Конспект занятия по математике 2 класс, учителя начальных классов Голяткиной Лилии Алексеевны
Тема: «Запись сложения столбиком»
Цель: создать условия для ознакомления обучающихся с алгоритмом записи сложения в столбик.
Задачи:
Обучающие:
1. познакомить учащихся с алгоритмом записи сложения в столбик.
2. способствовать запоминанию данного алгоритма и формировать умение его применять;
3. совершенствовать вычислительные навыки;
Развивающие: способствовать развитию внимательности, развивать познавательную активность, умение анализировать, делать выводы, опираясь на ранее полученные знания.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность; воспитывать волевые качества, аккуратность, взаимоуважение друг к другу.
Оборудование: учебник "Математика" 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века", презентация.
Тип урока: «Урок изучения нового материала»
Вид урока: комбинированный
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
|||
1.Организационный момент. |
-Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Лилия Алексеевна, сегодня я проведу урок математики. Посмотрите, все ли готовы к уроку. У вас на партах должны быть учебники, тетрадь, ручка и карандаш. |
-Здравствуйте!
- Проверяют готовность. |
Личностные. Мотивировать учащихся к учебной деятельности. |
|||
2.Актуализация знаний. |
- Откройте тетради, отступите от предыдущей работы две клеточки вниз, запишите число. Сегодня 9 октября. Классная работа. - На столах у вас лежат карточки с заданиями, подпишите их. Задания: 1. Найди и исправь ошибки: 15-9=7 7+7=15 12-5=7 8+5=13 2. Заполни пропуски 12= 1дес. и … ед. 36= … дес.и 6 ед. 58= … дес. и … ед. 30= … дес. и … ед. 6= … дес. и … ед.
- Обратите внимание на первое задание. Кто прочитает его вслух? Что нужно сделать? Есть вопросы по этому заданию? Читаем второе задание? Что нужно сделать? Есть вопросы по заданиям? - Самостоятельно выполняем задания. Работаем прямо в карточках несколько минут.
-Закончили работу. Возьмите в руки карандаши, обменяйтесь карточками. -Выполните проверку, сравните ответы с ответами на слайде. - Оцените работу следующим образом: · Оценка «5» - работа без ошибок. · Оценка «4» -1-2 ошибки. · Оценка «3» -3-4 ошибки. · Оценка «2» - более 4-х ошибок -Верните карточки соседу по парте. Посмотрите, кто какие получил оценки. -Кто получил оценку 4-5, поднимите руки? -Остальные обратите внимание на ошибки, посмотрите, что ещё вам нужно повторить. |
- Открывают тетради, записывают число.
-Подписывают карточки.
- Выполняют задания.
-Заканчивают работу. -Выполнят проверку. -Оценивают работу.
-Поднимают руки.
|
Регулятивные. Выделять и осознавать то, что уже усвоено, и что нужно усвоить. Коммуникативные. Слушать и понимать друг друга; осуществлять взаимопроверку |
|||
3. Постановка учебной задачи, сообщение темы. |
- Рассмотрите математические записи на доске: 20 + 25 = ? 25 + 12 = ? 23 15 ? - Какие записи сложения вам знакомы? - Назовите правило сложения двузначных чисел. (Правило поразрядного сложения) - Самостоятельно решите первые два примера, затем вместе проверим. - Что у вас получилось? - Как вы думаете, удобно ли при решении примеров использовать такую запись? - Эта запись длинная и неудобная. - Посмотрите внимательно на третью запись. Чем она отличается от первых двух? - А может кто-то знает, как называется такая запись? -Такая запись называется сложение в столбик. - Как вы думаете, какая тема нашего урока? - Какие задачи мы поставим? - Посмотрите на экран. Перед вами план нашей работы, но пункты этого плана перемешались. Вам нужно определить правильную последовательность плана. План: 1) Узнаю, как записывать сложение в столбик. 2) Буду учиться применять новую запись при решении примеров. 3) Проверю и оценю свою работу на уроке.
