Технологическая карта урока литературного чтения
Учебный предмет |
Литературное чтение |
Класс |
3 |
Тип урока |
ОНЗ |
Тема урока |
А.И. Мусатов «Оружие». |
Цель урока |
Знакомство с главой «Оружие» повести «Клава Назарова» Алексея Ивановича Мусатова. |
Задачи урока |
Образовательные: 1. Формировать знания учащихся о биографии и творчестве А.И. Назарова 2. Создавать условия для формирования у учащихся знания содержания произведения «Оружие» Алексея Ивановича Мусатова через непосредственное изучение текста и его анализ. 3. Создать условия для совершенствования навыка определения темы и главной мысли литературных произведений через анализ названия сказки. Развивающие: 1. Расширять словарный запас учащихся через работу над неизвестными словами, встречающимся в тексте изучаемого произведения. 2. Развивать умение находить подтверждение своей точки зрения в тексте литературного произведения. 3. Развивать творческий потенциал учащихся в ходе всего урока посредством применения приемов «Литературный паззл», «Что необычного?», «Рабочий лист», «Творческое общение». Воспитательные: 1. Способствовать воспитанию чувства патриотизма через организацию анализа произведения «Оружие». 2. Способствовать воспитанию у учащихся пунктуальности и организованности в ходе использования плана урока и четкое определение временных рамок выполняемых заданий. 3. Воспитывать в учащихся чувственное восприятие посредством обсуждения эмоциональной окраски частей произведения. |
Основные термины, понятия |
Повесть, главная мысль, тема литературного произведения. |
Планируемый результат
Предметные умения 1. Знать содержание текста произведения «Оружие» 2. Знать основные факты из жизни А.И. Мусатова и о его творчестве. 3. Уметь определять тему и главную мысль литературного произведения. |
Личностные результаты: 1. Проявлять патриотизм и ценностное отношение к Родине. 2. Уметь сотрудничать с окружающими в рамках выполнения общей задачи. 3. Иметь адекватную позитивную самооценку и самовосприятие. 4. Понимает чувства и эмоции литературных героев, их мотивы. |
Метапредметные: Регулятивные УУД 1. Корректировать деятельность. 2. Вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок. 3. Намечать пути их устранения. Познавательные УУД: 1. Уметь устанавливать аналогии, анализировать и обобщать материал. 2. Находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт и полученную информацию. Коммуникативные УУД: 1. понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной. 2. уметь ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. 3. Уметь грамотно и аргументированно высказывать свою точку зрения. |
Организация пространства
Формы работы |
Ресурсы |
Фронтальная Индивидуальная Работа в парах Работа в группах
|
Экранно-звуковые, наглядные пособия, раздаточный материал: 1. Паззл с информацией о произведении 2. Презентация 3. Листы с заданием для работы в группе 4. Рабочий лист |
План
1. Организационный момент.
1.1. Приветствие.
1.2. Проверка готовности к уроку.
1.3. Настрой на работу.
2. Актуализация знаний и включение в учебную деятельность.
2.1. Беседа по теме предыдущего урока.
3. Постановка учебной проблемы. Определение темы урока.
3.1. Формулирование темы урока. Прием «Литературный паззл»
3.2. Определение цели и задач рока.
4. ОНЗ.
4.1 Изучение биографии писателя. Прием «Что необычного?»
4.2. Изучение текста произведения и его анализ. Прием «Рабочий лист»
5. Физминутка.
6. Первичное закрепление.
6.1. Анализ произведения после прочтения
6.2. Индивидуальная работа.
6.3. Фронтальная проверка.
6.4. Творческое задание в группе. Прием «Творческое общение».
7. Домашнее задание.
8. Подведение итогов.
9. Рефлексия и оценка деятельности.
9.1. Оценка своей деятельности и уровня усвоения материала.
9.2. Оценка деятельности учащихся учителем.
