Этапы урока |
Ход урока |
1. Организационное начало урока 1.1 Приветствие 1.2 Проверка рабочего места 1.3 Мотивация к уроку |
Звонко нам звенит звонок, начинается урок, стараться будем и трудиться, чтобы чему-то научиться. Здравствуйте ребята. Давайте глазками проверим, всё ли у нас готово к уроку, на столах должны лежать Азбука, пропись и пенал. Присаживайтесь. |
2. Включение в учебную деятельность |
У: Ребята, какие гласные буквы вы уже изучили? Д: а, о, у, ы, и, е У: Какая гласная буква отличается от других гласных, в чем ее особенность? Д: буква Е обозначает два звука в начале слова и после гласной буквы У: Что мы знаем о букве Е? Д: обозначает мягкость предыдущего согласного У: Какая еще гласная буква обозначает мягкость согласного звука? Д: буква И |
3. Актуализация знаний |
У: Давайте откроем азбуку на странице 76, или 7 и 6, найдем текст называется она «Лето». Сейчас я вам прочитаю (читаю) У: Давайте, возьмем карандаши и подчеркнем слова, в которых есть буква Е, на партах лежат листочки Д: подчеркивают У: Ребята, сколько слов вы подчеркнули? Д: 6 слов У: Прочитайте слова с буквой Е Д: читают (река, Сева, руку, реке, Сева, Лена) У: Сколько звуков обозначает буква Е в этих словах? Д: один У:
Какова ее роль в этих словах? |
4. Формулирование темы и цели урока |
У: Сегодня мы с вами познакомимся с новой согласной буквой. А для этого давайте вспомним У: Как пыхтит каша? Д: пых-пых-пых У:
Как пищат птенцы? У: Какие звуки слышали в начале этих слов? Д: звуки [ п ] и [ п ] У: Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? Д: буква П У: Правильно, сегодня мы будем знакомиться с буквой П У: Какую цель мы поставим перед собой на уроке? Что мы должны изучить? Д: будем читать слоги и слова с новой буквой |
5. Работа по теме урока 5.1 Работа в Азбуке 5.1.1 Работа с иллюстрацией
5.1.2 Слого-звуковой анализ слов пила и плотник
5.1.3 Введение новой буквы
5.1.4 Чтение слогов
5.2 Работа с прописью на странице 3
5.2.1 Прописывание буквы П
5.2.2 Прописывание соединений «ПА, ПЫ, ПУ» и слов «Пила» и «Плотник» на стр. 3 |
У: Ребята, давайте откроем Азбуку на странице 78, или 7 и 8. Найдите иллюстрацию. На иллюстрации изображен момент истории Российского государства трехсотлетней давности. Кто знает, как звали этого русского царя? Д: Петр I У: знаете ли вы что–нибудь о русском царе Петре I? Д: да или нет У: Царь Петр построил новый город на Неве. Это один из красивейших городов России и мира. Чтобы построить город, пришлось осушить много болот. Для этого копали специальные каналы, в которых уходила вода из почвы. И уже на сухой земле возводили города. У: Кто знает, как называется этот город? Д: Санкт – Петербург У: Как вы думаете, какие инструменты использовали строители? Д: пила, топоры, кувалды, гвозди и т.д. У: Ребята, посмотрите на иллюстрацию, и скажите. В чем отличие одежды строителей и вельмож? Д: у строителей простые, рваные одежды, а у вельмож красивые, богатые У: Сейчас я прочитаю стихотворение под иллюстрацией: Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит… У: Это стихотворение написал Александр Сергеевич Пушкин У: Ребята, на берегах какой реки были построены первые 300 кораблей русского флота? Д: не знаем У: Первые 300 кораблей были построены на берегах реки Воронеж в городе Воронеж. Потому что там росли прямые корабельные сосны У: Сейчас я прочитаю небольшой текст, слушаем внимательно: Все корабли при спуске на воду освящали священники. Первого святителя кораблей звали Митрофанием. На берегу реки была построена церковь для проведения службы перед освящением кораблей. Теперь она стоит на Адмиралтейской площади города Воронежа и называется церковью Святого Митрофания. Построенные корабли по реке Дон спускали в море. У: Теперь, давайте попробуем составить по иллюстрации рассказ. Кого вы видите в правой части иллюстрации? Д: составляют У: Как одет царь Петр? Д: он одет в кафтан – верхняя одежда, коричневая одежда – камзол, колготки, шорты У: Что у него на руках? Д: листок У: Как вы думаете, почему он не надел парик? Д: в нем неудобно работать У: С чем к нему пожаловали бояре? Д: с какой-нибудь вестью У: Как одеты бояре? Д: У:
