Конспект родительского собрания для родителей будущих первоклассников
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и
считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л.А. (слайд 1)
Цель: Актуализировать знания родителей
по проблеме психологической готовности к школе.
Задачи собрания:
1. Обсудить с родителями проблему
психологической готовности к школьному обучению.
2. Создание условий для включения родителей
будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
3. Дать практические рекомендации по подготовке
ребёнка к школе.
4. Формирование активной педагогической позиции
родителей.
5. Вооружение родителей
психолого-педагогическими знаниями и умениями
6. Развивать интерес родителей к педагогической
и психологической литературе.
Форма проведения: групповая беседа с элементами дискуссии
Этапы родительского собрания
Этап №1: Организация родительского собрания.
Приглашение участников собрания.
Оформление помещения для проведения собрания.
Оформление книжной выставки, где представлена
литература по проблеме подготовки детей к школе и различные пособия.
Этап №2: Проведение собрания.
Ход собрания
Добрый день, уважаемые мамы и папы! Осталось не
так много времени, лето пролетит быстро, и 1 сентября Ваши дети переступят
порог школы, чтобы задержаться здесь на 11 лет. Первый раз в первый класс!
Дошкольник становится школьником, а его родители – это теперь родители ученика.
«Скоро в школу»
Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка.
Он должен привыкнуть
· к новому взрослому, к коллективу;
· к новым требованиям;
· к повседневным обязанностям.
Сегодня приём детей в первый класс стал серьёзной проблемой для родителей, которые задолго до приёма документов и срока записи начинают волноваться. Да, приход ребёнка в школу является переломным моментом в его жизни. Произойдёт переход к новому образу жизни, деловой деятельности, новым отношениям. Школа станет центром жизненных интересов вашего ребёнка. И от того, как успешно произойдёт этот переход, сможет ли ваш ребёнок успешно преодолеть трудности, ждущие первоклассника, зависит не только от учителей, но и от вас, дорогие родители.
Многие родители считают, что если их ребёнок умеет читать, писать и считать, значит, он готов к учёбе, и никаких проблем со школой у них не возникнет. Каково же их удивление, когда успехов у ребёнка в школе нет, а есть только жалобы педагога, нелюбовь ребёнка к учителю и нежелание посещать школу. Оптимального ответа на вопрос: «Что делать?» нет, так как все дети разные и причины их трудностей в школе тоже различные. Но есть общие подходы к тому, что должен знать и уметь ребёнок, который идёт в 1 класс, а также то, что должны знать родители.
Успех ребёнка в школе зависит от:
психологической готовности ребёнка к школе – это прежде всего желание получать знания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные; (слайд 2)
Традиционно выделяют три аспекта школьной
зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
Интеллектуальная зрелость предполагает определённый уровень развития мышления, памяти,
восприятия, речи и мелкой моторики. Будущий первоклассник должен уметь:
рассуждать; выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные
пониманию ребенка; сравнивать предметы; находить различия и сходство; выделять
целое и его часть; группировать предметы по определенным признакам; делать
простейшие выводы и обобщения, удерживать в памяти определенное количество
информации, уверенно владеть ручкой. (слайд 3)
Эмоциональная зрелость ребёнка предполагает, что у ребенка формировалось
такое качество, как произвольность, т.е. уменьшается количество импульсивных
реакций (когда сделал, а потом подумал, или не подумал вообще) и возникает
способность выполнять длительное время не очень интересное задание. К началу
обучения дети должны ориентироваться на школьные требования (т.е. «надо» уже
может пересилить «хочу») Зрелость также подразумевает способность ребёнка
справляться со своими отрицательными эмоциями. (слайд 4)
Не менее всего важна и социальная зрелость.
Умение и желание общаться со взрослыми, сверстниками. Нормально развивающийся
ребёнок должен понимать, что со
взрослыми в школе и в других местах нужно вести себя не так как с родителями,
бабушкой и дядей. Он должен уметь соблюдать достаточную дистанцию в общении с
педагогом. И даже если учитель шутит или играет с детьми, то им всё равно не
следует выходить за рамки своей роли ученика. У ребенка должно быть желание
учиться в школе. Ваши дети сейчас хотят идти в школу. А почему? При этом предполагается,
что ваш сын или дочь хотят идти в школу не потому, что там учится старший брат
или сестра и не потому, что хочется всем похвастаться своим новым портфелем,
хотя в этих мотивах нет ничего плохого. Однако вы можете быть уверены в том,
что ваш ребёнок достиг личностной зрелости только тогда, когда за его желанием
пойти в школу стоит, во-первых, стремление получить новые знания, умения и
навыки, а во-вторых, потребность участвовать в серьёзной деятельности. (слайд
5)
Психологическая
готовность к школе возникает как итог всей дошкольной жизни
ребёнка-дошкольника, подразумевающем то, что малыш много играет сам, со
сверстниками, со взрослыми в сюжетно-ролевые игры и игры по правилам. Кроме
того, он рисует, лепит, вырезает и клеит самоделки из бумаги, складывает узоры
из мозаики, собирает кубики по образцу, занимается с различными конструкторами,
играет на игрушечных музыкальных инструментах и, конечно же, слушает сказки,
повести, рассказы.
