Конспект психологического занятия «Без конфликтов не бывает»
Оценка 4.7

Конспект психологического занятия «Без конфликтов не бывает»

Оценка 4.7
doc
27.04.2020
Конспект психологического занятия  «Без конфликтов не бывает»
Без конфликтов не бывает.doc

Конспект психологического занятия

«Без конфликтов не бывает»

 

 

Если мира нет в тебе, то мира

 и вокруг тебя быть не может.

Св. Писание

 

Цель: развивать умение понимать причины конфликтов и способы их разрешения.

Задачи:

-       определить понятие «конфликт»;

-       рассмотреть основные стратегии выхода из конфликтной ситуации;

-       на конкретных примерах рассмотреть модели поведения личности в конфликтных ситуациях.

Материалы: карточки с заданием, бумага, карандаши.

Продолжительность занятия 60 минут.

Возрастная категория: учащиеся 10-11 классов.

 

Ход занятия

 

Введение: «Знакомство с понятием конфликт»

Ведущий: Несмотря на то, что мы стремимся устанавливать и поддерживать партнёрские, дружес­кие, любовные отношения с окружающими, не допус­кать «горячих» ситуаций во взаимоотношениях, послед­ние всё равно возникают.

«Конфликт — это ситуация, когда одна сторона нарушает, ущемляет, игнорирует ин­тересы другой стороны.

Конфликтом может быть обычная ссора, сопро­вождающаяся обвинениями и оскорблениями с бурны­ми реакциями, с потерей контроля над собой. Кон­фликт может быть борьбой конкурентов за лидерство. И может быть враждой, длящейся месяцами и годами, когда каждая сторона использует различные методы и средства, чтобы была принята её позиция. И, наконец, конфликт может быть закономерным противоречи­ем прогресса, когда новое идёт на смену старому, от­живающему.

Упражнение: «Конфликт - что это?»

Цель: оценить знания детей о понятии «конфликт», отношение участников к конфликтам.

Участникам предлагается ответить на вопросы:

-       Что означает слово «конфликт» лично для вас?

Попробуйте составить список некоторых ассоциаций, образов, воспоминаний, связанных со словом «конфликт» (слезы, раздражение, обида, боль, крик, грубость, непонимание)

-       Что вы чувствуете, когда находитесь с кем-нибудь в конфликте, какое у вас настроение? (гнев, страх, расстройство, раздражение, возмущение, слезы)

Упражнение: «Вред и польза конфликта»

Цель: Показать участникам положительную и отрицательную стороны конфликта.

Ведущий: Существует мнение, что конфликт сопровождается только отрицательными последствиями.

- Но всегда ли конфликт несет за собой только негативные последствия, или мы можем увидеть и положительную сторону конфликта? Сейчас мы разделимся на две группы. 1 группа пропишет отрицательную сторону конфликта, 2 группа – положительную сторону конфликта

Позитивные

Негативные

1.     Познание друг друга

1.     Вызывают безответственное поведение или прояв­ление агрессии

2.     Помогает личности совершенствоваться и исполь­зовать полученные знания и опыт

2.     Снижение качества деятельности

3.     Ослабление психической напряженности, выход скопившимся эмоциям, тревогам, стрессу

3.     Депрессия. Угроза здоровью

4.     Повышение авторитета, самооценки, расширяет вовлечение личности в решение проблем

4.     Ощущение насилия, давления

 

Ведущий: Если вы попали в конфликтную ситуацию (оказа­лись вовлечены в неё) и хотите её преодолеть, для этого есть несколько способов выхода из нее.

Важнейшее условие успешного взаимодействия – умение личности выбирать наиболее подходящий способ поведения по отношению к другому человеку.

В психологии выделяют следующие стратегии разрешения конфликтной ситуации:

-       конкурентная борьба до победы (соперничество), без применения способов урегулирования;

-       сотрудничество, направленное на поиск реше­ния, удовлетворяющего интересы всех сторон;

-       компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки;

-       избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не усту­пая своего, но и не настаивая на своём;

-       приспособление (уступки) – тенденция сглажи­вать противоречия, поступаясь своими интереса­ми.

Тест «Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению Томаса».

