Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 36» группы дошкольного образования
Ерофеева д. 18
Конспект родительского собрания
в 1 младшей группе
Тема: «Основы нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям».
Подготовила: Балбихина И.В
г. Тверь 2022г.
Цель: Оказать помощь родителям в овладении основ нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям.
Задачи:
-объединение усилий детского сада и семьи в вопросе нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста;
- познакомить родителей с формами патриотического воспитания для использования в семье;
- способствовать формированию, уточнению имеющихся представлений о нравственно-патриотическом воспитании у родителей (нравственное воспитание, нравственные качества, патриотическое воспитание, патриотические качества);
- создать условия для проявления активности родителей во время встречи, а так же побуждать к применению полученных знаний в ходе семейного воспитания.
Форма: родительское собрание на платформе - зум (в форме круглого стола) с элементами игры
План проведения:
1.Вступительный этап: разминка « Пословицы».
2.Основная
часть:
введение в проблему (выступление воспитателя группы по теме, раскрытие темы)
3.Игры с родителями.
1.Вступительный этап: разминка «Сложи пословицу».
Добрый
вечер, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас на родительском
собрании.
- Хотим попросить Вас быть активными, инициативными., не
стесняться отвечать и спрашивать
- Итак, мы начинаем. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашей встречи,
прочитайте пословицы.( Слайд 1)
1.Родительское слово мимо не молвится (семейное воспитание).
2.Добрый человек добру и учит (нравственное воспитание).
3.Родной край – сердцу рай (патриотическое воспитание).
Итог
разминки.
- Уважаемые родители. Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами
говорить.
Слайд 2
Тема нашего собрания « Воспитание нравственно – патриотических качеств детей раннего возраста».
2.Основная
часть:
введение в проблему (выступление воспитателя группы по теме, раскрытие темы)
Слайд 3
Патриотизм включает в себя много понятий, связанных с любовью к родным местам, гордостью за свой народ и его историю, ощущением причастности к окружающему миру, желанием сохранять и приумножать богатство своей страны.
Но малышам, которые ещё только пришли в детский сад, ещё трудно мыслить понятиями о городе, стране, культуре. Для них родина – Понимание Родины тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.
Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Слайд 4
Исходя из этого, Целью воспитания патриотизма у детей раннего возраста является - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье и родному дому.
Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми. Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.
Слайд 5
задачами по патриотическому воспитанию детей раннего возраста является
- формирование образа Я,
- Формирование у детей представления о семье, о детском саде, о родном крае
- Воспитывание доброты, терпения, чувства привязанности, любви к своим близким
- Знакомство детей с народным фольклором, расширение знания детей по сказкам и сказочным героям
Слайд 6
Далее хотелось бы рассказать о формах и методах, которые мы используем в работе с детьми раннего возраста, решая вопросы патриотического воспитания.
Мы проводим беседы :«Моя семья», «Я и мое имя», «Как зовут маму, папу, сестренку…» и др.
Играем с детьми в игры «Семья» - самая любимая детьми. Ребенок отождествляет себя со взрослыми, поэтому он проецирует взрослую жизнь на себя через игру. В игре дети имеют возможность примерить к себе разные роли и приобрести соответствующий социальный опыт.
В играх со строительным материалом дети с удовольствием делают различные построек по теме «Семья» : «Построй дом для мамы и папы», «Мебель для куклы» и т.д.
Слайд 7,8,
По теме «Семья» нами собран и сделан большой материал – это картотеки пальчиковой гимнастики, физкультминуток, утренних зарядок, подборки пословиц и поговорок, потешек, закличек, песенок, загадок и стихов.
Слайд 9
дидактические игры на липучках « Моя семья» сделанные своими руками, Все это мы используем в своей работе.
Слайд 10
Совместно с вами - родителями в группе сделали фотоальбом «Моя семья», в котором собраны семейные фотографии воспитанников.( к сожалению не все принесли фотографии – приносите!) Рассматривая их, мы развиваем речь, учим узнавать членов своей семьи, знать свое имя и имя своих родных.
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома и в детском саду.
Слайд 11
Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет интерес ко всему сказочному и чудесному. Ведь сказка – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, дружбе и взаимопомощи, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность и справедливость, научить смекалке.
Таким образом, патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Ведь в любом случае задача нравственно-патриотического воспитания, так или иначе, решается в каждой сказке. Так, сказка «Репка» учит детей быть дружными и трудолюбивыми. Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – это опасно, можно попасть в беду, а уж, если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказка «Теремок» также учит детей жить в дружбе, помогать друг другу. Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Именно со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
В своей работе мы и читаем сказки, и слушаем аудиозаписи народного фольклора, и инсценируем сказку ( настольный театр), а также используем сказку в различных комбинированных занятиях.
Слайд 12
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в раннем возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Слайд 13
Рекомендации
Патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается с близкого окружения ребёнка. Поэтому формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма.
Средствами воспитания на этом этапе будут выступать,
во-первых, совместная деятельность в семейном кругу. Например, настольные игры вечером или организация хозяйственно-бытового труда (распределить обязанности по дому и выделить малышу какую-нибудь функцию, например, поливать цветы или протирать пыль), помощь маме на кухне, хотя бы мелкое поручение.
Во-вторых, семейный отдых всей семьёй.
В современных условиях можно легко придумать, как интересно провести выходной день всем вместе. Важно, не только провести этот день вместе, но и подвести его итоги, побеседовать, о том, что запомнилось больше всего, что понравилось, что не понравилось. Стараться по возможности везде брать ребёнка с собой.
В-третьих, оформление семейного фотоальбома. В этом возрасте пока можно просто просматривать фотографии. Очень хорошо просматривать старые фотографии. Маленьким детям всегда интересно как выглядели мама с папой в детстве, а детские фотографии дедушки и бабушки вообще вызывают восторг. Можно рассказать ребёнку о своём детстве, что вы больше всего любили, во что играли, как проводили время и т.д.
В-четвёртых, семейные традиции. Необходимо обдумать, какие в вашей семье традиции. Если не получилось, стоит придумать себе традиции и придерживаться их. Традиции могут быть разными, например, ежедневная – совместный семейный ужин (но не всегда получается), поэтому легче завести традиции ежегодные или ежемесячные, например, поездка за город или в какое-нибудь интересное место (зоопарк, цирк, луна-парк, батутный центр и т.д.). Так же это может быть игровой вечер с мамой и папой, или вечер творчества, кому что ближе. Для самых маленьких такие традиции вполне приемлемы, по мере взросления ребёнка семейные традиции тоже будут усложняться.
В-пятых, изготовление подарков своими руками на праздники (День рождения, 23 февраля, 8 марта, Новый год). Это формирует внимательное и заботливое отношение к близким людям, развивает эмоциональную сферу малыша, создаёт мотивы поведения, заданного обществом.
В – шестых,. Ни в коем случае не стоит забывать о самом важном средстве любого воспитания - собственный пример поведения . Дети впитывают всю информацию как губки, не фильтруя её. Поэтому, когда даёте какой-нибудь комментарий, обязательно необходимо задумываться над собственными словами. Кроме того, личным примером нужно показывать образец бережливости, заботы, уважения к старшим и т.д. Не стоит забывать, что всё поведение, которое заложено в вашем ребёнке – это скопированный ваш шаблон.
3.Игры с родителями.
А сейчас мы предлагаем вам вспомнить семейные традиции, немного расслабиться и поиграть.
Воспитатель:
Я задам Вам задачу: попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек:
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка
Сестра, невестка, дочка.
А самая младшая – я.
Какая же у нас семья? (6 человек)
С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы – заканчивайте.
Задание
1 "Закончи предложение"
1. В гостях хорошо, а … (дома лучше).
2. В семье разлад, так и дому … (не рад).
3. Когда семья вместе, и … (сердце на месте).
4. Семья – ключ к … (счастью).
5. Счастлив тот, …..(кто у себя дома).
6. Вся семья вместе, …..(так и душа на месте).
7. При солнышке – тепло, ….(при матери – добро).
Список использованной литературы
1.Основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2019г.
2. ttps://nauka.club/literatura/stikhi/poslovitsy-i-pogovorki-o-seme.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.