Удобно ли в такой одежде работать? У: Как одеты мастеровые люди на заднем плане иллюстрации? Д: они одеты в простые рубашки, в жилетки и шляпа У: Молодцы. А сейчас чтобы нам работать дальше мы обратим внимание на соседнюю страницу, а именно на рисунки в красной рамке. Что на них изображено? Д: пила и плотник У: Давайте хором произнесём слово пила. (плотник) У: Сколько слогов в этом слове? Давайте прохлопаем. Сколько слогов у вас получилось? Д: два У: Ребята, а в этом слове есть слог-слияние? Д: Слог-слияние – пи и ла У: Из каких звуков он состоит? Д: п —мягкий согласный, и — гласный У: Звук [п`] гласный или согласный Д: согласный У: Мягкий или твёрдый Д: мягкий У: Каким цветом мы обозначаем звук [п]? Д: зеленым У: обозначим зеленый треугольник У: А звук [и] он гласный или согласный Д: гласный У: Каким цветом закрасим окошко? Д: красным, потому что звук гласный У: Назовите слог-слияние во втором слоге Д: слог-слияние - ла У: Хорошо. А из каких звуков состоит второй слог? Д: Звук [л] и [а] У: Звук [л] гласный или согласный? Д: согласный У: Каким цветом мы обозначим звук? Д: синим У: Звук [а] гласный или согласный Д: гласный У: Каким цветом закрасим окошко? Д: красным У: Молодцы. А теперь переходим к разбору следующего слова. Давайте произнесём слово «плотник» хором Д: произносят У: сколько слогов в этом слове. Ребята, давайте прохлопаем слово. Д: два (плот-ник) У: Звук [п ] он гласный или согласный Д: согласный У: Твёрдый или мягкий? Д: твёрдый У: Каким цветом обозначаем? Д: синим У: Слог «ло» будет слогом- слияния У: Из каких звуков он состоит? Д: Согласного [л] и гласного [о] У: Звук [л] твердый или мягкий? Д: твердый У: Каким цветом обозначаем? Д: Синим У: Звук [о] гласный или согласный? Д: Гласный У: Ударный или безударный? Д: ударный У: Каким цветом обозначаем? Д: красным У: Звук [т] согласный и гласный? Д: согласный У: Твёрдый или мягкий? У: Каким цветом обозначаем? Д: Синим У: Ребята, есть ли еще слог-слияние во втором слоге? Д: есть, слог-слияние – ни У: Из каких звуков он состоит? Д: н — мягкий согласный, и — гласный У: Звук [н] гласный или согласный Д: согласный У: Мягкий или твёрдый Д: мягкий У: Каким цветом мы обозначаем звук [н]? Д: зеленым, так как мягкий У: Приклеиваем зеленый треугольник У:А звук [и] он гласный или согласный Д: гласный У: Каким цветом закрасим окошко? Д: красным, потому что звук гласный У: Звук [к] гласный или согласный Д: согласный У: Мягкий или твёрдый Д: твердый У: Каким цветом мы обозначаем звук [к]? Д: синим У: Ребята, назовите первый звук в слове пила? Д: [ п` ] У: Охарактеризуйте его. Какой он? Д: Согл., глухой, мягкий У: Назовите первый звук в слове плотник Д: [п] У: Какой он? Д: Согласный, глухой, твердый У: Ребята, звуки [п] и [п`] обозначается буквой П п. Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы читаем и пишем У: Ребята, буква П, как и другие буквы, имеет 2 облика – печатный и письменный. Это печатный облик буквы. Буква бывает заглавная и строчная. На что похожа буква П? Д: на ворота У: А чем они отличаются? Д: размером У: Придумайте слова со звуками [п] и [п`] Д: [ п ] – папа, [ п` ] - пёс У: Теперь давайте прочитаем слоги в красной рамке Д: ПЕ, ПА, ПИ, ПЫ, ПУ, ПО У: Теперь читаем слоги наоборот Д: ЕП, АП, ИП, ЫП, УП, ОП У: Прочитайте слоги с мягким согласным [ п` ] Д: пе и пи У: Какие буквы обозначают мягкость? Д: «е» и «и» У: Молодцы. Отложим азбуку, открываем прописи на странице 3, посмотрите, как нужно писать букву П У: Но сначала проведём пальчиковую гимнастику Этот пальчик – маленький (массируем мизинчик). Этот пальчик – слабенький (безымянный). Этот пальчик – длинненький (средний). Этот пальчик – сильненький (указательный). Этот пальчик - большачок (большой). А все вместе – кулачок (сжимаем в кулачок). У: Посмотрите, чем отличаются друг от друга печатная и письменная буква п? Д: наклоном и элементами У: Ребята, из каких элементов состоит письменная строчная буква? Д: первый элемент – короткая наклонная линия, второй элемент – короткая наклонная линия с закруглением вверху (влево) и внизу (вправо) У: Прежде чем мы научимся писать строчную букву «п», давайте попробуем написать её элементы. Ребята, сначала я покажу вам, как писать элемент