Цель: Определить типичные формы поведения испытуемого в конфликтной ситуации. (Тест-опросник поведен ранее, на занятии осуществляется анализ полученных результатов).

Упражнение: «Выбор стратегии поведения в конфликте».

Цель: определить положительные и отрицательные стороны каждой стратегии выхода из конфликтной ситуации.

Ведущий: Исходя из полученных данных, вы отметили ту форму поведения, которую наиболее часто используете в конфликтной ситуации. Давайте рассмотрим подробнее эти стратегии поведения и поговорим об их достоинствах и недостатках.

Всем участникам необходимо разделиться на 5 групп. Каждой группе предлагается карточка с определением и формой проявления одной из стратегий поведения. Необходимо, проанализировав материал, озвучить «плюсы» и «минусы» каждой стратегии, а также в каких ситуациях ее применение наиболее эффективно.

(Карточки для участников - Приложение №1, Предполагаемый результат – Приложение №2)

Ведущий: Попав в конфликтную ситуацию, вы можете использовать следующие правила (рекомендации), которые помогут вам найти выход из нее (не зависимо от того, какую стратегию поведения вы выбрали):

  Высказывайтесь спокойно, без горячности, не да­вайте воли чувствам и эмоциям.

  Будьте достаточно активны, чтобы сохранять ини­циативу, задавая:

эмоционально-положительный тон отношений («давай-ка говорить спокойно»);

тему разговора («мы не о том говорим, вернём­ся-ка к...»);

языковой стиль (без грубости и пошлости).

  Откажитесь от концентрации на самозащите, по­скольку увлечение собственными защитными действиями обычно мешает людям вовремя заме­тить изменения в обстановке и поведении проти­воположной стороны.

  Выслушивайте мнение каждой стороны, не пере­бивайте друг друга.

• Избегайте в разговоре приказов, указаний, ко­манд («ещё раз!», «медленнее», «не говорите так никогда») и поучений («это неправильно», «это вы зря...»). Не злоупотребляйте нравоучениями («посмотрите на это иначе») и критикой («то, что вы сделали, глупо»).

Ведущий: Любой конфликт разрешим при твёрдом намере­нии обеих сторон к конструктивной дискуссии в инте­ресах дела. По частям, шаг за шагом, можно разре­шить любое напряжение, преодолеть всякие межлич­ностные противоречия.

Многие конфликты за один раз решить невозмож­но. Сначала добиваются частичного решения, когда ис­ключаются конфликтные действия, но побуждение к конфликту остаётся. Но с каждым циклом вы будете продвигаться к взаимопониманию, доверию и эмпатии между участвующими сторонами.

Упражнение: Разыгрывание ситуаций

Цель: Научить детей анализировать, выстраивать алгоритм своих действий, развивать способность находить правильное решение в конфликтных ситуациях.

Ведущий: Всем участникам необходимо разделиться на  группы, каждой из которых должна придумать и разыграть ситуацию с использованием какой-либо стратегии выхода из конфликтной ситуации. Задача остальных понять, какую стратегию разыгрывала группа, а также проанализировать эффективность ее применения именно в этой ситуации.

Рефлексия:

Каждому участнику раздаются круги из бумаги разных цветов, на которых они должны изобразить свое отношение к занятию:

-       Улыбка - мне было интересно, я узнал много нового, что обязательно поможет мне в будущем при общении и взаимодействии с людьми.

-       Грусть - Мне было немного скучно, я бы хотел передать свои пожелания (запишет)

При выходе участники отдают кружки ведущему.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

Карточки для участников

 

Соперничество (соревнование, конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию, во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть, это тип человека, который всегда прав.

Те, кто выбрали стратегию соревнования, реализуют ее, если:

·                     стремитесь доказать, что другой человек не прав;

·                     дуетесь, пока они не передумают;

·                     перекрикиваете их; применяете физическое насилие;

·                     требуете безоговорочного послушания;

·                     не принимаете явного отказа;

·                     призываете на помощь союзников для поддержки;

·                     требуете, чтобы ваш оппонент согласился с вами ради сохранения отношений.

 

Компромисс означает, что с самого начала вы готовы уступить, хотя бы и в чем-то малом. Суть этого стиля заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу.

