Конспект по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Тема: Звуки [ф], [ф']. Буква Ф.
Цель: познакомить детей с буквой Ф.
Задачи:
Образовательные:
научить узнавать зрительно букву Ф.;
учится различать звуки ф,фь;
формировать навыки правильного и осознанного чтения;
Развивающие:
развивать фонематический слух,
развивать умение делить слова на слоги и ставить ударение;
расширять представление детей о профессиях людей.
Воспитательные:
воспитывать уважение к людям в военной форме;
Оборудование: альбом, простые карандаши, разрезные азбуки, ножницы, клей (на каждого ребенка).
Ход занятия I. Объяснение нового материала
1. Знакомство со звуками [ф], [ф'] (упражнение 1, с. 34).
Педагог: Прочитайте текст. Дополните его подходящим по смыслу словом.
Я Нина Иванова. Нина — моё имя. Иванова — моя.... (Фамилия.) Педагог: Поставьте ударение в словах Нина, Иванова. Какой первый звук в слове фамилия? (Звук [ф].) Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня познакомимся? (Со звуками [ф], [ф'].)
Запишите свои имя и фамилию в клеточках.
Имя и фамилию ребенок записывает по желанию. Если ему тяжело выполнить это задание, можно попросить его написать только имя или первую букву имени. Если же ребенок не может выполнить это задание совсем, его имя должен написать педагог.
2. Знакомство с буквой Ф (упражнение 2, с. 34).
Прочитать детям информацию о следах, которые оставили звуковички [ф], [ф']. Записать буквы Ф, ф на доске. Попросить детей придумать слова с мягким согласным звуком [ф'].
3. Работа с Городом букв, буквой Ф.
Педагог: Ф — это согласная буква. Она живет на первом этаже в двухэтажном доме на Парной улице, в одном подъезде с буквой В. Вырежьте из разрезной азбуки и наклейте букву Ф в свой домик (упражнение 3, с. 34).
4. Письменное задание (упражнение 4, с. 34).
Педагог: Научитесь писать печатные буквы Ф, ф по клеточкам.
5. Чтение слогов (упражнение 5, с. 34). Педагог: Прочитайте пары слогов.
фа-фя хе-фе ву-фу
фо-фё хи-фи вы-фы
фы-фи хо-фо ва-фа
II. Закрепление изученного материала
1. Развитие навыков слогового анализа (упражнение 6, с. 34).
Педагог: Прочитайте слова и разделите их на слоги
финал филин форма фамилия
2. Определение ударного слога в слове (упражнение 7, с. 35).
Педагог: Прочитайте фамилии. Поставьте ударение над каждым словом.
Иванов Смирнов Зверев Семёнов
Педагог: Послушайте эти слова. Каким звуком они заканчиваются? (Звуком [ф].) Какая буква написана в конце этих слов? (Буква В.)
В конце слов звук [в] превращается в звук [ф]. Поэтому эти звуки называют парными.
3. Чтение текста. Развитие связной речи упражнение 8, с. 35).
Педагог: Прочитайте текст.
В России своя охрана. Имя её армия. В армии — воины. \ У них военная форма.
Педагог: Ответьте на вопросы.
— Кто из вас хочет стать военным? Почему?
— Военных каких специальностей вы знаете? (Летчики, моряки, пехотинцы...)
— Людям каких еще профессий нужна форма? Рассмотрите картинки (упражнение 9, с. 35). Какая форма у врача? Повара? Пожарного?
— Кем работаю ваши родители? Кем вы хотите стать, когда подрастете?
III. Подведение итогов занятия
1. Повторение изученного материала.
Педагог: С какими звуками мы сегодня познакомились? (Со звуками [ф], [ф'].) Какой буквой их можно обозначить? (Буквой Ф.) Где она живет? (На Парной улице, на первом этаже большого двухэтажного дома.)
Прочитайте вместе с родителями стихотворение С. Михалкова «А что у вас?»
2. Работа с итоговой информацией.
Запомните! Звуки с-з, ф-в парные. Звуки с, ф глухие, з, в звонкие.
Педагог читает выводы (альбом, с. 35) и проверяет, насколько правильно и точно дети усвоили материал занятия.
Использованная литература:
1. Молчанова О.Г. До школы шесть месяцев: срочно учимся читать. Альбом упражнений для детей 5-7 лет / О.Г. Молчанова. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2020. – 80с.
2. Молчанова О.Г. До школы шесть месяцев: срочно учимся читать. Планирование работы и конспекты занятий с детьми 5-7 лет / О.Г. Молчанова. – Москва: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2021. – 120с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.