Чтение должно стать неотъемлемой частью жизни каждого ребёнка. Книги, которые читают детям, не всегда их соответствуют возрасту и развитию. Иногда это чтение с отставанием («Репка», «Колобок» и т.п.) или с опережением (рассчитанные на младший или средний школьный возраст). Когда вы читаете ребёнку, он обязательно должен высказывать своё мнение о прочитанном. Задавайте ему вопросы:
– О ком или о чём произведение?
– Кто понравился и чем?
– Как бы ты поступил на месте героя?
– Продолжи сказку (рассказ).
– Рассмотри иллюстрацию. К какому сюжету она относится?
– Нарисуй свой рисунок.
Речевое развитие детей 6-7 летнего возраста предполагает наличие словарного запаса в 3, 5-7 тысяч слов, умение правильно произносить звуки, способность к простейшему звуковому анализу слов.
Перед поступлением в школу ваш ребёнок должен иметь определённый запас знаний, основанный на его жизненном опыте. Ребёнок должен знать: имя, фамилию, адрес (город, улицу, дом, телефон), имена и отчества родителей, где они работают. Кроме этого ребёнок должен знать мир, который его окружает: времена года, дни недели, деревья, птиц, насекомых, зверей и т.д. ваши дети должны не просто воспринимать действительность, а делать определённые выводы, размышлять. Чаще задавайте детям вопрос: а почему ты так думаешь? Важно, чтобы ребёнок научился сравнивать, обобщать, сопоставлять.
Нужно ли учить ребёнка читать и писать?
Министерство образования не рекомендует учить детей читать, усматривая в этом перегрузку для детей данного возраста. Кроме того, неквалифицированное обучение чтению создаёт массу трудностей при дальнейшем обучении. Намного сложнее переучить, чем научить. Для того, чтобы ребёнок научился в школе читать быстрее, ему надо развивать память (зрительную и слуховую), мышление, воображение.
Но всё же, если ребёнок хочет или уже умеет читать, совершенствовать технику чтения.
Не пытайтесь учить вашего ребёнка писать рукописные буквы! Этот процесс очень сложный: необходимо знать методику написания каждой отдельной буквы. Но вы можете помочь учителю и укрепить руку, которой будет писать малыш, различными упражнениями:
раскрашивание;
вырезание;
штриховка;
лепка;
застёгивание и расстёгивание пуговиц;
завязывание и развязывание лент;
перекладывание мелких игрушек;
закручивание и раскручивание гаек;
перебирание крупы;
мозаика.
Я хочу предложить вам игры со счётными палочками, которые помогут развить не только мелкую моторику рук вашего ребёнка, но и его память, внимание, наблюдательность, воображение, а также познакомят его с геометрическими фигурами и понятием о симметрии.
В этих играх вашими помощниками станут не только обыкновенные счётные палочки, но и карандаши, спички или соломинки.
Ребёнку предлагаются рисунки и простейшие геометрические фигуры, которые ему нужно выложить из палочек на ровной поверхности. В процессе игры необходимо пояснять, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце – из многоугольника и т.п. пусть ребёнок пофантазирует и придумает свою картинку.
Детям надо научится внимательно слушать учителя на уроке. Нельзя кричать с места, вставать без разрешения учителя, выходить из класса. Если ребёнок хочет что-то сказать, то нужно поднять руку. Дети должны помнить, что учитель даёт задание всему классу и не может повторять его только ему. Ваш ребёнок будет постоянно испытывать дискомфорт оттого, что в классе для учителя все дети равны и он один из них.
Научите ребёнка слушать и слышать вас! Выполнять ваши просьбы и поручения!
И тогда он будет слышать учителя, и выполнять его требования. Так вы научите своего малыша работать в коллективе, слушать, когда говорят всему классу и выполнять задание вместе со всеми. И не в коем случае не привлекать к себе внимание плохим поведением.
Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей.
Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.
Каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться.
Для некоторых детей оказываются школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.
Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве.
Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста не так часто обращают внимание на развитие малыша (“да успеет еще научиться, для этого школа есть!”), не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками (“со временем пройдет…”), на наличие или отсутствие желания учиться (“втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет), не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей окажутся не сформированы важные компоненты школьной готовности с которыми я вас сегодня познакомила.
Если заглянуть в стандарты ФГОС ДО, то кратко это звучит так: (слайд 6).
Умея всё это, ваш ребёнок будет соответствовать портрету пусть не идеального первоклассника, но будущего точно(слайд 7)
Раздаются родителям буклеты «Скоро в школу»»
Мне бы хотелось остановиться на рекомендациях, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться.
Советы родителям:
1. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы.
2. Не заучивайте азбуку наизусть. Не читайте по пять раз одно и то же. Прочитывайте книги вместе с ребёнком (три книжечки за неделю - достаточно).
3. Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это позволит освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут как бы стыковка математики и русского языка.
4. Приучайте детей к самообслуживанию : собрать портфель, завязать шнурки, одеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой … и многое другое в школе придется делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени.
5. Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением
6. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.
7. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже крошечный успех.
8. Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.
9. Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.
10. Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение
Итог собрания.
Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример родителей. Почаще возвращайтесь памятью в своё детство – это хорошая школа жизни.
Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас.(слайд 8)
Заполнение анкет и заявлений
Тест для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?»
Результаты
анкеты позволят Вам определить, что следует развивать у ребенка при его
подготовке к школе.
Поставьте знак + против высказываний, с которыми
Вы согласны. Те ответы, которые остались пустыми – это план вашей работы с
ребенком до 1 сентября и всю первую четверть.
