Конспект разработанного урока для 6 классов "Образование древнерусского государства"
Оценка 5

Конспект разработанного урока для 6 классов "Образование древнерусского государства"

Оценка 5
docx
22.01.2023
Конспект разработанного урока для 6 классов "Образование древнерусского государства"
ПП_историяПриложение 2. Разработанный урок.docx

 

 

 

 

Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации» студента
Голубевой Юлии Андреевны

Разработанный урок по теме

«Образование Древнерусского государства»

10 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель урока: 
обобщение, изучение и дополнение знаний учащихся по теме «Образование Древнерусского государства».

Задачи:

Образовательные

Воспитательные

Развивающие

- Систематизировать исторический материал о Древней Руси;

- Выявить предпосылки и значения образования Древнерусского государства;

- Проконтролировать знания учащихся основных событий, исторических личностей, хронологию событий;

- Ознакомиться с различным теориями возникновения Древнерусского государства, основываясь на достоверных источниках.

 

- Воспитывать патриотизм, любовь к Родине и её традициям, уважение к древнерусскому народу, как создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство;

- Создать условия для развития навыков совместной деятельности, для творческой самореализации личности.

 

- Способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, работать с тестовыми заданиями;

- Развивать умение выделять главное, обобщать имеющийся материал через схемы и таблицы;

- Развивать умение работать в группах.

 

 

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, карта «Древнерусское государство в IX - X вв»

Тип урока: изучение нового материала.

Формы и методы:

Методы: наглядный, частично-поисковый.

Методы контроля: устный, письменный.

Приёмы: работа с учебником и дополнительными источниками, письменно-графический (составление схемы).

 

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):


Систематизировать исторический материал о Древней Руси.

Характеризовать общие черты и особенности раннефеодального периода истории Руси и стран Западной Европы.

Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси  и её традиций для современного общества.

Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

 

1.Организационный момент.

2. Мотивация.

 

Просмотр видеофрагмента из сериала «Рюриковичи. Рюрик».

Вопрос «Откуда пошла земля русская?» всегда волновал не только современное общество но и наших предков. Ведь все мы являемся жителями государства, которое имеет свою историю, развитие. Историю важно изучать каждому члену своей страны, знать свои корни происхождения. Чтобы понять современную ситуацию, необходимо изучить исторические вехи наших предков. Появление государства у восточных славян и было такой важной вехой на пути развития общества. Ничего в этом мире не происходит просто так. Чтобы произошло то или иное событие, нужны причины.

Цель нашего урока – выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства, познакомиться и проанализировать различные теории возникновения государства у восточных славян.

 

3. Тема урока, план урока.

 

Обозначим тему нашего урока так: «Образование Древнерусского государства».  В связи с этой темой нам нужно рассмотреть:

1. Причины возникновения государства.

2. Создание единого государства Русь.

3. Теории возникновения государства.

 

Способ выхода из затруднения – дополнение исходных данных о возникновении Древнерусского государства.
План достижения – поэтапная работа с документами и учебниками. Средства достижения – документы, видеоматериал, учебные пособия.

 

4. Актуализация знаний.

 

- Что такое государство? (организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обладающая суверенитетом).

Какие теории происхождения государства вы знаете? (классовая - распад родовых отношений, появление неравенства; договорная - договор между людьми) 2 слайд

 - Как шел процесс складывания государства у славян?

Вопрос о становлении Древнерусского государства до сегодняшнего момента вызывает бурную дискуссию среди ученых, не давая с полной уверенностью сказать, как на самом деле происходил этот процесс. Этот спор между ними будет длиться еще долго, потому что в данный момент не имеется достаточного количества подтверждений для однозначной теории его образования.

 Лев Гумилев писал: История многогранна. Это может быть история общества, история культуры, история литературы, которая является частью культуры, и так далее. Слайд 3

 

- Как же тогда мы и другие люди узнают о событиях прошлого?

 

Из сохранившихся древных источников которые сохранились до нашего времени можно выделить «Слово о полку игореве» неизвестного автора и написанную «Повесть временных лет» монаха Нестора. Давайте же обратимся ко второму источнику.

 

Вся древнерусская история построена на основании «Повести временных лет», написанной замечательным летописцем монахом Нестором в 12 в. в Киево-Печерском монастыре. «Повесть временных лет» - можно считать и исторический источник, и литературный памятник одновременно. Слайд 4

 

Д.С. Лихачев писал: «Высокое литературное образование Нестора, его исключительная начитанность в источниках, умение выбрать в них всё существенное, сделали «Повесть временных лет» не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публицистическим сочинением, а цельно литературно изложенной историей Руси».

Давайте и мы обратимся к историческому источнику в нашем учебнике.

 

5. Изучение нового материала.

 

Лекция: Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях. В 18 веке немецкие ученые Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер доказывали скандинавскую теорию образования Древнерусского государства (Руси).

М.В.Ломоносов, отрицая норманское (варяжское) происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами-роксоланами, рекой Рось, протекающей на юге.

Ломоносов, опираясь на «Сказание о князьях Владимирских», доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись пруссы. Именно эта «южная» антинорманская теория образования Древнерусского государства была поддержана и развита в 19-20 веках учеными-историками.

Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в «Баварском хронографе» и относятся к периоду 811-821 годов. В нем русские упоминаются как народ в составе хазар, населяющий Восточную Европу. Слайд 5. В 9 веке Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян.

Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжский князь Олег (879-912 гг.), завладевший Смоленском и Любечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 году обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян – Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.

 

 

Работа с историческим источником.

 

1.) Прочитайте документ № 2 стр. 21 учебника и сделайте вывод, о какой стадии развития древнеславянского общества повествует автор (о призвании на Русь варягов)? Фрагмент представлен ниже:

«Повесть временных лет»

«В лето 6370 (862) изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было между ними правды. И встал род народ, и были меж ними усобицы, и начали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к Руси. Сказали Руси, чудь, словене, кривичи все: «Земля наша велика и обильна. А порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю Русь. И сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой – Синеус – на Белом озере, а третий – Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля». Слайд 6.

 2.) Можно ли считать представленную информацию полной для ответа на вопрос о возникновении государства на Руси? (нет)

3.) Как вы думаете, какую дополнительную информацию о славянах необходимо получить, чтобы сведения о славянах, представленные в «Повести временных лет» были более полными и достоверными?

(Таким образом, необходимо выяснить, какие предпосылки существовали у славян для образования государства)

 

Предпосылки у славян для образования государства. 

 

Групповая работа с последующим фронтальным обсуждением выделенных предпосылок образования государства.

- По заданиям для своих двух групп найдите ответ на вопрос "Какие предпосылки существовали у славян для образования государства?"

Фронтальная работа на доске: каждая группа вывешивает листы с выделенными предпосылками.

- А теперь рассмотрим отдельные предпосылки более подробно.

 

Обсуждение выделенных учениками предпосылок

 

Предпосылка - возникновение городов. 

Древние города по карте «Древнерусское государство в 9-10 вв». Слайд 7.

Русь называли страной городов – Гардарики. Наиболее ранние города, которые появились в 9-10 веках – это: Белгород (980), Белоозеро (862), Изборск (862), Искоростень (946), Киев (по летописи относится к древнейшим временам), Ладога (862), Любеч (882), Муром (862), Новгород (862 г.), Переяславль (907), Полоцк (862), Псков (903), Ростов (862), Смоленск, Чернигов (907). 

Предпосылка - наличие союзов славянских племен.

- Складывались из отдельных небольших родственных племён крупных союзов; появилось по меньшей мере 15 таких союзов. 
Задание классу фронтально и одному ученику на экране у доски: с.64 учебника, найдите на карте «Древнерусское государство в 9-10 вв» и выделите на своих распечатанных картах эти племенные союзы: словене ильменские , кривичи, полочане , радимичи, вятичи, дреговичи, северяне, древляне, поляне, уличи и тиверцы.

 

Предпосылка - усиление роли военной знати, возникновение имущественного неравенства.

 

Обсуждение выделенных учениками предпосылок.

Князь, дружина, появление системы правления, переход к соседской общине (распад родовой общины, в которой люди перестали нуждаться, т.к. каждая семья могла обеспечить себя самостоятельно), возникновение имущественного неравенства (зарождалось право частной собственности, создать определенные излишки), усложнение социальной структуры общества, князь-дружинники-племенная знать-люди(смерды)-челядь-холопы), угроза нападения внешних врагов (постоянное военное давление соседей - кочевники, варяги).

 

Распределение всех предпосылок на четыре группы. Составление кластера на доске.

 

Итак, мы выяснили, какие сложились предпосылки у славян необходимые для создания государства: политические, экономические, социальные, внешнеполитические.

 

Признаки формирования государства.

 

В.О. Ключевский пишет: «В нашей исторической литературе преобладают два различных взгляда на начало нашей истории». Первый сформулирован во второй четверти XVIII в. Г.З.Байером, Г.Ф.Миллером, второй – В.Н.Татищевым и М.В.Ломоносовым. Спор этот остается актуальным до сих пор. Какие же все-таки можно выделить признаки формирования государства?

 

1.) Территориальная организация населения (подчиняет себе всё население на определенной территории);

2.) Государственный суверенитет (самостоятельность по отношению к другим государствам);

3.) Наличие публичной власти (Верховная власть носила в древней Руси преемственно следующие титулы: князь, великий князь, князь-государь и государь-царь и великий князь всея Руси);

4.) Сбор налогов (формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал «дым», то есть дом, или семейный очаг. Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма)

5.) Система законодательства, право (русское право упоминается в договорах Руси и Византии, а также в «Русской Правде») 10 слайд

Как мы выяснили в ходе урока, по всем этим признаком Русь была государством. Но государство носило раннефеодальный характер так как сохранялось вече (народное собрание), свободное население.

 

Переход от догосударственного общества к государственной организации шел постепенно на протяжении 6 – 9 вв. Именно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства: на северо-западе это был Новгород, на юге – Киев. Север представлял собой объединение славянских, финских и балтийских племен. В 862 году этим объединением стал править выходец из Скандинавии, князь из варяжского племени Русь Рюрик. На юге объединились поляне, северяне, вятичи.

862 год стал считаться датой образования древнерусского государства.

 

- Почему именно эти племена решили объединиться?

 

Это были наиболее развитые во всех отношениях восточнославянские земли. Там и складывалась начальная восточнославянская государственность, в ходе формирования которой и проявилось двоецентрие. Преодолеть которое попытается князь Олег, предпринявший свой знаменитый поход из Новгорода в Киев, в 882г. и объявив его «матерью городов русских».

В «Повести временных лет» написано о строительстве Киева и призвании варягов в связи с этим споры учёных-историков не утихают по сей день.

В.О. Ключевский отмечает: «В нашей исторической литературе преобладают два различных взгляда на начало нашей истории». Первый сформулирован во второй четверти XVIII в. Г.З.Байером, Г.Ф.Миллером, второй – В.Н.Татищевым и М.В.Ломоносовым. Спор этот остается актуальным до сих пор.

 

Теории возникновения государства.

 

 

- Сегодня на уроке мы с вами должны разобраться в данной проблеме. И узнать о теориях возникновения древнерусского государства которые выдвигают учёные-историки.

 

Фронтальное задание классу: при просмотре презентации записать в тетрадь тезисно содержание всех теорий и выбрать группой ту которая вам нравится.  Слайд 8,9.

 

- Какая теория вам ближе?

- Все ли участники группы выбрали одну теорию?

- Кроме вышеназванных теорий существует ещё великое множество и других, например: ирано-славянская теория, кельто-славянская теория, индо-иранская теория, хазарская теория. Таким образом, проблема возникновения государства у восточных славян не имеет однозначного ответа.

 

Фронтальное обсуждение с опорой на слайд.

 

Прочтите текст и ответьте на вопросы.

«Поляне жили в те времена отдельно и управлялись своими родами и каждый управлялся самостоятельно. И было три брата: один по имени Кий, другой — Щек. И третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. И построили городок во имя старшего брата и назвали его Киев. И по смерти братьев этих потомство их стало держать княжение, а у дреговичей — свое, а у славян в Новгоро­де — свое. Все эти племена имели свои обычаи, законы своих от­цов, и предания, и каждые — свой нрав.

