Конспект по литературному чтению 3 класс
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Конспект по литературному чтению 3 класс

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
docx
20.02.2020
Конспект по литературному чтению 3 класс
литер 3кл.docx

Краткосрочный план урока по литературному чтению

Предмет: Литературное чтение

Школа:

Дата:

ФИО учителя:

Класс: 3

Количество

присутствующих:

 Количество   

отсутствующих:            

Раздел (сквозная тема):

«Что такое хорошо, что такое плохо».

Тема урока:

И. Крылов. Басни

Дружно негрузно, а врозь – хоть брось. В лести правды нет.

Цели обучения, которым посвящен урок:

3.1.4.1 использовать в речи пословицы и поговорки/ выражения из сказок, невербальные средства речи

3.2.1.1читать вслух, бегло, сознательно и выразительно; читать по ролям/выборочно

3.2.4.1. понимать и определять жанровые особенности народной и литературной сказки, рассказа, стихотворения, басни.

3.2.5.1 определять приёмы создания образа автором произведения (портрет, характер героя, выражение через поступки и речь; мимика, жесты), оценивать его поступки, доказывая своё мнение словами и выражениями из текста

3.2.7.2 сравнивать эпизоды художественного произведения с его отображением в иллюстрациях/мультфильмах/музыке с помощью учителя

3.2.8.1 извлекать конкретную информацию по содержанию произведения из различных источников: иллюстрации/художественной литературы и представлять информацию в виде схем

3.3.2.1 писать творческие работы разных жанров: письмо герою/сказки/рассказы

Развитие навыков:

1.4. Привлечение внимания слушателя

2.1 Использование видов чтения

2.4 Определение жанра литературного произведения

2.5 Оценивание поступков героев литературного произведения

2.7 Сравнение элементов художественного произведения

2.8 Извлечение информации из различных источников

3.2 Создание творческих работ разных жанров

Языковая цель

 

 

Основные термины и словосочетания: Дружно негрузно, а врозь – хоть брось. В лести правды нет.

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения:

-Что значит дружно негрузно, а врозь – хоть брось? В лести правды нет?

Материал прошедших уроков:

Свободный, подробный и выборочный пересказ. Пересказ по плану. Драматизация. Чтение вслух, беглое, сознательное и выразительное чтение; чтение по ролям/выборочно. Просмотровое/изучающее/чтение с пометками. Составление плана на основе выявления последовательности событий. Деление произведения на части. Озаглавливание.

Ход урока:

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

Создание положительного эмоционального настроя:

- Все расселись по местам,

Никому не тесно.

По секрету вам скажу,

Будет интересно!

Стихотворение

 

Середина урока

Актуализация жизненного опыта (К)

 Учитель демонстрирует ученикам запись на доске

 

Н А В И    В О Л Ы Р К

 

-    Сегодня мы познакомимся с творчеством автора, который свои ранние произведения подписывал так, как  записано на доске. Как же его звали?

 

Целеполагание:

Цель нашего урока - научиться:

Ø  использовать в речи пословицы и поговорки/ выражения из сказок, невербальные средства речи

Ø  читать вслух, бегло, сознательно и выразительно; читать по ролям/выборочно

Ø  понимать и определять жанровые особенности народной и литературной сказки, рассказа, стихотворения, басни.

Ø  определять приёмы создания образа автором произведения (портрет, характер героя, выражение через поступки и речь; мимика, жесты), оценивать его поступки, доказывая своё мнение словами и выражениями из текста

Ø  сравнивать эпизоды художественного произведения с его отображением в иллюстрациях/мультфильмах/музыке с помощью учителя

Ø  извлекать конкретную информацию по содержанию произведения из различных источников: иллюстрации/художественной литературы и представлять информацию в виде схем

Ø  писать творческие работы разных жанров: письмо герою/сказки/рассказы

 

Актуализация знаний обучающихся

- Что вы знаете об Иване Андреевиче Крылове и его творчестве?

 

Деление на группы

Каждый обучающийся берёт карточку-фигуру, которые отличаются по номеру, цвету и форме. (5 цветов, номеров, фигур – для трёх переходов)

Работа с биографией И.А. Крылова

- Зачем знакомиться с биографией Ивана Андреевича Крылова? Как это поможет при изучении его басен? Что это даст вам?

 

 Фрагмент биографии.

