Конспект урока литературное чтение во 2 классе
Тема: Рассказ В. Осеева «Волшебное слово»
Нижний Новгород
2018
Тема: Рассказ В. Осеева «Волшебное слово»
Цель: Формирование навыка читательской деятельности
Задачи:
1.Предметные: научить чтению по ролям,формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли в устной речи.
2.Метапредметные: развитие речи, внимания учащихся.
3.Личностные:воспитывать положительные качества личности: трудолюбие, ответственность.
Тип урока:Открытие новых знаний
Формы работы:фронтальная, парная.
Методы и приёмы:словестный, наглядный, практический
Средства обучения: компьютер, экран
Оборудование: презентация, раздаточные листы с заданиями
План урока:
1.Мотивация учебной деятельности (1 мин)
2.Актуализация знаний (8 мин)
3.Постановка учебной задачи (2 мин)
4.Решение учебной задачи (20 мин)
5.Закрепление и обобщение. (7 мин)
6.Рефлексия (7 мин)
Ход урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
УУД |
1.Мотивация учебной деятельности |
Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы, сейчас, не отдыхаем, Мы, работать начинаем. Здравствуйте! Меня зовут Виктория Витальевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Девизом сегодняшнего урока будут такие слова: давайте прочитаем их вместе (на слайде) "Волшебное слово помочь всегда готово". -Как вы понимаете смысл этой пословицы? -Зачем мы их используем в своей речи? В конце урока проверим, действительно ли это так и волшебное слово всегда готово прийти нам на помощь.
|
Приветствуют учителя. |
Регулятивные: Самостоятельно организовать свое рабочее место. Планировать свои действия и следить за своим поведением. Личностные: Смыслообразование. |
2.Актуализация знаний |
-На прошлых уроках вы начали изучать новый раздел, который называется «Я и мои друзья». -Ребята, кого мы называем друзьями? -Что такое дружба? -С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? -Кто является автором рассказа? -К какому жанру относится это произведение. -Кто главный герой рассказа? -О чем это произведение? -Как вы думаете, зачем автор рассказал нам эту историю? -Молодцы, ребята - Сегодня мы познакомимся с другой историей… Чтобы узнать, с каким произведением мы сегодня познакомимся нам нужно разгадать зашифрованное слово. На партах у вас лежит листочек с шифровкой, возьмите его, и посмотрите внимательно на него. Выпишите из каждой строки только русские буквы. ВVОSЛШWЕБRНОIЕ СLЛОGВQО -Какое слово у вас получилось? |
Людей, которые могут помочь в трудную минуту, поддержать. Отношения между людьми, у которых есть обще интересы. «Два пирожных» Ю.Ермолаев. Дети отвечают.
Чтобы мы не ленились, а помогали своим близким
Волшебное слово |
Познавательные: Формирование действий анализа и синтеза. Формирование действия сравнения; уметь ориентироваться в своей системе знаний. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной форме.
|
3.Постановка учебной задачи |
-Как вы думаете, какая тема нашего урока? -Совершенно верно. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением, которое называется «Волшебное слово». -Какую цель мы поставим на уроке? |
Произведение В.Осеева «Волшебное слово» -Познакомиться с новым произведением. |
Регулятивные: Формирование действия планирования. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу |
4.Решение учебной задачи |
- Может кто-то из вас знает, кто является автором этого рассказа? - Взгляните на экран это Валентина Осеева- автор рассказа «Волшебное слово» и многих других рассказов. -Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве в 1902 году. В юные годы она мечтала стать актрисой, но её мечта не сбылась и она стала педагогом. Работала в детских домах и колониях для малолетних правонарушителей. -Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры. -В своих книгах она рассказывала детям о том «что такое хорошо, и что такое плохо». Первый рассказ - «Гришка». Первая книга - «Рыжий кот». А за книгу «Васёк Трубачёв и его товарищи» получила государственную премию. -Книги Осеевой были переведены на ряд языков народов СССР. Большой успех выпал на долю повести “Динка"(1959),
имеющей автобиографический характер. Позже по ней снимут фильмы “Найди меня,
