Тема: Дифференциация звуков Г – Г’.
Цель: автоматизировать навык различения звуков Г – Г’.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- формировать навыки классификации, навыки работы с обобщениями;
- учить дифференцировать звуки Г – Г’ изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях;
- развивать мелкую пальчиковую моторику;
- развивать зрительное внимание и память.
Коррекционно-образовательные:
- учить дифференцировать согласные звуки по твёрдости – мягкости;
- обогащать словарь на тему “Животные” и “Птицы”.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать контроль над собственной речью (следить за правильностью произношения звуков Г – Г’, за их дифференциацией).
Оборудование: символы для обозначения звуков на письме; карточка со словом ГИД; предметные картинки; картинки для характеристики звуков; стилизованные изображения буквы Г; палочки и шнурки; карточки со слогами со звуками Г – Г’; таблицы для составления предложений; стимульный материал.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
1. Знакомство с героем занятия.
Сегодня к нам в гости пришёл Гном. Он хочет быть нашим гидом по своему городу.
(выставляется карточка со словом ГИД, объясняется значение слова).
Но город, в котором живёт Гном, найти не так-то просто. Поэтому на пути к нему расставлены указатели.
(выставляются стилизованные изображения буквы Г в виде старушки, наклонившейся вперёд, косы и дорожного знака).
А на экскурсию по городу Гном предлагает отправиться на его автомобиле. Этот автомобиль сконструировал и построил сам Гном по своим чертежам, другого такого автомобиля нет во всём мире, гном решил назвать свой автомобиль ГНОМОМОБИЛЬ, т.е. автомобиль для Гнома.
2. Формулировка темы занятия.
Занятие только началось, а я назвала так много новых слов: гид, гномомобиль, город, Гном. Подумайте и скажите, с каких звуков начинаются эти слова? (Со звуков Г, Г’.)
Тема нашего сегодняшнего занятия “Звуки Г – Г’”.
За активную работу на занятии и за правильное выполнение заданий я буду давать вам звёздочки. У кого по итогам занятия будет больше всего звёздочек, того после занятия ждёт сюрприз.
II. Основная часть.
1. Сравнительная характеристика звуков Г – Г’.
Ребята, давайте припомним характеристики звуков Г – Г’.
(Г – согласный, твёрдый, звонкий, колпачок у гнома синий с бубенцом.
Г’ – согласный, мягкий, звонкий, колпачок у гнома зелёный с бубенцом.)
Чем схожи эти звуки? (Оба звука звонкие).
А в чём их различие? (Звук Г твёрдый, а звук Г’ мягкий.)
Какой буквой обозначаются звуки Г – Г’ на письме? (Буквой “Г”.)
2. Развитие зрительного восприятия.
Мы едем по городу Гнома. Наш друг любит совершать покупки в различных магазинах. Вот и сейчас он не удержался и помчался в огромный универсальный магазин. Ничего не остаётся, как последовать за ним.
Сколько здесь разных товаров! Как же удержаться и не купить лишнее? Нам помогут в этом звуки занятия. Помогите Гному купить в магазине необходимые товары. Запишите слова – названия покупок. Выделите букву Г.
Картинки: магнитофон, груша, галстук, миска, ракетка, кеды.
Какие покупки лишние? Почему? (Миска, ракетка, кеды – в словах-названиях этих картинок нет звуков Г – Г’.)
3. Развитие умения обобщать и классифицировать.
Рассмотрите купленные предметы и скажите, в каких отделах мы это приобрели? (Магнитофон – в отделе бытовой техники; грушу – в отделе “Фрукты-овощи”; галстук – в отделе мужской одежды.) В какие ещё отделы мы заходили вместе с Гномом? (В отдел обуви, посуды, спортивных товаров.)
4. Развитие зрительного праксиса.
Посмотрите на стилизованные изображения буквы Г и подумайте, на что ещё она может быть похожа.
5. Конструирование буквы Г. Развитие мелкой пальчиковой моторики.
Гном очень любит мастерить. В универсальном магазине он купил для всех палочки и шнурки. Сложите из шнурка прописную букву Г, а из палочек - печатную Г.
Я проверю и передам Гному, у кого лучше всех получилась его любимая буква.
6. Дифференциация звуков Г – Г’ в слогах.
У Гнома есть два ведёрка. Гном просит вас разложить слоги в разные ведёрки: в синее ведёрко кладите слоги со звуком Г, а в зелёное ведёрко – слоги со звуком Г’.
7. Физминутка.
Упражнения пальчиковой гимнастики “Гуси”, “Гусь гогочет”, “Грабли”.
8. Дифференциация звуков Г – Г’ в словах.
В городе Гнома есть зоопарк. Гном приглашает вас поехать туда и навестить зверей и птиц. Недавно в зоопарк привезли новых обитателей, многие Гному незнакомы. Назовите известных вам обитателей зоопарка и запишите в тетрадях названия этих животных.
Картинки: гиена, бегемот, тигр, газель, фламинго, попугай, пингвин.
9. Дифференциация звуков Г – Г’ в предложениях.
Гному пора возвращаться домой, а нам пора заканчивать занятие. Гном передал вам карточки и просит на память о проведённом вместе времени составить из слов предложения. Прочитайте слова каждого столбика и составьте предложения. Образец: Гена громко играл на гармошке.
Гена
Галя
Гриша
Гуля
Гоша
загадал
играла
перепрыгнул
говорил
грелся
(на) гармошке
(через) овраг
загадка
на пригорке
на солнышке
III. Итог занятия.
Припомните названия животных и птиц, с которыми вы познакомились в зоопарке.
Подсчитайте количество звёздочек? У кого их больше?
(+ отдельные замечания по поведению и работе на уроке.)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.