Конспект профилактического занятия для старшеклассников
«Страхи, живущие вместе с нами»
Цель занятия: профилактика страхов, аутодеструктивного поведения детей в период подготовки к экзамену; расширение репертуара конструктивных способов совладающего поведения учащихся в сложных жизненных ситуациях
Задачи:
Ход занятия
Вводная часть
Страх черной тенью всегда сопровождал человечество и оказывает гораздо большее влияние на нашу жизнь, чем это кажется на первый взгляд. Известна древняя восточная притча: «Один мудрец повстречал на своем пути Чуму и спросил: «Куда ты идешь?» Она отвечает: «В большой город. Мне нужно уморить там пять тысяч человек». Через несколько дней тот же мудрец снова встретил Чуму. «Ты сказала, что уморишь пять тысяч человек, а уморила все пятьдесят», – упрекнул он ее. «Нет, – возразила она, – я погубила только пять тысяч, остальные умерли от страха» (Притча «О страхе» из книги Анастасии Новых «Сэнсэй. Исконный Шамбалы»)
Все мы живём с «вирусами» страха, только у одних болезнь протекает в явной форме, а другим ещё предстоит заболеть. Поэтому давайте поговорим об этом явлении, чтобы освободить наше сознание от страха, мешающего нам жить счастливо.
Основная часть
Мини – лекция «Что же такое страх?»
Страх – это отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении человеком информации о реальной или воображаемой опасности. Пугать себя мрачным будущим – одно из самых глупых занятий на свете, но, тем не менее, многие из нас с таким удовольствием и завидным постоянством этим занимаются. Издавна считалось, что пытка неизвестностью была самая действенная. Так уж мы устроены, что боимся, того, что должно совершиться.
Кроме ситуаций прямого столкновения с непосредственной опасностью страх основан на прошлом. Он приходит из травм и переживаний детства. Внимательно и без суждения наблюдая собственные страхи, приходишь к осознанию того, что в большей части случаев для них нет оснований в реальности. У страхов ребенка только два реальных источника. Один из них-страх не выжить. Второй - не получить любви. Когда мы начинаем более детально изучать собственные страхи и поведение, то приходим к пониманию того, как велика часть нашей жизни, вращающаяся вокруг этих двух страхов.
Самые сильные страхи человека:
· Боязнь потерять свободу всегда присутствует в человеческом сознании. Отсутствие возможности контролировать свою жизнь, приводит многих людей в ступор и сильное беспокойство. Ведь, каждый желает самостоятельно принимать свои решения и действовать.
· Неизвестность. Боязнь неизвестного связана с незнанием того, что нас ждёт впереди. То, чего мы не знаем, мы не можем контролировать. Данный страх был с нами на протяжении многих тысяч лет. Благодаря ему мы сохранились как вид.
Большинство из нас боятся и не переносят физической и душевной боли. Огромный ассортимент лекарств тому подтверждения. Боль всегда ассоциируется с плохим здоровьем, болезнями и смертью.
· Боязнь разочарования одна из причин, почему мы избегаем неизвестного. Данный страх очень сильно связан с прошлым негативным опытом, когда мы испытали неудовлетворённость и наши желания не оправдались.
· Одиночество - ужасное чувство пустоты, вызванное отсутствием взаимодействия с другим человеком. Этот страх результат эволюции и связан с инстинктом выживания: шанс выжить одному очень мал, по сравнению с нахождением в группе людей.
· Боязнь отказа. Данный страх человека определяет его модель поведения в обществе. Мы ищем смысл нашего существования в принятии и признании другими наших достижений и успехов. Именно поэтому, мы так боимся отказов от людей.
· Страх смерти. Боязнь умереть очень сильно пугает каждого из нас. Он тесно связан со страхом перед неизвестным, и мы не знаем наверняка, что будет с нами, когда мы покинем этот мир.
Страхи, человека преследуют всё его жизнь. Вообще страхов огромное количество, многие из которых имеют специфические названия (клаустрофобия – боязнь замкнутых пространств, агрофобия - панически бояться открытых пространств, социофобия – страх публичных выступлений, страх познакомиться на улице, нозофобия – страх заболеть каким – либо заболеванием и др.)
Страхи часто мешают справляться с жизненными проблемами, поэтому важно знать и понимать их. Но страхи не всегда имеют лишь отрицательное значение.
Дискуссия на тему «Отрицательное и положительное значение страха»
- Как страх отравляет нам жизнь?
- Когда страх бывает полезен?
- Как организм человека может реагировать на страх?
Бывает, что страх приводит к мобилизации внутренних сил, запускает рефлексы необходимые для защиты, для активной деятельности за счёт выделения адреналина в кровь, что приводит к лучшему снабжению мышц кислородом и питательными веществами, а это зачастую бывает необходимо в критических ситуациях.
