасти лен. Затем посыпальников одаривают пирогами.
Давайте с вами вместе выучим эту колядку.
- А я вас угощу украинским Новогодним печеньем.
Затем дети идут в группу, где воспитатель проводит с детьми занятие «Изготовление русских и украинских костюмов из бумаги».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.