Конспект по русскому языку "Правописание приставок и предлогов"
Оценка 4.9

Конспект по русскому языку "Правописание приставок и предлогов"

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
русский язык
18.01.2021
Конспект по русскому языку "Правописание приставок и предлогов"
Конспект по русскому языку "Правописание приставок и предлогов"
Шрунь Анастасия_331гр_Правописание приставок и предлогов.docx

министерсво образования, науки и молодёжной политики республики коми

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение

 «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

 

Технологическая карта

Урока по русскому языку

 

Студентки 331 группы

Социально – педагогического отделения

Шрунь Анастасии Васильевны

Место проведения урока:

Школа № …, класс 3

Дата проведения урока: 12.05.2020

Начало урока …

ФИО учителя школы:

Эльвира Богданова

ФИО преподавателя-консультанта:

Эльвира Богданова

Допуск к проведению урока:

__________________, дата_______

(подпись преподавателя)

__________________, дата_______

(подпись учителя)

 

 

 

 

 

Тема урока.  Правописание приставок и предлогов.

Учебный предмет:

Класс:

Русский язык

3

Цели урока:

Деятельностная: Создать условия для формирования УУД.

Содержательная: Ввести понятие о правописании приставок и предлогов.

Технологии, методы:

ПДО

Основные понятия, термины:

Приставка, предлог.

Тип урока:

Урок открытия нового знания

Планируемый результат:

Предметный:

1) Умеют писать прописную и строчную букву О.

2) Различать приставки и предлоги.

3) Правильно писать слова с предлогами и приставками.

Личностный:

• Владеют навыками сотрудничества, самопроверки, взаимопроверки;

• Развивают умение;

Метапредметный:

Познавательный:

•        Умеют сравнивать, обобщать;

•        Умеют отвечать точно и полно;

Регулятивный:

•        Умеют формулировать темы и задачи урока;

•        Умеют работать с учебником

Коммуникативный:

•        Слушают своих сверстников;

•        Умеют работать в парах

Организация пространства:

Формы работы по организации деятельности детей:

·        Фронтальная;

·        Индивидуальная;

·        Парная.

Ресурсы:

·        Мультимедийная презентация.

·        Учебник В.К.Канакин и В.Г.Горецкий. Русский язык 3 класс 1 часть.

·        Карточки

 

Этапы урока

Задачи этапа

 

Наглядность, оформление доски

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Мотивация к учебной деятельности

Замотивировать учащихся к учебной деятельности(Л)

На слайде девиз урока

 - Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Меня зовут Анастасия Васильевна, и сегодняшний урок русского языка проведу я.

- Прочитайте девиз урока: «Каждый день преподносит частичку мудрости». Давайте объясним смысл.

- Как вы понимаете этот девиз?

 

 

- Хотите ли вы открыть для себя что-то новое. Узнать больше, чем вы знали?

- Тогда начнём работу.

Здороваются.

Настраиваются на урок.

 

 

 

 

С каждым днём мы узнаём больше, становимся мудрее, умнее

Да

Минутка чистописания

1. Замотивировать детей писать красиво, разборчиво, каллиграфично. (Л.)

2. Корректировать почерк (Пр.)

3. Закрепить каллиграфичное написание буквы О прописной и строчной. (Пр.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- И начнём мы её с минутки чистописания.

1. Мотивация на деятельность.

- Ребята, а что значит красиво писать?

 

- А зачем нам нужно красиво, разборчиво писать?

 

- Красивое письмо показывает культуру человека, его отношение к людям, которые будут читать написанное.

-  Поэтому сейчас мы с вами будем учиться писать красиво одну букву. А что эта за буква, вы узнаете, выполнив задание.

2. Выход на тему минутки. Формулирование темы детьми.

- Внимательно посмотрите на текст. Послушайте его.

Однажды около озера оказался обиженный ослик.

- Один, опять один, - охал он.

Около ослика оказалась Обезьянка. Она отнесла ослику овёс.

- Обед!  – обрадовался ослик.

Около озера, обрадованные обедали ослик, обезьянка.

- Очаровательное окружение!

 

- Кто догадался, написание какой буквы мы будем совершенствовать?