- Кто или что поможет нам в выполнении нашего плана? |
- Первые два примера. - Единицы складываем с единицами, десятки с десятками 20+25=20+ (20+5)=(20+20)+5=45 25+12=(20+5)+(10+2)=(20+10)+(5+2)=37
- По другому записана.
- Запись сложения в столбик. - Ответы детей.
- Учебник, учитель, одноклассник. |
Коммуникативные. Контролируют свою деятельность и деятельность партнёра; уважают в общении как партнёра, так и самого себя. |
|
||
4 Основной этап. |
- Откройте учебники на 55 странице. Выполним первое задание. Помогут нам его выполнить заяц и волк. 23+12=35. Число 23. Сколько десятков в этом числе? А единиц? - Число 12. Сколько десятков в этом числе? А сколько единиц? - Давайте узнаем, сколько же будет 23+12. - Записываем первое слагаемое - 23. Напишем под ним второе так, чтобы десятки были под десятками, а единицы под единицами. Записывать начинаем с единиц. Складываем сначала единицы. 3 и 2 это 5 единиц. Запишем под чертой под разрядом единиц. Складываем десятки. 2 и 1 это 3 десятка. Записываем под чертой, под разрядом десяток. Читаем ответ. 35. - Покажите число 35 с помощью полосок. - При сложении числа удобно записывать одно под другим (десятки под десятками, единицы по единицами). Тогда мы можем видеть какие единицы нужно складывать. Запись удобнее, короче. Такой способ называют «записью столбиком». - Рассмотрим пример 46 + 31. И составим алгоритм сложения в столбик: 46 31 ? - С чего начнем? - Как запишем второе слагаемое? - С чего начнем сложение? - Что складываем дальше? - Что делаем в конце вычисления? (на доске последовательно вывешиваю алгоритм действий) Алгоритм сложения в столбик: 1 шаг: пишу первое и второе слагаемое (единицы под единицами, десятки под десятками) 2 шаг: складываю единицы, результат пишу под единицами. 3 шаг: складываю десятки, результат пишу под десятками. 4 шаг: читаю ответ. - Кому понятно как выполнять сложение столбиком? Как мы можем это проверить? - Я предлагаю вам решить пример, пользуясь алгоритмом. 41+45=86 - Может кто-то желает решить пример у доски? - Молодцы ребята, а теперь я предлагаю вам немного отдохнуть. Физминутка: - Слушаем меня внимательно. Я буду говорить задания, которые вам нужно выполнить. -Приседайте столько раз, сколько десятков в числе 25. (2 раза) -Подпрыгните столько раз, сколько в числе 14 единиц. (4 раза) -Хлопните в ладоши столько раз, сколько в числе 33 единиц. (3 раза) - Молодцы, вы все очень внимательные, садитесь. - Давайте потренируемся в решении числовых выражений столбиком. Откроем учебник на странице 56. Выполним задание №2. Прочитайте про себя. - Что нужно сделать? - Мы с вами не будем использовать цветные полоски, а будем сразу записывать в столбик. Есть желающие поработать у доски? Остальные пишут в тетради. 13+2=15; 30+6=36; 30+16=46; 25+11=36. - Выполним задание №4. Кто прочитает, что нужно сделать? - Проверим, как вы запомнили алгоритм сложения в столбик. Попробуйте решить примеры самостоятельно. Затем мы вместе проверим. Работать будем по вариантам. Первый вариант берет примеры из первого столбика, второй вариант из второго столбика. 27+12=39 41+18=59 33+54=87 52+27=79 25+24=49 15+71= 86 44+44= 88 66+23=89 - Теперь поменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте. Возьмите в руки простой карандаш и посмотрите на доску. Проверьте, правильно ли вы решили примеры. Если есть ошибка, то аккуратно зачеркните её. Оцените своего товарища и на полях карандашом поставьте оценку. · Оценка «5» - работа без ошибок. · Оценка «4» -1-2 ошибки. · Оценка «3» -3-4 ошибки. · Оценка «2» - более 4-х ошибок. -Кто получил оценку 4-5, поднимите руки? -Остальные обратите внимание на ошибки, посмотрите, что ещё вам нужно повторить.