Жизнь и творчество Ивана Крылова

Рождение Иван Андреевича пришлось на холодный февраль 1769 года. Мальчик был рожден в Москве, но отсутствие денег и работы вскоре вынудило семью переехать в Тверь. Отец семейства, военный без регалий, умер, когда Ивану исполнилось всего 9 лет. А мать и двое сыновей оказались в еще более бедственном положении.

Разумеется, о хорошем образовании в такой ситуации и речи быть не могло. Парня спасла любовь к чтению и, оставшийся в наследство от отца, сундук с книгами. Французский язык он выучил благодаря благодушным соседям, которые позволили ему присутствовать на уроках их детей. Усердное самообразование позволило Ивану овладеть и несколькими музыкальными инструментами.

Постоянное пребывание в полунищем классе и общение с простым народом обогатило язык будущего баснописца. Он хорошо изучил нравы и жизнь бедняков, не по -наслышке зная, о чем пишет. Работать Иван начал рано на низкооплачиваемой канцелярской должности. И уже с 15 лет начал пробовать себя в творчестве, хотя первые его работы так и остались незамеченными. Спустя несколько лет Крыловы перебираются в Санкт-Петербург, где мать помогает устроить сына приказным служителем в казенную палату.

(Г) Класс делится на группы по номерам на 5 групп.

 Каждый обучающийся получает текст биографии.

Задание: прочитать биографию, выделить даты и события жизни И.А.Крылова,  записать в виде схемы, таблицы.

Цель:

3.2.8.1 извлекать конкретную информацию по содержанию произведения из различных источников: иллюстрации/художественной литературы и представлять информацию в виде схем

1 группа – оформляет кластер

2 группа -  оформляет ментальную карту

3 группа – оформляет хронологическую таблицу

4 группа – оформляет «Иерархию бриллиантов»

(*готовую работу группа № 4может крепить на стене, двери, шкафу)

 

5 группа -  Выбирает интересные факты биографии И.А.Крылова и рассказывает классу и объясняет, как данный факт повлиял на дальнейшую жизнь и творчество автора. Выступает каждый член группы

 

Критерий оценивания1-4 группы (вырабатывается совместно учитель + обучающиеся)

Выделяет (извлекает информацию) даты и события жизни И.А.Крылова,  записывает в виде схемы, таблицы.

 

5 группа

Дескрипторы

1) Речь грамотная, выразительная

2) Факты интересные

3) Объяснение убедительное

1. Кластер                                        2. Ментальная карта

       

3. Хронологическая                4. «Иерархию бриллиантов»

таблица

            

*** Готовые плакаты обучающиеся вывешивают на доску и оценивают по критерию.

 

Знакомство с понятием БАСНЯ, её ОСОБЕННОСТЯМИ и СТРУКТУРОЙ.

(К) - Из биографии  И.А. Крылова мы узнали, что он прославился тем, что написал 236 басен, которые дошли до наших дней и остаются актуальными, востребованными и сейчас. А как называют автора басен?

 

 


БАСНОПИСЕЦ

 

  ***Это слово сложное, состоит из 2-х корней, соединённых гласной О. Запомните это слово и его правописание.

 

(К) Из опроса в начале урока мы выяснили, что вы знаете о баснях. А какие вопросы у вас возникают, когда вы слышите название нового литературного жанра? Что вы хотите узнать о баснях?

 

Работа с учебником стр. 80, 82, 87

- (П) Попробуйте в парах составить определение басни и запишите его на листе бумаги.

- Прочитайте свои варианты. Давайте проверим по учебнику (стр. 80), чьё определение было сформулировано наиболее полно?

Басня –  краткий иносказательный, поучительный рассказ в стихах или прозе. Героями басни обычно являются животные, которые ведут себя как люди. Автор  басни высмеивает недостатки своих героев и учит читателя быть лучше.

 

(П) - Выделите ключевые слова определения. Повторите его друг другу в парах.

 

Аналогичная работа проводится с понятием МОРАЛЬ

 

Поучительный смысл басни заключён в МОРАЛИ. МОРАЛЬ баснописцы помещают  в конце или в начале басни.

 

- (К) Произведение каждого жанра имеет своё строение, структуру. Басня - не исключение. Посмотрите на  интерактивную доску. На слайде представлена структура басни. А также, похожая схема есть  на стр. 87 учебника. Давайте проанализируем данную схему.

– Сколько частей выделяют в басне? Из  каких частей она состоит? Почему мораль басни выделена отдельно? Где может находиться  мораль в басне?