1.Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
2.Привлекает ли его в школе то, что он там много
узнает?
3.Может ли он заниматься самостоятельно
каким-либо делом, требующим сосредоточения в течение 30 минут, например,
собирать конструктор?
4.Верно ли, что ваш ребенок в присутствии
незнакомых взрослых не стесняется?
5.Умеет ли он составлять рассказ по картинке не
короче, чем из пяти предложений?
6.Может ли ваш ребенок рассказать наизусть
несколько стихотворений?
7.Умеет ли он изменять существительные по
числам? (единственное и множественное число)
8.Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или
целым словам?
9.Умеет ли он считать до 10 и обратно?
10.Может ли ваш ребенок решать простые задачи на
вычитание и прибавление единицы?
11.Верно ли, что ваш ребенок имеет «твердую
руку» (при использовании пишущих предметов)?
12.Любит ли он рисовать или раскрашивать
картинки?
13.Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и
клеем?
14.Может ли он собрать разрезную картинку из 5
частей за 1 минуту?
15.Знает ли ваш ребенок названия диких или
домашних животных?
16.Может ли он обобщать понятия, например,
назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук?
17.Любит ли ваш ребенок заниматься
самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
18.Может ли он понимать и точно выполнять
словесные инструкции?
Тест для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?»
Результаты
анкеты позволят Вам определить, что следует развивать у ребенка при его
подготовке к школе.
Поставьте знак + против высказываний, с которыми
Вы согласны. Те ответы, которые остались пустыми – это план вашей работы с
ребенком до 1 сентября и всю первую четверть.
1.Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
2.Привлекает ли его в школе то, что он там много
узнает?
3.Может ли он заниматься самостоятельно
каким-либо делом, требующим сосредоточения в течение 30 минут, например,
собирать конструктор?
4.Верно ли, что ваш ребенок в присутствии
незнакомых взрослых не стесняется?
5.Умеет ли он составлять рассказ по картинке не
короче, чем из пяти предложений?
6.Может ли ваш ребенок рассказать наизусть
несколько стихотворений?
7.Умеет ли он изменять существительные по
числам? (единственное и множественное число)
8.Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или
целым словам?
9.Умеет ли он считать до 10 и обратно?
10.Может ли ваш ребенок решать простые задачи на
вычитание и прибавление единицы?
11.Верно ли, что ваш ребенок имеет «твердую
руку» (при использовании пишущих предметов)?
12.Любит ли он рисовать или раскрашивать
картинки?
13.Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и
клеем?
14.Может ли он собрать разрезную картинку из 5
частей за 1 минуту?
15.Знает ли ваш ребенок названия диких или
домашних животных?
16.Может ли он обобщать понятия, например,
назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук?
17.Любит ли ваш ребенок заниматься
самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
18.Может ли он понимать и точно выполнять
словесные инструкции?
Если Вы ответили "ДА", то поставьте 1
балл, если Вы написали "НЕТ", то поставьте 0 , затем сложите все
ответы.
Количество
утвердительных ответов составляет:
15-18
баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу.
Вы не напрасно с ним занимались, а школьные
трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
10-14
баллов - вы на правильном пути,
ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили
отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
9 и
меньше- почитайте специальную
литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите
особое внимание на то, чего он не умеет.
Если Вы ответили "ДА", то поставьте 1 балл,
если Вы написали "НЕТ", то поставьте 0 , затем сложите все ответы.
Количество
утвердительных ответов составляет:
15-18
баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу.
Вы не напрасно с ним занимались, а школьные
трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
10-14
баллов - вы на правильном пути,
ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили
отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
9 и
меньше- почитайте специальную литературу,
постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое
внимание на то, чего он не умеет.
Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:
15-17 баллов - можно считать, что ребенок вполне
готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные
трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
10-14 баллов – вы на правильном пути, ребенок
многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием,
подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
9 и меньше – почитайте специальную литературу,
постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое
внимание на то, чего он не умеет.
Если у вас высокие баллы, то это хорошо но если
низкие не стоит отчаиваться. У вас есть еще 3 месяца, что бы помочь вашему
ребенку подготовится к школе. Вот несколько практических рекомендаций как это
можно сделать. Этими рекомендациями так же могут воспользоваться и родители,
которые по тесту набрали высокие баллы.
С помощью, каких тестов и
методик будет проверяться готовность ваших детей к школьному обучению:
1.
Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасика
Тест состоит из 3-х частей:
рисунок человека (мужской фигуры);
копирование фразы из письменных букв;
срисовывание точек
2. Уровнь сформированности школьной мотивации будет определяться с помощью
теста «Хочу ли я учиться в школе»
3. Сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью
будет оцениваться с помощью «Графического диктанта»
Ребенку должен выполнить задание типа “Поставь карандаш на первую точку. Рисуй,
не отрывая карандаш от бумаги: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна
клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, далее продолжай рисовать
такой же узор сам.”
Должны получиться следующие узоры:
4. Способность действовать по образцу, произвольная деятельность оценивается с
помощью методики «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки,
изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных
букв.
5. Пространственная ориентация оценивается с помощью вопросов типа: Покажи верх
(низ) стола. Правую (левую) стороны и т.д.
6. Развитие мелкой моторики будет оцениваться с помощью следующих
методик:
«Соедини точки» ребенку предлагается дорисовать рисунок по точкам.
