Государственное общеобразовательное автономное учреждение
Амурской области
«Свободненская специальная (коррекционная) школа – интернат»
Сказкотерапия как метод развития коммуникативных умений и навыков воспитанников с ОВЗ
Занятие по сказке
«Белоснежка
и семь гномов»
Подготовили и провели: воспитатель высшей квалификационной категории Иванова Елена Викторовна;
март 2018 г.
Сказкотерапия для подростков.
Занятие по сказке «Белоснежка и семь гномов»
(развитие коммуникативных умений и навыков воспитанников с ОВЗ)
Пояснительная записка
Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок или подросток, читая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется, и ту же самую сказку он может понять по-другому.
Поскольку сказка – многогранный материал, ее можно применять в психологической работе, используя тот ракурс, который наиболее соответствует психокоррекционным и психодиагностическим целям.
Данный сказкотерапевтический тренинг предназначен для проведения в группе подростков.
Цель: способствовать развитию коммуникативных умений и навыков личности.
Задачи:
• Способствовать раскрытие личностного потенциала и самореализации;
• Помочь овладеть приемами коммуникативного общения;
• Способствовать духовному развитию, поиску смысла и предназначения жизни.
Формы и методы работы: Каждое занятие имеет следующую структуру:
• Ритуал «входа» в сказку;
• Повторение того, что делали в прошлый раз;
• Расширение представлений участников о чем-либо;
• Закрепление: приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка.
• Интеграция: связь нового опыта с реальной жизнью;
• Резюмирование;
• Ритуал «выхода» из сказки.
Программа предполагает индивидуальную и групповую формы работы, включает следующие возможности работы со сказкой:
• Использование сказки как метафоры;
• Рисование по мотивам сказки;
• Обсуждение поведения и мотивов действия персонажа;
• Проигрывание эпизодов сказки;
• Творческая работа по мотивам сказки.
Категория участников: Тренинг рассчитан для подростков 11-15 лет. число участников – 8.
Занятие по сказке «Белоснежка и семь гномов»
Цель: Способствовать раскрытию личностного потенциала и коммуникабельности.
Упражнение 1. Приветствие.
Цель: знакомство участников друг с другом
Инструкция: Каждый член группы пишет свое имя на небольшом листе бумаги и прикрепляет его с помощью булавки на груди. Затем, встав в круг, участники тренинга по очереди произносят свои имена, сопровождая их характерным для себя жестом, определенным движением. Все остальные повторяют услышанное имя и жест каждого представившегося члена группы.
Упражнение 2 «Передача предмета»
Цель: создания в группе дружелюбного, эмоционально теплого настроения Инструкция: Какой-либо предмет (игрушка, сувенир, сказочный символ, соответствующие теме сказки, с которой группа познакомится на этом занятии) передается по кругу с добавлением дружеских слов, приветствий, пожеланий.
Например: «…(имя), я желаю тебе гармонии (уверенности в себе, радости и т. п.)».
Игра продолжается до тех пор, пока предмет не обойдет по кругу всех участников тренинга и не вернется к ведущему.
Упражнение 3. «Сороконожка»
Цель: Обучение взаимодействию со сверстниками, сплочение коллектива.
Инструкция: Все участники встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде тренера или ребенка-ведущего сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями (это могут быть стулья, строительные блоки и т. д.) и выполняет другие задания. Главная задача – не разорвать единую цепь, сохранить сороконожку в целости.
Упражнение 4. Вхождение в сказку
Цель: Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку.
Материалы: Небольшие дуги – воротики или детские стулья (примерно 12 штук), плотная длинная ткань или одеяла, маленькая лампа, небольшой кусок неплотной ткани, для того чтобы закрыть лампу.
Инструкция: Дуги-воротики расставляются друг за другом, образуя «Волшебный Тоннель». Сверху они накрываются одеялами или плотной тканью. Итак, у тоннеля есть вход и выход. На расстоянии примерно 60 см от выхода помещается на полу или на низкой подставке небольшая лампа. Лампа устанавливается так, чтобы свет от нее был виден участнику, только когда он заползет в тоннель. Чтобы свет не бил в глаза, сверху лампа накрывается тканью. Таким образом, участник может "войти" в сказку через "Волшебный Тоннель".
Упражнение 5. «Правила Волшебной страны»
Цель: выработка правил и норм для продуктивной работы в группе, создание рабочей атмосферы.
Инструкция: Под руководством ведущего члены группы знакомятся с правилами сказочной жизни, которые являются примерно такими же, как и правила любого психотерапевтического тренинга, а именно: конфиденциальность, доверие, Я-высказывания, возможность сказать «нет», активность и т. п. Желательно, чтобы все правила были записаны в сказочной форме.
Упражнение 6. Работа по сказке «Белоснежка и семь гномов»
Цель: обсудить характеры героев сказки; способы построения общения Белоснежки с гномами, учитывая их индивидуальность характеров.
Инструкция: Ведущий зачитывает отрывки из сказки с описанием каждого гнома группа вспоминает каким образом Белоснежка снискала любовь и доверие каждого из них. Затем участники по одному предлагают свою версию выстраивания отношений в группе гномов
Обсуждение:
• Почему Белоснежка быстро стала любимицей гномов?
• Знакома ли вам такая ситуация и те чувства, которые испытала героиня сказки?
• Что помогало Белоснежке устроить свою жизнь у гномов?
• Как это происходило?
• Чему мы можем научиться у этой сказки?
• Нарисуйте самую яркую картину этой сказки. Домашнее задание.
Упражнение 7. «Какой я есть и каким бы я хотел быть?»
Цель: диагностика своих индивидуальных особенностей, осмысление различий между реальным и желаемым «я», проявление неосознанных представлений о себе, получение обратной связи каждым участником тренинга.
Инструкция: Игра выполняется пантомимически. Каждый участник дважды появляется перед группой. Без слов, мимически и пантомимически, возможно также неартикулярными звуками, участник тренинга демонстрирует «какой он есть», а затем – «каким он хотел бы быть». После того как все участники выполнили задание, начинается обсуждение. Сначала высказываются участники тренинга, потом – ведущий. Ведущий стимулирует обсуждение следующих вопросов:
• Что вы почувствовали, когда увидели представление?
• Что вас удивило?
• Какие различия вы заметили между «я» реальным и «я» желаемым?
Упражнение 8. «Аплодисменты по кругу»
Цель: завершение занятия на позитивной доброжелательной ноте.
Инструкция: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихо, а затем становятся все сильнее и сильнее».
Ведущий начинает хлопать в ладоши, глядя на одного из участников группы и постепенно подходя к нему. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Выход из сказки
Цель: Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.
Инструкция: Участники вновь проходят через "Волшебный Тоннель". В сказку и из сказки есть только одна "дверь". Это некоторый "сказочный" закон, который определенным образом нормирует участников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.