Конспект по развитию речи во 2 классе на тему "Изложение. Хитрая рыба"

  • docx
  • 18.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала изложение 2 класс хитрая рыба.docx

министерсво образования, науки и молодёжной политики республики коми

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение

 «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

 

Технологическая карта

пробного урока развития речи  

Студентки 341 группы

Социально – педагогического отделения

Пантюховой Марии Андреевны

Место проведения урока:

Школа №  , класс 2  «»

Дата проведения урока: 11.12.2020

ФИО учителя школы:

Лариса Баклагина

Дата_____________Подпись__________

ФИО преподавателя-консультанта:

Лариса Баклагина

Допуск к проведению урока:

Дата_____________Подпись__________

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта пробного урока развития речи

 (УМК «Школа России»)  

Изложение «Хитрая рыба»

Учебный предмет:

Развитие речи

Класс:

2

Цели урока:

Деятельностная: Создать условия для формирования УУД.

 

Содержательная: Формировать умение создавать письменный пересказ текста

Технологии, методы:

ПДО: беседа, анализ

Основные понятия, термины:

Изложение

Тип урока:

Урок ОНЗ (комбинированный)

Планируемый результат:

Предметный:

 

·         Знают понятие изложение;

·         Умеют читать осмысленно;

·         Умеют правильно читать с доски вопросы плана;

·         Умеют понимать содержание вопросов плана;

·         Умеют отвечать точно на прочитанный вопрос;

·         Умеют пользоваться планом при ответе на вопросы;

·         Умеют грамотно записывать предложения в письменной речи;

·         Умеют записывать пересказ текста опираясь на план;

 

 

Личностный:

·         Умеют высказывать свое мнение.

·         Проявляют интерес к родному языку.

·         Уважительно относятся к высказываниям одноклассников.

·         Выполняют самооценку собственной деятельности.

Метапредметный:

 

·         Умеют строить простые речевые высказывания при ответе на вопрос (К.)

·         Умеют контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р.)

·         Умеют совершать самооценку и взаимооценку (Р.)

·         Умеют строить речевое высказывание по плану (К.)

·         Умеют совершать рефлексии содержания и деятельности (Р.)

·         Совершенствуют аналитические умения (П.)

·         Умеют оценивать качество своих знаний, результативность (Р.)

Организация пространства:

Формы работы по организации деятельности детей:

·         Фронтальная; Индивидуальная;

Ресурсы:

·         https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/586854/

 

 

 

 

 

Ход урока

Этапы урока

Задачи этапа

I. Орг. момент.  Мотивация детей на урок (на деятельность)

1.Замотивировать учащихся к учебной деятельности с целью осознания ими важности предстоящей работы. (Л.)

 

Наглядность, оформление доски

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

 

-Здравствуйте, меня зовут Мария Андреевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь.

 

-Ребята, сегодня у нас сложный урок всем нужно быть внимательными и активными. Для того, чтобы настроится на работу давайте садим как настоящие ученики: спинки прямо, ноги стоят ровно под партой. На парте нет ничего лишнего, всё красиво сложено на краю парты. Покажите, что вы готовы трудиться на нашем уроке.

II. Постановка учебной

Актуализировать понятие изложение (Пр.)

 

Надпись: Изложение

·         Актуализация знаний об изложении

 

-Ребята, сегодня у нас урок развития речи и мы будем учиться создавать текст

 

-Ребята, прочтите что записано на карточке?

Изложение

-Вы уже писали изложения?

 

-На уроках чтения вы читаете рассказы, сказки и часто их пересказываете. Вот если такой пересказ записать, то получится изложение.

 

-Что такое изложение? (Изложение – это письменный пересказ текста) (на слайде)

 

-Сегодня мы будем писать изложение «Хитрая рыба»

 

III. Чтение текста и его содержательный анализ

 

Совершенствовать смысловое чтение (Пр.)

 

Формировать умение строить простые речевые высказывания пи ответе на вопрос (Пр.)

 

 

Текст на карточке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надпись: Тема. Щука и кот
Основная мысль. Щука цапнула кота
 

 

 

 

 


 

Хитрая рыба

Яша поймал большую щуку. Он пустил щуку в ведро с водой. Ведро поставил в чулан. Учуял добычу рыжий кот. Хотел кот поймать щуку. Только у щуки зубы острые. Щука цап кота за лапу. Помнит кот эту встречу! (37 слов)

 

-Давайте познакомимся с текстом.

 

-Читает учитель. Кто прочтет теперь громко для всего класса? (читает ученик)

 

-О чем говорится в тексте?

О том как Яша поймал щуку и кот захотел ее съесть

-Как звали мальчика? Яша

 

-Кого поймал Яша?

Большую щуку

-Что он сделал с щукой?

Пустил в ведро с водой

-Куда поставил ведро?

В чулан

 

-Кто учуял добычу?

Рыжий кот

-Что хотел сделать кот?

Поймать щуку

-Только что у щуки острое?

Зубы

- О чем говорится в следующем предложении?

Щука цапнула кота

-Щука цап кота за что?

За лапу

-Что помнит кот?

Эту встречу

-Какой знак стоит в конце предложения?

Восклицательный знак

-Ребята, так что же произошло между щукой и котом?

 

-Как говорится в тексте, что сделала щука с котом?

Цапнула за лапу

-Вы сегодня на уроке побудете настоящими писателями. Будете записывать текст в тетрадь. Когда автор начинает писать рассказ, он всегда задает себе вопрос: о ком я хочу написать

 

-Когда мы говорим о чем этот текст, это значит мы называем тему текста. Кто назовет тему этого текста о ком этот текст?

О щуке и коте

-Когда автор думает, о чем он хочет сказать своим рассказом – это значит он определяет основную мысль текста. Что хотел автор сказать нам свои рассказом? В чём хотел убедить нас автор, какую мысль донести?

Щука цапнула кота /хитрая щука цапнула кота

Промежуточная рефлексия

 

 

 

 

 

 

-Какую работу мы сейчас выполняли?

Прочитали текст, определили тему и основную мысль текста

-Сейчас я вам расскажу какой текст должен у нас получится: текст о щуке и коте, которого цапнула щука

 

-Кто повторит какая перед нами задача стоит, какой текст создать нужно?

Текст о щуке и коте, которого цапнула щука

-Нам нужно в своем рассказике передать тему и основную мысль текста

 

-Рассказать эту историю по порядку, ничего не пропустить нам поможет план  

 

IV. Работа с данным учителем планом.

Работа над предложением.

 

Совершенствовать умение правильно читать с доски вопросы плана, понимая их содержание (Пр.)

 

Совершенствовать умение понимать содержание вопросов плана и формулировать точный ответ (Пр.)

 

Совершенствовать умение строить простые предложения (Пр.)

На доске план

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У меня на доске план. Это план, который состоит из вопросов, они помогут нам написать все по порядку и ничего не пропустить.  Сейчас мы будем учиться пользоваться планом, это очень интересная, но сложная работа.

 

1.      Кого поймал Яша?

Большую щуку

2.      Куда он пустил щуку?

В ведро с водой

3.      Куда поставил ведро?

В чулан

4.      Кто учуял добычу?

5.      Что хотел сделать кот?

6.      Только что у щуки острое?

7.      Щука цап кота за что?

8.      Что помнит кот?

Рыжий кот

Поймать щуку

Зубы

Лапу

Эту встречу

 

 

 

-Это план который поможет нам пересказать текст по порядку. На каждый вопрос нужно сказать одно предложение.

 

·         Вопросы читает учитель, а ученики отвечают

 

-Я сейчас прочту первый вопрос: Кого поймал Яша? Здесь есть все слова для ответа, кто ответит полным ответом. Начни предложение с подчеркнутого слова (Яша поймал большую щуку.)

 

-Читаю, не пропуская вопросов. Куда он пустил щуку? (Он пустил щуку в ведро с водой)

 

-Какой вопрос нужно прочитать дальше.

 

- и тд.

 

-Что помнит кот? (Помнит кот эту встречу)

 

·         Вопрос читает вслух ученик, а другой отвечает

 

-Теперь кто-то из вас будет читать вопрос, а кто-то будет отвечать. (Кого поймал Яша? Яша поймал большую щуку)

 

-Следующий вопрос. (Куда он пустил щуку? Он пустил щуку в ведро с водой)

 

-Верный вопрос задал, ничего не пропустил?

 

-Кто задаст следующий вопрос (Куда поставил ведро? Ведро поставил в чулан)

 

-Задай следующий вопрос (Кто учуял добычу? Учуял добычу рыжий кот)

 

-Следующий вопрос (Что хотел сделать кот? Хотел кот поймать щуку)

 

-Следующий вопрос (Только что у щуки острое? Только у щуки зубы острые)

 

-Задай следующий вопрос (Щука цап кота за что? Щука цап кота за лапу)

 

-И задай последний вопрос (Что помнит кот? Помнит эту встречу кот)

 

Промежуточная рефлексия

Формировать умение контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р.)

 

-С чем мы сейчас работали?

-Как нужно отвечать на вопросы плана? (Не пропуская, по порядку)

Работали с планом

-Для чего нам нужен план? (план поможет точно пересказать текст, не перепутав части)

 

-В изложении нужно не только верно передать основную мысль текста, но и написать его грамотно, для этого мы посмотрим, как пишутся трудные слова.

 

V . Выбор способа действия

Учить правильно определить способ действия(п.)

 

-Ребята, что нужно сделать, чтобы лучше написать изложение?

Будем учить текст наизусть или сами побудем в роли автора?

 

-Почему?

 

Сами побудем в роли автора

 Потому что это интереснее

VI. Орфографическая подготовка

 

Формировать умение грамотно записывать предложения в письменной речи (Пр.)

 

 

План

План

1.      Кого поймал Яша?

Большую щуку

2.      Куда он пустил щуку?

В ведро с водой

3.      Куда поставил ведро?

В чулан

4.      Кто учуял добычу?

5.      Что хотел сделать кот?

6.      Только что у щуки острое?

7.      Щука цап кота за что?

8.      Что помнит кот?

Рыжий кот

Поймать щуку

Зубы

Лапу

Эту встречу

 

 

 

-В слове поймал пишем букву О и Й– это нужно запомнить.

 

-В слове большой -пишем букву о, проверяем словом- бОльше.

большой

-Какую букву пишем в слове после Щ в слове щука? Почему?

-Этим же правилом объясняется написание слова чулан

Щука. Правило чу щу пишем с буквой у

-А почему в слове вода пишем букву о?

 

-Так же в слове добыча пишем букву о. Запомните. Можно проверить словом дОбыл

Проверочное слово вОдный

 

Так же запомните словарное слово Встреча. Обратите внимание на гласную букву т

 

-Как пишем слово Яша?

С прописной буквы, это имя собственное

Промежуточная рефлексия

Формировать умение контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р.)

 

-Какую работу мы сейчас выполняли?

Запоминали написание слов

-Для чего мы это делали?

Для того, чтобы грамотно написать изложение

VII. Перечитывание текста

 

Сейчас послушайте текст еще раз, кому нужно, следите за текстом на карточках.

 

VIII.Запись текста

 

Формировать умение записывать пересказ текста опираясь на план (Пр.)

 

11 декабря.

Изложение.

Хитрая рыба.

 

+ план

 

-Сейчас каждый шепотом прочтите текст ещё раз.

Откройте тетради.

Запишите число. Изложение. Хитрая рыба.

-Приступайте к написанию текста. Не забудьте опираться на план, данный на доске.

 

Промежуточная рефлексия

Формировать умение контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р.)

 

-Какую работу мы сейчас выполнили?

Писали изложение

-Что нам помогало в написании изложения?

план

-Что было слевой стороны доски? (план)

-Что мы получили справой стороны? (текст, который мы сочинили опираясь на план)

 

-Давайте проверим на все ли вопросы мы ответили по порядку и исправим если кто-то нечаянно допустил такую ошибку.

 

IX.Редактирование текста

 

Совершенствовать умение само- и взаимооценки (Р.)

 

Формировать умение строить речевое высказывание по плану (К.)

 

Формировать умение анализировать (П.)

 

 

-Сейчас мы послушаем работу___, а всем остальным нужно будет внимательно послушать и оценить текст по памятке.

 

-Сейчас я прочту памятку.

-Прочти ещё раз памятку в слух.

 

Памятка

1.      На все ли вопросы плана ответил ?

2.      На все ли вопросы отвечал по порядку?

3.      Не было ли перестановок вопросов плана?

4.      Не было ли пропусков вопросов плана?

5.      Сделай вывод: умеет ли пользоваться планом?

 

-___ читает свой текст, а все остальные готовятся оценить его работу по памятке.

 

-Оцени работу по памятке. Начни свой ответ с обращения к своему товарищу.

 

-Посмотрите нет ли таких ошибок в вашем тесте, перечитайте его

 

Промежуточная рефлексия

Формировать умение контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р.)

 

-Какую работу мы выполняли? (Оценивали работу по памятке)

 

-Для чего мы это делали? (Для того, чтобы увидеть свои ошибки и исправить их)

 

-Ребята, на доске вопросы – это план. Он наш помощник, а что получилось в тетради? (В тетради получился текст, рассказ о хитрой щуке и коте)

 

- Какую важною работу нужно выполнить чтобы создать текст? (Определить какой текст нужно создать и поработать с планом)

 

X.Итог урока. Рефлексия содержания и деятельности на уроке.

Учить рефлексии содержания и деятельности (Р.)

Совершенствовать аналитические умения учащихся (П.)

Учить оценивать качество своих знаний, результативность деятельности на уроке

 

-Назовите тему сегодняшнего урока

-Над каким умением мы сегодня работали? (Учились письменно пересказывать текст опираясь на план)

-Как мы действовали для того, чтобы написать изложение по тексту? (Прочитали текст, определили, что хотел сказать автор, ответили на вопросы плана и записали)

 

 

Урок окончен.

Изложение «Хитрая рыба»