Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа с.Северный
Сарапульского района
Семинар-практикум
«Организация здоровьесберегающего педагогического процесса
в образовательном учреждении»
Цель: закрепить и углубить у педагогов знание терминов здоровьесберегающий процесс, здоровьесберегающие технологии. Повысить педагогическую компетентность педагогов в области здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в образовательном учреждении: детей, педагогов, родителей.
Оборудование: презентация, интерактивная доска. Материал для практической работы: бумага, цветные мелки, «Неоконченное предложение», «Ценности жизни, интеграция образовательной области «Здоровье». Раздаточный материал: приказ МО и Н РФ от 23.11.2009 года №655 «Об утверждении и введении в действие государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», алгоритм совместной физкультурно-оздоровительной работы ДОУ с семьей, таблица «Виды здоровьесберегающих технологий в образовании», рефлексия (таблица, цветок), памятки для участников.
(1 слайд)
«Организация здоровьесберегающего педагогического процесса
в образовательном учреждении»
Романова Светлана Викторовна
воспитатель МБОУ НОШ с.Северный
(2 слайд)
Деньги потерял – ничего не потерял,
Время потерял – много потерял,
Здоровье потерял – все потерял.
1).Введение в тему. Упражнение «Неоконченное предложение» (каждому участнику дается по 1 предложению и предлагается закончить их).
1.Здоровый человек это…
2.Когда я думаю о здоровье, то представляю себе…
3.Когда я думаю о здоровье, то мне хочется…
4.Для меня здоровье чужого ребенка…
5.В семьях моих воспитанников к ценности «здоровье» относятся…
6.Общение с родителями по планированию и проведению оздоровительной работы необходимо для…
7.Группа, в которой обеспечена здоровьесберегающая среда выглядит…
8.Использование индивидуального подхода к каждому ребенку необходимо для…
9.Наиболее значимые мероприятия, влияющие на здоровье дошкольников, которые Вы провели в последнее время…
10.Программа «Разговор о правильном питании» необходима для…
2). Упражнение «Ценности жизни»
А сейчас проранжируйте понятия по степени значимости для каждого из Вас, от 1 до 10 баллов.)
Активная деятельная жизнь
Здоровье (физическое и психическое)
Интересная работа
Любовь
Материально обеспеченная жизнь
Наличие хороших и верных друзей
Общественное признание (уважение)
Счастливая семейная жизнь
Творчество (возможности творческой деятельности)
Удовольствия (жизнь полная удовольствий)
3).Упражнение - рисунок «Здоровье и болезнь».
А теперь я предлагаю вам поработать в подгруппах и нарисовать здоровье и болезнь, так как вы их себе представляете. Время работы 2-3 минуты.
(3 слайд)
4).Здоровье – это многогранное, многоуровневое понятие. Согласно Уставу Всемирной Организации здравоохранения, понятие «здоровье» включает физический, психический и нравственный компоненты,
(4 слайд) Компоненты здоровья: физическое, психическое, социальное (диаграмма).
т.е. здоровье – это система нравственных ценностей и совокупность личных качеств человека, обеспечивающих ему полноценное существование и выполнение своих биологических и социальных функций.
В настоящее время и педагоги, и родители обеспокоены проблемой здоровья детей. По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми, сегодня, рождается не более 14% детей, т.е. большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни.
(5 слайд)
5).Формирование здоровья – процесс, регулируемый рядом факторов, они представлены на экране: по данным всемирной организации здравоохранения основные из них – образ жизни человека и состояние окружающей среды. А в восточном подходе основным фактором является образ мыслей.
Факторы влияния на здоровье 8 - 10% - успех медицины 15 - 20% - наследственность 20 - 25% - экология 50 - 55% - ЗОЖ (здоровый образ жизни) |
Восточный подход Образ мыслей – 70% Образ жизни – 20% Образ питания – 10%
|
(6 слайд)
6).В настоящее время доказано, что в целом здоровье человека на 50% определяется его образом жизни. Образ жизни включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. А ведь за всем этим стоит ЗОЖ – здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.
Уровень жизни – это степень удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей (в основном это экономическая категория).
Качество жизни характеризуется комфортом в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологическая категория).
Стиль жизни - поведенческая особенность жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается личность (социально – психологическая категория).