«Дорисуй рисунок» ребенку надо дорисовать предложенную картинку
«Дорожки» на листе бумаги нарисованы "дорожки", тип каждой дорожки
постепенно усложняется: вначале она прямая, а дальше может быть извилистая, с
крутыми поворотами, ребенку предлагается провести линию посередине дорожки, не
отрывая карандаша от бумаги, и не съезжая с дорожки.
7. Степень психосоциальной зрелости (кругозор) - тестовая беседа, предложенная
С. А. Банковым.
Ребенок должен ответить на следующие вопросы:
• Назови свои фамилию, имя, отчество.
• Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
• Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
• У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
• Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
• Сейчас утро или вечер (день или утро)?
• Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
• Что бывает раньше – обед или ужин?
•
Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
• Кем работает твой папа, твоя мама?
• Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш)
• Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
• Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
• Почему снег бывает зимой, а не летом?
• Что делает почтальон, врач, учитель?
• Зачем в школе нужна парта, звонок?
• Ты хочешь пойти в школу?
• Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
• Каких животных ты знаешь?
• Каких птиц ты знаешь?
• Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха
или у собаки?
• Что надо сделать если сломал чужую вещь?
8. Развитие уровня внимания определяется с помощью методики Пьерона – Рузера,
ребенку предлагается бланк с изображенными на нем квадратом, треугольником,
кругом и ромбом. По сигналу "Начали" он должен расставить как можно
быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат –
птичку, в треугольник – минус, в кружок – плюс и в ромб – точку. Знаки
расставляйте подряд построчно, время работы 60 секунд
9. Развитие памяти методика «10 картинок» ребенку предъявляются 10 картинок,
знакомых ему предметов, которые он должен запомнить и затем воспроизвести то,
что запомнил.
10. Уровень развития восприятия определяется с помощью методики «Матрицы
Равена» ребенку предлагается серия из постепенно усложняющихся задач
одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице
(представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого
четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве
недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть
матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив
структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми
имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е.
соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по
горизонтали.
Например:
11. Развитие речи и логического мышления будет оцениваться с помощью
методик:
«Что лишнее?» детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные
предметы, ребенку необходимо в каждой серии состоящей из 4 картинок найти
лишнюю картинку, которая не подходит к другим по смыслу, то есть лишнее, и
объяснить почему.
Например:
12. Самооценка будет оцениваться с помощью методики «Лесенка» ребенок должен
поставить себя на одну из ступенек лестницы, как он себя ощущает.
«Последовательность картинок» перед ребенком кладутся произвольно картинки,
связанные сюжетом. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную
последовательность событий и составить по картинке рассказ.
Например:
Ребенок считается неготовым к школе, если он:
• Настроен исключительно на игру;
• недостаточно самостоятелен;
• чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
• не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
• мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать
обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
• имеет серьезные нарушения речевого развития;
• не умеет общаться со сверстниками;
• не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен
Как узнать самостоятельно, без помощи специалиста, готов ли ребенок к школе?
Тест для родителей «Хочет ли ваш ребенок идти в
школу?»
1. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что
он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
2. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно
каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например,
собирать конструктор)?
3. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии
незнакомых нисколько не стесняется?
4. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по
картинке не короче чем из пяти предложений?
5. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть
несколько стихотворений?
6. Умеет ли он изменять существительные по
числам?
7. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или,
что еще лучше, целыми словами?
8. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
9. Может ли он решать простые задачи на
вычитание или прибавление единицы?
10. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую
руку?
11. Любит ли он рисовать и раскрашивать
картинки?
12. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами
и клеем (например, делать аппликации)?
13. Может ли он собрать разрезную картинку из
пяти частей за одну минуту?
14. Знает ли ребенок названия диких и домашних
животных?
15. Может ли он обобщать понятия (например,
назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
16. Любит ли ваш ребенок заниматься
самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
17. Может ли он понимать и точно выполнять
словесные инструкции?
Тест для родителей «Хочет ли ваш ребенок идти в
школу?»
1. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что
он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
2. Может ли ваш ребенок заниматься
самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут
(например, собирать конструктор)?
3. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии
незнакомых нисколько не стесняется?
4. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по
картинке не короче чем из пяти предложений?
5. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть
несколько стихотворений?
6. Умеет ли он изменять существительные по
числам?
7. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или,
что еще лучше, целыми словами?
8. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
9. Может ли он решать простые задачи на
вычитание или прибавление единицы?
10. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую
руку?
11. Любит ли он рисовать и раскрашивать
картинки?
12. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами
и клеем (например, делать аппликации)?
13. Может ли он собрать разрезную картинку из
пяти частей за одну минуту?
14. Знает ли ребенок названия диких и домашних
животных?
15. Может ли он обобщать понятия (например,
назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
16. Любит ли ваш ребенок заниматься
самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
17. Может ли он понимать и точно выполнять
словесные инструкции?
Советы для родителей будущих первоклассников
В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.
В школе детей ждёт непривычная, интересная, но очень нелёгкая работа. Она связана не только с чисто физическими усилиями (нужно высидеть длинный 35-минутный урок), но и с большим нервным напряжением. Ведь обучение требует определённого темпа усвоения программного материала и направлено на развитие сложной мыслительной деятельности.
