Конспект сказкотерапевтического занятия "Белоснежка и семь гномов"
Оценка 4.7

Конспект сказкотерапевтического занятия "Белоснежка и семь гномов"

Оценка 4.7
docx
08.02.2020
Конспект сказкотерапевтического занятия "Белоснежка и семь гномов"
Конспект сказкотерапевтического занятия Белоснежка и семь гномов.docx

Государственное общеобразовательное автономное учреждение

Амурской области

«Свободненская специальная (коррекционная) школа – интернат»

 

 

Сказкотерапия как метод развития коммуникативных умений и навыков воспитанников с ОВЗ

 

 

Занятие по сказке

«Белоснежка

и семь гномов»

Картинки по запросу картинки белоснежка с гномами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовили и провели:                                                                                                  воспитатель высшей квалификационной категории Иванова Елена Викторовна;

 

март 2018 г.

Сказкотерапия для подростков.

Занятие по сказке «Белоснежка и семь гномов»

(развитие коммуникативных умений и навыков воспитанников с ОВЗ)

 

Пояснительная записка

Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок или подросток, читая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется, и ту же самую сказку он может понять по-другому.

Поскольку сказка – многогранный материал, ее можно применять в психологической работе, используя тот ракурс, который наиболее соответствует психокоррекционным и психодиагностическим целям.

Данный сказкотерапевтический тренинг предназначен для проведения в группе подростков.

 

Цель: способствовать развитию коммуникативных умений и навыков личности.

Задачи:

• Способствовать раскрытие личностного потенциала и самореализации;

• Помочь овладеть приемами коммуникативного общения;

• Способствовать духовному развитию, поиску смысла и предназначения жизни.

Формы и методы работы: Каждое занятие имеет следующую структуру:

• Ритуал «входа» в сказку;

• Повторение того, что делали в прошлый раз;

• Расширение представлений участников о чем-либо;

• Закрепление: приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка.

• Интеграция: связь нового опыта с реальной жизнью;

• Резюмирование;

• Ритуал «выхода» из сказки.

Программа предполагает индивидуальную и групповую формы работы, включает следующие возможности работы со сказкой:

• Использование сказки как метафоры;

• Рисование по мотивам сказки;

• Обсуждение поведения и мотивов действия персонажа;

• Проигрывание эпизодов сказки;

• Творческая работа по мотивам сказки.

 

Категория участников: Тренинг рассчитан для подростков 11-15 лет. число участников – 8.

Занятие по сказке «Белоснежка и семь гномов»

Цель: Способствовать раскрытию личностного потенциала и коммуникабельности.

 

 

Упражнение 1. Приветствие.

Цель: знакомство участников друг с другом

Инструкция: Каждый член группы пишет свое имя на небольшом листе бумаги и прикрепляет его с помощью булавки на груди. Затем, встав в круг, участники тренинга по очереди произносят свои имена, сопровождая их характерным для себя жестом, определенным движением. Все остальные повторяют услышанное имя и жест каждого представившегося члена группы.

 

Упражнение 2 «Передача предмета»

Цель: создания в группе дружелюбного, эмоционально теплого настроения Инструкция: Какой-либо предмет (игрушка, сувенир, сказочный символ, соответствующие теме сказки, с которой группа познакомится на этом занятии) передается по кругу с добавлением дружеских слов, приветствий, пожеланий.

Например: «…(имя), я желаю тебе гармонии (уверенности в себе, радости и т. п.)».

Игра продолжается до тех пор, пока предмет не обойдет по кругу всех участников тренинга и не вернется к ведущему.

 

Упражнение 3. «Сороконожка»

Цель: Обучение взаимодействию со сверстниками, сплочение коллектива.

Инструкция: Все участники встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде тренера или ребенка-ведущего сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями (это могут быть стулья, строительные блоки и т. д.) и выполняет другие задания. Главная задача – не разорвать единую цепь, сохранить сороконожку в целости.

 

Упражнение 4. Вхождение в сказку

Цель: Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку.

