Конспект по дополнительному образованию "Животные водоемов"
Оценка 5

Конспект по дополнительному образованию "Животные водоемов"

Оценка 5
docx
04.01.2020
Конспект по дополнительному образованию "Животные водоемов"
07. Животные водоемов.docx

Конспект занятия

по дополнительному образованию

экологического клуба «Друзья природы»

 

Раздел: «Наши друзья – животные»

Тема: «Обитатели водоемов»

 

Цель занятия:

 

1. Обучающая: Познакомить учащихся с животным миром водоёмов.

2. Развивающая: Развить познавательный интерес.

 

3. Воспитывающая: Воспитывать уважительное отношение ко всему живому.

 

Тип занятия: Комбинированный

 

Оборудование: Шаблоны рыбок, ватные палочки, гуашь, стаканчики с водой, простые карандаши.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект составил:

Педагог дополнительного образования

КГКП «Дом школьников»

Колганова В.А.

 

 

 

 

 

Ход занятия.

 

1. Организационный момент

 

«Посмотрите вот сюда.

Тихо плещется вода,

Ряска, лилии, рогоз,

И кубышка, и тростник.

Есть беззубка, прудовик,

Водомерка вот бежит.

Всюду бурно жизнь кипит». 

 

2. Объявление темы и цели занятия

 

Расшифруйте слова на доске и вы поймёте, о ком пойдёт сегодня речь.

МОС, ШРЁ, ЗАНАС, КАЩУ, ТИК, ПАРК (сом, ёрш, сазан, щука, кит, карп )

 

Где они обитают? (в озёрах, прудах, реках, и океанах и даже в аквариумах)

 

 Ребята, о ком же мы будем говорить сегодня на занятии?

-Об обитателях водоемов.

 

Правильно. Тема нашего занятия: «Обитатели водоемов»

 

 

3. Беседа по теории прошлого занятия

 

 Объясните значение слова водоём?

А какие водоёмы называются солёными? Почему? (Реки и дожди вымывают минеральные соли из почвы и уносят их в моря).

Какие водоёмы называются пресными? (с пресной ,питьевой водой)Какое значение имеют водоёмы? Водоём - это дом для растений и животных)

 

4. Объяснение нового материала

 

Угадайте о ком идёт речь? (Загадки сопровождаются показом слайдов)

 

«Ползает наоборот,

задом наперёд.

Всё под водой

Хватает клешнёй.» (Рак.)

 

«У родителей и деток

вся одежда из монеток.» (Рыбы.)

 

Каких речных рыб вы знаете?

-Ответы учеников

«На дне, где тихо и темно,

лежит усатое бревно.» (Сом.)

 

 «Он колючий, но не еж,

А речная рыба …»(Ерш.)

 

«Хвостом виляет,

зубаста, а не лает.» (Щука.)

 

-Щука – хищник, она питается мелкой рыбой. Например, карасями.

 

 Рассмотрим строение тела рыбы.

Тело большинства рыб покрыто чешуей. Она защищает тело рыбы.

Плавники, которые располагаются по бокам, сверху, и снизу – органы движения. С их помощью может плавать и менять направление движения. Важным органом являются жабры. Они находятся под жаберной крышкой. С их помощью рыба получает из воды кислород, которым дышит.

Рыба имеет различные органы чувств, которые помогают ей видеть, чувствовать запах и вкус. У некоторых рыб есть специальные усики, которые помогают находить пищу на дне.

-Ребята, чем рыбы отличаются от животных? (Ответы детей)

-Рыбы живут под водой. Они дышат с помощью жабр.

 

Обитатели пресных водоемов - водомерки, пауки и личинки стрекоз одновременно являются и насекомыми.


  Водомерки держатся на поверхности водоемов благодаря своим лапкам, которые покрыты жироподобным веществом и вода им не страшна. Если вы смажете тонкую иголку маслом и опустите в стакан с водой, то она будет плавать на поверхности. Так и с водомеркой.

Водомерки - прекрасно плавают: удар двух задних лап толкает  ее на четверть метра вперед и они умеют не только скользить по воде, но и преодолевать препятствия.

Водомерки нападают на только что вылупляющихся комаров и обследуют каждую крошку, упавшую на поверхность воды.

ни чем - то напоминают пограничников, несущих свою службу на границе между водой и воздухом.


Пауки. Пауков иногда называют первыми поселенцами на суше. Действительно, эти существа были одними из первых, кто выбрался из воды на сушу.