Почему так по-разному дети реагируют на начальный этап обучения? Вопрос сложный. Среди ряда причин, обусловливающих особенности приспособления разных детей к школе, первостепенное значение имеют:
o состояние здоровья
o уровень биологической зрелости
o развитие тех умений и действий, которые необходимы для процесса обучения.
Отсюда следует вывод: ребёнка нужно обязательно готовить к обучению в школе. Такая подготовка включает и укрепление здоровья, и своевременное приобретение детьми необходимых для обучения навыков. Залог успеха – объединение усилий врачей-педиатров, родителей и воспитателей.
|
Поколение невнимательных
Действительно, сейчас учителя отмечают, что никогда не было такого количества детей, которые или вообще не усваивают программу, или усваивают ее с большим трудом. И основной проблемой здесь является недостаточность произвольного внимания.
Причин
может быть несколько. Ученые склонны предполагать, что, возможно, существуют
некоторые циклические процессы в развитии детской популяции. Был период
акселерации, когда у детей отмечалось ускорение физического развития, в
частности увеличение роста. Сейчас статистика во всем мире показывает, что этот
процесс остановился или даже пошел вспять.
Безусловно, нарушения в развитии детей связаны с общей неблагополучной
ситуацией в мире. В нашей стране, если учесть и экологию, и стрессы, и
экономические условия, эти нарушения выражены сильнее.
Предшествующая благоприятная полоса в развитии детей привела к интенсификации
программ обучения.
Внимание
проявляется в возможности сосредоточиться на задаче. Если рассматривать этот
процесс с точки зрения нейропсихологии, то можно сказать, что в это время
происходит взаимодействие лобных отделов мозга с глубинными, отвечающими за
активацию или торможение коры. И они вместе избирательно активируют те или иные
участки мозга. Поэтому мы можем, к примеру, сосредоточенно писать, не обращая
внимания на то, что делается вокруг.
Для формирования устойчивого внимания надо, чтобы глубинные отделы работали
достаточно хорошо, а они-то как раз больше всего страдают от неблагополучия в
период пре- и перинатального развития. Зрелость глубинных отделов влияет на
активность ребенка, его возможности в поддержании бодрствования.
Другой «составляющей» внимания являются лобные отделы. Их зрелость наступает к
18 годам у девочек и к 21 году у мальчиков. И любые проблемы, например травмы,
недостаточное питание, будут отражаться на формировании лобных отделов
головного мозга.
Эти отделы выступают организаторами и дирижерами поведения: они должны слаженно
взаимодействовать с другими отделами мозга. Таким образом, мы видим, что
функция внимания зависит как от зрелости эволюционно ранних отделов мозга,
подвергающихся большому риску во время раннего развития, так и от зрелости
отделов, которые формируются достаточно поздно и требуют постоянной
тренировки.
Дело в том, что мозг «достраивается» в ходе активной работы и количество
нервных клеток увеличивается в процессе развития ребенка от рождения до года. В
это время активно идет рост нервных связей, часть из которых впоследствии
отмирает. Это естественный процесс, который можно уподобить тому, как прокладываются
дорожки к новому дому. Сначала к нему может вести множество тропинок, а потом
из этого множества выбираются две-три удобных, а все остальное зарастает
травой.
Если ребенок в период своего раннего развития не получает достаточно информации
извне, если нервные клетки не работают, то происходит их физиологическая
гибель. Прежде всего имеется в виду идущая от матери тактильная и зрительная
информация.
Для того
чтобы ребенок начал активно манипулировать игрушкой, у него должен быть
достаточный энергетический тонус, а это зависит от его контакта с матерью.
Когда ребенок контактирует с мамой, у него появляется комплекс оживления.
Именно тогда восприятие игрушки оставляет яркий след в его мозгу. Ребенок
должен постоянно получать эмоциональную (когнитивную) подпитку, и тогда он
лучше развивается и эмоционально, и когнитивно.
Сейчас, к сожалению, мамы недостаточно общаются с ребенком.
Современный
ребенок начинает довольно рано смотреть телевизор. А это всего лишь пассивное
слежение за тем, что происходит на экране. Тогда как ребенку нужна активная
вовлеченность в события. Даже когда мы просто читаем ребенку книгу, это
сопровождается дополнительным взаимодействием на уровне жестов, интонации и
даже вопросов. Мама отслеживает, насколько прочитанное понятно, интересно.
У детей, которые с детства сидят перед телевизором, не развивается речь,
мышление. Ведь ребенок воспринимает речь во взаимодействии со взрослым и в
игре.
Какую бы функцию мозга мы ни взяли, есть специальные игры, которые ее
развивают. Возьмем элементарную игру в прятки. Мама закрывает лицо руками и
говорит: «Ку-ку». Это первое привлечение внимания. Для более старшего возраста
есть другая игра: «Вам барыня прислала сто рублей, что хотите, то купите, «да»
и «нет» не говорите, черный с белым не берите». Эта игра требует большой
концентрации внимания, необходимости «затормозить» ответ, который не
предусмотрен правилами игры. А следование правилам, определенной заданной
программе очень важно. Именно таким образом происходит тренировка произвольного
внимания.
Сейчас вообще утрачена культура коллективных игр, особенно в городах. Мы раньше
прыгали через веревочку. Эта игра предполагает возможность следования
определенному ритму. А чувство ритма, развитие серийной двигательной
организации способствует созреванию тех отделов мозга, которые потом
понадобятся для письма.
