Родительское собрание
в 1 младшей группе
«Адаптация детей и родителей
к детскому саду.
Возрастные особенности
детей 2-3 – х лет»
Адаптация
Семья - первая педагогическая система, в которую попадает ребенок сразу после рождения и в которой пребывает постоянно. Значит ежедневно, ежечасно, ежеминутно, словом и делом, поступком и интонацией, выражением лица и движением – всеми проявлениями жизнедеятельности – осуществляется воспитание ребенка.
Некоторые родители считают, что отдав своего ребенка в детский сад, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на воспитателей, а сами они должны лишь контролировать и оценивать действия воспитателей, не участвуя в воспитательно-образовательном процессе.
· Закон РФ «Об образовании» (ст.18,19)
«В детский сад идти пора» - это утверждение выглядит неоднозначно - конечно, если взглянуть на него с разных точек зрения. Идти пора? «Мне необходимо выйти на работу после декретного отпуска, чтобы не потерять место работы и хорошую зарплату». Идти пора? «В детском саду быстро отучат ребенка от соски и памперсов». Идти пора? «Малыш тянется к сверстникам, он готов к общению». Идти пора? «Надо развивать ребенка, готовить его к школе». Идти пора? Куда? Зачем? Без мамы? бунтует душа того, кому предстоит изменить привычный уклад жизни, кого впереди ждет полная неизвестность.
Именно неизвестность, прежде всего, пугает родителей малышей. Они задают друг другу десятки тревожных вопросов: как ребенка встретят? Как он сможет справиться с туалетом, одеждой? Не останется ли голодным? Не будет ли плакать? Не заболеет ли? Какие люди будут о нем заботиться? Как они будут выполнять свои обязанности - по принуждению или с любовью к детям?
Опасения родителей имеют основания. Когда ребенок приходит в детский сад, резко меняются условия его жизни: режим дня, температура помещения, требования к одежде, характер питания, воспитательные воздействия, стиль общения с окружающими. Все это действует на малыша.
Медики, педагоги, психологи отмечают: период адаптации к дошкольному учреждению требует от ребенка большого нервного напряжения. Поэтому иногда период адаптации проходит настолько тяжело, что ребенок заболевает. Родители ищут причину болезни и находят ее обычно в простуде, инфекции. Но, как показывает опыт, нередко ребенок начинает болеть не потому, что он простудился, или подхватил инфекцию, - чаще всего болезнь ответная реакция ребенка на психоэмоциональное напряжение, которая угнетает защитные силы организма, причем тем сильнее, чем возбудимее ребенок. Обычно здоровые дети привыкают к новым условиям за несколько дней, и таких последствий у них не возникает. Стрессовые ситуации подстерегают именно неподготовленного ребенка в любой новой для него обстановке.
Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад? Этот вопрос волнует многих родителей, но, к сожалению, его задают обычно слишком поздно, когда они непосредственно сталкиваются с трудностями привыкания или когда до первого посещения ребенком детского сада остается совсем мало времени.
Поступление в детский сад – серьезный шаг для всей семьи. И надо готовиться к этому новому этапу в жизни малыша тоже всей семьей.
Родители должны внимательно прислушиваться к советам педагогов. Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение их подходов к ребенку в семье и детском саду с учетом его индивидуальных особенностей.
• Дома родители по рекомендации педагогов в период подготовки ребенка к детскому саду должны создать щадящий режим (рациональное питание, дневной сон, более продолжительное пребывание на свежем воздухе) с учетом врачебных и педагогических рекомендаций. Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребенком - особенно ласковым.
• Родителям заранее надо рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем дети ходят туда, почему родители хотят, чтобы малыш посещал детский сад. Целесообразно провести с ребенком примерно такие беседы: «Детский сад - это такой красивый большой дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Мы бы очень хотели, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В детском саду все приспособлено для детей: там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много красивых игрушек. В саду тебе будет очень интересно и весело».
• Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло - скоро он сможет туда ходить. В присутствии малыша расскажите родным и знакомым о большой удаче - его приняли в детский сад!
• Учите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки и свои услуги другим детям.
• Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания - и ему будет проще отпустить вас.
• Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
• Убедитесь в своей уверенности в том, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
• Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он сможет построить отношения. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Илюше... Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.
• В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
• В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени - компенсируйте это качеством общения: чаще обнимайте ребенка, интересуйтесь его успехами и неудачами, отмечайте любые изменения в его настроении.
• Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых вы забыли.
Возрастные особенности детей третьего года жизни
В мире ребенка третьего года жизни главной фигурой является взрослый. От него зависит появление у малыша защищенности или тревоги, радости или уныния. Ребенок несамостоятелен, ему необходимо чувство защищенности, которое обеспечивает ему взрослый. Ребенок не способен произвольно контролировать проявление эмоций. Причины негативных эмоций у малышей часто связаны с физическим состоянием. Он нуждается в том, чтобы взрослый помог ему успокоиться, восстановить равновесие. Идет бурное становление жизненно важных систем ребенка: центральной нервной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, лимфатической. Детский организм легкораним и повышенно чувствителен ко всем колебаниям окружающей среды: физической социальной, психической.
Детям третьего года жизни биологически свойственна спонтанная двигательная активность. Дети достаточно быстро устают и нуждаются в перемене положения тела.
Без помощи взрослого ребенок не может справиться со многими бытовыми проблемами. Многие уже способны самостоятельно раздеться, но одевание удается не каждому и не всегда. Самостоятельно есть ложкой многие уже могут, а разделить на части еще не умеют. Столь же трудны и некоторые моменты туалета.
Третий год жизни - лучшее время для формирования хороших привычек. К их числу относятся навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки. Освоение мира предметов связано с формированием орудийной деятельности. Ребенок учится правильно пользоваться ложкой и вилкой, а к трем годам ему можно дать и нож. Он самостоятельно пьет из чашки. В ходе формирования навыков самообслуживания малыш осваивает носовой платок, полотенце, расческу и зубную щетку.
Речь ребенка только формируется и он не понимает многое из того, что говорит взрослый. Дети любят повторение: они с удовольствием много раз слушают одну и ту же сказку, любят петь знакомые песни, повторять знакомые действия. Это дает им возможность хорошо овладеть материалом и почувствовать себя уверенно.
Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, познание окружающего мира происходит в процессе предметных манипуляций. Малыш внимательно обследует предметы с помощью всех своих органов чувств, включая вкус и обоняние. Наиболее привлекательными становятся предметы, которые имеют отверстия и полости, в которые можно что-либо вложить, а затем вынуть. Надолго завладеет вниманием малыша вещь, которую он сможет разбирать на части. И большой интерес представляют детали, из которых можно что-то сконструировать самостоятельно. Также осваивает на уровне практического действия операцию сериации – упорядочение по размеру. Формируется представление о цвете, форме, размере.
Ребенок еще не понимает разницу между живым и неживым и усваивает ее из наблюдений за отношением к разным объектам взрослого.
В игре ребенок воспроизводит именно игровое действие, используя для этого предметы-заместители. Собственные манипуляции с предметами и подражание действиям взрослых приводят к тому, что у детей возникают мысленные представления как о предмете, так и о действиях с ним. Благодаря таким мысленным представлениям появляется способность переносить действия с одного предмета на другой, что стимулирует участие малыша в игре и приводит к появлению функции замещения одного предмета другим. В играх с песком ребенок учится играть лопаткой, использовать грабельки, насыпать песок совочком в ведерко или в формочку. Детям интересны все игрушки и предметы, которые двигаются. Озвученные игрушки дают представление о разных способах получения звуковых эффектов. Дети с удовольствием повторяют за взрослыми действия с различными орудиями и инструментами.
Чувственное восприятие окружающего мира имеет решающее значение, они воспринимают мир всеми органами чувств, но воспринимают целостные вещи, а не отдельные сенсорные свойства.
Внимание детей очень не похоже на, то, которое мы наблюдаем у взрослых. Ребенок просто не понимает, что значит заставить себя быть внимательным, т.е. произвольно направлять и удерживать внимание на каком-то объекте. Дети, бывают, внимательны не потому, что этого хотят, а потому, что объект приковал к себе внимание.
Память в этом возрасте проявляется главным образом в узнавании воспринимавшихся ранее вещей и событий. Малыши запоминают то, что им понравилось, т.е. то, что запомнилось само.
Списочный состав группы 24 человека, 9 девочек и 15 мальчиков. В данное время группу посещают 23 человек. Адаптацию прошли в легкой степени 14 человек, в средней - 5, в тяжелой – 1 человек.
КГН формируются в соответствии с возрастом. 20 детей пытаются, есть самостоятельно, кушать аккуратно, 17 человек не умеют держать правильно ложку. Многие могут сами одеть и снять одежду, одеть и застегнуть обувь, но не все проявляют желание делать что-либо самостоятельно, ждут помощи взрослого. 5 человек проявляют навыки опрятности, замечают непорядок в одежде, пытаются его устранить. 15 человек пользуются индивидуальными предметами гигиены (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
Все дети любят действовать с предметами, но не знают цвета и форму, только 2 человека различают основные цвета, группируют однородные предметы. 7 узнают и называют некоторых домашних животных, овощи и фрукты.
Дети любят слушать стихи и сказки, повторять отдельные слова, затрудняются повторять предложения, не сопровождают речью игровые и бытовые действия. Следят за действиями героев различных видов театра.
Любят играть в подвижные игры, повторять действия за воспитателем, умеют ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей, могут прыгать на двух ногах на месте, катать и бросать мяч.
Наблюдают за трудовыми действиями воспитателя в уголке природы, выполняют простейшие трудовые действия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.