Ход урока:
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя |
Слайд презентации |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент.
|
1 мин. |
1.1. Приветствие. Эмоциональный настрой на работу. - Здравствуйте, ребята! 1.2. Проверка готовности к уроку. - Для того чтобы наша работа сегодня была продуктивной, необходимо навести порядок на своем рабочем месте и оставить на парте только то, что будет нам необходимо в течение урока. Проверьте, чтобы у вас на столах лежали учебник, пенал, дневник и раздаточные материалы. Все лишнее уберите в портфель. 1.3. Настрой на работу. - Теперь я вижу, что вы готовы к уроку. Я желаю вам сегодня активно работать, открыть для себя новые знания и привести время с пользой и удовольствием, ведь тема урока у нас сегодня очень важная. |
|
Дети приветствуют учителя.
Дети наводят порядок на своих партах.
Учащиеся настраиваются на продуктивную работу. |
2. Актуализация знаний и включение в учебную деятельность.
|
2 мин |
2.1 Беседа по теме предыдущего урока - Прежде чем мы начнем изучать новую тему, давайте вспомним, о чем вы говорили на прошлом уроке литературного чтения?
- Какой вывод вы сделали, изучив выбранные произведения? |
|
- Мы изучали тему детей на войне, читали стихотворения по своему выбору, которые находили самостоятельно. - Война-это страшное явление, которое затрагивает всех, даже детей. Многие не жалея себя стремились любой ценой защитить то, что им дорого – Родину. |
3. Постановка учебной проблемы. Определение темы урока.
|
5 мин. |
3.1. Формулирование темы урока. Прием «Литературный паззл» - Чтобы выяснить, чем мы сегодня будем заниматься, я предлагаю вам собрать паззл. Работать мы будем в паре. Но прежде, чем приступить, вспомним правила работы в паре. - Что у вас получилось? 3.2. Определение цели и задач урока. - Исходя из темы, какую цель мы можем поставить на урок? - Выполнение каких задач могло бы помочь нам в достижении этой цели? Давайте сформулируем эти задачи с помощью опорных слов. |
|
- Алексей Иванович Мусатов «Оружие». - Познакомиться с произведением А.И. Мусатова «Оружие». - Познакомиться с биографией А.И. Мусатова. - Прочитать произведение «Оружие». - Проанализировать прочитанное. |
4. ОНЗ.
|
20 мин. |
4.1 Изучение биографии писателя. Прием «Что необычного?» - Мы сказали, что первая наша задача – изучить биографию А. И. Мусатова. Для этого я предлагаю вам прослушать краткий рассказ о его жизни и творчестве и выделить для себя все интересные и необычные факты. - Советскому писателю – Алексею Ивановичу Мусатову 25 марта исполнилось бы 112 лет. О его личной жизни мало что известно. Родился в 1911 году в селе Лизуново Владимирской области в семье крестьянина. Все свое детство провел в селе, помогая родителям в поле: жал с матерью рожь, носил в поле отцу обед, а также помогал ему в плотничном деле. Много времени проводил с младшей сестрой, а в свободное время любил с друзьями бегать по лугам и лесам, а в жаркие дни пропадал на речке. Очень много времени Писатель уделял учебе: получил педагогическое образование, работал учителем в сельской школе. В дальнейшем он поступил в Редакционно-издательский институт, а по окончанию института стал студентом сценарного факультета ВГИКа. И все время писал – рассказы и сценарии, стремясь овладеть искусством словесной живописи. Его рассказы публиковались в журналах «Октябрь», «Молодая гвардия», «Смена», «Пионер», «Мурзилка». Главной темой его рассказов была жизнь крестьянина, социальные перемены и преобразования села. Он был членом литературного объединения. Во время Великой Отечественной войны, с 1942 по1943 год, Александр Иванович – курсант Ташкентского военного пехотного училища. Вскоре он стал командиром взвода в Семипалатинском запасном полку. А победу встретил в Ташкенте литсотрудником окружной военной газеты. Алексей Мусатов прожил 65 лет, скончался от тяжелой болезни, до последних своих дней он писал. - Скажите, что в этой биографии показалось вам интересным? - Как уже было сказано, Алексей Иванович написал множество произведений, среди которых была и повесть, которая называлась «Клава Назарова». О ней мы заговорили не просто так, с этим произведением напрямую связана тема нашего урока. «Оружие» - это не самостоятельное произведение, а лишь одна из глав этой повести. И вторая задача нашего урока – прочитать ее. Давайте к этому и приступим. 4.2. Изучение текста произведения и его анализ. Прием «Рабочий лист» - Откройте текст произведения. - С парт возьмите рабочие листы. После чтения произведения мы с вами должны будем их заполнить. Посмотрим, на что мы должны обратить внимание при чтении? - Верно, сейчас мы с вами прочитаем текст на оценку. Читайте выразительно. - Какие слова вам показались незнакомыми и непонятными в этом отрывке? - О чем в нем идет речь? - Чем занимались мальчики? Для чего? - Продолжим чтение.
|
|
Слушают рассказ учителя.