Кроме того, сейчас вокруг обилие информации. Но она не иерархизирована, ребенок теряется в ней.
Конечно, и я думаю, что этим в первую очередь должны заниматься
родители, а также учителя с помощью школьного психолога. Эта работа должна
протекать в форме ненавязчивой игры. Если у ребенка обнаружен дефицит внимания,
то необходимо определенным образом организовывать его деятельность: начинать с
небольших заданий и постепенно увеличивать продолжительность работы.
Самый простой пример — тренировка внимания ребенка во время выполнения домашних
заданий. Здесь очень значим период учебы в первом классе, и важно, чтобы мама в
это время максимально помогла своему ребенку, ведь у него в это время столько
внешних и внутренних проблем. Новая обстановка в школе может вызвать стресс,
необходимость подолгу сидеть за партой может утомлять, а ребенку еще надо
усваивать то, что говорит учитель. Психологические системы ребенка в это время
перестраиваются, физиологические механизмы, в частности механизмы активации,
тоже.
Как важно, чтобы мама в этот
критический период разделяла радости и беды ребенка, вовремя кормила, готовила
что-то любимое, поддерживала в ребенке гордость за новый статус школьника.
Только в такой атмосфере можно помочь ребенку с дефицитом внимания.
С чего начать выполнение задания? Надо замотивировать ребенка на успешное его
выполнение. Причем это не должно быть «подкупом», когда мама обещает все что
угодно, лишь бы ребенок начал заниматься. Надо дать понять малышу, что ему
будет приятно, если он успешно справится с заданием. Можно сказать ему: «Давай
мы посмотрим, как ты хорошо можешь выполнить задание! Ты точно знаешь, что тебе
задано? Давай вместе выясним, что ты должен выполнить. С чего ты хочешь начать?
С задания по письму или с задания по математике?» Таким образом мы
предоставляем ему возможность самостоятельного выбора.
Потом необходимо разобраться со временем. Показать ему, что рядом стоят часы, и
планировать работу по минутам. При этом вместе с ребенком определить порядок
действий: «Итак, ты мне сказал, что должен написать две строчки палочек. Давай
это сделаем сейчас. Вспомни, как надо сидеть, держать ручку. Теперь поставь ее
на строчку. Проведи сначала линию в воздухе, примерься, как ты будешь рисовать
их в тетрадке. Одна палочка, другая. А теперь сделай это». После пробного
действия ребенок начинает писать. При этом хорошо, если мама задаст ему
определенный ритм письма.
Если мама увидит, что у ребенка палочки стали получаться хуже, ей следует
остановить ребенка, предложить ему выбрать наилучшую, ту, которая ему больше
всего нравится, потренироваться в воздухе еще раз и начать писать. Пока ребенок
выбирает, какая из палочек была лучше, и тренируется в воздухе, он немножко
отдыхает и снова готов работать.
Постоянно должна быть смена активности и отдыха. Как только ребенок начинает
утомляться, нужно каким-то образом дать ему отдохнуть.
Значит ли это, что ему можно сказать: «Иди отдохни, поиграй, а потом мы опять вернемся к работе?»
Ребенку нужно обязательно закончить
задание, которое он делал. Потом мама может ему сказать, например: «Как ты
думаешь, долго ли тебе можно отдыхать, и что ты предпочтешь в качестве отдыха?
Может быть, ты пойдешь, выпьешь компота и мы продолжим?»
Здесь должна быть установка на то, что эта пауза — не время для игры, а перерыв
в работе для дальнейшего ее успешного проведения: «Давай отведем на питье
компота пять минут». Лучше даже показать ребенку, как это время будет выглядеть
на циферблате часов. И затем продолжить занятие.
В дальнейшем организующие функции надо постепенно перекладывать на самого
ребенка.
Если вначале мама сидит рядом с ребенком и все время активно участвует в
работе, то дальше она может сидеть рядом и смотреть, как он работает сам, а
потом уже она может предложить ему выполнять задание полностью самостоятельно.
Реально она должна быть где-то рядом и контролировать то, что делает ребенок.
Если он отвлекается, приходить ему на помощь.
Но она должна делать это без критики. Можно спросить: «Как успехи?» Ребенок
должен чувствовать, что он сам выполняет задание. В более старшем возрасте
контроль должен быть эпизодическим, но заинтересованным.
Получается, что главное при работе с невнимательными детьми — формирование у них желания делать что-то самостоятельно?
Да,
самостоятельно и хорошо. При этом не нужно требовать, чтобы ребенок выполнил
задание как можно лучше. Надо ориентироваться на возможности ребенка «здесь и
сейчас». Некоторые мамы заставляют малыша несколько раз переписывать задание.
При этом он очень утомляется и следующее задание делает менее активно.
У нас довольно много детей, которые учатся успешно, но за счет своего здоровья.
И родители в первую очередь должны следить за тем, чтобы этого не
происходило.
В качестве важного компонента подготовки ребенка к школе может стать тренировка
его внимания с помощью методики «Школа внимания» Н.М. Пылаевой, Т.В.
Ахутиной. Эти занятия могут проводить и сами родители, поскольку дети
дошкольного возраста очень хотят учиться.
А если родители не занимаются с ребенком, могут ли психологи и учителя заменить их?