 

 

(К) - Положите перед собой текст басни «Квартет». Послушайте. Выделите структурные части басни, опираясь на таблицу (на слайде и по одной на парте).

 

После коллективного анализа басни, обучающиеся, работая  в парах,  разрезают басню на части и вклеивают части в таблицу.

Готовая таблица должна выглядеть так:

 

 

(Г) Класс делится на группы по фигурам на 5 групп и во второй раз  меняется состав групп.

 

Задание: Прочитать басню, выделить части басни,  разрезать, вклеить в таблицу

 

Цель: 3.2.4.1. понимать и определять жанровые особенности народной и литературной сказки, рассказа, стихотворения, басни.

1 группа – Лебедь, Щука и Рак

2 группа – Стрекоза и Муравей  

3 группа –  Ворона и Лисица

4 группа – Мартышка и Очки

5 группа – Слон и Моська

 

Оценивание. Стратегия  «Посол».

 

Критерий (разрабатывается совместно):

Понимают и определяют жанровые особенности басни, правильно распределяют части басни в таблице.

 

1 группа

 

 

2 группа                  

 

 

3  группа

 

4 группа

5 группа

 

Вывод:

- Чем объясняется особенная структура басни?

- Кто является главными персонажами басен? Какими качествами наделены животные? Кого подразумевает автор, когда описывает поступки и поведение животных?

 

Такой приём называется АЛЛЕГОРИЯ. Обратите внимание на правописание этого слова.

 

АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) – выражение, содержащее скрытый смысл, намёк. Авторы используют АЛЛЕГОРИЮ  для создания яркого образа.

 

(К)        Цель:

3.2.5.1 определять приёмы создания образа автором произведения (портрет, характер героя, выражение через поступки и речь; мимика, жесты), оценивать его поступки, доказывая своё мнение словами и выражениями из текста

- Прочитайте ещё раз басни, используя ПРОСМОТРОВОЕ чтение. Какие ещё приёмы использует автор для создания ярких  образов в басне? Докажите, используя слова из басен. (Разговорную речь, диалог, описание мимики, жестов, используя юмор, иронию (скрытую насмешку))

 

(П)  Работая в парах, вспомните прочитанные басни и заполните таблицу.

Цель:

3.2.8.1 извлекать конкретную информацию по содержанию произведения из различных источников: иллюстрации/художественной литературы и представлять информацию в виде схем

Критерий (составлен совместно):

Извлекает информацию по содержанию, представляет информацию в виде схемы (таблицы)

 

Самопроверка. Сверяют с образцом (на доске)

 

(Г) Класс делится на группы по цвету на 5 групп и в третий раз  меняется состав групп.

 

Задание: Представление басни.

Цель:

3.1.4.1 использовать в речи пословицы и поговорки/ выражения из сказок, невербальные средства речи

3.2.1.1читать вслух, бегло, сознательно и выразительно; читать по ролям/выборочно

 

 

Критерий (составляется совместно):

Использует в речи невербальные средства (мимика, жесты), читает выразительно, эмоционально, передаёт характер персонажа

1 группа –  Прочитать басню по ролям

2 группа –  Показать пантомиму

3 группа –  Выразительно прочитать басню всей группой

4 группа –  На выбор (1-3)

***Группы вслепую выбирают карточку с названием басни и узнают, какую басню представляют

 

Лебедь, Щука и Рак

Мартышка и Очки

Ворона и Лисица

Слон и Моська

*** Перед началом работы разбираются «непонятные» слова, ведётся работа со словарём

 

5 группа

Приём  «Диафильм»

Отобрать рисунки к басне «Стрекоза и Муравей», составить в правильной последовательности, соотнести и приклеить под ними строчки из басни. Презентовать работу классу.

 

Цель: 3.2.7.2 сравнивать эпизоды художественного произведения с его отображением в иллюстрациях/мультфильмах/музыке с помощью учителя

Критерий: сравнивает эпизоды художественного произведения с его отображением в иллюстрациях с  помощью учителя

 

Дескрипторы:

Выбирает рисунки к басне «Стрекоза и Муравей»

Составляет их в правильной последовательности,

Соотносит  и подписывает рисунки строчками из басни

 

Набор рисунков

 

Определение уровня усвоения навыка по теме.

Приём «Блиц - контрольная»

 

1. Сопоставь понятие и определение. Соедини стрелками.

 

Всего баллов -14 (1 задание -7 б, 2 – 4 б, 3 – 3 б)

 

(1 балл за правильное соединение, всего – 7 баллов)

 

 

Понятие

 

Определение

Басня

Человек, который пишет басни

Мораль

выражение, содержащее скрытый смысл, намёк.

