Тема: Динамика. Динамические оттенки.
Цель: Восприятие средств музыкальной выразительности через систему творческих заданий;
Выполнение триединой дидактической цели: композитор, исполнитель, слушатель.
Ход занятия:
Музыкальное приветствие.
Педагог: Друзья мои, давайте представим себе, что мы находимся в Музыкальной бухте. Что же здесь происходит? Это мы узнаем, прослушав стихотворение «О чем спорят свойства звуков?»
Свойства звуков вместе
Однажды собрались.
Спорили, решали, чуть не подрались.
Что же в музыке важнее?
Кто для музыки нужнее?
Длительности сразу встали
И решительно сказали:
-Всем вам заявить должны,
Что мы больше всех нужны!..
Высота же им в ответ:
-Нет!
Уверяю вас, друзья,
В музыке важнее я!..
Сила звука тут же подскочила,
Тихо зашептала, громко завопила:
Что тут спорить, это я!..
Без меня никак нельзя!
Тембр тоже не смолчал
И уверенно сказал:
- Бесконечный разговор,
Ни к чему весь этот спор!
Каждый это подтвердит:
Без меня – не зазвучит.
Тут такое началось!..
Кто главнее, кто сильнее,
Кто быстрее, кто длиннее...
Что же делать?
Как тут быть?
Нужно нам их помирить!
Учитель: В процессе нашего занятия мы их обязательно помирим.
Изучение новой темы:
Педагог: Ребята, все вы знаете, что звуки по своей природе бывают тихими и громкими, и их никогда никто не перепутает.
Учитель: И все же понятия «громко» и «тихо» очень относительное.
Например, когда у вас хорошее настроение, вы включаете магнитофон на всю громкость, а у соседа в этот день плохое настроение. Поэтому он возмущается. Для него этот звук кажется слишком громким. Значит, какой вывод можно сделать?
Ученики: Один и тот же звук воспринимается нами по-разному.
Учитель: Но и звучать он тоже может неодинаково. Например: звуки, тихие для трубы, оказываются слишком громкими для гитары. Марш
Проведем эксперимент:
Постучим по столу. Тихо... чуть громче... громко... очень громко!
Обратите внимание: чем громче мы стучим, тем больше силы нам приходится прикладывать. Так же и в музыке. Музыка может быть тихой или громкой, может резко или плавно переходить из одной громкости в другую. Изменение громкости звуков в музыке называется...
Это вы узнаете, если разгадаете наш кроссворд.
Задание №2: Назовите названия инструментов, воспроизводящих звук
Устройство для приема звуковых вещательных передач (радио)
1. Ударный музыкальный инструмент в виде ряда деревянных брусочков (ксилофон).
2. Аппарат для восприятия магнитной записи (магнитофон).
3. Портативный граммофон с рупором внутри коробки, воспроизводящий звук с пластинок (патефон).
4. Механический аппарат для воспроизводства звука с большим рупором (граммофон).
5. Прибор, служащий для усиления звука (микрофон).
6. Модный духовой музыкальный инструмент, очень распространенный в джазе (саксофон).
7. Музыкальный инструмент из металла (металлофон)
Педагог: На какой слог заканчиваются все слова кроссворда?
Дети: На слог «фон».
Педагог: Что обозначает слово «фон»?
Ученики: Фон означает «громкость».
Фон в акустике — единица уровня громкости звука Значение слова Фон по Ожегову
Учитель: А какое слово получилось у нас по горизонтали?
Ученики: ДИНАМИКА.
Учитель: Запомните! Динамика (греч. слово – сила звука). Музыка, как и человеческая речь, наполнена множеством звуковых оттенков. Чем больше таких оттенков, тем она выразительнее. Эти звуковые оттенки называются ДИНАМИЧЕСКИМИ – это своеобразные краски, которые раскрашивают речь или музыку в разные цвета.
Ребята, вы ведь никогда не говорите только громко или только тихо.
Сила звучания зависит оттого, что и как вы хотите сказать.
Говорить, петь или играть с силой, значит с чувством.
Если сильно ударить по клавишам, получится громко, а если слабо – тихо.
Итальянские слова forte (форте) и piano (пиано) обозначают громко и тихо.
Я играю форте... пиано... форте... пиано. Так называется что?
Ученики: Музыкальный инструмент.
Учитель: Правильно. Но это на итальянском языке. Значит по-русски надо говорить так: «Я играю на «громкотихо»? Но это неправильно. В музыке все должно называться своими собственными именами, даже если они иностранные.
Слушаем пьесу норвежского композитора Эдварда Грига «Утро».
Как мы понимаем, что наступил рассвет?
Ученики: Мелодия расцветает, расширяется, приближается. Словно всходит солнце.
Учитель: Какой музыкальный прием здесь используется?
Ученики: Музыка чем ближе, тем громче.
Учитель: Давайте поиграем. Разгадайте шараду: к двум нотам известным прибавим предлог, получится громкий и долгий гудок (СИРЕНА). Изобразите голосом сирену. Начинайте тихо, постепенно увеличивая громкость – сирена приближается. Проезжает мимо. И удаляется – уменьшайте громкость. Какой динамический прием мы использовали?
Ученики: Чем ближе – тем громче, чем дальше – тем тише.
Учитель: Ребята, что-то мы засиделись. Давайте отправимся в лес. Как далеко мы зашли! Кажется, заблудились? Что будем делать?
Ученики: Кричать, звать на помощь. Кричать «АУ»
Учитель: А разговаривать будет с вами «эхо», ведь вокруг никого. Давайте поиграем.
Игра «Эхо». Я читаю стихотворение, а вы внимательно прислушивайтесь к последним словам каждой строчки и отвечайте за «эхо».
Громко я в лесу кричала.
Гулко эхо отвечало.
«Скоро будут холода?»
Отвечало эхо: «Да-да-да-да!»
«Сколько елочек, смотри!»
Отвечало эхо... Три-три-три-три!
«Старый дуб совсем засох!»
Отвечало эхо... Ох-ох-ох-ох!
«Ну, прощай, иду домой!»
Огорчилось эхо... Ой-ой-ой-ой!
Какие динамические оттенки мы использовали?
Ученики: от громкого к тихому.
Учитель: Что же мы сегодня узнали на занятии? Какие же средства музыкальной выразительности помогают развитию музыки. С какими из них мы сегодня встретились и познакомились?
Что такое «динамика», «динамические оттенки».
Ученики:__________
Учитель: Мне хочется узнать, как вы сами оцениваете свою работу. Кто считает, что хорошо поработал, пусть споет – «А», а кто считает, что еще не все получается – «О».
Дети дают оценку своей работе.
Учитель: Молодцы!
До свидания!!!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.