Варяги из заморьявзимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и со всех кривичей. В лето 6370 изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владети, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с дру­гом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который владел нами и судил по праву». И пошли за море, к варягам, к руси. Те варяги зва­лись русью, как другие называются шведы, и иные норманны и англы. Сказали Руси чудь, славяне, и кривичи, и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и вла­деть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгродды же — те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Нов­городе — славяне, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря. И над теми всеми властвовал Рюрик.» Слайд 12.

Вопросы:

1. К какому жанру относится этот документ? Как он называет­ся? Когда был создан?

2. Какова дата по современному летоисчислению?

3.  Кто такие варяги, чудь, меря?

4. Какой уровень развития общества был у славян исходя из это­го документа? 

5. О какой этнической принадлежности русов можно говорить на основании текста летописи?

6. Для чего были приглашены варяжские князья?

 

Ответы на вопросы:

1. Жанр —летопись. «Повесть временных лет». Предположи­тельно в XII в.

2. 862 г.

3. Варягами на Руси называли отряды скандинавов. Чудь, меря — названия финно-угорских племен.

4. В данный период славянские племена находились на стадии военной демократии.

5. Ряд историков соотносят русов со скандинавами.

6. Варяжские князья были приглашены в качестве военных вождей.

 

6. Закрепление изученного материала.

 

Решение мини-теста. Устная работа фронтально.

Рефлексия учебной деятельности на уроке. 

 

 

1.) В предгосударственный период у восточных славян сложились два центра в:

а.) Новгороде и Приднепровье
б.) Поволжье и Прибалтике
в.) Прибалтике и Причерноморье
г.) Поволжье и на дону

Правильный ответ в Новгороде и Приднепровье.
Пояснение: В предгосударственный период племенные союзы восточных славян образовывали поселения, и постепенно были образованы два крупных и влиятельных центра: с конца шестого века существовал огромный союз вокруг Киева (Приднепровье), а в IX веке – вокруг Новгорода.


2.)
Кто были соседями восточных славян?

а.) германцы
б.) галлы
в.) римляне
г.) хазары

Правильный ответ хазары.
Пояснение: К моменту объединения Руси с ней граничило лишь одно полноценное государство – Хазарский каганат – юго-восточный сосед Руси.

3.) Переход от родовой общины к соседской у восточных славян произошел вследствие:

а.) формирования союза племён
б.) развития пахотного земледелия
в.) возникновения феодальной вотчины
г.) необходимостью обороняться от кочевников

Правильный ответ развития пахотного земледелия.
Пояснение: Переход от родовой общины к семейной был закономерным, поскольку кочевой образ жизни сменился оседлым, изменился тип земледелия – оно стало пашенным, а не подсечно-огневым, как раньше, появились более удобные орудия труда, что привело к повышению производительности труда. Все это способствовало распаду родовых отношений.

4.) Установление полюдья свидетельствовало о:

а.) начале феодальной раздробленности на Руси
б.) существовании обычая кровной мести у славян
в.) возникновение племенных союзов восточных славян
г.) возникновении раннефеодального государства восточных славян

Правильный ответ – возникновение раннефеодального государства восточных славян.

Пояснение: Полюдье – способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в IX–XII веках на Руси. Установление новой налоговой системы свидетельствовало о развитии феодальных отношений внутри древнерусского общества.

5.) Как называлась торгово-ремесленная часть русского города?

а.) рынок
б.) посад
в.) слобода
г.) усадьба

Правильный ответ – посад.

Пояснение: Территория русского города, расположенная за пределами княжеского, боярского или церковного поселения, в котором находилось торжище и ремесленные слободы, называлась посадом.

6.) Наследственное земельное владение называлось:

а.) домен
б.) вотчина
в.) княжество
г.) округа

Правильный ответ – вотчина.

 Пояснение: Личные земли великого князя назывались вотчиной. Это был древнейший вид земельной собственности в России, хозяйственный комплекс, в который входили земельные угодья, постройки, инвентарь и права на холопов, переходивший по наследству.