(7 слайд)
7).Я предлагаю для Вашего внимания 2 формулы здорового образа жизни, расшифруйте и поясните, как Вы их понимаете (работа в подгруппах):
· Интерес (мотивация) + дисциплина + пример взрослых + спорт = ЗОЖ
· Мотив + деятельность + осознанное отношение = ЗОЖ
Вывод
(8, 9 слайд)
8).Согласно федеральным и региональным законодательным актам право на охрану здоровья является как аспектом права на образование, так и самостоятельным правом и должно соблюдаться в семье и дошкольном образовательном учреждении.
«Здоровье человека – важный показатель его личного успеха», - утверждает Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа. Это положение стало одной из аксиом модернизации современной системы образования. Приоритет формирования ЗОЖ обозначен в перечне «Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года» и ряде других целеполагающих документов.
В свете изменения Закона РФ «Об образовании каждому педагогу вменяется в обязанность пропаганда ЗОЖ, а ФГОС уточняет, что это делается в основном через формирование у воспитанников культуры здорового и безопасного образа жизни.
В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основании приказа МО и Н РФ от 23.11.2009 года №655 (на столах у вас имеется этот документ - приложение №1). «Об утверждении и введении в действие государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение
(слайд 8 - экран) целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих
(слайд 9 - экран) задач:
-сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
-воспитание культурно-гигиенических навыков;
-формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
(10 слайд)
9).Интеграция образовательной области «Здоровье» (диаграмма). Упражнение «К какой области относится».
Задачи области «Здоровье» решаются почти через все остальные области. Как организуется интеграция, мы сейчас с Вами рассмотрим. У Вас на столах есть названия областей, а Вам необходимо определить, как происходит интеграции в определенной области.
«Физическая культура» (развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей).
«Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни).
«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья).
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека).
«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека).
«Труд» (накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда).
«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»).
«Художественное творчество» (использование продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»). Для проверки (11 слайд).
(12 слайд)
10).Важнейшим условием соблюдения права на охрану здоровья является комплексное внимание к состоянию здоровья детей со стороны воспитателей, родителей, медицинских работников. Поэтому работа в данном направлении построена по определенному алгоритму. У вас на столах имеется полный алгоритм с пояснениями (приложение №2).
Алгоритм совместной физкультурно-оздоровительной работы дошкольного образовательного учреждения с семьей может быть представлен следующим образом:
1. Анкетирование, опросы детей и родителей с целью выявления знаний и умений в области здорового образа жизни, организации питания и двигательной активности детей, выполнения режимных моментов в семье;
2. Посещение детей на дому с целью анализа условий для проведения физкультурно-оздоровительной работы и определения и с учетом этого путей и способов улучшения здоровья каждого ребенка в семье и дошкольном образовательном учреждении;
3. Совместно со специалистами детской поликлиники изучение состояния здоровья детей, анализ заболеваний за предыдущий период времени; участие медицинских работников, воспитателей и родителей в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;
4. Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
5. Создание в дошкольном образовательном учреждении и семье медико-социальных условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости у детей (создание зон различных видов физической активности, использование закаливающих процедур, разнообразных массажей, фито-, витамино-, водотерапии и т.п.);
6. Проведение целенаправленной работы с родителями: по пропаганде здорового образа жизни, необходимости выполнения общегигиенических требований, рационального режима дня, полноценного сбалансированного питания, закаливания, воздушного и температурного режима и т.д. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении: обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, массаж, разнообразные виды закаливания и т.д.); ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном образовательном учреждении, и обучение их отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапия, аромотерапия и т.д.);
7. Организация мероприятий по обмену опытом среди родителей (проведение фото-, видеоконкурсов на лучший спортивный уголок в семье. Интересных спортивных и подвижных игр с участием детей и взрослых, конкурсов, викторин и т.п.); освещение передового опыта семейного воспитания по физкультурно-оздоровительной работе в средствах массовой информации. Создание семейных клубов по интересам, газет, стендов для родителей и т.п.
11).Современный родитель стремится к диалогу, он хочет, чтобы его пожелания по воспитанию ребенка учитывались, его мнение было услышано, его взгляды были учтены в работе педагогов. Сделать это нелегко. Построение гармоничного адекватного взаимодействия с родителями требует много терпения, такта, мудрости.
Упражнение «Проблемы и пути решения». Сейчас я предлагаю Вам поработать в группах. На столах у Вас имеются бумага, напишите, пожалуйста, на одном листе проблемы взаимодействия с родителями в области оздоровления, а на другом пути их решения.