Психолог может выделить в классе детей «группы риска» по развитию произвольного внимания. И объяснить педагогу, в чем у этих детей проблемы. При позитивном эмоциональном отношении педагога к такого рода детям проблема наполовину решена. Я помню урок прекрасного учителя В. А. Илюхиной, которая говорила детям: «Вы слушаете на уроке не только ушами, но и глазками. Я научу вас это делать. Посмотрите все на меня внимательно: к моей ладони от каждого из вас протянулись ниточки. Когда я их держу, то вы все слушаете внимательно, все понимаете и узнаете. Но если я увижу, что какая-то из ниточек ослабнет, я взглядом скажу об этом ученику, и мы вместе натянем ее». Таким образом она заинтересовывала детей, а это позволяло поддерживать внимание класса. Другой прием — поддержка ребенка учителем: «Вася, сегодня ты очень хорошо
работаешь, осталось еще немножко,
соберись с силами, и мы продолжим».
Есть еще один способ — работа с малой группой внутри большого класса. Он
заключается в том, что на уроке учитель отдельно работает с группой детей,
которые что-то не усвоили, не запомнили. Он дает всему классу самостоятельное
задание на 5–7 минут и в это время собирает малую группу из трех-четырех
человек и с ней еще раз прорабатывает пройденный материал.
Подготовка к обучению в школе
Подготовка к обучению в школе требует больше всего организации специфической деятельности: ребенок должен уметь воспринимать и понимать инструкцию, работать по определенному плану, сохранять в течение определенного времени высокий уровень работоспособности, т.е. работать без отвлечений.
Кроме того, ребенок должен быть способен принимать помощь, правильно ее использовать, адекватно реагировать на неудачи. В противном случае неизбежны серьезные нарушения психологической и физиологической адаптации в школе.
Речь – важнейшей компонент в развитии ребенка. Нарушение речевого развития может привести к определенным трудностям при обучении в школе. Большое внимание, при подготовке детей к школе, следует уделять компонентам, характеризующим речевое развитие: умение подбирать соответствующую лексику, модифицировать слова, грамматически правильно строить предложения, правильно произносить построенное высказывание.
Для подобной деятельности необходимо хорошо развитое вербально-логическое мышление, позволяющее выполнять операции синтеза и анализа, которые потребуются ребенку в его дальнейшей учебной деятельности.
Кроме того, следует уделять внимание и развитию фонетико-фонематического восприятия. От развития этой функции зависит эффективность овладения звуко-буквенным анализом и синтезом, на основе которого построено обучение русскому языку.
Развитие мелкой моторики тесно связано с речевым развитием ребенка. Слово идет вслед за движением и чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше и быстрее будет протекать речевое развитие.
Кроме того, развитие мелкой моторики и графических умений влияет на процесс овладения письменной речью ребенка. От того, насколько хорошо ребенок держит ручку, умеет ли правильно, четко и ровно проводить горизонтальные и вертикальные линии, зависит скорость и качество овладения письмом.
Таким образом, уделив внимание особенностям функционального развития детей
на этапе дошкольного развития, мы поможем им избежать трудностей
в период обучения в школе.
Портрет будущего первоклассника
Рассматривая проблему школьных трудностей, нельзя обойти такой ее аспект, как готовность к школьному обучению. Готовность к школе – это тот уровень функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными, не приведут к нарушению здоровья ребенка и социально-психической адаптации, к снижению эффективности обучения. Вот основные положения, обеспечивающие успех адаптации учащихся к новым условиям. I. Социальное развитие 1.
Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет их характерные
признаки. VI. Личностное развитие
|
|
ПОРТРЕТ ИДЕАЛЬНОГО ПЕРВОКЛАССНИКА
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
Знает буквы.
Различает звуки на слух.
Большой запас слов.
Считает в пределах 10.
Имеет элементарный запас знаний по математике.
Умеет правильно держать ручку, карандаш.
Обладает навыком рисования карандашом.
Умеет обращаться со школьными принадлежностями.
Умеет приготовиться к уроку.
Обладает элементарными навыками самообслуживания (умеет самостоятельно переодеться, знает, где его вещи).
Аккуратен в одежде.
Воспитанный.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ
Устойчивое внимание.
Умеющий думать.
Умеющий делать выводы.
Умеющий фантазировать.
Наблюдательный.
Хорошо развита речь, умение выразить свои мысли.
Умеет ориентироваться на пространстве листа бумаги.
МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ
Настроен на обучение.
Готов к серьезной работе.
Учится с интересом.
Хочет узнавать новое.
Любит думать.
Аккуратный, бережно обращается со школьными принадлежностями.
Проявляет интерес к самым разнообразным вопросам жизни.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ
Способен управлять своим поведением.
Собранный.
Сосредоточен на выполнении задания не только интересного, но и очень нужного.
Умеет выдерживать напряжение в работе.
Способен сделать усилие воли.
Способен поставить "надо" выше желания "хочу".
Способен слушать и выполнять требования учителя.
Исполнительный.
Усидчивый.
Умеющий настроиться на работу, когда это необходимо.
КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ
Не боится вступать в новый коллектив.
Не боится обращаться с вопросами к учителю.
Понимает мимику учителя.
Умеет слышать интонацию голоса учителя.
Дорожит отношением к нему учителя.
С чувством дистанции к взрослым.
Ответственный за свои поступки.
Соблюдающий необходимые нормы приличия.
Умеет говорить свободно, не стесняясь.
Общительный.
Скромный в общении.
Эмоционально отзывчивый.
Уважающий себя.