3. Анализ графического материала.

- Внимательно посмотрите на доску. Найдите и назовите ошибки, которые допущены в написании буквы О.

- Почему написание первой и второй буквы О является ошибкой? Какими должны быть верхний и нижний элемент буквы О?

 

- Почему вы считаете, что на третьей картинке тоже допущена ошибка в написании буквы О?

4. Выполнение работы детьми.

- Хорошо. Сейчас откройте тетрадки. Запишите сегодняшнее число, классная работа.

- С красной строки запишите с заглавной букву О, так, как показано на слайде. Соединяя 3 буквы. Затем оставьте пропуск размером с одной букву и запишите снова три буквы О с соединением. И так до конца строчки. Не допускайте ошибок, которые были представлены на доске.

5. Рефлексия деятельности, оценка работы детей.

- Посмотрите на слайд. Поднимите одну руку те, кто не допустил ни одной ошибки и вас получилась такая же буква, как и на слайде.

- Опустите руку.

- Поднимите руку те, кто допустил ошибку.

- Опустите руку.

- Молодцы те, кто справился с заданием. Кто допустил ошибки – не расстраивайтесь. Потренируйтесь в написании буквы О и больше ошибок вы не допустите.

 

 

Разборчиво, прописывать каждую букву

Чтобы другие люди понимали, что мы написали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Написание буквы О

 

 

 

 

 

 

Овал должен быть закруглённым, а не острым

Это круг, а не овал

 

 

Выполняют работу

Словарно – орфографическая работа.

1. Совершенствовать умения писать непроверяемую безударную гласную О. (Пр.)

2. Совершенствовать орфографическую зоркость. (Пр.)

3. Совершенствовать умение ставить ударение в словах. (Пр.)

4. Совершенствовать умение сравнивать с образцом. (П.)

 

  . рех

 . вёс

в . сток

https://i.pinimg.com/originals/ed/c9/09/edc909c252fcf98744ba106b08910b89.png

тракт . р

 

г . рох

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1861353/ef86dbcd-e589-484b-a84a-eede5aac55c8/s1200

п . года

 

- Человек должен писать не только красиво, но и грамотно. И чтобы узнать, насколько мы с вами грамотные, мы поиграем в одну игру.

- На слайде вы увидите картинку и слово к ней с пропущенной буквой. Ваша задача – назвать слово и букву, которая была пропущена и записать в тетрадь. Но нужно не просто записать, а ещё и поставить ударение и подчеркнуть орфограмму.

- Первое слово какое?

- Какую букву пишем на месте пропуска?

- Начинаем с красной строки с большой буквы. Орех. Ставим ударение и подчёркиваем орфограмму. Ставим запятую. Следующее слово какое?

- Какую букву пишем?

- После запятой с маленькой буквы пишем слово овёс. Ставим ударение. Подчёркиваем орфограмму. Ставим запятую. Следующее слово какое?

- Какую букву пишем?

- После запятой пишем восток. Ставим ударение и подчёркиваем орфограмму.

- Какое следующее слово?

- Какую букву пишем на месте пропуска?

- После запятой с маленькой буквы пишем слово трактор. Ставим ударение. Подчёркиваем орфограмму.

- Следующее слово какое?

- Какую букву ставим на месте пропуска?

- После запятой с маленькой буквы пишем слово горох. Ставим ударение. Подчёркиваем орфограмму.

- И какое последнее слово?

- Какую букву пишем?

- После запятой с маленькой буквы пишем слово погода. Ставим ударение. Подчёркиваем орфограмму.

- Посмотрите на слайд. Сверьте написание слов на слайде с вашими словами.

- Ребята, чтобы запомнить, что в этих словах пишется буква О, я предлагаю вам эту букву заменить на картинку, которая будет ассоциироваться с этим словом. Посмотрите на слайд и запомните, что на месте этих картинок пишется буква О.

 

 

 

 

 

 

 

 

Орех

Букву О

 

 

 

Овёс

Букву О

 

 

 

Восток

Букву О

 

 

Трактор

Букву О

 

 

 

Горох

Букву О

 

 

 

Погода

Букву О

Актуализация знаний.

