Конспект по русскому языку на тему: «Слово»

  • docx
  • 28.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект по русскому языку на тему.docx

Конспект по русскому языку на тему: «Слово».

 

Цель: развитие умения находить слова, обозначающие предмет.

Задачи:

          - формирование знания о словах, обозначающих предметы;

- учить детей различать предмет и слово как название предмета;

- способствовать развитию памяти, внимания, речи учащихся;

- воспитывать аккуратное отношение к работе, усидчивость, желание и интерес к урокам письма.

Оборудование: дидактические материалы (картинки с изображением семьи, времен года и т.д), карточки с буквами и слогами.

Ход работы:

1.Организационный момент.

Учитель:

- Ребята, сегодня наша с вами тема урока будет очень интересной.
  Но я вам не скажу что это за тема, а вы сами мне скажите об этом!
 Сейчас я задам вам загадку, по которой вы поймете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке.

-Звуки друг друга нашли,

Встали рядом и смысл обрели.

Много их, аж кругом голова...

Собираются звуки в... 

Ответ: Слова.

Учитель:

- Ну что, догадались?
 Конечно же речь пойдет про слово! А вы знаете, что такое слово?

Давайте попробуем разобраться, что же это такое.

Все, что окружает нас в повседневной жизни (предметы, люди, животные, явления, действия, события и так далее ), имеет свое название. Падающие с неба капельки воды - это дождь. Поле, на котором выращиваю арбузы, дыни, тыквы, - бахча. Потребность пить - жажда.

Поэтому говорят, что слово выполняет назывную функцию, то есть называет.

Слово можно записать при помощи специальных символов - букв. А когда мы произносим какое-либо слово, мы выговариваем звуки. Слово состоит из звуков, расположенных в определенном порядке. Если этот порядок или состав звуков изменить, то слово потеряет свое значение.

Слово можно определить как сочетание звуков, которое выражает определенное понятие. Понятие, выражаемое словом, закрепляется за ним в ходе развития человечества, но со временем может изменяться.

Слово состоит из слогов и имеет ударение.

Слово - единица языка и единица общения.

Слово - соотношение между набором звуков и понятием, которое эти звуки обозначают.

2.Основная часть.

Учитель: Скажите, а кто научил вас говорить?

Дети: мама, семья!

Учитель: Правильно. Первыми кто учит детей говорить и узнавать родную речь, являются родные и близкие люди.

Посмотрите на картинку, которая висит на доске. На ней изображена семья. Кто тут есть?

- мама, папа, дочь и сын.

У них есть свои названия, эти названия называются словами!

 

Работа в группах.

Учитель: Прошу вас разделиться на группы и начать выполнять задание.

1 задание:  Подчеркните слова, обозначающие предмет

Пальто, звучит, сторожит, дерево, ёж, бегут, стол, весёлый, кошка, петух, плывёт, дом, лимон, небо, ждёт, капуста, бабочка.

2 задание: Вставьте недостающую букву, чтобы получилось слово.

В Е … Н А               М … Л О

М Е Т … Е Л Ь        И Г Р …

С О Л … Ц Е           Н … С

В … Т Е Р                М О … О КО

К… Ш А                  Л .. К

3 задание: Составьте предложение по картинкам и  сосчитайте, сколько слов получилось в каждом предложении.

    

 

 

                     

                             

 

4 задание: Назовите слово, которое обобщает все приведенные в данной цепочке слова:

а)  листья, корни, дерево, ствол, ветки;

б)  деревья, ягоды, птички, лес, грибы;

в) море, водоросли, ракушки, рыбы, волны.

5 задание: Посмотрите на картинки.  Какие времена года на них изображены? Назовите слова, которые обозначают предметы или явления связанные с тем или иным временем года.

     

   

 3. Подведение итогов.

 Молодцы! Вы хорошо поработали, скажите, чему мы учились сегодня  на уроке? Что вам понравилось на уроке?

- Встаньте те ребята, которые довольны своей работой на уроке?

- Молодцы! Всем спасибо за работу!