12).Здоровьесберегающий педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения в широком смысле слова – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
(13 слайд)
Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в образовательном учреждении: детей, педагогов, родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи;
применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья педагогов и валеологическому просвещению родителей.
13).У Вас на столах имеются таблицы, в которых определены виды здоровьесберегающих технологий. Данная таблица дает представление о системе внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, охватывающий всех участников воспитательно-образовательного процесса: педагогов, родителей, детей, медицинских работников, узких специалистов (инструктором по физической культуре, психологом) (приложение №3).
(14 слайд)
Виды здоровьесберегающих технологий в образовании
(классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решающих задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса)
1.Медико-профилактические технологии в образовании – технологии обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств:
- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по
оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей, физического развития. Закаливания;
- организация профилактических мероприятий в ОУ;
- организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
- организация здоровьесберегающей среды в ОУ.
2.Физкультурно-оздоровительные технологии в образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка; развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры детей, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической нагрузке и заботе о здоровье активности.
Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и педагогами в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами в разных формах организации педагогического: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком.
3.Здоровьесберегающие образовательные технологии в образовательном учреждении – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.
Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его. Обретение валеологической компетентности, позволяющей ребенку самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. К наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения детей. Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит и здоровью.
4.Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка. Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ОУ и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия ребенка. Реализация данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель, учитель и специалисты в текущем педагогическом процессе ОУ.
К этому виду технологий можно отнести технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ОУ.
5.Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов образовательного учреждения – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
6.Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий – обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников.
(15 слайд)
14).Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. В статье №18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
С этой позиции в центре работы по полноценному развитию и укреплению здоровья детей должны находиться семья и дошкольное учреждение. Проблема оздоровления, воспитания и развития – компания не одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа.
Принципы здоровьесберегающего педагогического процесса представлены на экране.
1.Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
2.Принцип педагогической поддержки – согласно, которому педагог, должен помогать ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе решения задач воспитания и обучения. Основной задачей для воспитателя становится решение совместно с ребенком сложной ситуации адекватными приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами.
3.Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества (воспитатель + специалисты + семья).
4.Принцип систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса.
5.Принцип синкретичности – объединение разнообразных методов здоровьесбережения и здоровьеобогащения, а так же объединение различных способов детской деятельности, позволяющих ребенку наиболее полно и самостоятельно проявлять себя, получая удовлетворение от познания и реализации своих возможностей, испытывая эмоциональный комфорт.
15).Какие здоровьесберегающие технологии Вы знаете, чем активно пользуетесь и нравится ли это детям, а какие хотели бы изучить и внедрить в свою работу. Для ответа на этот вопрос Вы можете использовать приложение №4 (таблица+текст).
(16 слайд) Технологии оздоровления детей. При организации здоровьесберегающего педагогического процесса можно использовать различные теххнологии оздоровления:
Эстетотерапия
Сила воздействия искусства на общее состояние и настроение человека и его благотворное влияние на здоровье были замечены еще в глубокой древности. Театр, музыка, изобразительное искусство призваны были способствовать укреплению здоровья людей и совершенствованию их духовных и физических сил. Достоинством всех методов лечения искусством является то, что они лояльны по отношению к ребенку, не травмируют его психику.
Сказкотерапия – через сказку лежит путь к сердцу ребенка. Истинные сказки исполнены огромного жизнеутверждающего смысла. Они формируют у ребенка фантазию, образность, истинность добра и зла, истинные эмоциональные переживания, уверенность в себе.
Арттерапия.
Замечательным инструментом является так называемая арттерапия, т.е. излечение искусством. Арттерапия создает условия для самопознания, саморазвития, самоутверждения, творческого самовыражения. Многими учеными получены данные подтверждающие позитивные изменения и состава крови, и дыхания, и общего состояния организма, и психики взрослого человека после занятий арттерапией. Арттерапия позволяет человеку освободиться от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным. Главное - разрешить самому себе встретиться с собственной силой, качественно отдохнуть и узнать о самом себе, людях и мире в целом что-то новое и интересное.