Материалы: Небольшие дуги – воротики или детские стулья (примерно 12 штук), плотная длинная ткань или одеяла, маленькая лампа, небольшой кусок неплотной ткани, для того чтобы закрыть лампу.

Инструкция: Дуги-воротики расставляются друг за другом, образуя «Волшебный Тоннель». Сверху они накрываются одеялами или плотной тканью. Итак, у тоннеля есть вход и выход. На расстоянии примерно 60 см от выхода помещается на полу или на низкой подставке небольшая лампа. Лампа устанавливается так, чтобы свет от нее был виден участнику, только когда он заползет в тоннель. Чтобы свет не бил в глаза, сверху лампа накрывается тканью. Таким образом, участник может "войти" в сказку через "Волшебный Тоннель".

 

 

 

Упражнение 5. «Правила Волшебной страны»

Цель: выработка правил и норм для продуктивной работы в группе, создание рабочей атмосферы.

Инструкция: Под руководством ведущего члены группы знакомятся с правилами сказочной жизни, которые являются примерно такими же, как и правила любого психотерапевтического тренинга, а именно: конфиденциальность, доверие, Я-высказывания, возможность сказать «нет», активность и т. п. Желательно, чтобы все правила были записаны в сказочной форме.

 

Упражнение 6. Работа по сказке «Белоснежка и семь гномов»

Цель: обсудить характеры героев сказки; способы построения общения Белоснежки с гномами, учитывая их индивидуальность характеров.

Инструкция: Ведущий зачитывает отрывки из сказки с описанием каждого гнома группа вспоминает каким образом Белоснежка снискала любовь и доверие каждого из них. Затем участники по одному предлагают свою версию выстраивания отношений в группе гномов

Обсуждение:

• Почему Белоснежка быстро стала любимицей гномов?

• Знакома ли вам такая ситуация и те чувства, которые испытала героиня сказки?

• Что помогало Белоснежке устроить свою жизнь у гномов?

• Как это происходило?

• Чему мы можем научиться у этой сказки?

• Нарисуйте самую яркую картину этой сказки. Домашнее задание.

 

Упражнение 7. «Какой я есть и каким бы я хотел быть?»

Цель: диагностика своих индивидуальных особенностей, осмысление различий между реальным и желаемым «я», проявление неосознанных представлений о себе, получение обратной связи каждым участником тренинга.

Инструкция: Игра выполняется пантомимически. Каждый участник дважды появляется перед группой. Без слов, мимически и пантомимически, возможно также неартикулярными звуками, участник тренинга демонстрирует «какой он есть», а затем – «каким он хотел бы быть». После того как все участники выполнили задание, начинается обсуждение. Сначала высказываются участники тренинга, потом – ведущий. Ведущий стимулирует обсуждение следующих вопросов:

• Что вы почувствовали, когда увидели представление?

• Что вас удивило?

• Какие различия вы заметили между «я» реальным и «я» желаемым?

 

 

 

 

Упражнение 8. «Аплодисменты по кругу»

Цель: завершение занятия на позитивной доброжелательной ноте.

Инструкция: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихо, а затем становятся все сильнее и сильнее».

Ведущий начинает хлопать в ладоши, глядя на одного из участников группы и постепенно подходя к нему. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

 

Выход из сказки

Цель: Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.

Инструкция: Участники вновь проходят через "Волшебный Тоннель". В сказку и из сказки есть только одна "дверь". Это некоторый "сказочный" закон, который определенным образом нормирует участников.


 

Государственное общеобразовательное автономное учреждение

Государственное общеобразовательное автономное учреждение

Сказкотерапия для подростков.

Сказкотерапия для подростков.

Упражнение 1. Приветствие. Цель: знакомство участников друг с другом

Упражнение 1. Приветствие. Цель: знакомство участников друг с другом

Упражнение 5. «Правила Волшебной страны»

Упражнение 5. «Правила Волшебной страны»

Упражнение 8. «Аплодисменты по кругу»

Упражнение 8. «Аплодисменты по кругу»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2020