Роль автора басни

обычно животные, которые ведут себя как люди

Аллегория

аллегория, разговорная речь, диалог, мимика и жесты, юмор и ирония

Баснописец

поучительный смысл басни

Средства создания яркого образа в басне

краткий иносказательный, поучительный рассказ в стихах или прозе

Герои басни

высмеивает недостатки своих героев и учит читателя быть лучше.

 

2. Зачеркни лишние структурные части басни.

(1 балл за правильно зачеркнутое слово, всего 4 балла)

 

мораль

зачин

конец

эпитет

кульминация

начало

слова  автора

основная часть

 

3. Напиши 3 совета герою басни. Что бы ты посоветовал изменить в их поведении?

(1 балл за каждый совет, всего 3 балла)

 

 

Кому?_________________________________________________

 

Из какой басни?________________________________________

 

Совет № 1 _____________________________________________

______________________________________________________

 

Совет № 2_____________________________________________

______________________________________________________

 

Совет № 3_____________________________________________

______________________________________________________

 

 

 ИТОГО  БАЛЛОВ _______________________

 

 

 

 

 

 

Портрет

И.А. Крылова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приём «Спроси у товарища»

(мяч или мягкая игрушка для передачи при ответах)

 

 

 

 

 

 

Листы А-3 с изображением схем, таблицы,

 9 карточек для составления

«бриллианта»,

Фломастеры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник, презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки-опоры (каждому)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица «Структура басни»

Текст басни «Квартет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ножницы,

клей, карточки с текстом басен  и напечатанная таблица «Структура басни»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки-опоры (каждому)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки с названием басен,

Ножницы, клей, листы бумаги, иллюстрации к басням И.А.Крылова, текст басни «Стрекоза и Муравей»

 

СЛОВАРИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуаль-ные листы оценивания  с заданиями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конец урока

    Рефлексия

«Рефлексивное оценивание»

Учитель предлагает заполнить анкету, оценить свою работу на уроке, подчеркнув одно слово в каждой паре.

 

ü  На уроке я работал активно/пассивно

ü  Своей работой на уроке я доволен/недоволен

ü    Урок для меня показался коротким/длинным; интересным/скучным

ü   За урок я не устал/устал

ü  Мое настроение стало лучше/хуже

ü  Материал урока мне был понятен/непонятен

2. Приём «Открытое  голосование»

Прикрепи стикер  к тому герою басни, который покажет твоё понимание темы:

 

Лебедь – полностью,      

Рак – частично,

Щука – не понял

 

 

 

Д/З (НА ВЫБОР)

 

1.Выучи одну басню наизусть

2.Найди другую басню И.А.Крылова, подготовь её выразительное чтение или чтение по ролям с друзьями.

3.Напиши письмо одному из героев басен или придумай другой конец басни

4.Нарисуй иллюстрацию к басне и подпиши словами из басни

5.Сравни Басню и сказку . Составь диаграмму .(учебник

 стр 80-82)

6. Найди высказывания поэтов и писателей о творчестве И.А. Крылова

 

Индивидуаль-ные листы оценивания  с заданиями

 

 

 

 

 

Иллюстрация к басне «Лебедь, Рак и Щука»

 

 


 

Краткосрочный план урока по литературному чтению

Краткосрочный план урока по литературному чтению

Середина урока Актуализация жизненного опыта (К)

Середина урока Актуализация жизненного опыта (К)

Разумеется, о хорошем образовании в такой ситуации и речи быть не могло

Разумеется, о хорошем образовании в такой ситуации и речи быть не могло

Кластер 2

Кластер 2

Поучительный смысл басни заключён в

Поучительный смысл басни заключён в

Г) Класс делится на группы по фигурам на 5 групп и во второй раз меняется состав групп

Г) Класс делится на группы по фигурам на 5 групп и во второй раз меняется состав групп

Вывод: - Чем объясняется особенная структура басни? -

Вывод: - Чем объясняется особенная структура басни? -

Такой приём называется АЛЛЕГОРИЯ

Такой приём называется АЛЛЕГОРИЯ

Критерий (составляется совместно):

Критерий (составляется совместно):

Понятие Определение

Понятие Определение

Конец урока Рефлексия «Рефлексивное оценивание»

Конец урока Рефлексия «Рефлексивное оценивание»
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей