Конспект «Путешествие в кладовую природы. Лекарственные растения» занятия знакомство с окружающим миром.
Оценка 5

Конспект «Путешествие в кладовую природы. Лекарственные растения» занятия знакомство с окружающим миром.

Оценка 5
doc
06.02.2020
Конспект «Путешествие в кладовую природы. Лекарственные растения» занятия знакомство с окружающим миром.
лекарств растения Путешествие в кладовую природы.doc

«Путешествие в кладовую природы. Лекарственные растения»

 

Цель: воспитание у детей основ здорового образа жизни.
Задачи:
Образовательные

·       Закрепить и обобщить знания о лекарственных растениях, о лечебных свойствах лекарственных растений; правилах сбора растений; об использовании их в целях оздоровления. 

·       Закреплять умение детей работать со схемами-моделями, совершенствовать умения решать проблемные ситуации, создавать условия для использования на практике информации, полученной от организованной деятельности; расширять границы своего опыта, обогащать восприятия мира.

Развивающие:

·       Развивать речь, память, логическое и образное мышление, коммуникативность, эмоциональную сферу общения.

Воспитательные:

·       Воспитывать любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям, поощрять самостоятельность суждений.

·       Закрепить правила работы в подгруппах, способы объединения в подгруппы, умение договариваться на каждом этапе работы, распределять обязанности, соблюдать правила сотрудничества.

Коррекционные:

·       способствовать развитию у детей познавательных процессов, коммуникативных навыков и навыков сотрудничества;

·       формировать доброжелательное отношение к окружающим;

·       научить понимать чувства, переданные в музыке, различать оттенки настроения, сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.

Методические приемы:
Беседа; дидактические игры «Расскажи о растении»; работа со схемами-моделями, работа по опорным карточкам, физминутка, загадывание загадок, чтение стихов.

Предварительная работа:
Экскурсия в библиотеку, в аптеку, сбор материала о лекарственных растениях, беседы о пользе применения растений в лечебных целях, создание Красной книги, разучивание стихов, загадок, пословиц, чтение детям сказок о лекарственных растениях, разные виды игр.
Материал к ОД:
Презентация «Загадки о лекарственных растениях», картинки с изображением лекарственных растений, мешочки с лекарственными растениями, лекарственные растения в баночках.

 

Ход НОД

                                I.         Организационный момент.

Звучит песня «На лугу», дети заходят в зал, выполняют психогимнстику «Просыпается цветок»  

Наши алые цветы

Дети складывают ладоши в виде бутона и прижимают друг к другу

Распускают лепестки.

затем медлен­но же раскрывают,   имити­руя    распускающийся бутон

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Дети производят колеба­тельные движения каждым пальцем.

Наши алые цветы

Закрывают лепестки.

Детские пальчики образуют бутон.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Дети производят круговые движения кистями, сложен­ными в виде бутона

Воспитатель: Дети, что мы с вами сейчас изображали?
Дети: Как распускается или просыпается цветок.
Воспитатель: Ну, раз цветок проснулся, нужно со всеми поздороваться. Пожелать всем здоровья.

                            II.          Введение в тему.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, где нас ждут интересные задания.
- Что такое природа?
Дети: Все что нас окружает, не созданное руками человека.
Воспитатель: На какие два вида делится природа?
Дети: На «живую» и «неживую»
Воспитатель: Что относится к «живой»?
Дети: Растения, животные, человек.
Воспитатель: Что относится к «неживой»?
Дети: Камни, вода, солнце.
Воспитатель: Вы уже много знаете о разнообразных растениях. Без растений не существовало бы жизни на планете Земля. Растения не только дают красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от разнообразных болезней.

Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться.  

                         III.          Основная часть.

Воспитатель: Вот сегодня мы и поговорим о растениях, но ни об обыкновенных, а о лекарственных.

И в зарослях лесных, в полях, и на лугах,
Где всё для сердца мило,

где чистым воздухом так сладостно дышать.
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Воспитатель: Как называют травы, которые нас лечат?
Дети: 

Воспитатель: Назовите лекарственные травы.
Дети: 

Воспитатель: А сейчас загадки, нужно назвать растение о котором идёт речь.

Загадка:

1.   Каждый лист мой

Любит тропки у обочины дорог,
Он однажды людям добрым 

Раны вылечить помог (подорожник).

 

Воспитатель: Подорожник  растёт вдоль дорог. Листья  упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надёжно укрепляется в почве. 
Подорожник – великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места.
Если разобьёшь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок и приложи его к ране.

2. В поле сестрички стоят,

желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички – 

белые реснички (ромашка).

 

Воспитатель: Ромашка – очень лечебный цветок. Вот несколько советов:

·       - Полоскай ромашкой рот и зубная боль пройдёт.

·       - Чай из ромашки с мёдом дают детям на ночь – сон будет крепким.

·       - Если вы поранились – можно промыть рану настоем из ромашки, чтобы смыть микробы.

·       - Если случится тебе простудиться, появится жар, придвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый, душистый отвар…

3.Злая как волчица

жжётся как горчица
Что это за диво? 

Это же (крапива).

 

Воспитатель: Таблетки и порошки спрятаны в листьях и стеблях, а также и особые волоски. Каждый волосок как игла. Внутри волосков находится едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. 

4. Растение знаменито не цветами,
А необычными листами:
То твёрдыми, холодными,
То мягкими и тёплыми. (Мать-и-мачеха)

Воспитатель. Мать-и-мачеха - лучшее средство против кашля. Широко применяется при лечении заболеваний дыхательных путей.

5. На зелёненькой траве

Летом вдруг снежинки,

С белого шара слетели

Лёгкие пушинки.

Знают девочки и мальчики:

Облетели - ... (Одуванчики)

Воспитатель. Корни одуванчика применяют для улучшения пищеварения.

6. На лугах, полях растёт

Цветом розовым цветёт,

Заварить им можно чай.

Ты мне быстро отвечай!

Что за травка?  (Иван чай)

Воспитатель. Иван чай мгновенно справляется с простудой, укрепляет иммунитет и тонизирует организм. Обладает противовоспалительным эффектом.

 

 Воспитатель: Что изготавливают из лекарственных трав?

Ответ детей. Из лекарственных трав готовят настои, отвары, фиточай, настойки.
Правила сбора лекарственных растений.
Воспитатель:
 

Вот заданье Айболита,
Врачевания урок:
«И ромашку, и малину
Собирайте летом впрок,
Находите листья мяты,
Валерьяну, иван-чай». 
Лечит ландыш, подорожник
От болезней всевозможных.
Потому-то Айболит
Все запомнить нам велит.

Воспитатель: А сейчас немного отдохнём. Выполним пальчиковую гимнастику.
Проводится пальчиковая гимнастика «Цветок»

У каждого из вас кисти рук превратились в цветок. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.

Утром рано он закрыт, 

кисти рук находятся в исходном положении

Но к полудню ближе 

ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают полураскрытый бутон

Раскрывает лепестки, красоту их вижу. 

кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок

К вечеру цветок опять закрывает венчик 

пальцы сомкнуть — нераскрывшийся цветок

И теперь он будет спать 

кисти рук в исходном положении

До утра, как птенчик. 

кисти рук положить под щеку — имитация сна

 

                         IV.          Закрепление изученного материала.

Воспитатель: А сейчас проверим ваши знания о лекарственных травах.
Проводится игра - викторина.
Дети объединяются в 2 команды, выбирают капитана, дают название команде в соответствии с темой.
Вопросы к игре-викторине.
1. Куда занесены редкие лекарственные растения?
2. Отвар каких трав используют для  полоскания горла?
3. Какое растение поможет от кашля?
4. Какое растение лечит кожные заболевания?
5. Почему мать-и-мачеха получила такое название?
6. Какая ягода поможет от температуры? (восстановит зрение?).

Воспитатель: Травы нас лечат, не только когда мы их пьем, но и обладают целебными свойствами, когда вдыхаем их аромат.

Воспитатель: А сейчас мы отдохнем и почувствуем  удивительный запах лекарственных трав.

Предложить детям сесть по-турецки, положить руки на колени.
Релаксация - «Волшебный цветок добра» с использованием ароматерапии под музыку П.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
Воспитатель: Положите «цветок Добра» и хорошее настроение на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: Ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение цветка внутрь, в своё сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья и радости. Вас обвевает тёплый, ласковый ветерок. У вас тёплое, согревающее душу настроение. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя отсюда. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами. Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли. 
Дети открывают глаза и улыбаются друг другу.
Воспитатель. Наши задания продолжаются. 
Задание: приготовить фиточай по алгоритму.
Для того, чтобы приготовить чай, подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика  «Мы готовим чай».

Лист малины, лист брусники,
Ложка чайная черники,
Мяты яблочной немножко
И цветков ромашки ложка.
Сидя в кресле не скучай,
Мы завариваем чай.
От холодной непогоды
Хорошо добавить меду,
Аромат наполнит дом.
Все довольны будут в нем.

Первая команда готовит витаминный чай, вторая - успокаивающий.

Дети готовят чай под песню «Пых-пых, самовар»

 

                             V.          Окончание занятия.

Воспитатель. А сейчас  приглашаем всех попробовать витаминный чай
Воспитатель: Цветами можно не только любоваться,
                         Ведь лес как сказочное царство!
                         Здесь кругом растут лекарства!

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура и таблетки.
А зачем и как лечить,

Я могу вас научить!

 

Литература:

·       Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Растения – М.: ТКО «АСТ», 1996.

·       Ю. Дмитриев  “Кто в лесу живет и что в лесу растет”, Москва, 2002г

·       Н. Павлова “Загадки цветов” М. "Детская литература", 1977 г.,  А.

·       Плешакова “Зеленые страницы” М.: Просвещение, 2004.


·      

Путешествие в кладовую природы

Путешествие в кладовую природы

Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет

Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет

Подорожник – великий путешественник

Подорожник – великий путешественник

Ответ детей. Из лекарственных трав готовят настои, отвары, фиточай, настойки

Ответ детей. Из лекарственных трав готовят настои, отвары, фиточай, настойки

И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение цветка внутрь, в своё сердце

И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение цветка внутрь, в своё сердце
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2020