Конспект по русскому языку на тему: «Слово».
Цель: развитие умения находить слова, обозначающие предмет.
Задачи:
- формирование знания о словах, обозначающих предметы;
- учить детей различать предмет и слово как название предмета;
- способствовать развитию памяти, внимания, речи учащихся;
- воспитывать аккуратное отношение к работе, усидчивость, желание и интерес к урокам письма.
Оборудование: дидактические материалы (картинки с изображением семьи, времен года и т.д), карточки с буквами и слогами.
Ход работы:
1.Организационный момент.
Учитель:
- Ребята,
сегодня наша с вами тема урока будет очень интересной.
Но я вам не скажу что это за тема, а вы сами мне скажите об этом!
Сейчас я задам вам загадку, по которой вы поймете, о чем сегодня пойдет
речь на нашем уроке.
-Звуки друг друга нашли,
Встали рядом и смысл обрели.
Много их, аж кругом голова...
Собираются звуки в...
Ответ: Слова.
Учитель:
- Ну что,
догадались?
Конечно же речь пойдет про слово! А вы знаете, что такое слово?
Давайте попробуем разобраться, что же это такое.
Все, что окружает нас в повседневной жизни (предметы, люди, животные, явления, действия, события и так далее ), имеет свое название. Падающие с неба капельки воды - это дождь. Поле, на котором выращиваю арбузы, дыни, тыквы, - бахча. Потребность пить - жажда.
Поэтому говорят, что слово выполняет назывную функцию, то есть называет.
Слово можно записать при помощи специальных символов - букв. А когда мы произносим какое-либо слово, мы выговариваем звуки. Слово состоит из звуков, расположенных в определенном порядке. Если этот порядок или состав звуков изменить, то слово потеряет свое значение.
Слово можно определить как сочетание звуков, которое выражает определенное понятие. Понятие, выражаемое словом, закрепляется за ним в ходе развития человечества, но со временем может изменяться.
Слово состоит из слогов и имеет ударение.
Слово - единица языка и единица общения.
Слово - соотношение между набором звуков и понятием, которое эти звуки обозначают.
2.Основная часть.
Учитель: Скажите, а кто научил вас говорить?
Дети: мама, семья!
Учитель: Правильно. Первыми кто учит детей говорить и узнавать родную речь, являются родные и близкие люди.
Посмотрите на картинку, которая висит на доске. На ней изображена семья. Кто тут есть?
- мама, папа, дочь и сын.
У них есть свои названия, эти названия называются словами!
Работа в группах.
Учитель: Прошу вас разделиться на группы и начать выполнять задание.
1 задание: Подчеркните слова, обозначающие предмет
Пальто, звучит, сторожит, дерево, ёж, бегут, стол, весёлый, кошка, петух, плывёт, дом, лимон, небо, ждёт, капуста, бабочка.
2 задание: Вставьте недостающую букву, чтобы получилось слово.
В Е … Н А М … Л О
М Е Т … Е Л Ь И Г Р …
С О Л … Ц Е Н … С
В … Т Е Р М О … О КО
К… Ш А Л .. К
3 задание: Составьте предложение по картинкам и сосчитайте, сколько слов получилось в каждом предложении.


4 задание: Назовите слово, которое обобщает все приведенные в данной цепочке слова:
а) листья, корни, дерево, ствол, ветки;
б) деревья, ягоды, птички, лес, грибы;
в) море, водоросли, ракушки, рыбы, волны.
5 задание: Посмотрите на картинки. Какие времена года на них изображены? Назовите слова, которые обозначают предметы или явления связанные с тем или иным временем года.

3. Подведение итогов.
Молодцы! Вы хорошо поработали, скажите, чему мы учились сегодня на уроке? Что вам понравилось на уроке?
- Встаньте те ребята, которые довольны своей работой на уроке?
- Молодцы! Всем спасибо за работу!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.