План-конспект урока
Предмет: русский язык
Класс: 4 А
Студент: Халилова Алсу
Дата проведения: 03.10.2023
Тема урока: «Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и»
Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок изучения нового материала)
Цель урока: организация деятельности учащихся по изучению и первоначальному закреплению представлений о предложениях с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и.
Задачи урока:
- дидактические: формировать умения находить однородные члены предложения, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами без союзов, с союзами и, а, но; научить употреблять в речи однородные члены без союзов, с союзами а, но, и; научить определять какими членами в предложении являются однородные члены.
- развивающие: развивать коммуникативные навыки: учить слушать и слышать других, включаться в диалог с учителем посредством беседы и ответов на вопросы; развивать познавательную активность детей при изучении предложений с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, и, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы при выполнении упражнений на нахождение однородных членов в предложении; способствовать развитию оценочной деятельности: учить оценивать свою деятельность на уроке
- воспитательные: воспитывать культуру общения при изучении предложений с однородными членами; воспитывать бережное отношение и любовь к русскому языку; воспитывать потребность к объективному самооцениванию.
Планируемые результаты:
личностные: осознают важность доброжелательного общения друг с другом во время работы в группе, паре; осознают важность правильного употребления однородных членов предложении в русском языке; объективно оценивают свои достижения на уроке;
метапредметные:
коммуникативные: умеют слушать и слышать других, отвечают на вопросы учителя, формируют навыки речевых действий; участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, умеют работать в парах и группах; познавательные: осознают познавательную задачу;
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия в соответствии с поставленными задачами; контролируют и оценивают свои действия;
предметные: умеют находить однородные члены в предложении, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами без союзов, с союзами и, а, но; употребляют в речи однородные члены без союзов, с союзами а, но,и; умеют определять какими членами в предложении являются однородные члены.
Ресурсы: презентация, УМК «Перспектива», учебник «Русский язык» 4 класс, 1 часть, Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, раздаточный материал, тетрадь, листы самооценки, карточки.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Структура урока
I. Организационный этап
- приветствие, знакомство;
-Здравствуйте, ребята, сегодняшний урок русского языка проведу у вас я – Алсу Рамилевна.
- эмоциональный настрой к уроку;
-Как ваше настроение? (хорошее, отличное)
-Давайте настроимся на работу. Улыбнитесь соседу справа, соседу слева. Отлично, надеюсь с таким настроем мы продолжим наш урок.
- проверка готовности к уроку.
-Проверьте, пожалуйста, своё рабочее место. Все готовы? Сядьте красиво, выпрямите спинки.
-Начать наш урок я предлагаю с пословицы. Кто хочет его прочитать? Где трудятся, там и плоды собирают. Как вы понимаете эту пословицу? Если трудитесь, вы получите много новой информации, которую вам пригодятся в будущем.
-Теперь открываем тетради и пишем сегодняшнее число Третье сентября. Правильная посадка. Ручку держим правильно. Пишем красиво.
II. Проверка усвоения материала прошлого урока
Устный опрос
-Ребята, на прошлом уроке вы прошли тему «Словосочетания». Чтобы проверить, как вы усвоили материал прошлого урока, устроим небольшой опрос. Отвечаем, поднимая руки.
1. Что такое словосочетание? (соединение слов, связанных друг с другом по смыслу)
2. Приведите примеры словосочетаний.
3. Какие сочетания слов не являются словосочетанием? (сказуемое и подлежащее, однородные члены и т.д.)
-Молодцы, вижу вы хорошо усвоили материал прошлого урока.
Оценивание с комментариями
-Сегодня мне особенно понравились ответы …, так как они отвечали правильно и полным ответом.
III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.
1. Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)
- Ребята, прочитаем предложения на доске:
Я люблю клубнику но не люблю чернику.
Я люблю клубнику и чернику.
Я люблю и клубнику и чернику.
Я люблю клубнику чернику.
-Похожи ли эти предложения? (да)
-Есть ли такие слова, которые отвечают на один и тот же вопрос? (клубнику и чернику).
