Государственное учреждение образования
«Средняя школа №2.г.Чаусы»
по теме: «Умножение и деление чисел на 2; 3; 4; 5»
учитель – дефектолог
Сулыма-Якушева Леся Ивановна
г.Чаусы,2023год
Дата проведения: 2 марта 2023 года
Цель: - Формирование понятия умножения и деления
Задачи:
1) Образовательные:
- автоматизировать навыки счёта в пределах 100,
- закреплять знания табличного умножения и деления чисел 2; 3; 4; 5;
- закреплять навыки записи и решения составных арифметических задач;
2) Коррекционно - развивающие:
- корригировать временные представления;
- корригировать аналитическую и сравнительную деятельность путём работы над задачей
- корригировать и развивать речь: учить давать простые и развёрнутые аргументированные ответы,
3) Воспитательные:
- воспитывать общеучебные навыки: умение слушать учителя и других учащихся, отвечать по требованию учителя, выполнять задания в едином темпе с группой (по возможности учащихся);
- воспитывать умение работать фронтально и индивидуально;
Этапы работы |
Виды работы |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся (ожидаемые полные ответы и действия) |
Какие задачи решались в ходе выполнения данного этапа урока |
Индивидуальная работа |
||
1.Организация начала занятия |
беседа |
· Учитель приветствует учеников · У. – Дети, вам тепло? Д.- Да! У. – В классе светло? Д. – Да! У. – Прозвенел уже звонок? Д. – ДА! У. – Уже закончился урок? Д. – Нет! У. - Только начался урок? Д. – Да! У. – Хотите учиться? Д. – Да! У. – Значит можно всем садиться! · и проверяет: · - настрой учащихся на работу, · - организованность внимания; · - готовность к уроку (рабочее место, рабочая поза); |
Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места (наличие необходимых для занятия принадлежностей) |
подготовить учащихся к работе на уроке;
|
|
||
2. Актуализация знаний |
беседа
|
· Учитель просит записать число и ответить на вопросы: · - какое сейчас время года? · - какой месяц? · - какое сегодня число? · - какой сегодня день недели? · - какой день недели был · вчера? будет завтра? · - какой праздник отмечается в марте? · Учитель сообщает тему и цель урока. |
Слушают учителя, отвечают на вопросы, давая развёрнутые ответы. Образцы ответов: Сейчас время года весна. Сегодня 2 марта. Вчера была среда, значит сегодня четверг и т.д. |
формировать временные представления
|
|
||
Устный счёт с использованием презентации |
· Учитель читает задания, контролирует правильность выполнения; обращает внимание на полноту ответов учащихся |
Отвечают на вопросы учителя.
|
|
|
|||
1. . Задача. К 8 марта ребята сделали по четыре цветка. Сколько цветков сделали ребята? Паша записал задачу так: 4+4+4+4+4= Ксюша записала задачу так: 4х5= -Кто из ребят решил задачу правильно? Почему вы так думаете? Сложение одинаковых слагаемых можно заменить умножением.
2. В каком выражении сложение можно заменить умножением? 5 + 5 + 5 + 5 = 3 +2 +3+ 3+ 3 = 4 +4 +4+ 4+ 4 +4 =
3. Проверь себя. 4+4+4= 5+5+5+5= 3+3+3+3= 2+2+2= 4. Вставь пропущенные числа. 4 х 6 = 24 5 х 7 = 35 3 х 9 = 27 2 х 6 = 12 24 : 4 = 35 : 5 = 27 : 3 = 12 : 2 = Вывод: деление- действие, обратное умножению |
Вспомнить, что умножение-это краткая запись сложения одинаковых слагаемых.
закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся
закрепить понятие деления, как обратного действия умножению |
|
|||||
|
Физкультминут. |
Учащиеся выполняют упражнения под музыку.
|
Снять статическое напряжение у учащихся. |
|
|||
|
- Мы с вами живём в прекрасном городе. Повсюду нас окружают предметы, сделанные руками человека. Что необходимо людям, чтобы построить дома, изготовить одежду, обувь, создать предметы быта? (знания) -Правильно ,а где мы с вами можем получить знания?(в школе). -И одним из важных уроков ,является математика. |
Воспитывать интерес к математике, повышать мотивацию обучения. |
|
||||
4. Закрепление знаний
|
Математический диктант |
Учитель читает простые задачи на умножение, учащиеся записывают ответы в строчку. - Сколько лап у семи волков? - ножек у пяти цыплят? - ушей у девяти зайчат? - лап у двух бобров? - пальцев на шести руках? - ушек у семи лисят? 28 10 18 8 30 14
Примерные вопросы: - назови самое большое число; самое маленькое число; - какое число стоит перед числом 14; после числа 18; между числами 18 и 30; - назови «соседей» числа 10.
|
Развивать слуховое восприятие; Повторить пространственные понятия; |
|
|||
|
Работа над задачей |
· Учитель читает задачу (хорошо читающие дети могут прочитать ещё раз), проводит устный разбор задачи, записывает её на доске. |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, записывают задачу в тетради. |
Корригировать аналитико-синтетическую и сравнительную деятельность |
|
||
|
Задача. Слайд 11 В классе 5 девочек и 4 мальчика. Каждая девочка нарисовала по 7 цветков, а каждый мальчик – по 8 цветков. Сколько цветков нарисовали ребята? Анализ задачи: - О чём эта задача? - Кто рисовал цветы? - Сколько было девочек? мальчиков? - Сколько цветков нарисовала каждая девочка? каждый мальчик? - Что надо узнать в задаче? -Что необходимо узнать сначала? Каким действием? - Потом? Каким действием? - Каким действием узнаем, сколько всего цветков нарисовали ребята? - Как записать ответ? Слайд 12 |
||||||
|
Дидактическая игра: «Домино»
|
Учитель помещает в хаотичном порядке на доске карточки с примерами на деление и умножение, первую карточку ставит в начало ряда и предлагает учащимся продолжить цепочку примеров. Учащиеся выходят по очереди и , решив пример, ставят следующую карточку. Слайд 13 |
Развивать навыки умножения и деления;
|
|
|||
|
Дидактическая игра «Запомни-запиши» |
Делятся на 3: 17, 25, 18, Делятся на 5: 10, 19, 35, Делятся на 4: 16, 34, 27, Слайд 14 |
|
Егор и Дима могут записывать необходимые числа сразу, так как им тяжело удерживать их в памяти |
|||
5. Контроль и проверка знаний |
Самостоятельная работа учащихся |
Учитель объясняет задание, во время работы оказывает индивидуальную помощь учащимся. По окончании работы, учитель проводит индивидуальную проверку.
Слайд 15 |
Выполняют индивидуальные задания: 1 уровень: Карточка (приложение 2) 2 уровень: Карточка (приложение 2) |
Учить применять полученные знания в самостоятельной работе.
|
- объём самостоятельной работы для учащихся индивидуальный - Егор и Дима использует при работе опорный материал (таблицу умножения). Проверка проводиться у всех учащихся индивидуально. |
||
6. Итог занятия |
|
Пока не прозвенел звонок, С вами подведём итог
- Какие задания выполняли? - Что было самым сложным на занятии? - Что понравилось на занятии?
Учитель оценивает самостоятельность, активность учащихся, умение высказывать своё мнение; сообщает оценки за занятие, аргументирует их; выставляет оценки в дневники
Спасибо за урок. Слайд 16 |
|
|
Приложение 1.
1) Сравни выражения.
5 х 1… 4 х 4 36 : 4 …5 х 3 25 : 5 …28 : 4
4 х 5 … 5 х 4 28 : 4 … 3 х 7 5 х 6 … 40 : 4
3 х 4 … 2 х 6 4 х 8 … 32 : 4 35 : 5 … 21 : 3
2) «Верно-неверно»
Учащиеся выполняют вычисления. При правильном ответе с правой стороны ставят «плюс», при неправильном ответе «минус».
Число 30 увеличили на 8, получили 38 |
|
Вычитаемое-3, уменьшанмое-10. Разность равна 13. |
|
Произведение чисел 4 и 8 равно 32. |
|
Частное чисел 36 и 4 равно 8. |
|
Произведение чисел 7 и 2 увеличили на 10. Получили 22. |
|
Приложение 2.
1) Реши примеры.
12 + 4 х 5 = 5 х 8 + 50 : 5 =
3 х 9 – 13 = 4 х 9 – 24 : 3 =
2) «Цепочка»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.