Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Деревья России»
Оценка 5

Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Деревья России»

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
окружающий мир +1
Детсад
18.01.2020
Конспект по познавательному развитию  для детей старшего дошкольного возраста «Деревья России»
конспект деревья россии.docx

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 132 г. Тюмени

 

                   

 

               

Конспект

по познавательному развитию

 для детей старшего дошкольного возраста

                                         «Деревья России»

                           Автор: воспитатель Маренина Т.А.                                       

                                                                                

                   

                     

                      

 

 

                                             

 

 

 

 

                                                                 

                                             Тюмень, 2019

Познавательно-речевое направление.

Образовательная область: «Познание»

Цель: формировать познавательный интерес к природе, символам России.

Программные задачи:

Образовательные:

·        дать представления о деревьях, их строении на основе знакомства с березой;

·        упражнять в образовании приставочных глаголов, творительного падежа существительных, подборе родственных слов, образных сравнений;

·        расширять представления о самом почитаемом дереве в России  березе, ее значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном;

·        закреплять навык употребления предлогов в самостоятельной речи;

·        учить составлять описательный рассказ по опорной схеме.

Развивающие:

·        развивать познавательный интерес к русской природе, символам России, речь, зрительное внимание, память, мышление, творческое воображение, графические навыки;

·        продолжать развивать общую моторику рук, координацию речи с движениями, приобщать к словесному искусству, в том числе развивать художественное восприятие и эстетический вкус.

Воспитательные:

·        воспитывать любовь к русской природе, бережное отношение к ней;

Здоровьесберегающая:

·        сохранять и сберегать здоровье средствами динамических, дыхательных упражнений, пальчиковой гимнастики.

Интегрируемые образовательные области:

·        познание;

·        социально - коммуникативное развитие;

·        речевое развитие, чтение художественной литературы;

·        художественно - эстетическое развитие;

·        физическое развитие.

 

Словарная работа:

береза, береста, крона, березняк,  древесина.

Предварительная работа:

беседа о символах России, природе родного края,  чтение книг, заучивание стихотворений, песен, игр, рассматривание картин, просмотр презентаций: «Деревья нашего края», «Берёза - символ России».

Материалы и оборудование:

Дидактическая панель «Круглый год»,  аудиозапись шума леса,  ИКТ, карточки  с контурными изображениями листьев, береста или стилизованные под бересту листки бумаги с рисунком для развития мышления и внимания, бумажные или пластмассовые игрушки: птицы или насекомые - по числу детей, предметы для украшения дерева: полотенце, ленты, венки, бусы и т.д., лист ватмана,  листы белой бумаги: по числу детей, черные и зеленые фломастеры, стаканы с березовым соком.

Форма проведения: совместная деятельность.                                                   

Виды  детской  деятельности:

продуктивная, коммуникативная, восприятие  художественной литературы, познавательная, двигательная, художественно - творческая.

Ход НОД:

Звучит аудиозапись шума природы.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие, где нас ждёт много приключений, игр. И все они связаны с одним деревом. А что это за дерево, вы сейчас догадаетесь. На экране изображены деревья: ель, сосна (выше остальных деревьев), дуб, клен, береза.

Воспитатель просит детей назвать дерево, путём исключения других деревьев:

 

«Это дерево не самое высокое (исключается сосна), без иголок (исключается ель), без желудей (исключается дуб), его ствол не коричневый (исключается клен)».

О каком же дереве речь?

Д е т и: О березе!

Воспитатель: Да, мы поговорим о березе и поиграем. В нашей стране к этому дереву особое отношение. Его очень любят и называют символом России. В нашем крае тоже есть берёза. Где мы с вами можем её увидеть?

 

Д е т и: Берёза растёт в парке, её можно встретить возле школы и около детского сада, растет она по всей России: и на лугу, и в лесу. Берёза растёт даже на Севере.

 

Воспитатель: Да, действительно так. Но это еще не все. Мы узнаем много нового и поймем, почему береза - символ России. Ну, что отправляемся в путь? Интересно, а куда же мы отправимся? Мы узнаем, если отгадаем загадку:

                          На лесной опушке стоят подружки.

                          Платьица зелёны, шапочки белёны. Берёза

Отправляемся в лес и узнаем как живётся берёзке в лесу.

На стене группы прикреплена дидактическая панель «Круглый год», оформленная листьями берёзы.

Воспитатель: Мы по лесу шли, шли. Через мостик…

Д е т и: Перешли.

Воспитатель: К березе…

Д е т и: Подошли!

Воспитатель:  Рассмотрите и назовите части дерева.

Воспитатель проводит корректурную пробу: раздаёт детям картинки с изображением берёзок, акаций белых, ивушек плакучих.

В природе нашего края много деревьев. Обведите каждую берёзку в кружок, каждую акацию - зачеркните, а ивушку плакучую обведите квадратиком.

Воспитатель: Это дерево считается русским, хотя его название знакомо большинству народов, населяющих Европу. Означает это слово «белый, светлый». А теперь рассмотрите березку и придумайте красивые слова, расскажите, какая она.

Д е т и: Береза стройная, высокая, нежная, белоствольная.

Воспитатель: А как вы, думаете с кем сравнивают березу?

Д е т и: С невестой, девушкой, красавицей.

Придумывают образные сравнения: стройная, высокая, кудрявая, …

Воспитатель: А сможете ли узнать листья березы?

Д е т и: Да! Сможем!