-Как они связаны между собой? (союзами, интонацией)
-Видим, что во всех предложениях встречаются союзы. Какие здесь есть союзы (но,и)
-Эти слова называются однородными членами.
-Теперь ваша задача поставить запятые в этих предложениях. Почему у вас появились затруднения? (не знаем, где вставятся запятые)
-Вижу, у вас возникло затруднение, это мы с вами узнаем в течение урока.
2. Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися).
– Кто сформулирует тему нашего урока?
-Да, тема нашего урока: «Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами и, а, но»
Что бы мы хотели узнать на уроке? Какую цель можем поставить перед собой? (Цель: узнать, что такое однородные члены и как их выделять в предложении)
IV. Организация познавательной деятельности (изучение нового материала)
1. Определение последовательности действий на уроке ( т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации).
-Цель мы с вами поставили, а чтобы достичь ее, нам необходимо составить последовательность действий. Ваша задача соотнести начало и конец предложений.
-Кто хочет составить первый пункт?
1) познакомимся с однородными членами;
2) узнаем, как выделять однородные члены в предложении;
3) научимся составлять схему однородных членов в предложении.
-Молодцы, ребята!
-А также у вас на партах есть листы самооценивания. Это карточка №1. В течение урока мы будем к нему возвращаться и оценивать себя, «+», если у вас все получилось, «?», если у вас остались вопросы.
-Пока можете отложить данные карточки на край стола. Мы можем приступать к работе.
2. Поиск решения («открытие» нового знания).
В саду растут красивые розы, пионы и тюльпаны.
-Прочитаем предложение. Какие слова являются однородными членами? (розы, пионы, тюльпаны)
-Какие это члены предложения? (однородные подлежащие)
-Как связаны однородные члены в этом предложении? (интонацией перечисления и союзом и)
-Какие еще союзы могут связывать однородные члены предложения? (а, но)
-На какой вопрос отвечают эти слова? (на вопрос что?)
-Какое правило мы можем вывести, исходя из сказанного? (ответы детей)
-Чтобы убедиться в наших знаниях, обратимся к учебнику на стр. 67.
Прочитаем правило в самом верху.
-Молодцы. Вернемся к нашим листам самооценки, прочитаем 1 пункт. Мы с вами
познакомились с однородными членами? Поставьте «+», если
у вас все получилось, «?», если у вас остались вопросы.
- Прочитаем тот же предложение, но только без союза. В саду растут красивые розы, пионы, тюльпаны.
-Как в этом случае соединены однородные члены? (при помощи интонации перечисления).
-Значит, какой вывод можем сделать? (что если однородные члены соединены только при помощи интонации перечисления между ними ставится запятая)
В саду растут красивые розы и тюльпаны.
-Видим, что союз и встречается только один раз. Значит, если однородные члены соединены неповторяющимся союзом и, запятая перед ним не ставится.
-Какие свои примеры можете привести на данное правило? (ответы детей)
В саду растут и розы, и пионы, и тюльпаны.
-Какое отличие видим от предыдущих предложений? (союз и повторяется несколько раз)
-Если союз и повторяется несколько раз, запятая перед ним ставится.
-Посмотрим на следующие предложения: В саду растут розы, но пионов нет. В саду растут розы, а пионов нет.
-Какие союзы здесь встречаются? (а, но)
-Следует запомнить, ребята, что перед союзами а и но запятая ставится всегда, так как это противопоставление.
-Чтобы убедиться в наших знаниях, обратимся к учебнику на стр. 67-68.
-Молодцы!
-Вернемся к нашим листам самооценки, прочитаем 2 пункт. Мы с вами узнали, как выделять однородные члены в предложении? Поставьте «+», если у вас все получилось, «?», если у вас остались вопросы.
-На стр.68 вы видите схему однородных членов в предложении с запятыми. Однородные члены будем изобразить кружочком.
-Давайте приведем по несколько примеров на каждую схему.
3. Первичное закрепление.