Уважающий товарищей.
Уважающий родителей.
Добрый.
Отзывчивый к просьбам товарищей.
Анкета (10-19 баллов)
1. Имя, отчество, фамилия. (1)
2. Домашний адрес. (1) Телефон (2)
3. Сколько лет? (1) Когда родился? (2)
4. Сколько лет тебе будет через год? (1) Через два (2)
5. Детский сад посещал, какой? (1)
6. С кем живёшь? (1) Члены семьи (1)
7. Ф.И.О. родителей.(1)
8. Где работают? (1) Кем работают? (1)
9. Что знаешь о работе родителей? (2)
10. Чем любишь заниматься? (2)
Готовность к школе (10-38 баллов)
1.Какие знаешь буквы? Умеешь читать? (Прочитай) (5)
2.Один- два вопроса по тексту. (2) Пересказ (3)
3.Составление рассказа по сюжетной картинке.(3)
4.Знаешь стихи? Рассказать. (3)
5.Какие сказки знаешь? Рассказать.(3)
6.Отгадай слова из данных букв: елс, аелк, аязц, алси (по 1)
7.Графический диктант (по клеточкам). Продолжи (3)
Кругозор, осведомлённость (10-21 баллов)
1.Беседа о городе, стране, домашних животных.(3)
2. Какое сейчас время года? (1)
3.Сколько времён года? Назови.(2)
4.Сколько месяцев в году? (2)
5.От каких животных получают молоко? (2)
6.Что надо сделать, если порежешь палец? (2)
7.Для чего автомобилю тормоза? (2)
8.Из чего лучше строить дом : из кирпича или из дерева? Почему? (3)
9.Велосипед-это что? (2)
10.Пианино, скрипка – это что? (2)
Математические умения (8-15 баллов)
1.Счёт в пределах 10.(2)
2.Сравнение чисел (3)
3.Число ,стоящее: за, перед, между.(3)
4.Примеры на сложение и вычитание в пределах 10(3)
5.Задачи (всего? осталось?) (2)
6.Назвать геометрические фигуры, цвет (1).
Информация для родителей по ФГОС НОО:
Уважаемые родители!
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Что такое Федеральный
государственный стандарт начального общего образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской
Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и
представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации
основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО)
образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С
официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно
познакомиться на сайте Минобрнауки России:
http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html. Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223.
Какие требования выдвигает
новый ФГОС НОО?
Стандарт выдвигает три группы требований: Требования к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования; Требования к
структуре основной образовательной программы начального общего образования;
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального
общего образования.
Что является отличительной
особенностью нового Стандарта?
Отличительной особенностью нового стандарта является его
деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.
Система образования отказывается от традиционного представления результатов
обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают
реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу
начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта
являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные
умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД
предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных
учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания
конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной
программы начального общего образования задает деятельностный подход в
образовательном процессе начальной школы.
Важным элементом формирования
универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего
образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших
школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование
способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование
современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как
наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма
«Формирование ИКТ компетентности
обучающихся». Реализация
программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового
образовательного стандарта.
Какие требования к
результатам обучающимся устанавливает Стандарт?
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся,
освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку. Подробнее познакомиться с содержанием этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.
Что изучается с
использованием ИКТ?
Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду
с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор
текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в
профессиональной и личной жизни, понимают его возможности для создания и
редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого
компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.
Изучение окружающего мира предполагает не только
изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью
цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и
видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и
представляются в цифровом виде.
Изучение искусства предполагает изучение
современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой
фотографии, видеофильма, мультипликации.
В контексте изучения всех предметов должны широко
использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном
Интернете.
В современной школе широко применяется
проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством
реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в
которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о
школе, о своих интересах и увлечениях. Родители должны всячески стимулировать
детей к этой работе.
Интегрированный подход к обучению,
применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование
знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.
Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же
работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением
времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж,
описывающий картины природы, природные явления и т.п.
Что
такое информационно-образовательная среда?
Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются
составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для
информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют
контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут
взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители
должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку
учителя.
Что
такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как
урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по
направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Содержание занятий должно формироваться с
учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Во внеурочную деятельность могут входить:
выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные
занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и
коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке
устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые
консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий,
экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные
научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и
т.д.
Содержание внеурочной деятельности должно быть
отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не
входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и
внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется
с родителями обучающихся.
Обращаем ваше внимание на то, что каждое образовательное учреждение
самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная
неделя).
Продолжительность учебного года:
Продолжительность
каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах
устанавливаются дополнительные недельные каникулы
Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся
определяется учебным планом образовательного учреждения,
который предусматривает: обязательные учебные занятия, объемом 20 часов в
неделю;
внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 10 часов в
неделю.
Советы родителям
1. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы.
2. Не заучивайте азбуку наизусть. Не читайте по пять раз одно и то же. Прочитывайте книги вместе с ребёнком (три книжечки за неделю - достаточно).
3. Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это позволит освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут как бы стыковка математики и русского языка.
4. Приучайте детей к самообслуживанию : собрать портфель, завязать шнурки, одеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой … и многое другое в школе придется делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени.
5. Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением
6. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.
7. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже крошечный успех.
8. Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.
9. Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.
10. Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.