Под водой они дышали жабрами, а что делать на суше, как дышать воздухом? Пауки вышли из положения и научились жить на суше - жабры спрятаны в специальные мешочки, которые за счет вентиляции воздухом могут исправно дышать и все пауки - сухопутные существа.

 

Личинки всех стрекоз обитают в воде и не очень похожи на патрульных летуний, которыми становятся через несколько лет жизни.

Летом, на берегах озер и водоемов можно заметить небольшие полупрозрачные пустые шкурки - это личинки стрекоз, которые превратились в звенящих насекомых.

Личинки стрекоз двигаются мало, это засадные охотники, способные подкарауливать добычу на дне или в зарослях подводного царства.

  Когда жертва оказывается вблизи такой личинки, следует моментальная атака. Так охотятся личинки крупных стрекоз.

Специальных органов дыхания у них нет, а извлекать кислород из воды помогает задняя кишка  -сопло. Набирая воду в заднюю часть своего туловища, личинка не только готовит себя к очередному рывку, но и дышит.

Личинки более мелких стрекоз плавают, извиваясь всем телом.

На конце их вытянутого брюшка имеются жаберные пластинки, которые играют роль рыбьего хвоста. Эти пластинки принимают участие и в движении и в дыхании.

Несколько раз полиняв, обитатели пресных водоемов выбираются из водного пространства по стебелькам разных растений.

Через некоторое время шкурка лопается на спине и на свет появляется будущая стрекоза. За несколько минут покровы тела твердеют, а само тело увеличивается в объеме благодаря воздуху и даже непонятно, как такое крупное существо могло умещаться в такой маленькой шкурке, из которой оно появилось на свет. Еще одно мгновение - и стрекоза пропадет в огромных воздушных просторах, на которые она так долго смотрела, будучи жителем подводного царства.


 Из ракообразных животных ,обитающих в наших пресных водах, самое крупное – речной рак. Его длина достигает 20 см. Рак очень чувствителен к чистоте воды и количеству растворённого в ней кислорода. Он устраивает себе на дне под камнем или корягой норку и весь день проводит в ней. К вечеру он выползает из своего убежища на поиски пищи. Питается рак мелкими малоподвижными животными, водорослями, падалью рыб, улиток и червей. 

 

В прудах, озёрах и реках можно увидеть различных лягушек, жаб. Весной лягушки и жабы устраивают концерты у воды и откладывают в воду икру. Постоянно живут у водоёмов жерлянка, лягушки прудовая и озёрная.

 

Постоянными обитателями пресных водоёмов являются рыбы, например карась, щука (на рисунке), сом, карп. 

 

Среди обитателей пресноводных водоёмов мы встречаем зверей с ценным мехом - бобра, нутрию, ондатру (на рисунке) и выдру. 

 

Физкультминутка. «К речке быстрой»

К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками)

 

5. Практическая часть

1. Рисование рыбок ватными палочками.

Правила рисования ватными палочками:

1. Заполните точками сначала контур рисунка. Он всегда ярче самого рисунка.

2. Затем заполните точками весь рисунок.

3. Каждую новую краску берите новой палочкой.

4. воды набирать меньше, а краски больше, чтобы горошины не растекались,

5. пятнышки не должны сливаться друг другом, поэтому делаем их на расстоянии друг от друга.

 

6. Итог занятия

Пресный водоём– это природное сообщество. Все обитатели водоема так привыкли друг к другу, что каждый из них в отдельности не проживет, погибнет, потому что каждый обитатель водоема живет за счет другого. И трудно сказать, кто в водоеме главный. Здесь все нужны друг для друга, и если из водоема исчезнут какие-либо растения или насекомые, то остальные жильцы начнут болеть и погибнут.

-Видите, ребята, как тесно связаны обитатели водоема между собой. Никак им не прожить в одиночку. Жить они могут всегда только вместе, одной семьей. 

 

 Ребята, о ком мы говорили сегодня на заняти?

- Кто из обитателей водоема вам особенно запомнился?

- А еще о чем говорили?

- Почему мы должны охранять реки от загрязнения?

 

 

Конспект по дополнительному образованию "Животные водоемов"

Конспект по дополнительному образованию "Животные водоемов"

Конспект по дополнительному образованию "Животные водоемов"

Конспект по дополнительному образованию "Животные водоемов"

Конспект по дополнительному образованию "Животные водоемов"

Конспект по дополнительному образованию "Животные водоемов"

Конспект по дополнительному образованию "Животные водоемов"

Конспект по дополнительному образованию "Животные водоемов"

Конспект по дополнительному образованию "Животные водоемов"

Конспект по дополнительному образованию "Животные водоемов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2020