1. Актуализировать знания о предлоге и приставке (Пр.)

2. Учить работать в парах. (К.)

3. Учить высказывать своё мнение, строить предложения. (К.)

- Вам даны карточки. Внимательно посмотрите на них и послушайте, что вам нужно будет сделать. В первом столбике даны высказывания. Во втором и третьем столбике – варианты ответов. Вам нужно поставить плюсики в столбик с вариантом либо «Да», либо «Нет». Т.е., могут быть записаны истинные высказывания (верные), а могут быть написаны ложные, т.е. неверные. Вам нужно определить, какое высказывание верное, а какое ложное.

- Давайте первое высказывание разберём вместе. «Буква, обозначающая непроизносимый согласный звук, - это орфограмма.». Это высказывание верное или ложное?

- Значит в какой столбик мы поставим плюсик?

- Верно.

- Всё. Отложили ручки, карандаши, у всех глазки смотрят на меня.

- Сейчас с соседом по парте обсудите ваши варианты ответов. Попробуйте доказать друг другу, почему вы выбрали именно такой вариант ответа, а затем в парах представьте мне ваш конечный ответ.

- Всё. Закончили обсуждения. Все внимательно слушают, никто ни с кем не разговаривает.  Пожалуйста, первая парта. Назовите верные высказывания.

- Значит остальные варианты неверные.

- Давайте сверим ваши варианты ответа со слайдом.

- Поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки.

- Поднимите руку те, у кого есть ошибки.

- Повторите изученные вами темы дома, чтобы в будущем не допускать ошибок.

- Давайте перефразируем неверные высказывания так, чтобы они стали верными. «В суффиксе -ик при изменении формы слова гласная буква не сохраняется»? (В суффиксе -ик при изменении формы слова гласная буква сохраняется.)

- Как мы можем перефразировать это высказывание, чтобы оно стало верным? «После шипящих под ударением в суффиксе -ок пишется буква ё.?» (После шипящих под ударением в суффиксе -ок пишется буква о.)

- Хорошо, молодцы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Верное

В столбик с вариантом «да».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в парах

 

 

 

 

Называют

Постановки темы и задач урока.

Приём: проблемная ситуация.

1. Учить формулировать тему урока. (Р.)

На слайде:

1. (до)ехал (до)берёзы.

2. (до)шёл (до)дерева.

3.(от)толкнул (от)берега.

4.(от)бежал (от)собаки.

 

- Прочтите словосочетания на слайде. Разделите слова на два столбика.

- Как вы их разделили?

 

 

 

- Ребята, я вам одно задание, а выполнили вы его по-разному. Как вы думаете, почему?

- Значит какое новое знание мы будем открывать? (Подводящий вопрос: По какому признаку вы группировали? Как пишутся эти слова? Чем являются слова, написанные в скобках?)

 

 

Пишется раздельно/слитно; где-то в скобках «до», а где-то «от»/ приставки и предлоги

Мы ещё чего-то не знаем.

 

Новое знание о предлогах и приставках.

Открытие нового знания.

Анализ языкового материала.

1) Различать приставки и предлоги. (Пр.)

2) Правильно писать слова с предлогами и приставками. (Пр.)

3) Учить анализировать. (П.)

 

На слайде:

(С)востока (по)тянул ветерок.

- Прочтите предложение на слайде.

- Найдите первое слово.

- Можем ли мы вставить слово между этой буквой и словом?

- Какое? Например.

- Ребята, эта буква является предлогом. Предлог – это самостоятельная часть речи и пишется раздельно с другими словами.

*Появляется карточка на доске ПРЕДЛОГ и определение.

- Между предлогом и следующим словом можно вставить другое слово или вопрос.

- Запомните, что предлоги никогда не употребляются с глаголами.

- Найдите второе слово.

- Можем ли мы вставить другое слово между ними?

- Значит, это является приставкой. Приставка – это значимая часть слова, пишется слитно.

*Появляется карточка на доске ПРИСТАВКА и определение.

 

(с) востока

Да

 

С дальнего востока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(по)тянул

 

Нет

Воспроизведение новых знаний.

Приём: составление алгоритма.

1. Учить видеть последовательность действий. (Р.)