7.) Согласно Повести временных лет, Аскольд и Дир – это:

а.) воеводы – бояре легендарного основателя древнерусского государства князя Рюрика
б.) варяги, захватившие власть в Киеве
в.) славянские князья, правившие в Киеве
г.) хазарские каганы, которым поляне, северяне, радимичи и вятичи платили дань

Правильный ответ – варяги, захватившие власть в Киеве

Пояснение: Аскольд и Дир были воеводами Рюрика и прибыли вместе с ним из-за моря к восточным славянам. Провозгласив себя князьями Киева, они перестали подчиняться Рюрику. Но мятеж не остался безнаказанным. Аскольд и Дир вошли в историю как первые христиане на киевском престоле.

8.) Какого бога – громовержца и покровителя князя и дружины Владимир Святославович в 980 году поставил во главе языческого пантеона?

а.) Велеса
б.) Даждьбога
в.) Сварога
г.) Перуна

Правильный ответ – Перуна.

Пояснение: В славянской мифологии верховный бог, бог-громовержец, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне – это Перун. В 980 году князь Владимир, решив создать централизованную религиозную систему, сформировал пантеон из 6 Богов, во главе которого стал Перун.



Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента (1 балл за верный ответ. Всего 6 баллов).

Древнерусские князья

Дата

События

(А)

862г.

(Б)

(В)

882г.

(Г)

Игорь

(Д)

Поход киевского князя на Константинополь

(Е)

967-971гг.

Война с Византией

 

1)    Рюрик

2)    Олег

3)    Святослав

4)    Ольга

5)    Введение уставов, уроков и погостов

6)    Объединение Новгорода и Киева

7)    Призвание варягов в Новгород

8)    911г.

9)    941г.

А

Б

В

Г

д

Е

1

7

2

6

9

3

 

1. Узнай князя (по 1 баллу за каждый ответ).

По портрету узнай князя и ответь на вопросы. Слайд 14.
(имя, родственники, поступки)

Ответ: Князь ростовский, князь новгородский, великий князь киевский. Ярослав Владимирович - сын князя Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны. Создал большую библиотеку русских и греческих книг уделял много внимания русской церкви, сделал ее независимой от Византии заложил несколько новых городов, укреплял уже существующие совершил успешный поход на Польшу, Литовское княжество.

2. На фото показано Оружие и доспехи славян и германцев. Скажите на каком фото доспехи принадлежат славянам, а на каком германцем. Слайд 15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: Первое фото – представлены оружие и доспехи славян, второе фото оружие германцев.


Выставление оценок.

 

Приложение 1. Карта «Древнерусское государство в IX - X вв»


 

Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации» студента

Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации» студента

Цель урока: обобщение, изучение и дополнение знаний учащихся по теме «Образование

Цель урока: обобщение, изучение и дополнение знаний учащихся по теме «Образование

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):

Ход урока 1.Организационный момент

Ход урока 1.Организационный момент

Лев Гумилев писал: История многогранна

Лев Гумилев писал: История многогранна

Рюрик, взявший на себя управление

Рюрик, взявший на себя управление

Фронтальная работа на доске: каждая группа вывешивает листы с выделенными предпосылками

Фронтальная работа на доске: каждая группа вывешивает листы с выделенными предпосылками

В.О. Ключевский пишет: «В нашей исторической литературе преобладают два различных взгляда на начало нашей истории»

В.О. Ключевский пишет: «В нашей исторической литературе преобладают два различных взгляда на начало нашей истории»

В.О. Ключевский отмечает: «В нашей исторической литературе преобладают два различных взгляда на начало нашей истории»

В.О. Ключевский отмечает: «В нашей исторической литературе преобладают два различных взгляда на начало нашей истории»

Полоцк, этому Ростов. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в

Полоцк, этому Ростов. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в

Киева (Приднепровье), а в IX веке – вокруг

Киева (Приднепровье), а в IX веке – вокруг

Как называлась торгово-ремесленная часть русского города? а

Как называлась торгово-ремесленная часть русского города? а

Аскольд и Дир вошли в историю как первые христиане на киевском престоле

Аскольд и Дир вошли в историю как первые христиане на киевском престоле

А Б В Г д

А Б В Г д

Ответ: Князь ростовский, князь новгородский, великий князь киевский

Ответ: Князь ростовский, князь новгородский, великий князь киевский

Приложение 1. Карта «Древнерусское государство в

Приложение 1. Карта «Древнерусское государство в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2023