Примеры реализации стратегии компромисса:

·                     поддерживаете дружеские отношения;

·                     ищите справедливого решения;

·                     делите предмет желаний поровну;

·                     избегаете самовластия и напоминаний о вашем первенстве;

·                     получаете что-то и для себя;

·                     избегаете столкновения в лоб;

·                     уступаете немного ради поддержания отношений.

Этот стиль наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это не выполнимо. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: «Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться».

 

Приспособление означает в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого; своего противника вы «уничтожаете добротой», с готовностью встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

Формы стратегии приспособления (уступчивости) заключаются в следующем:

·                     вы делаете вид, что все в порядке;

·                     продолжаете действовать, будто ничего не произошло;

·                     миритесь с происходящим, чтобы не нарушать покой;

·                     пользуетесь вашим обаянием для достижения нужной цели;

·                     молчите, а потом начинаете вынашивать планы мести;

·                     подавляете ваши негативные эмоции.

 

Избегание. Для стратегии избегания характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; ваше кредо – «вовремя уйти», вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Формами стратегии избегания (ухода от конфликтов) являются:

·                     молчание;

·                     демонстративное удаление;

·                     обиженный уход;

·                     игнорирование обидчика;

·                     переход на «чисто деловые отношения»;

·                     полный отказ от дружеских или деловых отношений с провинившейся стороной.

Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения, не хотите тратить время и силы на ее решение.

Не следует думать, что этот стиль является бегством от проблемы или уклонением от ответственности. В действительности уход или отсрочка может быть вполне подходящей реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой или вы сможете заняться ею позже, когда будете обладать достаточной информацией и желанием разрешить ее.

 

Сотрудничество. Мало кто из взрослых (и никто из детей) реализуют стратегию сотрудничества. Стиль сотрудничества можно использовать, если отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель его применения – разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает этот стиль неэффективным.

Преимущества подхода «выиграть-выиграть» заключаются в том, что вы находите приемлемое решение и тем самым укрепляете взаимоотношения. Когда выигрывают обе стороны, они будут более склонны поддерживать принятое решение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

 

Предполагаемый результат

Соперничество

-       исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;

-       обладаете достаточной властью и авторитетом, и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение – наилучшее;

-       чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;

-       должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага.

Компромисс

-       обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы;

-       удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;

-       вас может устроить временное решение, так как нет времени для выработки другого или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными.

Приспособление

-       важнейшая задача – восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;

-       предмет разногласия не важен для вас, или вас не особенно волнует случившееся;

-       считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения;

-       осознаете, что правда не на вашей стороне;

-       чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.

Избегание

-       источник разногласий несуществен для вас по сравнению с другими более важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить на него силы;

-       знаете, что не можете или даже не хотите решить вопрос в свою пользу;

-       у вас мало власти для решения проблемы желательным для вас способом;

-       хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение;

-       пытаться решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию;

-       у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности.

Сотрудничество

-       необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;

-       у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

-       основной целью является приобретение совместного опыта работы;

-       стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов.

 

 

 

Литература:

 

1.    Коломинский Я.Л. Человек: психология. М., 1986.

2.    Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика.Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003. -672с.

3.    Столяренко Л.Д. Основы психологии. 7-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 672 с.

4.    Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть 2  М., 1998.


Конспект психологического занятия «Без конфликтов не бывает»

Конспект психологического занятия «Без конфликтов не бывает»

Позитивные Негативные 1

Позитивные Негативные 1

Карточки для участников - Приложение №1,

Карточки для участников - Приложение №1,

Карточки для участников Соперничество (соревнование, конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию, во…

Карточки для участников Соперничество (соревнование, конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию, во…

Формами стратегии избегания (ухода от конфликтов) являются: · молчание; · демонстративное удаление; · обиженный уход; · игнорирование обидчика; · переход на «чисто деловые отношения»; ·…

Формами стратегии избегания (ухода от конфликтов) являются: · молчание; · демонстративное удаление; · обиженный уход; · игнорирование обидчика; · переход на «чисто деловые отношения»; ·…

Приложение №2 Предполагаемый результат

Приложение №2 Предполагаемый результат

Литература: 1. Коломинский

Литература: 1. Коломинский
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2020