2. Учить моделировать выводы в виде схемы. (П.)

3. Учить строить связный рассказ по схеме. (К.)

 

Появляется алгоритм действий на доске.

1. Прочитать предложение

2. Найти существительное.

3. Задать к нему вопрос.

4. Найти предлог.

5. Определить падеж

 

 

-  Какую же тему мы изучили?

- Кто сформулирует точнее?

 

- Давайте сформулируем алгоритм действий.

- Что нам нужно сделать в самом начале работы?

 

- Что нам нужно сделать дальше?

- Что мы будем делать после того, как найдём существительное?

 

- И что сделаем в итоге?

- Вот такое алгоритм у нас получился.

 

 

 

- Сейчас откройте учебник на странице 132. Найдите правило. Поставьте туда пальчик и прочтите.

- Правильный ли вывод мы сделали о приставке и предлоге? Полный ли он? Или надо что-то дополнить?

Правописание приставок и предлогов.

 

 

1. Прочитать предложение.

2. Найти слово.

3. Попробовать добавить слово между этими словами.

4. Если получилось добавить слово, то это предлог и пишется он раздельно.

5. Если не получилось, значит это приставка, пишем слитно.

 

Правильный.

Промежуточная рефлексия.

1. Учить производить самоконтроль своих знаний. (Л.)

На слайде:

1. (до)ехал (до)берёзы.

2. (до)шёл (до)дерева.

3.(от)толкнул (от)берега.

4.(от)бежал (от)собаки.

Возвращение к п.с.

- Ребята, с какой трудностью мы столкнулись на уроке?

 

- Давайте попробуем сделать снова.

- Прочтите первое словосочетание.

- Как напишем первое слово?

- Почему?

 

 

 

 

 

 

 

- Молодец. А второе слово как напишем?

- Почему?

 

 

 

- Молодец. Какие две группы у нас получились?

 

- Прочтите второе словосочетание.

- Как напишем первое слово?

- Почему?

 

 

 

 

 

 

- А второе слово как напишем?

- Почему?

 

 

 

- Прочтите следующее словосочетание.

- Найдите первое слово. Как напишем?

- Второе?

- Прочтите последнее предложение.

- Как напишем первое слово?

- А второе?

- Какие слова у нас получились в группе слов с предлогами?

- Какие слова получились в группе слов с приставками?

- К какой части речи принадлежат эти слова?

 

Не смогли определить, как разделить слова на группы.

 

 

Слитно

Потому что мы не можем вставить слово между словами, а также предлог с глаголом не употребляется. Значит это приставка и пишем слитно.

Раздельно

Можно вставить слово между словами, значит это предлог, пишем раздельно.

Слова с предлогами и слова с приставками.

 

Слитно

Потому что мы не можем вставить слово между словами, а также предлог с глаголом не употребляется. Значит это приставка и пишем слитно.

Раздельно

Можно вставить слово между словами, значит это предлог, пишем раздельно.

 

Слитно

Раздельно

 

Слитно

Раздельно

До берёзы, до дерева, от берега, от собаки.

Доехал, дошёл, оттолкнул, отбежал

Это глаголы.

Упражнения в применении нового знания.

1. Совершенствовать умения определять предлоги и приставки (Пр.)

2. Учить работать в парах. (К.)

3. Учить отвечать полно и точно. (К.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Туча краем накатилась на солнце.

Муравьишка долез до вершины берёзы.

Синичка полетела по комнате, влетела в клетку и стала клевать зерно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Увиделись, у дачи, пожелали, удачи, от мыла, отмыла.

Списывание с грамматическим заданием с комментированием.

- Откройте тетради. Напишите сегодняшнее число, классная работа.

- Откройте учебник на странице 132.

- Найдите 259 упражнение. Прочтите его.

- Что нужно сделать?

 

 

 

 

- Прочитаем второе предложение. Р., прочти.

 

- Что дано в первой скобке?

- Почему?

 

 

 

- Как нужно написать?

- Что дано во второй скобке?

- Почему?

 

- Как напишем?

- Перепишите предложение, подчеркните предлог, выделите приставку.

- Остальные предложения выполните самостоятельно, потом мы проверим.