Музыкотерапия – эффективное воздействие на психоэмоциональный фон оказывают музыка и искусство вокала (пение). Сейчас музыкотерапия - лечение музыкой, широко входит в комплекс борьбы с нервно-психическими заболеваниями. Музыка как, пожалуй, никакое другое искусство. Может влиять на настроение, создавать его. А главное, музыка способствует созданию хорошего настроения. Возраст особого значения не имеет. Именно дошкольники активно реагируют на музыку.
Аниматерапия.
Велика роль домашних животных в психоэмоциональном развитии ребенка. Человек – часть природы, владеющий разумом. Люди вышли из животного мира, и животные являются для них примером выживаемости и адаптации к окружающему.
Цветотерапия.
Все цвета имеют свое излучение, у каждого цвета – своя длина волны, способная нести свою информацию, по-разному воздействуя на различные органы человека. Соответственно, оказывая влияние цветом на тот или иной орган, можно лечить его, наполнить силой и здоровьем.
Цвет воздействует не только на физическое, но на психическое здоровье. Флоротерапия
Растения. Они окружают нас в природе и дома. Они нас волнуют и успокаивают. Положительно влияют на психоэмоциональное состояние. Растительный мир не только обогащает, но и облагораживает наш внутренний мир, снижает негативные эмоции, агрессивные импульсы. Постоянное общение ребенка с природой формирует сферу эмоциональных чувств ребенка. Одновременно растения радуют нас не только формой и цветом, но и своим ароматом, благоуханием, которые оказывают положительный эффект на здоровье.
Ароматерапия.
Издревле люди использовали ароматические средства для лечения болезней. Ароматерапия начиналась со сжигания ароматических трав и растений. Постепенно были выработаны и другие формы, позволяющие «удерживать» ароматы и пользоваться ими по мере надобности.
Псхогимнастика.
То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не надо. Важно, чтобы методами психопрофилактикии и психокоррекции владели не только педагоги-психологи, но и воспитатели использовали их в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные особенности и проблемы. В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко – психогимнастика как метод практической психокоррекции. Хотя именно она наиболее доступна в применении для воспитателей и психологов, так в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Упражнение «Здоровый человек». Подумайте, пожалуйста, и создайте некий идеальный образ здорового человека, за 1 столом – ребенка, а за 2 столом – взрослого, немного разделив понятия: педагог и родитель, который может получиться в результате систематической, планомерной работы со всеми участниками образовательного процесса: педагогами, родителями и детьми. Какими бы стали дети, что бы они знали, умели, делали. Ну и соответственно взрослые: родители и педагоги.
16).Рефлексия (обратная связь).
1.Таблица.
2.Цветок.
А сейчас я предлагаю провести рефлексию. Раскрасьте, пожалуйста, лепестки у цветка в соответствующие цвета, а в общей таблице, поставьте в каждой клеточке баллы от 1 до 5, в соответствии с тем какие чувства Вы сегодня испытывали в течение проведенного мероприятия.
План семинара-практикума
Добрый день уважаемые коллеги и гости. Тема нашего семинара-практикума «Организация здоровьесберегающего педагогического процесса в образовательном учреждении» и для того, чтобы войти в тему мы проведем первое упражнение.
1.Упражнение «Неоконченное предложение» (выполняется в кругу).
2.Упражнение «Ценности жизни» (выполняют индивидуально за столами).
3.Рисунок «Здоровье и болезнь» (работа в подгруппах).
4.Понятие «Здоровье»
5.Факторы, влияющие на здоровье.
6.Категории образа жизни.
7.Формула ЗОЖ.
8.Цели и задачи области «Здоровье»
9.Интеграция области «Здоровье» (работа в подгруппах).
10.Алгоритм работы образовательного учреждения с семьей.
11.Проблемы и пути устранения (работа в подгруппах).
12.Понятие «Здоровьесберегающие технологии».
13.Виды здоровьесберегающих технологий.
14.Принципы здоровьесберегающего процесса.
15.Используемые здоровьесберегающие технологии (работа в подгруппах).
16.Рефлексия (индивидуально и в общей таблице).
В ароматерапии широко используется эфирное масло «апельсин». Этот аромат повышает настроение, устраняет депрессию, печаль, тревогу. Помогает росту оптимизма, веры в свои силы, обаяния. Нормализует сон.
Также свое влияние на здоровье имеет цвет пищи. Оранжевая пища – это здоровье и жизненная сила, великолепный источник витамина С, который содержится, в частности, в цитрусовых. Оранжевые продукты могут помочь облегчить боли любого происхождения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.