- Интересна тяга писателя к образованию и литературе, его крестьянское происхождение.
Открывают текст произведения, рассматривают рабочие листы.
Читают произведение.
Называют незнакомые слова: лощина, подпольщики и т.д. и объясняют их значение. Отвечают на вопросы по прочитанному фрагменту. Работают таким образом до конца произведения. |
5. Физминутка |
2 мин. |
Поднимает руки класс – это раз, Завертелась голова – это два. Три – руками три хлопка, На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. |
|
Выполняют движения. |
6. Первичное закрепление |
12 мин. |
6.1. Анализ произведения после прочтения. -А сейчас я предлагаю вернуться к списку задач этого урока и посмотреть, что мы уже выполнили, а что нам еще осталось сделать? - Чтобы проанализировать прочитанное, воспользуемся рабочими листами. Какие его разделы мы можем заполнить сразу? - Определим тему произведения. - Почему именно так вы ее сформулировали - А какая главная мысль? 6.2. Индивидуальная работа. - Какие герои нам встретились? Давайте попробуем дать им характеристику. У вас в рабочем листе есть схема: в первую ячейку мы впишем имя персонажа, а ниже перечислим основные его качества. Это задание каждый выполняет самостоятельно. На это у вас есть две минуты. 6.3. Фронтальная проверка. - А вижу, вы закончили, и время тоже подошло к концу. Давайте проверим правильность выполнения задания. - Какими качествами вы охарактеризовали героев. Почему? Подтвердите это аргументом из текста. 6.4. Творческое задание в группе. Прием «Творческое общение». - Мы с вами прочитали главу «Оружие» из повести «Клава Назарова». Я предлагаю вам в группах по 4 человека выполнить творческое задание. Каждой группе я раздаю набор карточек. В каждой карточке по одному заданию и все они разные. Вы должны разделить карточки между собой и выполнить задание. После чего вы должны прикрепить свои карточки к листу «Наше мнение о произведении». Так получится ваш собственный плакат. На это у вас есть 3 минуты. |
|
- Мы выполнили первые две задачи, нам осталось только закрепить знания.
Заполняют рабочие листы фронтально.
Самостоятельно дают характеристику персонажам произведения.
Аргументируют свои решения примерами из текста.
- Выполняют задания, создают мини-плакат.
|
7. домашнее задание. |
1 мин. |
- Откройте дневники. Запишем домашнее задание, оно уже написано на доске. |
|
Записывают домашнее задание. |
8. Подведение итогов. |
1 мин. |
- Итак, ребята, давайте вернемся к нашему плану. Какой пункт был первым? - Мы его выполнили? - А второй пункт? - Мы проанализировали? - А Третий пункт выполнили? - Можем ли мы тогда считать цель урока достигнутой?
|
|
Оценивают степень достижения цели и решения задач. |
9. Рефлексия и оценка деятельности. |
3 мин. |
9.1. Оценка своей деятельности и уровня усвоения материала. - А теперь давайте оценим свою деятельность на уроке. Если вы считаете, что вы полностью усвоили тему и вам все понятно, хлопните в ладоши. - А если у вас остались вопросы, и что-то осталось для вас непонятным, то поднимите руку, и мы разберем ваше затруднение. - Я рада, что вы хорошо поняли тему. Спасибо за активную работу и ваше старание. 9.2. Оценка деятельности учащихся учителем.
|
|
Хлопают в ладоши.
|
Презентация
Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3
Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6
Материал для приема «Литературный паззл» Рабочий лист по теме урока
Набор карточек для према «Творческре общение»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.