- Ручки отложили, проверяем. Поменяйтесь с соседом по парте. На слайде будут даны предложения. Если выполнено верно, рядом с предложением ставьте +, если неверно, исправьте, но + не ставьте.

- У кого нет ни одной ошибки?

- Молодцы.

Комментированное выборочное списывание с грамматическим заданием.

- Найдите упражнение 260. Прочти стихотворение.

- Первую строфу разберём со мной. Остальные самостоятельно в тетради. Выписывать будем только слова со скобками.

- П., прочти первое предложение.

 

- Как напишем первое слово со скобкой?

- Почему?

 

 

 

 

- Как второе слово напишем?

- Почему?

 

 

 

- Что нужно записать в тетради?

- К., прочти второе предложение.

- Как напишем?

- Почему?

 

 

- Молодец. Будьте внимательнее. Остальные предложения выполняем самостоятельно.

- Закончили. Проверяем. На слайде будут даны предложения. Если выполнено верно, рядом с предложением ставьте +, если неверно, исправьте, но + не ставьте. Помним, что выписываем мы только слова со скобками.

- У кого нет ни одной ошибки?

- Молодцы.

 

 

 

 

 

Прочитать предложения, объяснить, что дано в скобках, списать без скобок, выделить приставки, подчеркнуть предлоги.

Далеко (в) лесу (за)кричала сова.  

Предлог

Потому что можно вставить между словами слово, например, в тихом лесу.

Раздельно

Приставка

Нельзя вставить слово и это является глаголом.

Слитно.

 

 

 

Выполняют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Солнце (с)пряталось (за)бор.

Слитно

Это глагол, нельзя вставить другое слово. С – приставка, пишем слитно

Раздельно.

Можно вставить слово высокий. За – предлог, пишем раздельно.

Только слова со скобкой.

Галка села на (за)бор

Слитно

Нельзя ставить другое слово, забор без за не употребляется. За входит в корень.

Рефлексия и итоги

1. Учить оценивать свою деятельность. (Р.)

- Итак, ребята. Чему мы сегодня учились?

 

- Какова была тема нашего урока?

 

- Где нам это пригодится?

 

- На партах у вас есть карточки. На них нарисована вот такая шкала.

- Отметьте точкой уровень того, как вы работали на уроке. Если вы поставите точку до середины, значит вы работали не активно, вы ничего не усвоили. Если вы поставите точку на середину, значит вы работали активно, но ничего не усвоили, или работали неактивно, но многое для себя узнали. И, наконец, если вы поставите точку выше середины, значит вы работали на уроке активно и усвоили новые знания.

- С кем вы можете поделиться этой информацией, которую получили на нашем уроке?

- На этом урок окончен. До свидания.

Определять приставки и предлоги

Правописание приставок и предлогов.

В дальнейшем изучении русского языка

Отмечают оценку своей деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С мамой, подругой.

 


 

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени

Тема урока. Правописание приставок и предлогов

Тема урока. Правописание приставок и предлогов

Мотивация к учебной деятельности

Мотивация к учебной деятельности

И начнём мы её с минутки чистописания

И начнём мы её с минутки чистописания

Молодцы те, кто справился с заданием

Молодцы те, кто справился с заданием

Человек должен писать не только красиво, но и грамотно

Человек должен писать не только красиво, но и грамотно

Актуализация знаний. 1. Актуализировать знания о предлоге и приставке (Пр

Актуализация знаний. 1. Актуализировать знания о предлоге и приставке (Пр

Всё. Отложили ручки, карандаши, у всех глазки смотрят на меня

Всё. Отложили ручки, карандаши, у всех глазки смотрят на меня

Постановки темы и задач урока

Постановки темы и задач урока

Воспроизведение новых знаний.

Воспроизведение новых знаний.

Молодец. А второе слово как напишем? -

Молодец. А второе слово как напишем? -

Упражнения в применении нового знания

Упражнения в применении нового знания

Увиделись, у дачи, пожелали, удачи, от мыла, отмыла

Увиделись, у дачи, пожелали, удачи, от мыла, отмыла

Упражнения в применении нового знания

Упражнения в применении нового знания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2021