Леня” (1971) и “Раннее, раннее утро...” -Посмотрите на выставку книг В.А.Осеевой. -Эти книги вы можете взять в библиотеке и прочитать. - А сейчас я задам вам несколько вопросов. -Кем была В.Осеева? -Где она работала? -Для чего он писала сказки для детей? -Хорошо. -Давайте познакомимся с её произведением. Откройте стр 87 в учебнике. Прочитайте название. Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении? - А знаете ли вы волшебные слова? - Давайте это проверим. У вас на столах лежат листы с кластером, я предлагаю вам заполнить его. - Давайте посмотрим что у вас получилось. - Молодцы, ребята, много волшебных слов знаете. -А сейчас вернёмся к нашему рассказу и проверим ваши предположения. Сейчас я прочитаю вам произведение, а вы внимательно слушайте. ( до слов «Он вскочил и побежал домой».) -Предположите, какое слово мог подарить старичок Павлику? - Давайте узнаем, правильно ли вы думаете? - - Какое же это слово? (Это слово «пожалуйста»). - Совершенно верно, это слово пожалуйста. -При чтении вам встречались незнакомые слова. Узнаем их значение. - Чуть не поддал хорошенько - чуть не ударил. Стряпает - готовит пищу. -К какому жанру мы можем отнести это произведение? -Понравился ли вам рассказ? -Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения? -Давайте немного отдохнём. Сейчас мы с вами поиграем в игру "Пожалуйста". Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово "Пожалуйста", если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно. Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза! Руки на пояс! Пожалуйста, руки на пояс! Выполняем приседания! Приседаем 2 раза, пожалуйста! Прыгаем, как зайчики! Пожалуйста, сделали вдох и выдох! Пожалуйста, садимся на свои места! -Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу! -Теперь давайте прочитаем этот рассказ еще раз по цепочке начиная с первого ряда. -О ком этот рассказ? - Каким мы видим мальчика? Сердитый мальчик: красное сердитое лицо, покосился Павлик, кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул, сжал кулаки, засопел от обиды, стукнул кулаком. - Как он разговаривал с окружающими? (Грубо) - Нравится ли он вам? (Нет). -Чем он вам не нравится? (Он не воспитанный) -Что случилось с Павликом? - Можно ли было помочь мальчику? (Можно). Чем? (Помочь стать вежливым, воспитанным). - Ребята, сейчас мы с вами выполним задание. У вас на партах лист с заданием. Девочки: вам надо выбрать слова, которые описывают Павлика до встречи со стариком. Мальчики: вам надо выбрать слова, которые описывают Павлика после встречи со стариком
- Давайте проверим. Какие слова выбрали девочки? Какие слова выбрали мальчики? Мы видим, что Павлик изменился. Ребята, что помогло измениться Павлику? (он узнал волшебное слово). Он не просто узнал, а начал применять это волшебное слово! - Кто помог Павлику? (Старик) - Как выглядел старик? -Молодцы. -Откройте страницу 88 в учебнике. Давайте рассмотрим иллюстрацию. -Кого вы видите на ней? -Что делает старик? Павлик? -Найдите и зачитайте строки из текста, которые можно отнести к этой иллюстрации. -Найдите отрывок из текста, к которому подходит эта иллюстрация. Прочитайте его. - Молодцы, ребята. |
Предположения детей.
|
Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Умение слушать и вступать в диалог
|
5.Закрепление и обобщение. |
Сегодня девизом нашего урока была пословица, кто ее запомнил? "Волшебное слово всегда помочь готово" - Согласны ли вы с этой пословицей? - Как вы думаете, кому из героев прочитанного рассказа подойдет наш девиз или станет девизом? Почему?
Ребята, мы сегодня с вами очень много успели сделать, мы очень постарались. - С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке? - Кто написал этот рассказ? Что вы узнали, что можете сказать об авторе? - Какие «волшебные» слова мы сегодня вспомнили? («Спасибо», «пожалуйста», «извините», «до свидания», «доброй ночи», «доброе утро») - Как они действуют на людей? (Люди становятся добрее, улыбаются в ответ) - С какой целью надо употреблять «волшебные» слова?
|
Произведение Ермолаева «Два пирожных» Ермолаев Ю.И. Пьесы, сценки, повести, сказки. Да Помогать членам своей семьи если они просят о помощи, ненадолго оставляя свои дела. |
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. |
6.Рефлексия |
-Что вам больше всего понравилось на уроке? -Ели у вас все получилось на уроке, вам было легко отвечать на вопросы, то разукрасьте смайлик зеленым цветом. Ели у вас все получилось на уроке, на вы возникали какие-то трудности, то разукрасьте смайлик желтым цветом. Ели у вас к сожалению, ничего не получилось на уроке, вам было скучно и возникали трудности, то разукрасьте смайлик красным цветом. |
|
Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Выборочное чтение. (работа в парах)
1 пара: Найдите и прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда мальчик сказал ей волшебное слово. (Лена широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала….)
2 пара: Найдите и прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка.
(Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке).
3 пара: Почему старший брат согласился взять Павлика кататься на лодке?
(За столом сразу все замолчали. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.