Учебный проект по «Историко — культурному наследию народов Омского Прииртышья» по теме «Матрешка – символ российской национальной культуры»
Павина А.В.,
учитель начальных классов
Возраст обучающихся: 3 класс (9 — 10 лет)
Тип проекта: информационный, групповой, краткосрочный, межпредметный (история, литература, музыка, фольклор, изобразительное искусство, художественный труд).
Проблема проекта:
· приобщение учащихся к наследию русской народной культуры;
· создание положительной мотивации познавательной деятельности для изучения национальной истории и культуры.
Цели:
· сформировать представление о матрешке как примере русского национального художественного промысла;
· формировать навыки исследовательской деятельности;
· формировать навыки коллективного творчества на основе разделения труда и взаимовыручки.
Задачи:
· выработать умения и навыки работы с различными информационными источниками (печатными, видео, аудио, интернет-ресурсами);
· развивать коллективные навыки работы в группах по видам:
- оптимального разделения трудовой деятельности;
- коллективного обсуждения материала;
- взаимной помощи;
- объединения обработанных материалов в единую информационную систему.
Используемые технологии: информационные (печатные и интернет-ресурсы, художественное творчество участников проекта).
Продукты проекта: изготовление макета матрешки, презентация.
Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений:
· умение читать, понимая прочитанное; выделять главное; составлять план; пересказывать; списывать; рисовать иллюстрации к тексту; оформлять работу в виде доклада;
· умение ориентироваться в информационном пространстве (печатные источники, видео, аудио, интернет-ресурсы);
· умение работать в группе; высказывать свою точку зрения;
· умение публично выступать.
Предполагаемые приращения: соответствует целям, задачам проектной работы.
Техническое оснащение: компьютер с необходимым программным обеспечением, мультимедийный проектор.
Учебно-методическое оснащение: школьная и районная библиотеки, интернет.
Информационное оснащение: детская энциклопедическая литература (в печатном и мультимедийном варианте), фотоматериалы.
Этапы проекта
1. Погружение в проект.
На занятиях по «Историко — культурному наследию народов Омского Прииртышья» обсуждалась роль и место русских народных игрушек в культуре национального быта русского народа. В общем ряду игрушек была упомянута и матрешка, являющаяся символом прикладной национальной культуры. Детей заинтересовала и смутила информация о японском происхождении этой игрушки. Им было предложено изучить историю происхождения матрешки и поработать над проектом «Матрешка – символ российской национальной культуры».
Решено было сформулировать проблему: раскрыть роль матрешки в русской национальной художественной культуре.
Вместе с детьми были сформулированы цели проектной работы:
- знакомство с русской матрешкой как примером русского национального промысла;
- выработка практических навыков работы с комплексной информацией;
- создание наглядной презентационной работы по теме проекта.
Задачи:
- научиться собирать и анализировать тематический материал,
- учиться оформлять экспозиционную часть проекта в целостной системе;
- научиться представлять и защищать готовый проект;
- воспитывать в себе ответственность, уважительное отношение друг к другу;
- сформулировать выводы на основе проанализированных материалов проектной работы.
2. Планирование деятельности.
Чтобы определиться с направлениями в работе, решено было обратиться к информационным источникам (печатным и интернет-ресурсам).
В течение недели дети приносили книги, статьи, выписки, фотографии, рисунки, загадки, песни по теме.
Оказалось, что весь материал можно распределить по нескольким направлениям.
1. Происхождение слова «матрешка».
2. Японский прадедушка матрешки.
3. Рождение русской матрешки.
4. Литературная страничка (загадки, песенки, стихи).
5. Мастер-класс по изготовлению и росписи матрешки.
6. Экскурсия в «Музей матрешки»
Каждый из участников определил для себя направление работы. Учитывались возможности, способности, накопленный материал. Таким образом, учащиеся были разбиты на мини-группы.
3. Осуществление проектной деятельности.
Каждой мини-группе было предложено дополнить уже собранный материал, проанализировать, систематизировать его и попробовать подготовить выступление от группы. Работа велась под четким контролем учителя индивидуально с каждой мини-группой. Наконец, каждая группа определилась с выступлением.
Первая группа выступила с обзором словарей и гипотезами происхождения слова «матрешка».
Вторая группа подготовила рассказ о японском прародителе матрешки.
Третья группа провела виртуальную экскурсию, сопровождающуюся показом фотоматериалов о рождении русской матрешки.
Подобранный на этом этапе материал познакомил учащихся с первыми матрешками на Руси; процессом изготовления матрешки; с декоративной росписью фигурок мастерами народных промыслов; с тематическими матрешками, изображающими персонажей литературных героев. Наконец, учащиеся озвучили памятные даты в истории матрешки от бронзовой медали, полученной в Японии в 1900 году, до официального сувенира Олимпийских игр в Сочи 2014 года.
Четвертая группа подготовила литературную страничку, в которую вошли детские стихи, загадки, потешки, песенки.
Пятой группой был проведен мастер-класс по изготовлению матрешки из папье-маше. Затем ученики расписали ее по своему желанию.
В рамках проекта была проведена экскурсия в «Музей матрешки».
4. Презентация результатов.
Во время презентации ребята рассказали о работе над проектом, познакомили слушателей с историей рождения матрешки, превращении ее из детской забавы в предмет русского национального искусства, о народной любви и заслугах.
Ребятам удалось представить матрешку как традиционный сувенир России, символ ее культуры.
В конце презентации продемонстрирована выставка матрешек из папье-маше и детские рисунки.
При анализе проделанной работы ребята отметили, что исследования вызвали интерес, увлекли, оказались познавательными. Но вместе с тем, некоторые этапы оказались сложными для самостоятельной работы. Несмотря на это, ученики высказались в пользу проведения подобных работ в дальнейшем.
1. Первушина О.М. Столбова В.Г. Природа и творчество. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003
2. Русская матрешка. М.: Мозаика 2003
3. Народные художественные промыслы. общ. ред.
4. М.А. Некрасовой и др. – Мн.: Мисанта, 2004
5. Мифы в искусстве. Рене де Моран М.: ИНФРА-М, 2005.
6. Народное искусство: художественные промыслы СССР. СПб.: Питер, 2003.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.