Диагностика
Работа с опросником. Инструкция: оцени, насколько данный фактор провоцирует у тебя чувство страха, пользуясь шкалой от 0 до 4 баллов:
— такого страха у меня никогда не было -0;
— такой страх у меня был однажды - 1;
— такой страх у меня был несколько раз - 2;
— периодически такой страх у меня возникает - 3;
— этот страх меня преследует постоянно - 4.
|
Вид страха |
балл |
1 |
Страх темноты |
|
2 |
Страх перед вызовом отвечать на уроке |
|
3 |
Страх утраты любви со стороны близких |
|
4 |
Страх физического насилия |
|
5 |
Страх оказаться заложником в руках бандитов |
|
6 |
Страх высоты |
|
7 |
Страх быть осмеянным классом |
|
8 |
Страх предательства со стороны друзей |
|
9 |
Страх не оправдать доверия со стороны близких людей |
|
10 |
Страх перед потусторонними силами |
|
11 |
Страх животных |
|
12 |
Страх получить плохую оценку |
|
13 |
Страх быть высмеянным друзьями или родней |
|
14 |
Страх оказаться в толпе в момент паники |
|
15 |
Страх сглаза или порчи |
|
16 |
Страх закрытых помещений |
|
17 |
Страх попасть в транспортную аварию |
|
18 |
Страх перед вызовом к директору |
|
19 |
Страх выглядеть смешным или жалким |
|
20 |
Страх перед Богом |
|
21 |
Страх полёта на самолётах |
|
22 |
Страх быть не таким, как остальные ученики |
|
23 |
Страх быть уличённым во лжи |
|
24 |
Страх аттракционов |
|
25 |
Страх быть ограбленным на улице |
|
26 |
Страх болезни |
|
27 |
Страх быть выгнанным из класса |
|
28 |
Страх медицинских процедур |
|
29 |
Страх критики со стороны близких |
|
30 |
Страх смерти близких людей |
|
31 |
Страх одиночества |
|
32 |
Страх собственной смерти |
|
33 |
Страх перед вызовом родителей в школу |
|
34 |
Страх наказания родителями за неуспеваемость |
|
35 |
Страх сексуального насилия |
|
36 |
Страх террористического взрыва |
|
Обработка результатов:
Вид страха |
|
|
Фобии |
1,6,11,16,17, 21, 24, 26, 28, 30 |
10 |
Учебные страхи |
2,7,12,18,22,27,33,34 |
8 |
Социальные страхи |
3,8,9,13,19,23,29,31 |
8 |
Криминальные страхи |
4,5,14,25,35,36 |
6 |
Мистические страхи |
10,15,20,32 |
4 |
Упражнение «Снайперы»
Перечислите свои страхи или самые на Ваш взгляд распространенные страхи Ваших сверстников.
То, что говорят ребята, психолог записывает на заранее приготовленных полях дарится. В результате должно получиться четыре одинаковых поля.
Задача участников - рассчитаться на 1— 4-й. В результате получится 4 команды, которые выстроятся в 4 колонны по одному перед каждым из полей, висящих на стене. Задача учащихся, бросая по очереди, попасть магнитным дротиком в тот страх, который ему не нравится, который он считает наиболее вредным для подростка (человека). Если он попал, то все члены его команды дружно ему хлопают и поддерживают; если не попал, пробует еще раз. После попадания участник сам красным маркером зачеркивает этот страх, в него больше не стреляют.
Игра длится до тех пор, пока в ней не примут участие все члены команды и не выбьют все страхи. Затем происходит обсуждение чувств, которые испытывали участники, когда играли, попадали в страхи.
Работа с афоризмами
· «Если хотите ничего не бояться, вспомните, что бояться можно решительно всего» (Сенеке младший)
· «Страх заражает так же как насморк, и всякий раз делает из единственного числа множественное» (Гете)
· «Страху свойственно преувеличивать истинное значение факта» (Виктор Гюго)
· "Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу» (Бальзак)
· «Страх в малых дозах стимулирует, в больших – парализует» (И.Шевелев)
· «Отсутствие страха - глупость, перманентный страх - глупость вдвойне» (И.Шевелев)
· «Страх - это ядовитый коктейль из инстинкта и воображения» (В. Кротов)
Обсуждение с учащимися
Вывод: Страх – это эмоция, а эмоция включается там, где отказывает логика или где нет достоверной информации. Чувство страха можно объяснить, как своеобразную подготовку к наступающему событию, а когда момент наступает, страх теряет всякий смысл.
Упражнение «Письмо трусу»
Ваша задача написать небольшое письмо трусу, в котором Вы должны оказать ему психологическую поддержку приободрить и вселить уверенность в свои силы.
Учащиеся пишут письмо. Затем происходит небольшое обсуждение чувств, возникших от выполнения этого упражнения.
Заключительная часть.
Сохраните Ваши письма и читайте их своему отражению, чтобы поддержать себя в трудную минуту, когда почувствуете, что Вам это необходимо. Помните, что страх является следствием недостатка уверенности в себе. Не бойтесь повернуться лицом к своему страху и всмотреться в пугающие условия, приглядеться к своей реальности и задать себе вопрос: «Если я упаду в критические условия, которые пугают меня, то на что я упаду?». Таким образом, вы увидите, где можно найти твёрдую почву, а на твёрдой почве всегда стоится увереннее.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.