- Я предлагаю вам решить задачу под № 7. (В гардеробе висят 43 пальто, плащей на 12 больше, чем пальто, а курток на 4 больше, чем плащей. Сколько в гардеробе плащей? Сколько курток) Прочитайте внимательно задачу. О чём идёт речь? - Что нам известно про пальто? Что говорится о плащах? А про куртки? - Что нам нужно узнать? - Сделаем схему к задаче.
1. 2. 3.
- С помощью чего мы схематично можем показать количество одежды? - Внимательно прочитайте ещё раз условия задачи. Какой из отрезков будет самым коротким? Почему? - Какой отрезок мы начертим вторым? Почему? - Какой отрезок будет самым длинным? Почему?
- Посмотрите на схему. Составим план действий. Что мы можем найти в первую очередь? - Каким действием мы сможем их найти? - Что мы узнаем во втором действии? - Каким действием мы найдем количество курток? - А как мы будем записывать действия? Какой новый способ записи мы узнали сегодня? План: 1) Кол-во плащей (+) 2) Кол-во курток (+)
Решение: - Что мы можем узнать? С помощью какого действия? - Значит, как мы запишем первое действие? - Мы узнали количество плащей, что нам ещё нужно узнать? - Как мы узнаем? С помощью какого действия? - Как запишем второе действие? - Что получилось? - Что напишем в ответ? - При решении задачи, чем мы воспользовались? Как выполняли запись?
|
- 2 дес. 3 ед. - 1 дес. 2 ед.
- Показывают число при помощи цветных полосок.
- Записываем первое слагаемое. - Записываем под первым слагаемым, единицы под единицами десятки под десятками. - Складываем сначала единицы, а затем десятки. - Читаем ответ.
Один ученик решает у доски, остальные записывают в тетрадь.
- Выполнить действия.
- Решить примеры в столбик.
Проверяют и оценивают свою работу.
- Речь идёт об одежде. - Что их 43. - Плащей неизвестно, но на 12 больше, чем пальто. - Курток не известно, но на 4 больше чем плащей. - Сколько в гардеробе плащей? Сколько курток?
- С помощью отрезка. - Пальто. Потому что плащей больше чем пальто, а курток больше чем плащей. - Плащи, т.к. их больше чем пальто, но меньше чем курток. - Куртки, т.к. их больше чем плащей и пальто. Количество плащей. - Сложением. - Мы сможем найти количество курток, т.к. количество плащей нам будет известно. - Сложением. - Записывать будем в столбик. - Сколько в гардеробе плащей. С помощью сложения. - В столбик. Получится 55 плащей в гардеробе. - Сколько курток в гардеробе. - Известно, что курток на 4 больше, чем плащей. При помощи сложения. - В столбик. - 59 курток. - В гардеробе 55 плащей и 59 курток. - Чертежом. Записывали решение в столбик.
|
Познавательные. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задачи. Построение логической цепи рассуждения. Коммуникативные. Постановка вопросов. Умение полно и точно выражать свои мысли. Регулятивные. Осуществлять самопроверку, оценивать себя.
|
|
||
5. Подведение итогов |
-Какие задачи мы ставили на урок? - Выполнили ли мы их? - Кто может повторить алгоритм сложения в столбик?
|
- узнать алгоритм сложения в столбик, научиться его применять.
|
|
|
||
6 Рефлексия. |
- Оцените свою деятельность на уроке. - Я сейчас прочитаю вам начала предложения, а вам нужно его дополнить. Сейчас внимательно послушайте, и придумайте про себя продолжение фразы. -Было интересно узнать, … -Было трудно… -Теперь я знаю, … -Теперь я могу… |
- Дополняют фразы.
|
|
|||
7. Домашнее задание. |
- Открываем дневники, записываем домашнее задание. Стр. 56 под №6. Прочитайте его. Что нужно сделать? - Есть вопросы по домашнему заданию? Наш урок подходит к концу. Всем спасибо за работу, вы все молодцы! |
- Выполнить действия. |
|
|
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.