и откуда начинать, пока никто не пишет. Комментирую: начинаем прописывать на верхней линии рабочей строки. Сверху вниз, до нижней линии рабочей строки, пишем прямую наклонную линию. Не отрывая руки ведем вверх по написанному до середины рабочей строки, затем отклоняемся вправо, закругляя, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем и ведем вниз прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо. У: Давайте для начала пропишем эту букву в воздухе. Поставьте руку на локоток, повторяйте за мной. «Раз и два и » не отрываем руку (Прописываем) У: Теперь пропишите в прописи букву п, не забывайте, откуда начинаем писать букву. Обведите Пропишите до конца строки У: Спинку держим прямо, низко голову не наклоняем, локоть у нас с парты свисает немного (на 1-2 см.), пропись лежит с небольшим наклоном, ручку держим правильно Соединение букв У: Ребята, теперь посмотрите на первую строчку, здесь уже даны две буквы па, которые соединены между собой. Посмотрите внимательно, как я буду писать. (Обратите внимание, после написания буквы «п» я руку не отрываю) У: Пропишите 2 раза, обратите внимание, что здесь уже нет косых линий, так что оставляйте одинаковое расстояние между написанными буквами У: Напишем слоги. Прочитайте слоги на второй строке сверху. Объясните, каким соединением будем соединять буквы п и а в слоге па, п и ы в слоге пы, п и у в слоге пу (Письмо слогов па, пы, пу.) У: Давайте также напишем в прописях слова пила, пела Д: пишут |
Физкультминутка
|
У: Теперь мы немножечко отдохнем. Все встаем Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Наклоны вперед и назад, Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Рывки руками перед грудью Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. Голова устала тоже. Вращение головой Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова! Хоть зарядка коротка, Садятся за парты Отдохнули мы слегка. Присаживайтесь |
5.3Работа в азбуке 5.3.1 Чтение пословиц
5.3.2 Работа в Азбуке в столбике с профессиями
5.3.3 Работа с текстом на стр. 80 «Скоро конкурс»
5.4 Работа с прописью на стр. 4
|
У: Немножко отдохнули, теперь продолжим вновь работать. Открываем Азбуку на странице 79. Обратим внимание на пословицы внизу иллюстрации. Сейчас я их прочитаю, затем я задам вопрос Хороший плотник и в поле работник. У: Как вы понимаете смысл этой пословицы Д: Если ты хороший работник, значит, и с другой работой хорошо справишься У: При хорошем плотнике у плохого руки трясутся. Д: Плохой плотник – это плохой неумелый работник. Когда он видит хорошего умелого человека, хорошего работника, он боится У: Плотника не шуба греет, а топор. Д: когда работаешь, то не чувствуется холодно ли тебе или нет У: Добрый пример лучше ста слов. Д: У: Молодцы, ребята. На партах лежат такие листочки (показываю) возьмите ее и подчеркните в пословицах букву П Д: подчеркивают У: Давайте найдем слова в столбике. Я вам сейчас прочитаю, и вы мне скажете какие слова обозначают профессии людей пила повар пилит пилот плотник капитан У: Назовите какие слова обозначают профессии людей? Д: повар, пилот, плотник, капитан У: Ребята, какие еще профессии вы знаете? Д: парикмахер, учитель, воспитатель и т.д. У: Кем работают ваши родители? Д: отвечают У: Хорошо, молодцы. У: Ребята, давайте посмотрим иллюстрации наверху пословиц. Кто на них изображен? Д: мальчики У: Ребята, а что они делают? Д: они держат в руках разные вещи? У: Что на руках у первого мальчика? Д: у него на руках рубанок У: А во что он одет? Д: он одет в У: У второго мальчика? Д: самолетик У: Во что одет третий мальчик? Д: он одет в тельняшку и на голове у него фуражка У: Во что одет четвертый мальчик? Д: он оделся в фартук У: Что у него на руках? Д: у него на руках тарелка с пирожками У: Как вы думаете кем они хотят стать в будущем? Д: они хотят стать поваром, летчиком, слесарем и военным У: Молодцы У: Отложим учебники на край стола, открываем прописи страницу 3. Найдем 6 строчку: У Веры папа повар. У Лены папа пилот. Давайте пропишем их. При письме сидим правильно, тетрадь положили под наклоном Д: пишут У: Работаем дальше. Сейчас я прочитаю текст на странице 80 называется она «Скоро конкурс». Давайте найдем текст и внимательно слушаем У нас в классе скоро конкурс. Вера нарисовала куклу. Павел нарисовал трактор. Виктор – кран. На рисунке Полины – астры. У: Давайте сейчас мы с вами попробуем поставить вопросы к предложениям текста: 1) Что нарисовала Вера? 2) Что нарисовал Павел? 