Конспект психологического занятия в 9-10 классах с лёгкой умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) по профориентационной работе по теме " В мире профессий"
Оценка 4.6

Конспект психологического занятия в 9-10 классах с лёгкой умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) по профориентационной работе по теме " В мире профессий"

Оценка 4.6
Особые потребности
docx
психологическая работа
9 кл—10 кл
04.10.2020
Конспект психологического занятия в 9-10 классах с лёгкой умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) по профориентационной работе по теме " В мире профессий"
создание условий для улучшения понимания подростка-ми своих склонностей к тем или иным видам деятельности и направленности личности.
Конспект психологического занятия в 9.docx

 Конспект  психологического занятия в 9 – 10 классах для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) по профориетационной работе   по теме: « В мире профессий»

 

Цель: создание условий для улучшения понимания подростка-ми своих склонностей к тем или иным видам деятельности и направленности личности.

Задачи:

— информирование подростков об основных типах профессий и требований к ним;

— обсуждение с подростками основных ошибок, которые могут возникнуть при выборе профессии;

— проведение диагностики профессиональных склонностей.

 

Основные виды профессии

1. Восточная притча

Цель: дать возможность самостоятельно увидеть проблему, заключенную в притче, побудить детей вести диалог и при помощи группового обсуждения помочь определить тему нашего занятия.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

(Обсуждение в  2 группах)

 

2.  Классификация профессий (по Е.А. Климову)

Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам. Классификация профессий – объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

Профессия – это определённый вид трудовой деятельности.

Профессия – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности

Специальность – это наименование конкретного вида профессиональной подготовки, которая завершается присвоением квалификации (например, бакалавра, специалиста или магистра)

Каждый вид труда человека имеет компоненты: предмет труда, цель труда, средства труда и условия деятельности. Действительно, когда человек работает, его внимание направлено на предмет труда. С этим предметом надо что-то сделать (цель труда). Реализуется эта цель с помощью средств труда. И конечно, для человека важно знать условия, в которых протекает работа. В соответствии с этими четырьмя признаками и строится классификация профессий, удобная для профессионального самоопределения.
          Ниже речь пойдёт о классификации профессий по предмету труда, предложенной известным психологом, академиком Е.А. Климовым. Итак, согласно этой точке зрения по предмету труда все профессии можно разделить на пять типов.

 Типы профессий 

1. Предмет труда – природа (животный и растительный мир). К этому типу относятся профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и т.д. Этот тип профессий называется «человек–природа». Пример: эколог, микробиолог, егерь и др.

2. Предмет труда – техника. К этому типу относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники (ремонт, наладка, установка, управление). Сюда же входят и профессии по производству и обработке металлов, их механической сборке и монтажу, а также по сборке и монтажу электрооборудования. В этот же тип включают профессии по обработке и использованию неметаллических изделий, полуфабрикатов, промышленных товаров, а также по переработке продуктов сельского хозяйства. Этот тип профессий называется «человек–техника». Пример: водитель, слесарь, инженер-электрик, строитель, тракторист и др.

3. Предмет труда – человек. К этому типу относятся профессии, направленные на воспитание, обучение, информирование, обслуживание (бытовое, торговое, медицинское) людей. В этих видах деятельности в процессе труда люди взаимодействуют между собой. Этот тип профессий называется «человек–человек». Пример: экскурсовод, учитель, продавец и др.

4. Предмет труда – схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, формулы, карты, рисунки, дорожные знаки. К этому типу профессий относятся умственные виды деятельности. Например: экономист, корректор, физик, кассир и др. Этот тип профессий называется «человек–знаковая система».

5. Предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актёрская деятельность. Такой тип профессий называется «человек -художественный образ». Пример: дизайнер, декоратор, журналист, вокалист и др.

Кроме этого его классификация делит профессии по целям, средствам труда, по условиям труда.

По целям труда:

«Гностические профессии» (от древнегреческого «гнозис» - знание, познание).
Таких профессий, связанных с чисто познавательным трудом и, в то же время, органично включенных в самые недра материального производства, немало, и все они весьма разнообразны.

«Преобразующие профессии»
Большинство профессий является не чисто гностическим, а связанным с активным изменением свойств и состояний предметов труда. Познавание здесь не самоцель, оно обслуживает преобразующую деятельность человека.

«Изыскательские профессии»
В этом классе профессий на первый план выступает такая цель деятельности, которая предполагает что-то изобрести, придумать, найти новый вариант решения

 

Тип профессии по предмету труда

Гностические (распознать, определить)

Преобразующие (обработать, обслужить)

Изыскательские (изобрести, придумать)

Человек - природа

Ботаник

Ветеринар

Биоинженер

Человек - техника

Наладчик станков с ЧПУ

Водитель, слесарь

Изобретатель, Инженер

Человек - знаковая система

Графолог

Архивариус, библиотекарь

Программист

Человек - художественный образ

Литературный критик

Актёр

Художник, дизайнер

Человек - человек

Психолог

Учитель, врач

Режиссёр

 

По средствам труда:

1.                   «Ручные орудия труда» (непосредственное выполнение функции).
Лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант, слесарь, картограф, художник-живописец.

2.                   «Механизированные орудия труда»  (управление машинами, механизмами).
Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

3.                   «Автоматизированные орудия труда» (управление станками, устройствами). 
Оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.

4.                   «Функциональные средства организма человека». Здесь имеются в виду психологические средства труда – разного рода мысленные эталоны (например, у акробата – мысленный образец последовательности действий, у дирижера – образные эталоны и т.д.).

По условиям труда:

·           «Условия бытового типа»
В таких условиях работает, например, лаборант, бухгалтер, программист.

·           «Работа на открытом воздухе».
В режиме резкого перепада температуры, влажности. Эти условия характерны для агронома, монтажника стальных и железобетонных конструкций, тракториста-механизатора.

·           «Необычные условия труда»
Под водой, на высоте, под землей, а также в условиях повышенной температуры и других. Примеры профессий – водолазы, шахтеры, маляры, монтажники.

·           «Условия с повышенным уровнем моральной ответственности»
За здоровье и жизнь человека или за большие материальные общественные ценности. К этой группе относятся профессии учителя, судьи, продавца.

по характеру труда
            «А» - профессии исполнительского класса связаны с выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем.
В большинстве случаев профессии этого класса не требуют высшего образования. Агент, медсестра, продавец, приемщик заказав, социальный работник, машинист, оператор, плотник, кассир, телефонист, парикмахер, озеленитель.
               «Б» - профессии творческого класса связаны с анализом, исследованиями, испытаниями, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений. Требуют независимого оригинального мышления, и, как правило, высшего образования. Врач, менеджер, референт, психолог, учитель, юрист, инженер, экономист, математик, архитектор, физик.

 

          3. Обратная связь


 

Конспект психологического занятия в 9 – 10 классах для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) по профориетационной работе по теме: «

Конспект психологического занятия в 9 – 10 классах для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) по профориетационной работе по теме: «

Этот тип профессий называется «человек–природа»

Этот тип профессий называется «человек–природа»

Лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант, слесарь, картограф, художник-живописец

Лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант, слесарь, картограф, художник-живописец
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2020