Конспект по обогащению словарного запаса и формированию грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Учитель логопед МБДОУ ДСКВ №39: Коклягина Татьяна Юрьевна
Тема: посуда.
Цель: расширить представления детей о посуде.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Учить классификации предметов посуды по способу употребления в быту (кухонная, чайная, столовая, кофейная);
- совершенствовать грамматический строй речи:
- учить образовывать и правильно использовать формы винительного падежа имен существительных; существительные с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища; относительные прилагательные;
- учить образовывать простые распространенные предложения; сложноподчиненные предложения с союзом потому что;
- формировать навыки правильного использования предлогов: на, за, под, перед, над, около/возле/рядом, между.
Коррекционно-развивающие:
- развивать пространственные представления: слева/справа, далеко/близко, высоко/низко;
- развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать чувство сострадания и взаимопомощи;
- Учить терпению и уважительному отношению к людям.
Оборудование: картинка Федоры, предметные картинки посуда; места для посуды – буфет, плита, стол; карточки испачканные; карточки бумажные, кубик и тарелка, карточки с арт гимнастикой (часики, чашечка, вкусное варенье), паравозик, предметные картинки мест хранения продуктов и самих продуктов.
Ход занятия
1. Орг момент. Вспоминаем посуду и становимся в линию, затем с началом музыки идем по кругу.
2. Выполняем упражнение «На занятие иду», источник Логоритмика О.Тарасовой, на стоп выполняем хлопки впереди и сзади.
Дети выполняют движения по тексту: идут, бегут, прыгают, кружатся.
3. Приход героя
На наборное полотно выставляют картинку с изображением Федоры.
Логопед:
И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»
И кастрюля на бегу Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу, Удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…»
У бабушки Федоры горе – от нее ушла посуда. Посуда катилась как могла и куда могла. Мы с вами сейчас покажем, как она катилась. Возьмите кубик и тарелку и внимательно слушайте, куда нужно поставить тарелку.
На – за – под – над – около/возле/рядом – перед – между
Тарелку на кубик.
Ребенок: Я поставил тарелку на кубик и т.д.
Логопед: А почему так случилось? Почему посуда убежала?
Ответы детей: Потому что она ее не берегла, не мыла.
Логопед: Давайте поможем Федоре помыть посуду. Возьмите жесткие карточки на ваших столах, у каждого своя карточка и хорошо потрите карточку пальчиками и посмотрите что вы помыли. (карточки детей закрашены водными маркерами которые легко стираются как руками так и салфеткой).
Ребенок: я помыл сито, я помыл кастрюлю.
Логопед: А теперь, когда вся посуда помыта, ее нужно расставить по местам. Давайте с вспомним, чем отличается вся эта посуда? Отличается тем как мы ее используем: в одной мы готовим еду она называется кухонная, другую ставим на стол для того чтобы поесть – это столовая посуда, а третья нам нужна для того чтобы попить чай – это чайная посуда она хранится в буфете.
Ребенок: Я поставлю чайную чашку в буфет, потому что это чайная посуда.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика с элементами общего праксиса.
Логопед: а теперь вместе с вами мы немного отдохнем и сделаем артикуляционную гимнастику. Под песенку «Делай так» Логоритмика О.Тарасовой, дети совершают ритмичные хлопки в ладоши и по столу, соблюдая ритм выполняют по показу логопеда артикуляционные упражнения в ритм: Карточки (часики, чашечка, вкусное варенье)
Дыхательная гимнастика «чайник»
А теперь встанем, задвинем стульчики и покажем чайник, одну руку поставим на пояс, а вторую поднимем как носик у чайник, и сделаем дыхательную гимнастику:
Чайник на плите стоял (вдох)
Через носик пар пускал: «паф-паф-паф-паф» Делают выдох резкими движениями. Кто больше раз выпустит пар как чайник?
Логопед: представим, что сегодня мы сходили в магазин и что-то купили. Переверните картинки, и посмотрите, что вы купили?
Ребенок: Я купил хлеб. Я купил песок и т.д.
Логопед: А ведь у всего есть свой дом. А дом для продуктов это посуда, и у каждого она своя: для хлеба — хлебница, для конфет — конфетница, для сахара — сахарница. Наш волшебный паровозик везет нам посуду, а в его вагончике едет волшебная частичка –ниц-. Давайте отгадаем какое слово получится, если паровозик везет сахар? Добавляем частичку ниц
Дети: Сахарница.
Дети поочереди называют свои картинки и образуют новые слова, если ребенок справился, то логопед ставит картинку в паровозик, если нет, то помогает ему и все вместе произносим трудное слово, отхлопываем его.
Логопед: все продукты нашли свои места, а у нас еще есть покупки. А можем ли мы образовать новые слова но уже не посуду?
Дети: да,
Логопед: А что еще может отвезти наш паровоз? Мыло может? Да! Получится мыльница.
Ответы детей.
Рефлексия
Логопед: Посмотрите на бабушку Федору, мы помогли вернуть всю посуду, она довольна и наше путешествие подошло к концу. Что нового вы узнали сегодня? А больше всего что понравилось?
Ответы детей.
Использованная литература:
1. Предметные картинки Глена Домена: посуда.
2. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром: Посуда, серия «Маленький гений», иллюстратор Б.Барулин.
3. Игротека речевых игр. Выпуск 4. Волшебная посуда: игры на классификацию предметов посуды и развития навыков словообразования для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями/С.М. Мельникова, Н.В. Бикина, М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2009. – 24 с.
4. К.И.Чуковский, «Федорино горе», СС в 15 томах, т. 1, М.: ТЕРРА - Книжный клуб / 2001.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.