3) Что нарисовал Виктор? 4) Что нарисовала Полина? У: Ребята, назовите имена собственные, которые встретились в тексте Д: Вера, Павел, Виктор, Полина У: Молодцы. Как пишутся имена собственные? Д: с большой буквы У: Перечислите, что нарисовали дети Д: дети нарисовали куклу, трактор, кран и астры У: Как еще эти предметы можно назвать одним словом Д: неодушевлённые, нарицательные У: Верно. Как вы понимаете значение слова «конкурс»? Д: например, конкурс певцов, конкурс танцоров, конкурс цветоводов и т.д. У: Сейчас, отложите учебники, открываем прописи на странице 4. Теперь мы пропишем заглавную букву П У: Посмотрите внимательно, как я буду уписать первый элемент и с чего начну: Начинаем писать с середины междустрочного пространства, ведем вниз прямую наклонную линию, не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вниз влево, доводим до середины рабочей строки. Отрываем руку, начинаем писать второй элемент – прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо. Ведем прямую наклонную линию с середины междустрочного пространства, чуть не доводя до нижней линии рабочей строки закругляем вправо, доводим до середины рабочей строки. При написании первых двух элементов необходимо обратить внимание на одинаковую высоту, наклон и расстояние между ними. Верхний элемент пишется слева направо. Начинаем с небольшого закругления, затем ведем вправо прямую линию. У: Так, ребята, для начала сядьте правильно, положите тетрадь под наклоном. Пропишите этот элемент. У: Молодцы. Найдите 4 строчку: Папа купил Пете…. Как вы думаете, что купил папа Пете.? Д: ответы детей В этом маленьком в футляре Д: пенал У: Давайте разберем слово пенал и посмотрим подходит ли к схеме. Сколько слогов в слове пенал. Давайте прохлопаем Д: пе-нал два слога У: Ребята, а в этом слове есть слог-слияние? Д: да, слог-слияние пе и на У: Из каких звуков состоит слог-слияние пе? Д: п,-мягкий согласный, э-гласный У: Звук [п] гласный или согласный? Д: согласный У: Мягкий или твердый? Д: мягкий У: Каким цветом мы обозначаем звук [п]? Д: зеленый У: Молодцы. Звук [э] он гласный или согласный? Д: гласный У: Молодцы. Во втором слоге слог-слияние на. Из каких звуков состоит? Д: звук [н] и [а] У: Звук [н] согласный или гласный? Д: согласный У: Каким цветом мы обозначим звук? Д: синим У: Звук [а] гласный или согласный? Д: гласный У: Ударный или безударный? Д: ударный У: Звук [л] гласный или согласный? Д: согласный У: Твердый или мягкий? Д: твердый У: Каким цветом мы обозначим звук [л]? Д: синим У: А теперь посмотрите подходит ли слово пенал к схеме? Д: да, подходит У: Вы большие молодцы |
6. Заключительная часть 6.1 Подведение итогов урока
6.2 Рефлексия
|
У: С какой буквой мы сегодня с вами познакомились? Д: с буквой П У: Какие звуки обозначает эта буква? Д: звуки [п], [п’] У: какие это звуки? Д: согласные, глухие, могут быть мягкими и твердыми У: Хорошо. Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? Д: ответы детей У: Кому сегодня на уроке встретились трудности? Д: ответы детей У: А сейчас вам предстоит важное задание. Вы будете оценивать вашу работу на уроке У: У вас на партах лежал 2 квадратика (красный и зелёный). Сейчас вы сами оцените свою работу на уроке. Если вы считаете, что сегодня хорошо потрудились, научились чему-то новому, справлялись с заданиями и вам урок понравился, то выберите зелёный квадратик. А если вы ничего нового не узнали и ничему не научились сегодня, вам было трудно работать, вы ничего не поняли. Выберите красный квадратик. Поднимете выбранный вами квадратики. Значит, что вы сегодня хорошо поработали, получили новые знания и научились чему-то полезному. |
7. Организационное завершение урока |
Мне понравилось, как себя сегодня вели…Все молодцы, продолжайте в том же духе, будьте настоящими примерными учениками и подавайте пример другим классам нашей школы. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.