 

Воспитатель: Сейчас проверим. Найдите на картинке только березовые листья и раскрасьте их.

На картинках изображены контуры наложенных друг на друга листьев деревьев. Дети находят листья березы и раскрашивают их.

Динамическая пауза «Березка»

Воспитатель: А еще в старину вокруг березки водили хоровод.

Очень тихо звучит мелодия русской народной песни «Во поле берёза стояла»

За руки сейчас возьмемся, вокруг дерева пройдемся.

Как березка высока, как березонька тонка…

Если руки поднимаем, до макушки не достанем.

Ветки тонкие свисают, даже землю задевают.

Если ветер налетает, то березоньку качает:

Вправо, влево, взад, вперед, а потом наоборот.

Только солнце пригревает, листья крону покрывают.

Запах листиков вдыхаем, ртом тихонько выдыхаем…

Как березоньку мы любим, никогда не позабудем!

Даже в дальней стороне будет долго сниться мне.

Дети идут хороводом, держась за руки. Поднимают руки вверх. Сужают круг, подходя к центру. Встают на носки, поднимают руки вверх. Опускают руки, наклоняются вперед. Наклоняются вперед, назад, вправо, влево. Скрещивают ладони с расставленными пальцами. Складывают ладони лодочкой и открывают их. Делают вдох носом. Делают выдох ртом. Кланяются березке.

Воспитатель: Дети, а вы знаете чем считают берёзу?  Березы считают символом семьи, потому что они часто растут целой семейкой. Вот и мы сейчас придумаем «семейку» слов к этому слову.

Д е т и: Березка, березонька, березовый, березняк, подберезовик.

Воспитатель: Дети, а люди ценят это дерево?

Д е т и: Да

Воспитатель: А за что можно ценить берёзу?

Березу ценят еще и за то, что она служит доброй помощницей для людей.

Что делают из древесины березы?

Д е т и: Древесина станет столом, избой, музыкальным инструментом, посудой, лучиной.

Воспитатель: А чем станет кора?

Д е т и: Береста станет лаптями, коробкой, бумагой.

Воспитатель: А чем могут стать листья, почки?

Д е т и: Они могут стать лекарством.

Воспитатель: Да, действительно. Русское название березы ученые связывают со словом - действием «беречь». В древности считали, что береза оберегает человека от злых сил. При простуде пьют чай из березовых почек. Березовый сок богат витаминами. А какая русская баня без березового веника? Березовый деготь входит в состав мазей, которые используют для лечения кожных заболеваний, также его добавляют в мыло.

 

Березовый уголь принимают при отравлениях. Березовый гриб чага считается лекарством от желудочно-кишечных заболеваний, применяется для улучшения аппетита и сна. Значит, чем для нас является береза?

Д е т и: Полезным и ценным деревом.

Слайд-шоу «Польза берёзы»

Д е т и: Береза -  это наш лекарь, доктор.

Воспитатель: А еще, ребята, в старину бересту использовали как бумагу. Существовало так называемое берестяное письмо. Вот и мы представим, что перед нами такие надписи. Найдите закономерность и продолжите ряд.

Дети дорисовывают в каждом ряду знаки.

Воспитатель: Березу называют кудрявой, раскидистой, белоствольной. Вокруг нее кипит жизнь: птицы вьют гнезда на ветках, летают бабочки, мошки, жуки.                             Детям воспитатель раздаёт игрушки птиц или насекомых. По заданию воспитателя или самостоятельно они помещают их в разных местах березки и комментируют свои действия, закрепляя изученные предлоги.

Д е т и: Жук сидит на березе. Птичка летит над березой. Муравей ползет под березой.

Игровое задание

Развитие логического мышления, знаний о месте обитания животных, рыб.

Картинки

-  Кого я встретил в лесу?

- Выбери свой маршрут: расположить карточки всевозможными способами.

Затем дети составляют рассказ о березе по опорной схеме.

Воспитатель: А сейчас, используя схему, мы расскажем о березе все, что узнали.

Дети составляют рассказ, закрепляя все изученное, по опорным схемам.

Воспитатель: Из каких частей состоит береза? Где растет?

Как используются древесина березы, береста?

Каковы лечебные свойства березы и ее частей?

В каких художественных, музыкальных произведениях упоминается береза? (Образ березы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке).

Коллективная продуктивная деятельность:

Дети из листов белой бумаги делают конусы и трубочки - «стволы березы». Фломастером чёрного цвета рисуют чечевички. Наклеивают «стволы» на лист ватмана. Дорисовывают крону фломастером зеленого цвета.

Воспитатель: Я хочу угостить вас березовым соком.

Дети пьют березовый сок.

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Деревья России»

Конспект по познавательному развитию  для детей старшего дошкольного возраста «Деревья России»

Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Деревья России»

Конспект по познавательному развитию  для детей старшего дошкольного возраста «Деревья России»

Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Деревья России»

Конспект по познавательному развитию  для детей старшего дошкольного возраста «Деревья России»

Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Деревья России»

Конспект по познавательному развитию  для детей старшего дошкольного возраста «Деревья России»

Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Деревья России»

Конспект по познавательному развитию  для детей старшего дошкольного возраста «Деревья России»

Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Деревья России»

Конспект по познавательному развитию  для детей старшего дошкольного возраста «Деревья России»

Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Деревья России»

Конспект по познавательному развитию  для детей старшего дошкольного возраста «Деревья России»

Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Деревья России»

Конспект по познавательному развитию  для детей старшего дошкольного возраста «Деревья России»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2020