Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Прогулка весной».
Составила: Левина Юлия Викторовна
Цель: Закрепление знаний детей о характерных признаках весны; составление описательного рассказа о весне.
Задачи:
Образовательные: уточнить и активизировать словарный запас; совершенствовать грамматический строй речи: согласование существительных с прилагательными, с глаголами; связной речи- диалогической и монологической форм; совершенствовать навык составления описательного рассказа по картинкам с последовательно развивающимся действием. закрепить звуковую культуру речи: умение определять позицию звука в слове, называть слова на заданный звук.
Развивающие: закреплять представления о весне и её приметах; развивать творческое воображение, мышление, внимание, помогать логично и содержательно строить высказывания.
Воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материал к занятию: фланелеграф, конверт, «письмо от Весны», картинки для составления рассказа по теме «весна».
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за весенними признаками; чтение произведений и рассматривание картин о весне; чтение художественной литературы и заучивание стихотворений, примет, пословиц о весне, о птицах; беседы на темы: «Весна», «Животные весной», «Птицы»; работа в календаре погоды, рассматривание иллюстраций на тему «Весна»;
Ход занятия:
-Ребята, я хочу вас сегодня пригласить в очень интересное путешествие: увлекательное и познавательное. Но к каждому путешествию нужно подготовиться, настроиться.
– Давайте сейчас встанем посвободнее и настроимся на наше путешествие.
Здравствуй, солнце! Поднимают руки к солнышку.
Здравствуй, небо! Качают над головой руками.
Здравствуй, вся моя Земля! Руками делают круговые движения.
Мы проснулись очень рано Трут кулачками глаза.
И приветствуем тебя! Разводят руки в разные стороны.
-Скажите мне пожалуйста, какое сейчас время года? Весна.
-Значит наше путешествие будет весеннее.
Мотивация
-Ребята, начать наше путешествие о весне я хотела по картинкам-символам.
Приготовила их, положила, но они куда-то исчезли. Вместо них появилось какое-то письмо. Почитаем? Может поймём, что случилось с нашими картинками. Слушайте.
«Дорогие ребята! Весна в самом разгаре. Начался второй месяц. И я хочу с вами поиграть и дарю вам полянку с цветами. Но цветы на полянке не простые, в них картинки- символы и задания для вас. Чтобы получить картинки, необходимо выполнить мои задания.»
И подпись: Весна-красна.
-Ну и ну! Весна хочет с нами поиграть и пошутить. Вы согласны?
Все задания выполняем, картинки получаем, рассказ о весне составляем.
– Сейчас мы посмотрим, какой нам цветочек первым снять. Вот с этого начнём.
Предложение: Наступила долгожданная весна.
1 задание такое: «Назовите месяцы».
Для этого нужно назвать весенние месяцы. Какое время года на дворе? Сколько месяцев весны вы знаете? (Три). Перечислите весенние месяцы по порядку. (Март, апрель, май).
– Про эти месяцы вы знаете стихи и вот такие у меня есть красивые картинки. Кто про март расскажет стихотворение? Возьми, Олеся. картиночку, показывай ребятам и рассказывай:
Приходит Март и с ним Весна.
Лес пробудился после сна.
Под солнцем ярким снеговик
Подтаял, сгорбился и сник.
– Про апрель? Иди, Каролина.
Апрель –растаяли снега,
Плывучим льдом полна река.
Всё жарче солнышка лучи,
Вьют гнёзда важные грачи.
-И про май? Выходи, Яна.
Май одевает лес и сад
В зелёный праздничный наряд
Длиннее стал погожий день
И пышно расцвела сирень.
-Молодцы, ребята! Весенние месяцы мы назвали. Выполнили задание, получаем картинку. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми).
-Следующий цветочек снимаем.
Предложение: Ярче светит солнышко.
2 задание такое: Игра «Подбирай, называй»
Нужно к словам подобрать признак предмета. На какой вопрос отвечает признак предмета? (Какой? Какая? Какое? Какие?)
Весна (какая?) … Долгожданная, красивая, цветущая.
Солнышко (какое?) … Яркое, ласковое, лучистое.
Небо (какое?) …. Голубое, чистое, высокое.
Ветерок(какой?) … Тёплый, сильный, весёлый.
Облака(какие?) … Белые, пушистые, лёгкие.
Листочки(какие?) … Зелёные, клейкие, молодые.
-Какие сообразительные, молодцы! Справились с заданием, получаем картинку. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми).
А мы возьмём следующий цветочек.
Предложение: Быстро тает снег и бегут ручейки.
3 задание: Д/И «А как наоборот?»
– Давайте ребята поиграем в слова – противоположности, встаньте полукругом. Я называю слово, а вы называете наоборот, передавая друг другу мячик.
Высокий – низкий, холодный- жаркий, твёрдый- мягкий, тяжёлый- лёгкий, громкий – тихий, большой- маленький, добрый-злой, день- ночь, потолок- пол, чистота- грязь, сахар- соль, зима- лето, смеётся – плачет, закрыть – открыть, взлетает- садится, надевает – снимает, подниматься-спускаться, приходить-уходить, светлый-темный.
-Вот какие вы умные, поиграли в игру, присаживайтесь на стульчики. Берем картинку. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми). Возьмём следующий цветочек.
Предложение: На земле выросли первые цветы и травка.
4 задание: Игра «Кто больше действий назовёт?»
Нужно к словам подобрать действие предмета. На какой вопрос отвечает действие предмета? (Что делает?) Слушайте внимательно.
Солнце весной (что делает?) греет, припекает, согревает, ласкает, …
Снег весной (что делает?) тает, чернеет, оседает, …
Ручьи весной (что делают?) бегут, журчат, звенят, …
Сосульки весной (что делают?) тают, капают, …
Птицы весной (что делают?) возвращаются, прилетают, вьют, …
Травка весной (что делает?) пробивается, растёт, зеленеет, …
– Вот это да! Весна довольна, как вы совсем справляетесь. И отдает нам еще одну картинку. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми). Снимаем следующий цветочек.
Предложение: На деревьях набухли почки и появляются листочки.
5 задание: «Назови правильно».
– И мы отправляемся гулять в лес. Если мы с вами идём гулять в лес, где растут одни берёзы, значит это лес какой? Берёзовый.
– Если одни ели? Еловый. Сосны? Сосновый. Дубы? Дубовый. Каштаны? Каштановый. Клёны? Кленовый. Осины? Осиновый. Липы? Липовый. Ивы? Ивовый.
– Молодцы! Получаем картинку. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми).
А сейчас, ребята, давайте немного отдохнём.
Нас ждёт физминутка!
Физкультминутка «Прогулка»
Дети по лесу гуляли, |
Ходьба на месте. |
За природой наблюдали |
Повороты головой влево-вправо. |
Вверх на солнце посмотрели. |
Встать на носочки. |
И их лучики согрели. |
|
Чудеса у нас на свете, |
Присесть, руки на поясе. |
Стали карликами дети. |
|
А потом все дружно встали, |
Встать на сосочках, |
Великанами мы стали. |
руки на поясе. |
Бабочки летали, |
Бег на месте, |
Крыльями махали. |
плавно машем руками. |
Дружно хлопаем, |
Хлопки в ладоши. |
Ногами топаем. |
Притопы на месте. |
Хорошо мы погуляли |
Дети присаживаются |
И нисколько не устали. |
на свои места. |
Предложение: Перелётные птицы возвращаются из тёплых стран.
6 задание: Д/И «Подели на слоги»
– Нужно каждое слово поделить на слоги, прохлопать, назвать количество слогов в слове: ворона, сорока, голубь, синица, воробей, грач, сова, галка, филин, ласточка, стриж.
-Замечательно. Выполнили задание. Получаем картинку. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми). Возьмём следующий цветочек.
Предложение: Они вьют гнёзда и выводят птенцов.
7 задание: «Игра со звуками»
-Назовите ребята, слова, которые начинаются со звука «к», «с», «м».
– Сосчитайте количество звуков в словах: сыр, маки, оса, лиса, вода.
– Ах, какие молодцы! Отвечали дружно, справились с заданием. Отдавай нам, весна, заработанную картинку. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми).
Снимаем следующий цветочек.
Предложение: Животные пробуждаются от зимней спячки.
8 задание: «Расскажи о животных».
Здесь Весна -красна предлагает поговорить о животных и сравнить их. Воспитатель вносит игрушки, лису и зайца, вызывает двоих детей.
К нам в гости пришли лисичка и зайчик. Давайте их сравним. Иди, Каролина, иди, Лева.
Каролина: У лисы большой пушистый хвост. А у зайца какой хвост?
Лева: У зайца маленький. Зато у него большие уши. А у лисы какие уши?
Каролина: У лисы ушки маленькие. Но у неё красивая рыжая шубка. А у зайца какая шубка?
Лева: А у зайца шубка летом серая, а зимой белая. А у лисы шубка меняет цвет?
Каролина: А у лисы шубка не меняет цвет, у неё под шерстью зимой вырастает тёплый пух.
– Прекрасно. Очень хорошо всё рассказали про животных.
Получаем картинку. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми). Возьмём следующий цветочек.
Предложение: Появляются первые насекомые.
9 задание: Д/И «Определи звук»
– Встаньте ребята в круг. Поиграем в игру. Я называю вам слово, тот, кто поймал мяч, определяет, какой звук в этом слове стоит на первом месте:
-гласный или согласный;
-если согласный- твердый или мягкий, глухой или звонкий.
Весна, солнце, март, трава, капель, аист, зеленеет, облако, тепло, ручей.
– Вот какие умные вы, опять выполнили задание.
Берем картинку. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми). Снимаем последний цветочек.
Предложение: Весной у людей много работы.
10 задание: Игра «Доскажи словечко».
Я читаю предложение, последнее слово называет тот, на кого я покажу.
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
Заглянул к нам месяц… март.
В тёплый край не улетаю
Здесь под крышей обитаю,
Чик- чирк, не робей!
Я бывалый… воробей.
Апрель! Апрель!
На дворе звенит… капель.
Зазвенели ручьи, прилетели… грачи.
На ветках плотные комочки-
В них дремлют клейкие… листочки.
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
В гости к нам пришёл… апрель.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый … василёк.
– Молодцы, ребята! Все мы с вами задания выполнили, схемы наши готовы. И мы сейчас с вами попробуем рассказать о весне. Послушайте, ребята, я вам сначала расскажу.
Наступила долгожданная весна. Ярче светит солнышко. Быстро тает снег и бегут ручейки. На земле выросли первые цветы и травка. На деревьях набухли почки и появились листочки. Перелётные птицы стаями возвращаются из тёплых стран. Они вьют гнёзда и выводят птенцов. Животные пробуждаются от зимней спячки. Появляются первые насекомые.
Весной у людей много работы.
– Кто хочет попробовать рассказать? Иди, ….. (Рассказ девочки).
Молодец! – Кто ещё хочет? Иди, …... (Рассказ мальчика).
-Ребята, Всё что нам весна задала, мы с вами выполнили.
-Давайте сейчас вспомним, что же интересного было в нашем путешествии. (Ответы детей). Весна очень благодарит вас за ваше умение и старание. Вам она дарит теплую погоду, солнышко, которое не только светит, но уже и согревает, и хорошее настроение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.