Работа с учебником (стр.67, упр. 102)
-Посмотрим упр.102 на стр.67. Прочитаем задание. Вам надо прочитать предложения, найти однородные члены и поставить к ним вопрос. А также объяснить, как они связаны.
1. Кто? (Лебедь, Рак да Щука; связаны с союзом да).
2. Где? (по полям, по лесам; связаны интонацией перечисления)
3. Что делал? (вышел, постучал, пробежал; связаны интонацией перечисления)
-Молодцы!
4.Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений)
Парная работа
Стр. 68, упр. 104
-Теперь поработаем в парах. Как мы работаем в парах? (дружно, сообща) На упр.104 вам надо прочитать предложения, составить схему и поставить запятые.
-Теперь проверим.
-Ребята, на что вы обратили внимание? (что членами предложения являются не только подлежащее и сказуемое)
-Да, правильно. Прочитаем слова совы на стр. 69.
-Вернемся к нашим листам самооценки, прочитаем 3 пункт. Мы с вами составлять схему однородных членов в предложении? Поставьте «+», если у вас все получилось, «?», если у вас остались вопросы.
Групповая работа
-Теперь поработаем в группах. Как мы работаем в группах? (дружно, сообща) Теперь я вам раздам карточки, здесь написан текст. Вам надо его прочитать, дать название, потом найти в тексте однородные члены и составить схему.
В этом лесу всегда стоит шум. Это старый, дремучий бор. Высокие сосны с красными стволами стоят плотной ратью. Сквозь сосновые иглы из почвы пробиваются яркие папоротники. Пышные, причудливые, величавые раскинули они свои крупные, резные листья.
Я узнаю тонкий, острый свист синиц, тревожные крики сорок. Но самые нежные, самые мелодичные голоса остаются неизвестными. Стройная, изящная птичка сидит на верхушке молодой ели и заливается на весь лес.
В нос бьёт запах грибов, воды и хвои. В такие минуты человек ощущает себя частью природы.
-О чем этот текст? (о жизни в лесу)
-Какое название вы дали бы этому тексту? (ответы детей)
-Как надо вести себя в лесу и обращаться с растениями? (не срывать растения, не пугать животных и птиц, не топтать грибы и т.д.)
-А вы когда-нибудь были в лесу? Вы хорошо себя вели?
-Теперь проверим ваши ответы.
Оценивание с комментариями
-Мне понравилась, как работала … группа, так как они на большинства ответов ответили верно и работали дружно.
-Вернемся к нашим листам самооценки, прочитаем 3 пункт. Мы с вами составлять схему однородных членов в предложении? Поставьте «+», если у вас все получилось, «?», если у вас остались вопросы.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-А теперь давайте проверим полученные знания и выполним небольшую работу. На карточках даны предложения, вам надо ставить запятые и составить схему этих предложений.
1. На белом снегу оставили свои следы черные тетерева пестрые рябчики и тетёрки.
2. Есть в осени первоначальной короткая но дивная пора.
3. Звезды меркнут и гаснут.
4. А Ленивца меж тем в постельке лежала потягивалась с боку на бок переваливались.
5. Березы ели сосны покрылись снегом.
-А теперь возьмем карандаши и проверим работу.
-Оцените свою работу.
Нет ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
3 ошибки –«2»
-Молодцы!
V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Соотнесение результатов урока с поставленными целями.
-Давайте вернемся к цели. Какую цель мы сегодня поставили на уроке?
-Достигли ли? Да
-Вернемся к проблемной ситуации. Теперь можем правильно поставить запятые?
Я люблю клубнику, но не люблю чернику.
Я люблю клубнику и чернику.
Я люблю и клубнику, и чернику.
Я люблю клубнику, чернику.
Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.)
-На доске вы видите радугу. Выберите любой цвет и продолжите высказывание.
Выставление отметок.
Оценивание детей. Сегодня мне понравилось, как поработали …
VI. Домашнее задание (информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению).
-Домашнее задание с.68, упр.103
Урок наш окончен и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам,
За то, что упорно, усердно трудились!
И знания ваши нам всем пригодились!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.