Конспект по обогащению словарного запаса и формированию грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: посуда «На помощь Федоре».
Оценка 4.8

Конспект по обогащению словарного запаса и формированию грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: посуда «На помощь Федоре».

Оценка 4.8
docx
13.11.2022
Конспект по обогащению словарного запаса и формированию грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема:  посуда «На помощь Федоре».
Конспект по теме Посуда - На помощь Федоре..docx

Конспект по обогащению словарного запаса и формированию грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Учитель логопед МБДОУ ДСКВ №39: Коклягина Татьяна Юрьевна

Тема:  посуда.

Цель: расширить представления детей о посуде.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-       Учить классификации предметов посуды по способу употребления в быту (кухонная, чайная, столовая, кофейная);

-       совершенствовать грамматический строй речи:

-       учить образовывать и правильно использовать формы винительного падежа имен существительных; существительные с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища; относительные прилагательные;

-       учить образовывать простые распространенные предложения;  сложноподчиненные предложения с союзом потому что;

-       формировать навыки правильного использования предлогов: на, за, под, перед, над, около/возле/рядом, между.

Коррекционно-развивающие:

-       развивать пространственные представления: слева/справа, далеко/близко, высоко/низко;

-       развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

-       Воспитывать чувство сострадания и взаимопомощи;

-       Учить терпению и уважительному отношению к людям.

 

Оборудование: картинка Федоры, предметные картинки посуда; места для посуды – буфет, плита, стол; карточки испачканные; карточки бумажные, кубик и тарелка, карточки с арт гимнастикой (часики, чашечка, вкусное варенье), паравозик, предметные картинки мест хранения продуктов и самих продуктов.

Ход занятия

1. Орг момент. Вспоминаем посуду и становимся в линию, затем с началом музыки идем по кругу.

2. Выполняем упражнение «На занятие иду», источник Логоритмика О.Тарасовой, на стоп выполняем хлопки впереди и сзади.

Дети выполняют движения по тексту: идут, бегут, прыгают, кружатся.

3. Приход героя

На наборное полотно выставляют картинку с изображением Федоры.

Логопед:

И помчалися по улице ножи:

«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»

И кастрюля на бегу Закричала утюгу:

«Я бегу, бегу, бегу, Удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит…»

У бабушки Федоры горе – от нее ушла посуда. Посуда катилась как могла и куда могла. Мы с вами сейчас покажем, как она катилась. Возьмите кубик и тарелку и внимательно слушайте, куда нужно поставить тарелку.

На – за – под – над – около/возле/рядом – перед – между

Тарелку на кубик.

Ребенок: Я поставил тарелку на кубик и т.д.

Логопед: А почему так случилось? Почему посуда убежала?

Ответы детей: Потому что она ее не берегла, не мыла.

Логопед: Давайте поможем Федоре помыть посуду. Возьмите жесткие карточки на ваших столах, у каждого своя карточка и хорошо потрите карточку пальчиками и посмотрите что вы помыли. (карточки детей закрашены водными маркерами которые легко стираются как руками так и салфеткой).

Ребенок: я помыл сито, я помыл кастрюлю.

Логопед: А теперь, когда вся посуда помыта, ее нужно расставить по местам. Давайте с вспомним, чем отличается вся эта посуда? Отличается тем как мы ее используем: в одной мы готовим еду она называется кухонная, другую ставим на стол для того чтобы поесть – это столовая посуда, а третья нам нужна для того чтобы попить чай – это чайная посуда она хранится в буфете.

Ребенок: Я поставлю чайную чашку в буфет, потому что это чайная посуда.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика с элементами общего праксиса.

Логопед: а теперь вместе с вами мы немного отдохнем и сделаем артикуляционную гимнастику. Под песенку «Делай так»  Логоритмика О.Тарасовой, дети совершают ритмичные хлопки в ладоши и по столу, соблюдая ритм выполняют по показу логопеда артикуляционные упражнения в ритм: Карточки (часики, чашечка, вкусное варенье)

Дыхательная гимнастика «чайник»

А теперь встанем, задвинем стульчики и покажем чайник, одну руку поставим на пояс, а вторую поднимем как носик у чайник, и сделаем дыхательную гимнастику:

Чайник на плите стоял (вдох)

Через носик пар пускал: «паф-паф-паф-паф» Делают выдох резкими движениями. Кто больше раз выпустит пар как чайник?

Логопед: представим, что сегодня мы сходили в магазин и что-то купили. Переверните картинки, и посмотрите, что вы купили?

Ребенок: Я купил хлеб. Я купил песок и т.д.

Логопед: А ведь у всего есть свой дом. А дом для продуктов это посуда, и у каждого она своя: для хлеба — хлебница, для конфет — конфетница, для сахара — сахарница. Наш волшебный паровозик везет нам посуду, а в его вагончике едет волшебная частичка –ниц-. Давайте отгадаем какое слово получится, если паровозик везет сахар? Добавляем частичку ниц

Дети: Сахарница.

Дети поочереди называют свои картинки и образуют новые слова, если ребенок справился, то логопед ставит картинку в паровозик, если нет, то помогает ему и все вместе произносим трудное слово, отхлопываем его.

Логопед: все продукты нашли свои места, а у нас еще есть покупки. А можем ли мы образовать новые слова но уже не посуду?

Дети: да,

Логопед:  А что еще может отвезти наш паровоз? Мыло может? Да! Получится мыльница.

Ответы детей.

Рефлексия

Логопед: Посмотрите на бабушку Федору, мы помогли вернуть всю посуду, она довольна и наше путешествие подошло к концу. Что нового вы узнали сегодня? А больше всего что понравилось?

Ответы детей.

 

Использованная литература:

1.     Предметные картинки Глена Домена: посуда.

2.     Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром: Посуда, серия «Маленький гений», иллюстратор Б.Барулин.

3.     Игротека речевых игр. Выпуск 4. Волшебная посуда: игры на классификацию предметов посуды и развития навыков словообразования для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями/С.М. Мельникова, Н.В. Бикина, М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2009. – 24 с.

4.     К.И.Чуковский, «Федорино горе»,  СС в 15 томах, т. 1, М.: ТЕРРА - Книжный клуб / 2001.


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект по обогащению словарного запаса и формированию грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Конспект по обогащению словарного запаса и формированию грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Ход занятия 1. Орг момент. Вспоминаем посуду и становимся в линию, затем с началом музыки идем по кругу

Ход занятия 1. Орг момент. Вспоминаем посуду и становимся в линию, затем с началом музыки идем по кругу

Ребенок: я помыл сито, я помыл кастрюлю

Ребенок: я помыл сито, я помыл кастрюлю

Дети поочереди называют свои картинки и образуют новые слова, если ребенок справился, то логопед ставит картинку в паровозик, если нет, то помогает ему и все…

Дети поочереди называют свои картинки и образуют новые слова, если ребенок справился, то логопед ставит картинку в паровозик, если нет, то помогает ему и все…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2022